СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование интерактивной доски на уроках литературы и во внеклассной работе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы по повышению мотивации обучающихся к чтению.

Просмотр содержимого документа
«ид»

Алфимова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Курбакинская СОШ»


Использование интерактивной доски на уроках литературы и во внеклассной работе


Уважаемые коллеги! Мы столкнулись с реальностью «нечитающих детей». Вместо книжек у них - Интернет, гаджеты, смартфоны. Хотя отовсюду они слышат «читай», да и сама книга в ярких обложках и с заманчивыми иллюстрациями так и просится в руки. А интерес к ней всё падает и падает.

Так ли это? Решили выяснить мои выпускники, работая над проектом «Читаем курское…».


В итоге выяснилось, что школьники и некоторые жители нашего посёлка читают, но мало.

Как же повысить мотивацию обучающихся к чтению на уроках литературы и во внеклассной работе?

Технологических приёмов и средств много. Но я хочу остановиться на использовании интерактивной доски. Важным её свойством является мультимедийность. На доске можно не только показывать статические изображения, но и демонстрировать слайд-шоу, воспроизводить анимацию и видеоролики, то есть использовать как экран. Не буду далее говорить о её уникальности, а поделюсь с вами опытом применения «этого чуда».

Помимо готовых электронных учебных пособий, я пробую себя в качестве «творца». Некоторые разработки представляю вашему вниманию.

Дети охотно отзываются на интерактивные викторины. Я даю задания, которые обуславливают необходимость обратиться к жизни и творчеству определённого писателя.


Начинается викторина с 3-его слайда. 1-й слайд – титульный лист, 2-ой – содержание. При щелчке по любому пункту содержания мы сразу же переходим на интересующий нас слайд.

Вы видите интерактивную викторину для шестиклассников. Школьники читают информацию о писателе и отвечают на вопрос (О ком идёт речь?) Если затрудняются, то по щелчку появляются годы жизни писателя. Следующая подсказка - портрет. Затем ответ проверяется: появляется фамилия, имя, отчество писателя.




















Анимированные кроссворды способствуют внимательному прочтению произведений, усвоению тех или иных знаний.

Я пользуюсь как простыми, так и более сложными вариантами анимации. Самый простой – это когда слово закрывается цветным прямоугольником, который исчезает по щелчку.





















Больших усилий требует кроссворд с триггерами. С его помощью в игровой форме каждый ребёнок может выходить к доске и выбирать себе номер вопроса, вместе с ним появляется задание. Привлекает школьников элемент неожиданности, некоторой соревновательности в том, кто лучше и быстрее ответит на вопрос.






















Каким будет кроссворд, зависит от фантазии и усидчивости учителя. Но занятие интересное: и создавать, и разгадывать!



Технологический приём сорбонки давно известен педагогам. А её анимированный вариант помогает сделать процесс запоминания более привлекательным и разнообразным. Объектами запоминания по литературе могут быть даты, иллюстрации, слова, любые наглядные пособия.
























На слайде представлены ответы.



От словосочетания «магические» квадраты сразу веет волшебством. «Магические квадраты» - это таблица чисел, в которых суммы чисел в каждой строке, в каждом столбце и в каждой из двух диагоналей равны между собой. Согласно легенде, во времена правления императора Ю (ещё до нашей эры) из вод Хуанхе всплыла священная черепаха, на панцире которой были начертаны таинственные иероглифы. Эти значки известны под названием ло-шу. Они равносильны магическому квадрату. А само название пришло от арабов, которые видели в этом чудесное и мистическое, считали их талисманами.

Конечно, этот приём характерен для уроков математики. Я попробовала использовать его как на уроках русского языка, так и литературы. Вы видите, что у меня получилось.



















Школьников привлекает яркость, оригинальность, загадочность. Это создаёт предпосылки для чтения произведений художественной литературы, развивает мышление, познавательную активность.

Тестовые задания, которые я разрабатываю, развивают самоконтроль и самостоятельную деятельность школьников по применению полученных знаний на уроках литературы и во внеурочной работе. Без внимательного прочтения произведения с такими тестами справиться невозможно. Для создания и проведения тестирования, выставления отметки по указанной теме и шкале я использую программу МуТеst X. Она поддерживает несколько независимых друг от друга режимов: обучающий, монопольный, свободный, штрафной.

В штрафном режиме у тестируемого отнимаются баллы. Но если он не знает ответа на предложенное задание, то его можно пропустить. При этом баллы не отнимаются и не прибавляются.

В свободном режиме тестируемый может выполнять задания в любой последовательности, переходить (возвращаться) к любому заданию самостоятельно.

В монопольном режиме окно программы занимает весь экран и его невозможно свернуть.

В обучающем режиме тестируемому выводятся на доску сообщения об ошибках.

Программа работает с девятью типами заданий. В одном тесте можно использовать все типы сразу, можно только один, можно несколько.

Данный тест представлен пятью типами:

1. Установление порядка следования.

2. Одиночный выбор.

3. Ручной ввод пропущенной фразы.

4. Ручной ввод слова.

4. Указание на истину или ложь.

При завершении работы на экране появляется информация о работе над тестом, табличка с его результатами в числовом и графическом (диаграмма) выражении с указанием полученной оценки.

























Повысить мотивацию обучающихся к чтению позволяют интерактивные игры. Например, свой вариант телевизионной игры Что? Где? Когда?, которую придумал в 1975 году телеведущий Владимир Яковлевич Ворошилов. Сущность игры заключается в противостоянии команды Знатоков (игровой команды из шести человек) команде Телезрителей  Знатоки должны за одну минуту найти ответ на вопрос, присланный (условно) телезрителем. За каждый правильный ответ команда Знатоков получает 1 балл, в случае неверного ответа балл начисляется команде Телезрителей. Игра ведётся до шести баллов. Если во время оглашения ведущим вопроса знаток понял ответ на него, он может подать знак (поднять руку), после чего капитан команды до начала обсуждения вопроса, сообщает, что ответ готов. Если ответ оказывается верным, у команды появляется возможность взять дополнительную минуту обсуждения. Количество минут зависит от количества досрочно данных верных ответов, и команда может взять больше одной дополнительной минуты подряд.

По окончании игры объявляются результаты и лучший игрок.   

                     

















Игра «Умники и умницы» состоит из 5 номинаций: «Няне», «Конёк-горбунок», «Бородино», «Муму», «Никита». В каждой номинации по 5 вопросов. Вопросы разделены на 5 уровней сложности от 10 до 50 баллов. В игре принимают участие 3 человека.

Основная цель участников игры – ответить на большее количество вопросов и заработать большее количество баллов.

Игрок выбирает номинацию и вопрос. Даёт на него ответ. Ответ проверяется. Если он верный, то игрок получает право выбрать следующий. В случае неверного ответа баллы снимаются. Второй игрок получает право ответить на прозвучавший вопрос. Если в течение 10 секунд на вопрос никто не отвечает, то открывается ответ. Происходит переход хода. Игра продолжается до тех пор, пока не будут разыграны все вопросы. Победителем является тот, кто набрал большее количество баллов.






















Повысить мотивацию обучающихся к чтению, привлечь их внимание к той или иной книге можно при помощи создания и демонстрации буктрейлеров. Я провожу конкурсы на их лучшее создание.

Уважаемые коллеги! Я познакомила вас с некоторыми приёмами работы на интерактивной доске, которые помогают мне повысить мотивацию обучающихся к чтению. Такая работа, конечно же, даёт свои результаты.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!