МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Отдел методики преподавания
учебных дисциплин
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ
МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
Силиной Оксаны Викторовны,
слушателя курсов повышения квалификации
учителей химии, биологии и экологии,
учителя ГОУ ЛНР «Краснодонская средняя
общеобразовательная школа № 1
имени А.М. Горького»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Сравнительный анализ традиционного и интерактивного обучения….5
1.2 Актуальность внедрения интерактивных методов обучения в современном образовании……………………………………………………..7
РАЗДЕЛ 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ
2.1 Метод "Ассоциации"……………………………………………………….9
2.2 Метод "Микрофон"………………………………………………………....10
2.3 Метод "Мозговой штурм"…………………………………………………11
2.4. Дидактические игры………………………………………………………12
2.5. Технология проблемного обучения……………………………………..19
2.6. Кейс-технологии…………………………………………………………..21
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….30
ВВЕДЕНИЕ
Во многих странах мира давно понимают, что будущее за той цивилизацией, которая по максимуму обеспечит развитие интеллектуального и творческого потенциала своих граждан.[8]
Образование - одна из важнейших сфер человеческой деятельности и определяющий фактор развития человечества. Известно, что основной формой организации учебной деятельности была классно-урочная система, и образовательная модель, которая базировалась на приоритете простого усвоения и воссоздания информации. Сегодня они перестали удовлетворять потребность общества, устарели и нуждаются в совершенствовании.[7]
Как же провести современный урок? Как донести сегодня, в наше нелегкое во всех отношениях время, азы науки? Только путем активности, самостоятельности учеников, только путем поиска новых форм и методов обучения, только путем высокой требовательности к себе.[11]
Проблема над которой я работаю: "Формирование ключевых компетенций обучающихся через умение использовать теоретические знания в своей практической деятельности". Поэтому в решении своей педагогической проблемы, считаю актуальным внедрение интерактивных методов обучения, потому что главная задача обучения заключается в том, чтобы не просто сообщить ученикам определенный объем готовых знаний, а научить их приходить к нужным выводам самим в процессе активного творческого поиска; научить учеников не просто запоминать и воссоздавать информацию, но и уметь использовать её в повседневной жизни; сформировать навыки самостоятельной и активной работы на уроках и во время подготовки к ним.
Целью работы является обзор ключевых понятий обозначаемой проблемы, их место и роль в современной школе.
На основе выше сформулированной цели перед нами появляются такие задачи:
Определить и проанализировать наиболее перспективные педагогические технологии, которые широко применяются в учебном процессе.
Проработать научно-педагогическую литературу по проблеме интерактивных методов обучения.
Рассмотреть, какие интерактивные методы обучения используются на уроках химии в современной школе.
1. Интерактивные методы обучения как условие повышения качества образования
1.1 Сравнительный анализ традиционных и интерактивных методов обучения
К сожалению, как показывают исследования, традиционное обучение имеет существенные недостатки: общий темп изучения материала находится на среднем уровне; ученики получают знания в готовом виде через учителя без опоры на самостоятельную работу; доминируют словесные методы преподавания материала, который создает объективные предпосылки рассеивания внимания; возникают сложности самостоятельной работы учеников с учебником; доминируют нагрузки на память учеников, потому, что необходимо воспроизводить учебный материал (у кого память лучше, тот более успешно воспроизводит, но в будущей профессиональной деятельности эти методы заучивания и точного воспроизведения информации не будут применяться); ученик не подготовлен к тем формам работы, которые встречаются в реальной жизни (умение находить необходимую информацию для определенного решения проблемы, умения находить самостоятельное творческое решение в сложных условиях). [10]
Целью современного общего образования является усвоение обучающимися базовых образовательных компетенций, которые обеспечат формирование основных образовательных навыков учебной деятельности, развитие у обучающихся познавательных и коммуникативных способностей, приобретения основ культуры поведения [7,9].
Сравним традиционные и интерактивные технологии учебы (таблица 1) [8].
