муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16»
села Александровского Александровского округа
Ставропольского края
Обобщение опыта работы по теме
«Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников»
Учитель начальных классов МОУ СОШ №16
Алексишина Людмила Алексеевна
Ноябрь, 2022 год
Каждый сумеет закончить с легкостью фразу древнегреческого философа Плутарха: «Ученик – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь». Мудрость обитателей степи гласит: «Можно привести коня на водопой, но нельзя заставить его напиться». Эта пословица отражает основной принцип обучения - можно создать все необходимые условия для обучения, но само познание произойдет только тогда, когда ученик захочет узнать. Как же пробудить в каждом ребенке любознательность и жажду знаний? Как зажечь этот огонь? Как помочь формированию учебной мотивации? Как сделать так, чтобы ученик чувствовал себя нужным на каждом этапе урока, был полноценным членом единой команды класса?
Объём школьных знаний велик, а быть пассивным объектом обучения ребенку неинтересно. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду. Покажи – и я запомню. Дай попробовать – и я пойму.»
Не секрет, что мы запоминаем: 10% того, что мы читаем, 20 % того, что мы слышим, 30 % того, что мы видим, 50% того, что мы видим и слышим, 70% того, что мы говорим, 90% того, что мы говорим и делаем.
По такому принципу в основу обучения положена собственная активная познавательная деятельность ребенка. Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников».
Цель: раскрытие системы работы по активизации учебной деятельности учащихся начальных классов через использование и внедрение инновационных образовательных технологий в учебный процесс.
Задачи:
создавать педагогические ситуации общения на уроках, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, творчество;
активизировать познавательную деятельность учащихся;
содействовать созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса, создавать ситуацию успеха на уроке;
повышать учебную мотивацию;
обеспечивать деятельностный характер учения через включение учащихся в самостоятельное познание окружающего мира, овладение практическими способами работы с информацией;
стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться получить неправильный ответ.
Предполагаемые результаты:
Повысится учебная мотивация, познавательный интерес учащихся.
Появится подлинный интерес к познанию окружающего мира.
У школьников развиваются такие способности как самостоятельность, творчество, инициативность.
Повышение динамики качества обучения.
Обучение в начальной школе вмещает в себя очень большой объём знаний. Данные знания необходимо дать детям не только в теоретическом виде, но и отработать определённые умения и навыки. Для успешного обучения современного ребёнка необходимо создание определённых условий на уроке, которые способствуют развитию интереса к процессу обучения, формированию мотива деятельности учащихся и активизации познавательной деятельности. Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики. Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.
Познавательная активность есть сложный феномен человеческой личности, структура которого определяется характером взаимосвязи основных составляющих: эмоционально-волевой, сенсорной и когнитивной. Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
В современной начальной школе ребенка недостаточно обучить только чтению, счету и письму. Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: «Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Ребенка необходимо обеспечить новыми умениями, важнейшее из которых - это умение учиться, а также сформированная сознательная мотивация к обучению, самоорганизация и саморазвитие.
То есть истина не должна преподноситься «на блюдечке». Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.
Активизация познавательной деятельности, активизация внимания - эти задачи ставит перед собой каждый учитель, идущий на урок. Успешное решение этих задач невозможно без поиска методов развития познавательного интереса, так как урок без них может стать скучным и малоэффективным.
Как известно, усвоение любого материала трудно дается школьникам, если они выступают в роли пассивных слушателей. Наоборот, при самостоятельной работе учащиеся с большим интересом и меньшими сложностями осваивают этот же материал.
Следовательно, задача учителя – постараться построить изучение учебного материала на уроках так, чтобы большая часть его была освоена школьниками самостоятельно.
«Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, - все, что может сделать учитель, это указать дорожки», считал английский писатель Ричард Олдингтон.
Решению этой задачи в достаточной мере помогает использование в учебном процессе инновационно-педагогических технологий.
«Инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение.
Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, нововведений.
Из инновационных направлений выделяем педагогические технологии (образовательные технологии).
Образовательная технология – это система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.
