Использование исследовательских, проблемных и здоровьесберегающих методов в обучении
Введение
В современном образовательном процессе важно использовать методы, направленные на развитие учащихся, такие как исследовательские, проблемные и здоровьесберегающие. Они способствуют формированию критического мышления, самостоятельности и заботы о здоровье.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ МЕТОДЫ В ОБУЧЕНИИ
Определение и суть: Организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют и ставят проблему, находят методы решения, делают выводы и обобщения. Выделяются несколько уровней такого обучения: преподаватель ставит проблему и намечает методы решения; преподаватель ставит проблему, учащиеся самостоятельно находят методы решения; учащиеся формулируют проблему и предлагают методы решения.
Основная идея исследовательского метода — научный подход к решению учебной задачи. Работа учащихся строится по логике научного исследования с использованием методов и приемов ученых.
Основные этапы:
Определение общей темы, предмета и объекта исследования.
Выделение проблемы и формулирование гипотезы.
Поиск методов решения проблемы.
Проведение исследования: сбор данных, проведение экспериментов, анализ данных.
Формулирование выводов и обобщений.
Преимущества:
Примеры задач и проблем
Экологические проблемы: анализ данных о загрязнении, на уроках математики – анализ времени разложения мусора.
Социальные вопросы: опросы, анализ статистики, предложения решений.
Физические эксперименты, биологические исследования.
Разработка инновационных решений, культурные исследования.
Исследование исторических событий, изучение местной истории.
Создание прототипов, тестирование устройств.
Формулирование задач и проблем является ключевым элементом исследовательских методов, они должны быть актуальными и способствовать развитию навыков. Важно поддерживать учащихся в процессе исследования, предоставляя информацию и создавая условия для обсуждения результатов.
Примеры использования методов
Исследовательское обучение: На уроке робототехники в 9 классе учащиеся разрабатывают проект по созданию робота для сбора мусора из набора SPIKE. Они формулируют гипотезы о том, какие конструкции будут наиболее эффективными, проводят тесты и анализируют результаты.
ПРОБЛЕМНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Определение и суть: В настоящее время под проблемным обучением понимается организация учебного процесса, при которой учитель создает проблемные ситуации и организует самостоятельную деятельность учеников по их разрешению. В результате происходит творческое овладение знаниями, умениями и развитие мыслительных способностей.
Условия успешности проблемного обучения:
Проблемное обучение основано на проблемной мотивации, содержание материала представляет собой цель проблемных ситуаций.
Проблемное обучение включает:
Цель учителя – заинтересовать обучающихся работой.
Действия обучающихся:
Выявление проблемы;
Формулирование;
Поиск решений;
Решение.
Признаки проблемной ситуации:
Необходимость выполнения действия, требующего нового знания;
Наличие неизвестного для обучающихся;
Возможность самостоятельного понимания задания.
Методы проблемного обучения:
Проблемное изложение знаний;
Изложение с проблемным началом;
Частично-поисковый метод;
Исследовательский метод.
Этапы проблемного урока:
Организационный момент
– Активизация познавательного интереса (рифмованное начало, элементы театрализации, эпиграф, постановка проблемного вопроса).
– Психологический настрой и актуализация знаний (опорные схемы, мозговой штурм, коммуникативная атака).
Основной этап
– Использование методов проблемного обучения;
– Самостоятельная работа с преобладанием продуктивной деятельности;
– Повышение мотивации учения;
– Работа с учебником с включением частично-поисковой деятельности;
– Дифференцированная работа с учениками;
– Формирование познавательных умений;
– Проблемное домашнее задание;
– Оценка качества проблемного обучения.
Рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроке:
Учебная проблема должна заинтересовать обучающихся своей необычностью.
Учитель должен быть внимательным к эмоциональному состоянию ученика и оказывать помощь.
Соблюдать дидактические принципы: научность, доступность, активность учеников.
Проблемный вопрос должен быть сложным и предполагать научный спор.
Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию осуществляется через углубление вопроса, поиск разных граней решения, сопоставление вариантов ответа.
Формы решения проблемной ситуации: дискуссия, научный спор, проблемная лекция, проблемные задачи и задания.
Правила создания проблемных ситуаций:
– Задание должно открывать новые знания или действия.
Навыки, развиваемые проблемными методами
Аналитическое мышление: анализ информации, критическая оценка данных, структурирование знаний.
Решение проблем: формулирование вопросов, выдвижение гипотез.
Творческое мышление: генерация идей, открытие новых знаний.
Коммуникативные навыки: эффективное взаимодействие, работа в команде.
Самостоятельность: поиск информации, саморегуляция.
Критическое мышление: оценка аргументов, анализ своих мыслей.
Проблемное обучение способствует развитию критического мышления и познавательной активности учащихся. Важно создавать условия для обсуждения результатов и поддерживать учащихся в процессе.
Примеры использования методов (из опыта работы)
Проблемное обучение: На уроке робототехники по теме «Умная вертушка» учитель ставит задачу — «Как, используя зубчатые колеса, сделать работу мотора робота более эффективной?». Учащиеся работают в группах, обсуждают возможные решения и проверяют на практике. На этом этапе они приходят к выводу, что зубчатые колеса разного размера можно использовать для увеличения и замедления скорости.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ МЕТОДЫ
Определение и суть: Здоровьесберегающие методы направлены на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Они включают физические упражнения, соблюдение режима дня, здоровое питание и другие меры.
Преимущества Формирование положительного отношения к здоровью, создание комфортной среды. Применение методов индивидуализации и дифференциации позволяет учитывать особенности каждого ученика
Методы реализации
К методам здоровьесберегающих технологий относятся:
Игровые технологии.
Проблемное обучение.
Эмоционально-позитивные разрядки на уроках (например, музыкальные минуты)
Формулирование задач должно быть актуальным и интересным, способствующим развитию навыков. Важно создавать условия для обсуждения и поддержки учащихся.
Примеры использования методов
Во время уроков провожу физминутки для глаз, для кистей рук, двигательно-речевые и т.д. Слежу за соответствием мебели росту ребенка, правильностью осанки.
Заключение
Использование исследовательских, проблемных и здоровьесберегающих методов обучения создает условия для всестороннего развития учащихся. Эти подходы не только способствуют более глубокому усвоению материала, но и формируют навыки, необходимые для успешной адаптации в современном мире. Внедрение этих методов требует усилий как со стороны педагогов, так и со стороны самих учащихся, но является важным шагом на пути к повышению качества образования.