Таблица 1
Сравнительный анализ традиционных и интерактивных технологий
Характеристика | Особенности технологий обучения |
традиционные | интерактивные |
Место и роль учителя в образовательном процессе | Субъект, определяющий все аспекты процесса обучения | Субъект, инициирующий процесс обучения и привлекает к нему обучающихся |
Место и роль обучающихся в образовательном процессе | Восприятие, усвоение и воспроизведение информации, которую дал учитель | Активное усвоение знаний, которые получил из различных источников |
Методы управления процессом обучения | Тоталитарное или авторитарное | Демократическое |
Проблемы процесса обучения | В лучшем случае описываются проблемы или проблемне ситуации | Обучение происходит в основном на примерах и в условиях проблемных ситуаций |
Уровень контроля за процесссом обучения | Формальные, не личностно-ориентированные формы контроля. Жесткий контроль | Гибкие личностно-ориентированные формы контроля, обучение учеников самоконтролю и рефлексии |
Результаты обучения | Совокупность знаний, умений и навыков | Формирование компетенций |
Из таблицы мы видим, что в традиционном обучении внимание акцентируется на запоминании и воспроизведении информации, а интерактивные технологии обучения направлены на развитие творческого мышления ученика, формирование его коммуникативных умений и практической подготовке к активной жизнедеятельности в постоянно изменчивой социальной среде.[10]
1.2. Актуальность внедрения интерактивных методов обучения в современном образовании
Если проанализировать содержание традиционных занятий, то большую часть их занимает деятельность учителя: опрос, закрепление знаний или контроль. Учитель говорит 70% времени, причем значительное количество этого времени теряется на поддержание дисциплины и на запись материала под диктовку. Поэтому обучающиеся воспринимают материал пассивно, теряя интерес к предмету, однообразие резко снижает их познавательную деятельность. Как выйти из такого положения? Как вызывать у детей интерес к учебному предмету и превратить аудиторию с пассивными наблюдателями на активных участников занятий? Как сделать педагогическое взаимодействие наиболее успешным и результативным на всех уровнях учебного процесса? Для решения этих и многих других вопросов уже давно используются во всем мире нетрадиционные интерактивные методы и формы работы, которые раскрывают и развивают способности, склонности и таланты каждого ученика.[1]
Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» – «взаимный», «act» – действовать.
Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося. А интерактивными технологиями являются такие, в которых ученик выступает в постоянно изменяющихся субъектно-объектных отношениях относительно обучающей системы, периодически становясь ее автономным активным элементом.[3]
Интерактивное обучение – это погружение в общение. Оно сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса. Изменяются только формы - с транслирующих на диалоговые (обмен информацией, основанный на взаимопонимании и взаимодействии). [1]
Интерактивные технологии способствует не только повышению качества знаний, но и повышению работоспособности, трудовой активности учащихся, ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную самостоятельность, что и делает продуктивным сам процесс обучения.[5]
Цели интерактивного обучения:
• создание комфортных условий обучения, условий, при которых ученик чувствует свою успешность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
• организация и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.
• исключение доминирования как одного выступающего, так и одного мнения над другими. обучение критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения,
• получение навыков участия в дискуссиях, общения с окружающими [2].
Интерактивные технологии - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющем, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания.
Роль учителя в интерактивных уроках, как правило, сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Для этого необходимо тщательно разработать план урока (как правило, это совокупность интерактивных упражнений и заданий, в ходе работы над которыми ученик изучает материал). Самой общей задачей учителя в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение).
— направление и помощь процессу обмена информацией;
– выявление многообразия точек зрения;
– обращение к личному опыту участников;
– поддержка активности участников;
– соединение теории и практики;
– взаимообогащение опыта участников;
– облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;
– поощрение творчества участников [5].
2. Использование интерактивных методов обучения на уроках химии
Интерактивные методы обучения я использую на разных этапах урока. В зависимости от интерактивных форм ученик учится прорабатывать информацию, делать опорные схемы и конспекты, передавать свои знания другим, выражать собственное мнение, решать и составлять разнообразные разноуровневые задания, оценивать самостоятельно работу свою и других учеников.
Начиная работать в 7 классе, я постепенно ввожу элементы интерактивного обучения, начиная с самых простых интерактивных технологий, таких, как мозговой штурм, работа в парах и малых группах, открытый микрофон и другие. В современном образовании есть разнообразные интерактивные методы обучения, которые можно использовать на разных этапах урока. Я хочу остановиться на некоторых из них, которые наиболее часто использую в своей практической деятельности.
2.1. Метод "Ассоциации"
Химия очень тесно связана с бытом, промышленностью и сельским хозяйством, потому очень удачным есть метод "ассоциации". Он позволяет воспринимать науку и жизнь как одно целое, которое является очень важным для повышения заинтересованности учеников в предмете.[4]
Например, при изучении в 7 классе темы: "Атомы, молекулы, ионы", ученики уже кое-что знают об атоме. Я предлагаю выяснить это с помощью ассоциаций со словом атом, и выходит небольшая ассоциативная схема, которую записываю на доске.