Преимущества педагогических технологий
В условиях классно-урочной системы технологии легко вписываются в учебный процесс;
Позволяют достигать поставленных программой целей по конкретному учебному предмету;
Обеспечивают внедрение основных направлений педагогических стратегии;
Обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;
Обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг другу;
Это особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
Это чёткая организация на развитие творческой деятельности;
Это мониторинг (своевременный промежуточный и итоговый контроль достижений учащихся).
Сущность инновационных образовательных технологий выражается в том, что изменяется характер и способ образования. Наряду с развитием умственного потенциала учащихся происходит личностное развитие, т.е. сам процесс образования предполагает иную позицию учителя и ученика в образовании: они выступают как равноправные участники образовательного процесса.
Обучение - это всегда двусторонний процесс, именно поэтому, мне, никогда не бывает скучно, хотя я из года в год рассказываю об одном и том же. Мои ученики всегда реагируют по-разному, они также влияют на меня, заставляя задуматься о своих методах, приёмах, обновлении материала и о многом другом.
В поисках решения проблемы я использую в своей педагогической деятельности личностно-ориентированный и системно-деятельностный подход в обучении, который реализую через внедрение информационно-коммуникативных технологий, проектного обучения, технологии проблемного обучения, коллективной деятельности, игровых технологий и при помощи здоровьесберегающего подхода.
Переход к обновлённой системе начального образования требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде.
В связи с этим возникла необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность на уроке.
Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством диалога с учителем. «Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам» - говорил Сократ. Для того чтобы он «додумался», захотел учиться нужна положительная мотивация.
Формирование мотивации – это не «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На практике формирование мотивов учения - это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера учащихся, он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов и технологий.
В своей работе для формирования учебно-познавательной мотивации учащихся начальных классов я использую технологию проблемного диалога. Умственное развитие характеризуется не только объёмом и качеством усвоенных знаний, но и структурой мыслительных процессов, системой логических операций и умственных действий, которыми владеет ребёнок. И от того, насколько грамотно используются инновационные технологии в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе.
Проблемно-диалогическая технология
Цель: научить самостоятельно решать проблемы.
Средство: открыть знания вместе с детьми
Традиционный урок | Проблемно-диалогический урок |
1.Тема: «Сегодня мы будем изучать…» | 1. Постановка проблемы: «С одной стороны…, но с другой стороны…», «Что удивляет? В чём затруднение?» Какой возникает вопрос? Что надо узнать?..» |
2.Объяснение учителя: «Итак, слушайте внимательно…» | 2.Поиск и нахождение решения: «Определите сами…» «Сделайте вывод…» «Как мы можем ответить на наш вопрос?..» |
3.Заучивание материала: «Выучи…», «Перескажи…», «Повтори…» | 3.Создание продукта: «Придумай схему…» «Зарифмуй правило …» |
Технология проблемно-диалогического обучения готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности: дети усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по- своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер.
В самом определении «проблемно–диалогическое обучение» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной программы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.
Я хочу поделиться опытом работы над технологией проблемного диалога в рамках программы «Школа России».
Из всех методов технологии проблемно-диалогического обучения на уроках чаще всего предпочтение отдаю побуждающему и подводящему диалогам. Диалоги побуждающий и подводящий по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.
Побуждающий диалог состоит из отдельных реплик, которые помогают ученику осуществить творческую деятельность и поэтому развивают творческие способности учащихся.
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и соответственно развивает логическое мышление учеников, обеспечивают учебную мотивацию.
«Окружающий мир» А.А. Плешаков. Тема: «Красная книга. Будь природе другом.», 2 класс.
| Анализ | Учитель | Ученики |
Постановка проблемы | Побуждение к осознанию. | – Внимательно рассмотрите книгу. Прочитайте её название. | -Почему «Красная»? (Проблемная ситуация.) |
| Побуждение к осознанию. | -Что символизирует красный цвет? - Какой возникает вопрос? | -Стоп! -Опасность! -Какая опасность? |
| Побуждение к проблеме. | Выявите проблему для животных и растений. | Кто подвергается опасности? Почему? |
| Подведение к вопросу. Вопрос. | Фиксирует вопрос на доске. | Что сделать, чтобы список растений и животных в Красной книге не пополнялся? |
Для уроков окружающего мира наиболее характерной является проблемная ситуация с одновременным предъявлением двух противоречивых фактов, теорий, мнений.
