муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Новосёловская средняя школа»
Убинского района Новосибирской области
Дмитриева Н.А.,учитель истории и обществознания
Использование кейс - технологии в преподавании истории и обществознания
Активное обучение: использование кейс - технологии в преподавании истории и обществознания
Обучающие кейсы. Основной задачей их выступает обучение. частных случаев в типичные, закономерные с выделением общих признаковых элементов, причин и факторов, возможных последствий.
Урок истории 9 класс, тема: «Промышленный подъём 90-х годов XIX века. Достижения и просчёты» (параграф 79, учебник История России конец XVII-начало XIX века. В.И. Буганов, П.Н.Зырянов, А.Н.Сахаров, профильный уровень).
Промышленный переворот, т. е. процесс перехода от мануфактурного, основанного на ручном труде производства к производству фабричному, связанному с широким применением машин, начался в России в 30—40-е гг. и завершился (в передовых отраслях) к 80-м гг. XIX в. Выделяют два крупных этапа: дореформенный (1830—1850-е гг.) и пореформенный (1860—1880-е гг.).
Первый этап промышленного переворота. Переход от мануфактуры к фабрике начался в тех отраслях промышленности, где наиболее широко применялся наемный труд. Пионерской в этом отношении стала хлопчатобумажная промышленность (бумагопрядение, ситцепечатание). Машины внедрялись также в суконной, писчебумажной промышленности, в сахароварении. Возникли первые машиностроительные предприятия (Петербург, Москва, Нижний Новгород и др.).
Важной стороной промышленного переворота в эти годы стало развитие транспорта, прежде всего пароходного и железнодорожного. Первая железная дорога, связавшая Петербург с Царским Селом, была построена в 1837 г. В 1851 г. вступила в строй железная дорога Петербург — Москва.
Вопросы к Кейсу:
Определите проблему.
Какие теоретические знания можно применить в данной ситуации?
На основе анализа данной информации выделить максимально возможный перечень особенностей первого этапа промышленного переворота в России.
Какие важнейшие для России политические и экономические факторы и условия здесь не приводятся?
Предложите свои варианты решения кейса.
Научно-исследовательские кейсы ориентированы на включение ученика в исследовательскую деятельность..
Кейс 3. к уроку истории по теме «Конец правления Петра Великого. Личность Петра» (параграф 45, учебник История России, конец XVII - XIX век, Буганов В. И., Зырянов П.Н., Сахаров А. Н.)
Карамзин Н. М.: « Умолчим о пороках личных: но сия страсть к новым для нас обычаям преступила в нём границы благоразумия. Петр не хотел вникнуть в истину, что дух народный составляет нравственное могущество государств, подобно физическому, нужное для их твёрдости. Сей дух и вера спасли Россию во времена самозванцев; но есть нечто иное, как привязанность к нашему особенному, нечто иное, как уважение к своему народному достоинству. Искореняя древние навыки, представляя их смешными, хваля и вводя иностранные, государь России унижал россиян в собственном их сердце. Презрение к самому себе располагает ли человека и гражданина к великим делам?...
Русская одежда, пища, борода не мешали заведению школ. Два государства могут стоять на одной степени гражданского просвещения, имея нравы различные. Государство может заимствовать от другого сведения, не следуя ему в обычаях… Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России. Виною Пётр».
Вопросы к Кейсу:
1.Каким представлен Пётр I в оценке Карамзина как правитель и как человек?
2.Что вызывает особенное возмущение историка? Согласны Вы с его позицией?
3.Справедливо, на ваш взгляд, обвинять Петра Алексеевича в разрушении «нравственного могущества государства»?
4.Сравните оценку деятельности Петра I, данную Карамзиным с поззицией дореволюционных и советских историков.Есть ли противоречия в их оценках?
5.Каковы были последствия петровских преобразований для России?
6.Какова основная проблема данного кейса?
7.Предложите свои варианты решения кейса.
Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы с учебной ситуацией могут быть представлены как в письменной, так и в устной форме. Презентация результатов анализа кейса может быть групповая и индивидуальная.
те, которые наиболее эффективно будут работать в каждом конкретном случае.