Второй пример. Скажите, какую ассоциацию вызывает у вас слово "вода". Дети отвечают по цепочке. Важно, чтобы ассоциации не повторялись.
2.2. Метод "Микрофон"
Метод может применяться в начале или конце урока. Это способ дать понять каждому ученику, что он может из урока что-нибудь полезное для себя показать, что можно смело высказывать собственное мнение, говорить, как о личных успехах, так и неудачах.[6]
Суть метода — ученики по очереди дают ответы на вопросы. Для разрядки ситуации можно использовать игрушечный микрофон или передавать любой предмет, договорившись, что он будет играть роль громкоговорителя. Желательно, чтобы каждый ученик имел возможность высказаться.
Вопросы можно разбить по уровням сложности, сначала используя сильных учеников и постепенно переходя к более слабым детям и легким вопросам. Можно дать по вопросу каждому ряду или варианту или предоставить ученикам возможность самостоятельно выбирать, о чем они хотят рассказать[8].
Например, во время изучения в 7 классе темы "Чистые вещества и смеси" предлагается вопрос: - Какое вещество называется чистым веществом? - Что такое смесь? - Как классифицируют смеси? - Приведите примеры смесей. - Какие способы разделения смесей вы знаете? Во время использования этой технологии ответы не комментируются и не оцениваются.
Ещё пример, в 7 классе, изучая тему "Физические и химические явления» используя этот метод, пытаюсь связать его с повседневной жизнью учеников: "Я корреспондент канала Луганск 24. Наш репортаж из школы № 1 города Краснодона. Мы продолжаем программу "Явления химические и физические в нашей жизни". Я предлагаю свои вопросы ученикам 7 класса:
- Вы завтракали сегодня?
- На плите кипела вода. Какое это явление?
- В чашку с чаем положили кусочек лимона? Что произошло? О чем свидетельствует?
- На сковороде жарится омлет. Как вы считаете, какое это явление?
- На нашей одежде грязное пятно. Грязь очистили механическими движениями. Какое это явление?
- На одежде пятна от чая. Вы удаляете их с помощью стирального порошка. Какое это явление? Почему?
- Что происходит, если в комнате распылить парфюм? Почему? Какое это явление?
2.3 Метод «Мозговой штурм»
Метод мозгового штурма является одним из способов поиска новых идей. Он представляет собой способ решения проблемы или задачи на базе стимулирования творческой активности. В ходе проведения мозгового штурма участники высказывают большое количество вариантов решения, а затем из высказанных идей отбираются наиболее перспективные, удачные, практичные. Его применение способно значительно повысить активность всех школьников, так как в работу включаются все ребята. В ходе работы дети получают возможность продемонстрировать свои знания и задуматься о возможных вариантах решения задачи. При этом они учатся коротко и максимально четко выражать свои мысли, анализировать их. Метод мозговой атаки предполагает объединение усилий нескольких участников, и возможность развивать идеи друг друга.[7]
При изучении темы «Бытовая химия» можно использовать метод «Мозговой штурм», в процессе которого ученики охарактеризуют понятие и предложат следующие доводы: облегчает жизнь в быту, вредная для здоровья, опасна для окружающего мира, содержит ядовитые вещества, можно отравиться. На основе предложенных идей можно не только дать толкование термину, но и выдвинуть проблемные вопросы для творческих проектов.
При изучении темы «Металлы», обучающимся можно предложить перечислить где применяют металлы.
2.4. Дидактические игры
Важная задача учителя химии в 7-ом классе, когда дети еще только начинают изучать химию – заинтересовать их нелегким предметом. Возрастные особенности семиклассников такие, что игра еще остается для большинства из них основным способом общения, получения информации, потому целесообразно проводить дидактичные игры в группах и парах. Стоит отметить, что и ученики 8-9 классов тоже воспринимают игру с большим любопытством и интересом[9].
На своих уроках я использую химические карты. Например, в 7 классе – символы химических элементов; в 8 классе - название кислот, название солей; в 10 классе – гомологический ряд алканов.
Для повышения мотивации обучения и активизация познавательной деятельности обучающимся можно предложить вопросы викторины:
Вопросы викторины. «Классы неорганических соединений»
Кислота тепла боится, быстро в воду превратится.
Самой сильной из кислот имя галоген дает.
Капля воды попала на кусок и превратилась в кипяток.
Молоко не скисло, на стене повисло.
Природной соли маленький кусок отвечать урок помог.
Стояла решетка, на солнце покрылась, но дождик прошел и она растворилась.