Тема урока «Кто такие рыбы? (Урок в 1 классе)
1)Речные рыбы; 2)Морские рыбы.
После чего учитель произносит следующие реплики диалога:
- Что вас удивило?
- А почему рыбы делятся на две группы?
- Какой возникает вопрос?
-Какие рыбы относятся к речным, а какие - к морским?
На уроке математики при знакомстве с уравнениями можно предложить решить записанное на доске уравнение. Ученики не могут выполнить задание, включающее новый материал. Возникает проблемная ситуация с затруднением, и поэтому диалог будет другим: «Вы смогли выполнить задание? Нет? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?»
Однако реальный урок – это не только методы, но еще формы и средства обучения. Установлены взаимосвязи проблемно-диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной. Например, обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь», литературное чтение. 3 класс.
Постановка проблемы (даётся практическое задание): написать сценарий праздника «Первый снег».
- Вы смогли выполнить задание?
- Нет. Мы не умеем писать сценарии,
- Что вызвало затруднение?
- Какой возникает вопрос?
- Как составить план праздника, если мы ещё не выполняли подобного задания.
Решение проблемы.
Проблемный урок сначала накрывает школьника волной интереса к новому материалу, а затем дарит ему острую радость самостоятельного открытия знаний. Для ребят это «учение с увлечением», значительно снижающее нервные нагрузки.
Результативность:
- повышается интерес к учебе;
- обеспечивается развивающий эффект и мотивация учения;
- не допускается переутомления на уроке;
- обеспечивается атмосфера сотрудничества учителя и ученика;
- развитие речи, логического мышления.
«Образование вне диалога превращается
в искусственную, мёртвую систему». М. М. Бахтин
Вести диалог – значит искать истину.
Учебный диалог - это не только форма, но и способ отношений. Он позволяет быть услышанным; главное не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. В диалоге осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение, сопереживание.
Использование проблемно-диалогической технологии при введении нового знания требует от учителя интеллектуально-творческих усилий, увеличение затрат времени на подготовку урока, ведь проблемный диалог каждый раз надо придумывать. Но всё это окупается тем, что данная технология является результативной, поскольку обеспечивает глубокое усвоение знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей.
Активное использование в учебном процессе информационно-коммуникативной технологии повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс, разнообразить его, стимулирует познавательный интерес учащихся, увеличивает эффективность самостоятельной работы.
Использую информационно-коммуникативные технологии на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности:
Провожу уроки с использованием компьютерных презентаций.
Использую программы для демонстрации наглядного материала.
Использую интерактивные тренажеры.
Думаю, что не только у меня почти к каждому уроку есть презентация или обучающее видео, музыкальное сопровождение и физкультминутки.
Использование ИКТ позволяет проводить уроки:
на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка);
обеспечивает наглядность;
привлекает большое количество дидактического материала;
повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).
Применение ИКТ:
расширяет возможность самостоятельной деятельности;
формирует навык исследовательской деятельности;
обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
а, в общем, способствуют активизации учебной деятельности и повышению качества образования.
Учитель, использующий в своей работе ИКТ, перестал быть для ученика единственным источником информации, носителем истины и становится партнёром ребёнка в процессе обучения.
Технологию проектного обучения - эта технология на сегодняшний день считается актуальной, ведь необходима переориентация обучения, о чём и говорится в стандартах второго поколения. Проектная деятельность в начальной школе - это одно из направлений современных педагогических технологий.
Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами». Выясним, достаточно ли развиты у младших школьников необходимые качества и умения? Готовы ли дети этого возраста к такой деятельности? Ответ: конечно же, нет! Нужна поэтапная работа по обучению этому виду деятельности. И прежде чем учить этому детей, мы – педагоги -должны сами освоить эту интересную и эффективную технологию. К изучению этой технологии я подходила долго и упорно. Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения. Эта деятельность неразрывно связана с творческой деятельностью. К творческой деятельности учащихся надо готовить. Творчеству надо учиться с самого раннего возраста и этому можно научиться. На первом этапе внедрения проектного метода основная роль принадлежит учителю.
Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, формирует самооценку. Эта деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе ее осуществления учащиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками, взрослыми. В проектной деятельности школьников приобретение знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе работы над проектом.
В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы:
мотивационный (учитель создаёт положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают свои идеи);
подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий);
информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизировано хранить и использовать ее.
Основные виды представления информации – это записи, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат.
Включать школьников в проектную исследовательскую деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. В начале – доступные творческие задания, выполняемые на уроках обучения грамоте, окружающего мира, технологии. А уже в 3-4 классах учащиеся должны выполнять довольно сложные проекты. Темы детских проектных работ я выбираю из содержания учебных предметов.
Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных занятий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие (3-4 класс). Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.
Я считаю, что нужно на родительских собраниях разъяснять родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней. Можно выпустить «Памятки для родителей, чьи дети выполняют проект».
Первые проекты моих первоклассников были посвящены темам «Моя малая родина», «Мой класс и моя школа», «Моя семья», «Мои домашние питомцы». Защита проходила в присутствии своих одноклассников. Дети очень волновались. Проекты оформляли по-разному, кто - то в бумажном варианте, а кто-то использовал страницы печатной рабочей тетради. От урока к уроку, от проекта к проекту дети набирались опыта, развивалась их речь, память, учились оценивать себя и выступление одноклассников. После изучения алфавита мы начали создавать «свою» азбуку, т.е. готовиться к коллективному проекту «Город букв». Дети делали портрет любимой буквы. Они делали её из пластилина, бумаги, ткани, проволоки. Подбирали слова на эту букву, придумывали предложения. Каждый из них представил свою букву.
Очень интересным был проект «Загадки». Ребята провели работу по сбору загадок. Каждый оформил свой отдельный альбом. Загадки сопровождались рисунками - подсказками. Некоторые ребята представили загадки собственного сочинения. И им это удалось.
В своей работе я использую следующие типы проектов: творческие, ролевые, игровые, информационные, исследовательские, социальные.
Цели и задачи проектной деятельности:
- вовлечение каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера, в различные виды деятельности;
- развивать умение проектировать свою деятельность; развивать устойчивый интерес к книге – источнику знаний, умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширять кругозор, повышать эрудицию; развивать фантазию, воображение;
- воспитывать способность к взаимопониманию, интерес к творческим усилиям товарищей, а также личную ответственность за выполнение коллективной работы, умение предъявлять свою работу другим;
- привлечь к участию в школьной жизни членов семьи.
Творческие проекты позволяют ребенку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности. Например, проекты «Орнаменты и узоры на посуде» (математика, 2 класс), «Дом, в котором я хочу жить» (технология. 3 класс). «Семья слов» (русский язык, 3класс), «Сочинение волшебной сказки» (литературное чтение, 3 класс), «Математические сказки». Ребята оформили сборники таких сказок.
Там, где находится место сказке, там всегда царит хорошее настроение. Творческий процесс, знакомый ребенку с раннего детства, и умение работать, создают условия, так необходимые для успешной учебы в школе. Даже самые маленькие достижения порождают в ученике веру в свои возможности. Это позволяет привить ребенку вкус к самостоятельным рассуждениям, которые способствуют развитию мышления, и стимулирует мыслительный процесс.
Ролевые, игровые проекты позволяют младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать таким образом мир, учиться строить взаимоотношения в нем (например, проекты «Авторская экологическая сказка «Как стать человеком?», «Мы идём в театр».
Имеет место в моей работе технология использование игр и игровых форм организации учебной деятельности. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Высоко оценивая значение игры, В.А.Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В дидактических играх ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Однако не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра обучающего характера сближает новую, познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе.
Познавательные игры дают возможность решать сразу целый ряд задач обучения и воспитания.
Во-первых, они таят огромные возможности для расширения объема информации, получаемой детьми в ходе обучения, и стимулируют важный процесс – переход от любопытства к любознательности.