Порознь каждый ядовит, вместе будет - аппетит.
Расскажите в чем тут дело: гасили то, что не горело?
На полях они витамины, а на складе вроде мины.
Только в воду соль попала, холодней в стакане стала.
Красив, наряден карбонат, ему строитель очень рад.
Поташ, селитру, сильвинит, какой металл объединит?
Для развития логического мышления и познавательного интереса детям можно предложить разгадать кроссворды и ребусы.
Кроссворд по теме «Металлы»
1. Способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ.
2. Металл, который при низких температурах способен изменять свою аллотропную модификацию, превращаясь в серый мелкокристаллический порошок.
3. Элементарные частицы, придающие металлам свойство электропроводности.
4. Один из наиболее твердых металлов.
5. Самый неэлектропроводный и тугоплавкий металл.
6. Самый пластичный металл
7. Самый легкий металл.
8. Металл, из которого отливают колокола, благодаря его способности хорошо звенеть.
9. Металл, который при обычных условиях является жидкостью.
10. Наиболее блестящий и электропроводный металл.
11. Металл, имеющий наибольшую плотность.
Разгадай ребус
Вопрос: Название каких веществ зашифрованы? (Никель; Азот)
Для актуализации опорных знаний детям можно предложить игру «Третий лишний».
Даны три вещества, определить какое из них лишнее, обосновать:
- Fe, S, Al (S – неметалл)
-Na, K, Ca (Ca – находится во II гр., главной подгруппе; щелочно-земельный металл)
-NaCl, HCl, P (P – простое вещество)
-S, CO, Ag (CO – сложное вещество)
- H2SO4, H2S, HNO3 (здесь 2 варианта: H2S – бескислородная кислота; HNO3 – одноосновная кислота)
Другие примеры дидактической игры "Третий лишний":
1. Протоны, Нейтроны, Электроны. (Протоны, нейтроны - нуклоны ядра)
2. Золото, молоко, воздух. (Воздух, молоко - смеси, а золото – простое вещество)
3. Масло с водой, воздух, бульон. (Масло с водой, бульон –неоднородная смесь, воздух - однородная смесь)
4. Гелий, Натрий, молоко. (Гелий и Натрий - химические элементы, молоко - смесь)
Для мотивации учебной деятельности и развития творческого мышления учеников использую загадки по химии.
Вещество известное –
Нужное, полезное!
Мы на химии его
Называем «аш два о»
Ответ: Вода
И деревьям, и цветам,
И животным тут и там,
Нужен он на свете всем,
Съесть его нельзя совсем.
Ель, сосна,
И кедр, и пихта
Выделяют круглый год
Этот газ прозрачный, чистый
Под названием ……
Ответ: Кислород
Слепоту он вызывает –
Каждый школьник это знает.
Очень вреден, ядовит
И ужасен этот спирт!
Ответ: Метанол
Очень вреден винный спирт –
Знает каждый ученик.
Пить его совсем не надо,
Вы запомните, ребята!
Лучше молоко коровье –
Оно полезней для здоровья!
Играйте в прятки и в футбол,
Но не пейте ….
Ответ: Этанол
В честь него был назван век,
Он в крови у нас у всех,
В космосе метеорит
Его содержит, и летит.
Ржавчина его съедает.
Кто металл этот не знает?
Ответ: Железо
Раны смазываем мы
Его раствором спиртовым,
А в условиях обычных
Твердый он, что непривычно,
И к возгонке он способен,
Переходит в пар легко
Фиолетового цвета.
Что за галоген же это?
Ответ: Йод
В воздухе он главный газ,
Окружает всюду нас.
Угасает жизнь растений
Без него, без удобрений.
В наших клеточках живет
Важный элемент …
Ответ: Азот
Лакмус будет в них краснеть,
Растворяться — цинк и медь.
А мелок в них, посмотри,
Вмиг пускает пузыри!
И опасны для работы
Эти жгучие …
Ответ: Кислоты
Вы, ребята, мне поверьте —
Этот газ вполне инертен
Он спокойный и ленивый,
В трубках светится красиво.
Для рекламы нужен он,
Незаметный газ …
Ответ: Неон
Природной соли маленький кусок
Отвечать урок помог.
Ответ: Мел
Игра "Исправь ошибки".
На этапе закрепления знаний ученикам можно предложить предложения с ошибками. Ошибки необходимо найти и исправить.
1. Вещество состоит из молекул, а те, в свою очередь, - из протонов. (Атомов)
2. Атом состоит из протонов и электронной оболочки. (Ядра)
3.Заряд нейтрона - положительный. (Отсутствует)
4. Самый распространенный элемент во Вселенной - Гелий. (Водород)
5. Заряд ядра атома обуславливают электроны. (Протоны).
Игра "Верю - не верю"
Эту игру можно использовать как на этапе актуализации опорных знаний, так и на этапе закрепления полученных знаний.
Из предложенных утверждений выберите правильные.
1. Химия - это наука, которая изучает химические вещества.
2. Вещество состоит из молекул, молекулы - из атомов.
3. Атомы состоят из ядра и положительно заряженной электронной оболочки.
4. В состав ядра входят протоны и нейтроны.
5. Протон имеет позитивный заряд.
6. Атом в целом электронейтрален.
При обобщении знаний по теме «Основные классы неорганических веществ» можно предложить ребятам поиграть в игру «Химический поезд».
На столе лежит химический поезд с «вагонами»: «Оксиды», «Гидроксиды», «Кислоты», «Соли». А также карточки «пассажиры» - формулы веществ. Каждой команде необходимо быстрее заполнить вагоны «пассажирами». А также дать названия веществам.
1 команда: CaO, N2O3, H2SO4, H2CO3, Fe(OH)2, KOH, K3PO4, Na2CO3.
2 команда: CO2, Fe2O3, HCl, H3PO4, Cu(OH)2, NaOH, BaSO4, CaCO3.
3 команда: MgO, P2O3, H2SO4, H2SiO3, Ca(OH)2, LiOH, K2SO4, MgCO3.
4 команда: ZnO, P2O5, HNO3, H2CO3, Mg(OH)2, Fe(OH)3, CuSO4, NaNO3.
2.5. Технология проблемного обучения
Технология проблемного обучения предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитием мыслительных способностей. Проблемные ситуации на уроке могут возникать самым неожиданным образом. Таким образом, ученик сам для себя созидает знания, так возникает интерес не просто к предмету, а к самому процессу познания.[1,6]
На обобщающем уроке по теме «Первоначальные химические понятия» (7 класс) можно дать следующее задание:
Из приведенного ниже перечня выпишите отдельно названия веществ и названия тел, соблюдая порядок, в котором они написаны. Составив слово из первых букв веществ, вы узнаете, кто является автором строк «Здоровье – это не все, но все без здоровья ничто», из первых букв тел - автора строк «Здоровье - гонорар мудрых»:
Стекло, брошь, ерши (для мытья посуды), олово, керамика, ручка, ртуть, альбом, нож, алюминий, тальк, жетон, еженедельник.
Объясните, как вы понимаете смысл этого высказывания.(Сократ. Беранже)
Ситуации неожиданности создаются при ознакомлении учащихся с информацией, вызывающей удивление, поражающей своей контрастностью, необычностью. Эмоциональная реакция учащихся является дополнительным мотивационным фоном создания проблемной ситуации и последующей постановки учебной проблемы. При изучении темы «Состав воздуха» (8 класс) учащимся можно сообщить следующий факт: в Италии существует получившая широкую известность пещера, которую назвали «Собачья пещера». В ней человек стоя может находиться длительное время, а забежавшая туда собака задыхается и гибнет. Почему?
(Дело в том, что, примерно до пояса человека, пещера заполнена тяжелым (по сравнению с азотом и кислородом) углекислым газом. Поскольку голова человека находится в воздушном слое, то он не ощущает никаких неудобств. Собака же при ее росте оказывается в атмосфере углекислого газа и потому задыхается.)
Проблемные ситуации возникают при решении экспериментальных задач. При этом известен набор реактивов и конечный результат, но не известны способы решения. Тема «Генетическая связь между классами неорганических соединений». (8 класс). У учащихся имеются реактивы: цинк, вода, соляная кислота, гидроксид натрия, хлорид натрия и др. Учащиеся должны получить гидроксид цинка.
Тема «Железо и его соединения» (9 класс). Для лечения малокровия (пониженного содержания гемоглобина в крови) издавна применяли препараты железа, в т.ч. сульфат железа (II), а иногда и восстановленное железо в порошке. Известен и старинный народные рецепт средства от малокровия – «железное» яблоко: в яблоко (лучше антоновское) втыкают несколько гвоздей и выдерживают сутки. Затем гвозди вынимают, а яблоко съедают. Как вы можете объяснить эффективность «железного» яблока с точки зрения химии? Размышление протекает в следующем направлении: железо применяют для лечения малокровия, так как оно входит в состав гемоглобина. Железо, входящее в состав сплава, из которого сделаны гвозди, растворяется, хотя и медленно, в органических кислотах, содержащихся в яблоке. Яблоко обогащается железом. Считается, что из всех сортов яблок больше всего железа в антоновских, много в них и кислот, что облегчает растворение железа.