Во-вторых, являются прекрасным средством развития интеллектуальных творческих способностей.
В-третьих, снижают психические и физические нагрузки.
В познавательных играх нет прямого обучения. Они всегда связаны с положительными эмоциями, чего нельзя порой сказать о непосредственном обучении. Познавательная игра – не только наиболее доступная форма обучения, но и, что очень важно, наиболее желаемая ребенком. В игре дети готовы учиться сколько угодно, практически не уставая и обогащаясь эмоционально. В-четвертых, в познавательных играх всегда эффективно создается зона ближайшего развития, возможность подготовить сознание для восприятия нового. О.С. Газман выделяет следующие требования, предъявляемые к использованию познавательных игр:
1. Игра должна соответствовать имеющимся у детей знаниям. Задачи, для решения которых у детей нет никаких знаний, не вызовут интереса и желания их решать. Слишком трудные задачи могут отпугнуть ребенка. Здесь особенно важно соблюдать возрастной подход и принцип перехода от простого к сложному. Только в этом случае игра будет носить развивающий характер.
2. Интерес к играм, требующим напряженной мыслительной работы, есть далеко не у всех детей, поэтому предлагать такие игры следует тактично, постепенно, не оказывая давления, чтобы игра не воспринималась как преднамеренное обучение. Игровые ситуации используются главным образом для того, чтобы дети хорошо понимали смысл задачи. Отдельные игровые элементы включаются как надежные стимулы интереса к учению, выполнению конкретного учебного задания. Загадочные названия дидактических игр помогают мобилизовать внимание детей, меньше утомляют, создают положительные эмоции на уроке и способствуют прочному усвоению знаний. Но ценность дидактической игры необходимо определять не по тому, какую реакцию она вызывает со стороны детей, а надо учитывать, насколько она эффективно помогает решать учебную задачу применительно к каждому ученику. Использование дидактических игр приносит хорошие результаты, если игра полностью соответствует целям и задачам урока и в ней принимают активное участие все дети. Играя с увлечением, они лучше усваивают материал, не устают и не теряют интереса. В процессе игры у детей формируются общеучебные умения и навыки, в частности умения контроля и самоконтроля, формируются такие черты характера, как взаимопонимание, ответственность, честность.
Мои дети не только умеют разгадывать ребусы и кроссворды, но и научились их самостоятельно выполнять. Я использую в своей работе много игр со словами. Например, игра «Живые буквы», «Что в шоколадке?», «Буква заблудилась», «Составь цепочку слов». Игра «Пройди мимо поста» (математика) помогает эффективно и с помощью детей организовать проверку на уроке. Для проведения игр я активно использую наглядный материал, настольные игры, с которыми можно работать нестандартно. Пособия, изготовленные детьми (например, кубики с точками).
Разноуровневое обучение
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
Также я использую технологию коллективной деятельности.
Достаточно часто я даю детям задания, которые нужно выполнять в группах, так как она обеспечивает развитие самостоятельности учащихся, навыка ведения дискуссии, умения публично отстаивать свою позицию, и в тоже время действовать, как часть слаженного коллектива, уметь договариваться и идти на разумный компромисс. Ведь любой, нарушающий правила работы в группе, мешает своей команде достичь успеха, что видно очень наглядно.
Например, у каждого ребенка в группе есть своя пословица. Нужно вместе выбрать только одну, имеющую отношение к теме урока. Группа, которая не смогла договориться, не справилась с заданием. При работе по теме «Растения» мы провели викторину «Что? Где? Когда?», дети - против учителя. Самым приятным для меня оказалось то, что при подведении итогов каждая команда набрала баллов меньше меня, но все вместе - больше! Это и создание ситуации успеха для каждого ребенка, и напоминание о том, что один в поле не воин, а вместе они - сила! Уже в 1 классе большинство детей освоили правила работы в команде, научились правильно распределять роли без помощи педагога, помогать тем, кто слабее.
Разумеется, мы регулярно проводим работу в парах. На уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики уже имеют запас информации. Позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся. Применение парной формы на уроках приобретения новых знаний даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.