Тема: «Углеводы» (10 класс)
При изучении темы «Углеводы» можно задать такой проблемный вопрос: почему хлеб, если его долго жевать, приобретает сладкий вкус?
(Хлеб приобретает сладковатый вкус уже в полости рта, поскольку его крахмал начинает разлагаться до глюкозы ферментами слюны. ... Углевод этот состоит всего из двух частичек глюкозы, которые тут же под действием фермента мальтазы расщепляются с образованием моносахарида глюкозы)
2.6. Кейс-технологии
Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Главное предназначение данной технологии – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика. Суть его в том, что обучающимся предлагают осмыслить и найти решение для ситуации, имеющей отношения к реальным жизненным проблемам и описание которой отражает какую-либо практическую задачу. Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.[5]
Кейс-технологии тесно связаны с технологиями проблемного обучения, однако более глубже затрагивают умение учащихся мыслить, анализировать, делать выводы, развивать кругозор. Также кейс-технологии ориентированы на межпредметные связи и активно формируют естественнонаучную грамотность учащихся.[9]
Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ, и метод критического мышления.
К дидактическим принципам кейс-технологии можно отнести:
индивидуальный подход к каждому учащемуся;
обеспечение учащихся достаточным количеством наглядных материалов;
максимальное предоставление свободы в обучении;
акцентирование внимания на развитии сильных сторон ученика;
формирование у учащихся умения работать с информацией;
обеспечение доступности учителя для учащегося, который должен иметь возможность в любое время обратиться к нему.
При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их надо находить самостоятельно.[8]
Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения. В некоторых случаях нужно найти не только решения, но и сформулировать задачу, так как формулировка ее бывает представлена не явно.[8]
Кейсы могут быть печатными, мультимедиа- и видео-кейсами.
Как правило, в школьной практике кейс состоит из трех частей: описания конкретной ситуации; вспомогательной информации, необходимой для анализа кейса; заданий к кейсу.
Действия учителя, использующего кейс-технологии сводятся к следующему:
создание кейса; это довольно сложная творческая работа, осуществляемая за пределами класса;
распределение учеников по малым группам (желательно 4-5 человек);
знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;
организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;
работа с кейсом;
организация презентации решений в малых группах;
организация общей дискуссии;
обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;
оценивание учащихся преподавателем.[10]
Примеры кейсов
«Разделение смесей веществ» (7 класс)
В процессе жизнедеятельности современного человека образуется огромное количество бытовых отходов. Городской мусор содержит много ценных веществ: алюминий (крышки от молочных бутылок, фольга от чая, конфет), олова (консервные банки) и даже золото (негодные радиодетали, черепки тарелок с золотой каемкой). Однако переработкой мусора с целью выделения полезных материалов и веществ в городском хозяйстве почти не занимаются. Это связано с тем, что мусор – совершенно уникальная по количеству компонентов смесь. Выделение из нее веществ в чистом виде – дело очень трудоемкое и дорогое.
Пока не найдены эффективные и простые способы переработки мусора. Это дело будущего, однако, вы уже сейчас можете предложить методы разделения некоторых компонентов отходов.
Вам выдана смесь поваренной соли, песка, железного порошка, гранул полиэтилена, моделирующая мусор, а также компоненты этой смеси в чистом виде. Попытайтесь найти простые и эффективные методы разделения этой смеси.
«Вода» (8 класс)
Одним из наиболее распространённых в природе веществ является вода. Без воды невозможна жизнь на Земле. Наша планета названа голубой потому, что две третьих её поверхности занимает вода. Организм человека примерно на 65% - 75% состоит из воды. Нормальная жизнедеятельность любого живого организма невозможна без пресной воды. Для хозяйственной деятельности человек также использует только пресную воду. На пресную воду приходится 2,6% от её общего содержания, да и то основная часть пресной воды сосредоточена только в виде льда, полярных шапок Северного и Южного полюсов и недоступна для потребления. Доля жидкой воды, доступной для использования, составляет всего 0,014% от общих запасов воды.
– Что является источником пресной воды?
– Каков качественный и количественный состав молекул воды?
– Почему в природе нет чистой воды?
– В каких агрегатных состояниях встречается вода в природе?
– Какими физическими свойствами обладает вода?
– Каковы основные источники загрязнения воды?
– Каковы методы очистки воды?
– Каковы способы получения чистой воды в лаборатории, в промышленности?
– При каких условиях протекают химические реакции получения воды в лаборатории, в промышленности?
– Почему вода является универсальным растворителем?
– С какими веществами может взаимодействовать вода? Какие вещества при этом образуются? Напишите уравнения возможных реакций и назовите полученные вещества.
«Водородомобили – шаг в будущее» (8 класс)
Автомобили Honda FCX Clarity на водородных топливных элементах ездят по дорогам Европы с 2009 года. В 2011 году Honda присоединилась к европейскому партнерству экологичной энергии (Clean Energy Partnership), после чего вывела на первый план производство экологически чистых автомобилей. А на Пятом Московском Международном автосалоне ВАЗ представил свою новинку “Лада-Антэл” с баллонами водорода и кислорода.
Почему многие автомобильные компании разрабатывают автомобили, работающие на водородном топливе?
Как выхлопные газы автомобилей, работающих на углеводородном топливе, влияют на здоровье человека?
Какие “+” и “-” вы видите у водородомобилей?
Найдите дополнительную информацию об их устройстве.
Если в вашей семье или у ваших знакомых есть автомобили, подсчитайте, сколько приблизительно литров бензина, газа и какой марки используете ежедневно.
Какие вещества и в каком количестве могут находиться в выхлопных газах ваших автомобилей?
«Фосфор» (9 класс)
«… Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстной пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Нив чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана… Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.
- Фосфор, - сказал я ».
Какие ошибки допустил автор знаменитой «Собаки Баскервилей». Исправьте их.
«Углерод» (9 класс)
Самый крупный в истории человечества алмаз, названный Куллинаном по имени владельца шахты Томаса Куллинана, нашли в южной Африке в 1905 году. Второй по величине алмаз «Санси» был найден купцом на дне глубокого ущелья, в Индии в середине 11 века. Из-за чего алмаз и графит, являясь аллотропными модификациями одного и того же вещества, имеют такие разные свойства?
«Металлы I-III групп Периодической системы Д. И. Менделеева» (9 класс)
В 1825 году был получен металл, который ценился дороже золота. Погремушка сыны Наполеона III была изготовлена из этого металла, а самый богатый королевский двор Европы имел столовые приборы, изготовленные из этого металла. По распространённости в природе он занимает четвёртое место среди всех элементов и первое среди металлов (8,8% от массы земной коры). Он стал вторым по значению металлом XX века после железа. Кстати, по объёму производства он занимает второе место в мире после выплавки чугуна и стали. Он входит в состав различных пиротехнических смесей.
– О каком металле идёт речь?
– Каково положение этого металла в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.
– Каково строение атома этого металла?
– Какими физическими свойствами он обладает?
– В какие химические реакции вступает это вещество и какие вещества при этом образуются? Напишите уравнения возможных реакций и назовите продукты реакций.
– Почему при обычных условиях изделия из этого металла устойчивы к воздействию факторов окружающей среды?
– Почему до конца XIX века этот металл был на вес золота?
– На каких свойствах этого металла основано его применение в народном хозяйстве?
– Почему посуду из этого металла называют посудой бедняков?
«Металлы I-III групп Периодической системы Д. И. Менделеева» (9 класс)
Составьте бизнес-проект по технической химии. В Вашем распоряжении имеется сырье – известняк. Ваша задача – создать новое производство на имеющемся сырье, показать возможности создания других производств. Отразить применение, общие принципы и методы производства, схему производства (реакционный аппарат), указать химические реакции. Слайды должны раскрыть содержание следующим образом: 1-ый слайд – Источник сырья, месторождение, доставка (карта, путь); 2-ой слайд – сырье, его подготовка, характеристика; 3-ий слайд - схема технологического процесса (упрощенная); принципы производства; 4-ый слайд – химические реакции (механизмы, если возможно); 5-ый слайд – аппараты, оборудование; 6-ой слайд – готовая продукция, характеристика; 7-ой слайд – применение готовой продукции, пути; 8-ой слайд – проблемы охраны среды; техника безопасности; 9-ый слайд – исторические факты, персоналии, портреты (при возможности); 10-ый слайд – литературные источники, в том числе, ссылки на сайты. 11 слайд – по усмотрению. Название – не входит в счет слайдов.