Например, по математике нам тяжелее всего далась тема «Уравнения». И для закрепления я дала такое задание: составить свое уравнение. Затем решить уравнение соседа и ВМЕСТЕ проверить, получилось ли решить его правильно, а если нет, то почему. А на уроке русского языка дети с увлечением вместе составляли пары сказочных героев, отрабатывая навык написания имен собственных с большой буквы.
Обязательным считаю применение здоровьесберегающих технологий, которые формируют у учащихся осознанную потребность в ведении здорового образа жизни (использование физминуток, психологических тренингов, динамических пауз, зарядки для глаз, дыхательной гимнастики. Систематическая и целенаправленная работа с использованием здоровьесберегающих технологий помогает мне добиваться глубоких и прочных знаний, а главное вызывает интерес к учению.
Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.
Считаю, что наша задача сегодня - научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья. Свои уроки стараюсь строить, ставя перед собой и учениками именно эту цель: как сохранить и укрепить здоровье?
Для этого использую приемы здоровьесберегающих технологий:
1. Проведение утренней зарядки
2. Создание ситуации выбора и успеха. Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата уроках и внеклассных мероприятиях также играет важную роль.
Использование приемов рефлексии.
-Что на вас произвело наибольшее впечатление?
- Что получилось лучше всего?
- Какие задания показались наиболее интересными?
- Что вызвало затруднения?
- Над чем хочется поразмышлять?
- Какой совет дали бы себе?
- Кому захотелось сделать комплимент?
- Пригодятся ли вам знания сегодняшнего урока в дальнейшем?
4. Проведение физкультминуток.
5 .На родительских собраниях обсуждаю темы « Телевизор и компьютер в жизни ребенка», «Как предупредить переутомление? Режим дня»
6. Учащиеся всегда принимают участие в Днях здоровья.
Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья. «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым»,- говорил Ж.-Ж. Руссо.
Подготовить урок с использованием той или иной технологии не всегда просто для учителя. Зачастую это требует много времени, подготовки большого количества материала. Не всегда такой урок проходит гладко, особенно в процессе апробирования, когда ищешь оптимальные варианты использования технологий в учебном процессе, подбираешь их в соответствии с возрастными особенностями учащихся, темой урока, имеющимся материалом. Но, как правило, урок, проведенный с применением технологии, оправдывает себя, так как позволяет максимально включить учащихся в процесс урока, мотивирует их на самостоятельную работу и, что, наверное, самое главное, позволяет достигнуть качественного усвоения учебного материала.
Мои наблюдения за учащимися показывают, что грамотно построенные уроки не вызывают у детей нервных перегрузок. Наоборот, положительный настрой, интерес к познанию, к мыслям друг друга – все это сводит до минимума неизбежную усталость от работы и не вызывает негативного отношения к учебе. Спокойное и уверенное самочувствие ребенка в классе является основным показателем здоровьесберегающего характера обучения. Что, в свою очередь, приведет каждого учителя к реализации главной цели – повышения качества образования ученика, и соответственно, будет способствовать реализации задач стандартов нового поколения. И, давайте будем помнить, что без преодоления трудностей нельзя воспитать думающего, самостоятельного человека!
Результатом использования современных образовательных технологий считаю: стабильное качество знаний по предметам (61-75%) и стопроцентную успеваемость в классе. Сосредотачивая усилия на повышении качества и эффективности учебной и воспитательной работы средствами инновационных технологий, я привлекаю учащихся к участию в предметных олимпиадах, творческих интеллектуальных конкурсах, что способствует развитию познавательных интересов, активности и творческих способностей учащихся.
Результатом своей работы вижу и положительную динамику в формировании познавательных действий: дети научились самостоятельно работать, не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы, у наименее успешных детей не выработалась отрицательная оценка мотивации к учебе. Дети учатся с удовольствием, у них выработалась адекватная самооценка и положительная учебная мотивация. Кроме этого у ребят сформировались познавательные и учебные интересы, они задают массу вопросов, поиск ответов на которые – совместная деятельность учителя и учеников, они спорят, отстаивая свою точку зрения, но умеют и принять сторону другого ученика, если не правы.