«Химические свойства уксусной кислоты» (10 класс)
В истории известен следующий интересный факт:
Царица Клеопатра по совету придворного медика растворила в уксусной кислоте самую крупную из известных ювелирам жемчужину, а затем принимала полученный раствор в течение некоторого времени.
Какую реакцию осуществила Клеопатра? Какое соединение она принимала?
«Решение экспериментальных задач по общей химии» (11 класс)
Космический корабль совершил аварийную посадку на неизвестную планету. Одному из космонавтов было предложено определить состав атмосферы, но в его распоряжении оказались лишь яблоко (не произошло изменения цвета на разрезе), немного известковой воды (не мутнела в атмосфере планеты) и малахитовая шкатулка, при нагревании кусочка малахита образовался красный порошок.
К какому выводу пришел космонавт?
ВЫВОДЫ
Интерактивные методы обучения способствуют лучшему усвоению учебного материала, эффективному применению знаний, умений и навыков на практике, развивает коммуникативные способности обучающихся, активизируют познавательную деятельность, вызывают чувство уверенности в себе, адаптирует их к условиям современности, готовит к жизни и деятельности в обществе [2].
Все методы работы, которые используются во время уроков, и рациональное их применение помогают повысить эффектность урока, а, следовательно, решить основную проблему - заинтересовать школьников предметом, сформировать активную жизненную позицию, развивать творческие способности, создавать ситуации, которые способствуют совершенствованию их личностей.[8]
Внедрение различных форм обучения побуждает самого учителя к активизации его творческих способностей, преодоление формализма в работе [4].
Безусловно, использование интерактивных технологий на уроках требует от учителя ощутимых усилий по подготовке, осведомленности относительно разных аспектов рассматриваемого вопроса, творческого настроя. Однако, опираясь на опыт работы с данной технологией, можно с уверенностью заявлять о ее бесспорной эффективности. Необходимо подчеркнуть, что далеко не всегда удается придерживаться правил организации учебного процесса в разрезе интерактивных технологий. Зачастую четко спланированный урок может зайти в тупик, так как ход мысли ребенка иной раз крайне сложно предсказать. Но возможно использование лишь отдельных элементов технологии на уроке, и тем самым удается не только разнообразить, но и обогатить ход занятия.
Для меня самое главное, чтобы с помощью интерактивного обучения была создана такая атмосфера в классе, которая способствовала сотрудничеству, пониманию и доброжелательности, повышала интерес обучающихся к предмету, усиливала в них стремление получать знания самостоятельно, прибегая к помощи учителя как к консультанту и организатору всего процесса обучения.
В процессе обучения мы должны подготовить учащихся к выполнению различных «жизненных ролей». Основные из них: реализовавшаяся личность, личность со стремлением поддержки других людей, личность, настроенная на постоянное учение, деятельный участник культурного развития, высококвалифицированный работник, активный, информированный гражданин, защитник окружающей среды (модель выпускника).
Использование интерактивных методов обучения помогают сформировать ключевые компетентности будущего выпускника школы, а значит понимание картины мира в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Блинов, А.О. Интерактивные методы в образовательном процессе/ А.О. Блинов. – М.: Издательство «Научная библиотека», 2014.
Лизинский, В.М. Приемы и формы в учебной деятельности/ В.М. Лизинский. – М.: Издательский центр «Педагогический поиск», 2013.
Кукушин, В.С. Теория и методика обучения: учебное пособие / В.С. Кукушин. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2005.
Коджаспирова, Г.М., Петров, К.В. Технические средства обучения и методика их использования / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.
Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетентностей //Электронное научно техническое издание «Наука и образование» - № 4 – 2011 г. [Электронный ресурс]. http://technomag.edu.ru/doc/172651.html
Инновационные технологии в образовании -2012 г. [Электронный ресурс]. http://edu.inovat.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=34
Интерактивные технологии в образовательном процессе. [Электронный ресурс]. http://интерактивные технологии метод Модерации ТОГИС
Масловская С. В. Современные технологии обучения: общая характеристика, особенности реализации – 2011г. [Электронный ресурс]. http://www.orenipk.ru/kp/distant/ped/ped/tech.htm#_top
Соколов В. Н. Инновационные технологии в образовании: стимулы и препятствия // Вестник ННГУ. Выпуск 1(6) - 2005 – №6 – [Электронный ресурс]. http://www.unn.ru/pages/issues/vestnik/99990199_West_innov_2005_1(6)/25.pdf
Трошкина Т. Н. Интерактивные технологии в образовании // Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» - 2012 г. [Электронный ресурс]. http://festival.1september.ru/articles/417553/