Специальная (коррекционная ) школа № 34
г. Якутска
доклад
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ
С УЧЕТОМ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
(применительно к урокам по биологии)
Составила: Колпашникова Л.К.
Учитель индивидуального обучения
школы №34 г. Якутска
2010г.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКИЯ
в СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ
По мере развития практической психологии понятие «коррекция» стало все шире использоваться в психологической помощи не только детям с проблемами в развитии, но и с нормальным психическим развитием. Расширение сферы использования психологической коррекции в работе со здоровыми детьми было обусловлено следующими причинами:
Активным внедрением в систему обучения новых образовательных программ, успешное усвоение которых требует максимального развития творческого и интеллектуального потенциала.
2 Гуманизацией процесса образования, которая невозможна без дифференцированного подхода к процессу обучения ребёнка, учёта индивидуально-психологических особенностей каждого.
Основной целью психологической коррекции является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счёт стимуляции их психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.
Авторы: И.И.Мамайчук и М.Н.Ильина считают важным принципом психологической коррекции учёт формы и степени тяжести психологического нарушения.[3]
Например, по их мнению, у детей с психофизическим инфантилизмом в структуре познавательного дефекта определяющая роль принадлежит недоразвитию мотивационной стороны учебной деятельности. Поэтому психокоррекционный процесс должен быть направлен на развитие познавательных процессов. А у детей с церебрально-органического генеза наблюдается тотальное недоразвитие предпосылок интеллекта: зрительно-пространственного восприятия, памяти, внимания. В связи с этим коррекционный процесс должен ориентироваться на формирование этих психических процессов, на развитие навыков самоконтроля и регуляции деятельности.[3]
Для удобства анализа нарушений познавательной деятельности целесообразно выделить три основных блока: мотивационный, регуляторный и блок контроля.
При всех формах ЗПР наблюдается недоразвитие внимания. Различные свойства внимания оказывают неодинаковое влияние на успешность обучения детей по разным предметам. Например, при изучении математики, химии ведущая роль принадлежит объёму внимания, успешность овладения чтением связана с устойчивостью, а по биологии в большинстве случаев зависит от точности распределения внимания. Знание об этих закономерностях имеет важное значение в организации психокоррекционного процесса и подбора психотехнических приёмов в сочетании с личностным подходом. Например, для формирования распределения внимания детям предъявляю тексты, а для развития объёма – цифры и различные математические задачи.[3]
Разные свойства внимания развиваются неодинаково и по разному появляются при различных формах ЗПР. Например, исследования Сафади Хасан в 1997г. Мамайчук И.И. 2000г. Их исследования показывают, что у детей с простым психофизическим инфантилизмом, соматогенной и психогенными формами ЗПР объём внимания существенно не отличается от здоровых детей. А распределение и устойчивость внимания претерпевает значительные изменения не только у детей с ЗПР церебрально-органического генеза, но и у детей с другими формами ЗПР.
Произвольное внимание проявляется у ребёнка в способности контролировать, регулировать ход выполнения деятельности и её результаты. Поэтому лучше применять в процессе деятельности, доступной им (игровой, общения, учебной). Систематическое применение психотехнических приёмов способствует формированию свойств внимания у детей.
Эффективность коррекции внимания у детей с ЗПР в значительной мере определяется индивидуально-типологическими особенностями, в частности, свойствами их высшей нервной деятельности. В психологии установлено, что разные свойства нервной системы могут способствовать или, напротив, препятствовать оптимальному развитию характеристик внимания В.Д.Небылицин 1967г. К.К.Платонов 1986г. Например, у детей с сильной и подвижной нервной системой наблюдается устойчивое, легко распределяемое и переключаемое внимание. А у детей с инертной и слабой нервной системой – как правило, неустойчивое, плохо распределяемое и переключаемое.
Таким образом, в процессе психокоррекции необходимо учитывать не только форму ЗПР, но и индивидуально-типологические особенности каждого ребёнка, а сам процесс коррекции должен проводится в контексте деятельности, доступной ребёнку.[3]
Психокоррекционные занятия с детьми с ЗПР по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивидуально, так и в группе.
Правильно организованная помощь дает возможность разбудить в ребёнке его потенциальные возможности. В этом и заключается актуальность данной темы.
Я предлагаю вашему вниманию выборочно на примере характеристики одного ребенка, индивидуально подобранные данному статусу, коррекционные упражнения для развития гностических процессов применительно к урокам по биологии, т.к. ещё не разработаны такие специализированные упражнения для учителей - биологов. Упражнения являются авторскими, но основанные на принятых психологических нормативах и адаптированные к урокам по биологии. Здесь прерывается системность, т.к. все упражнения не включаю, а только некоторые, как образец. Тем, которые будут составлять коррекционные задания, или работать, советую не фрагментально выполнять, а строго соблюсти системность работы также постепенное усложнение заданий.
Если сказать о результативности, то моя работа не имела первоначально исследовательского или экспериментального характера, поэтому фиксированных сравнительно-экспертных данных не имею, только аналитические, которые говорят о срезах, проведенных после применения коррекционных упражнений.[3]
Нейропсихологический анализ сформированности психической сферы осуществляется по экспресс-методике Л.С.Цветковой или по количественному анализу А.Р. Лурии по четырехбальной шкале.
Скорость выполнения теста по формуле Л.С. Цветковой у Монаревой Т:

V= xi
N = 36б.- выше слабого уровня.
Коэффициент точности выполнения теста
K
= V-a = 0,93 - средний уровень.
V
Устойчивость внимания по формуле:
Тест берется Тулуз-Пьерона.
При выполнении у Тани отмечаются ошибки и в начале и в конце строки, что свидетельствуют о нарушении переключения внимания, в основном в начале работы наблюдается ошибка, связанная с одновременным вычёркиванием квадратов как соответствующих образцам, так и им зеркальных, что свидетельствуют о недостатках визуального мышления и анализа, а также о несформированном разделении право-левой ориентации. Показатель коэффициента точности на среднем уровне, показывающее достаточное улучшение, для её статуса.
Рекомендую: Тест Тулуз-Пьерона использовать применительно только для контроля, некоторые его используют в виде тренировочных, в таком случае теряется валидность теста, из-за появившегося навыка и автоматизированности.
Могу констатировать факт, что в результате работы получены следующие характеристики:
- Появилась выносливость в работе;
- внимательно работает в течение 30-35 минут с максимальным погружением;
- может долго обдумывать какой-то вопрос;
- может работать в условиях отвлечения
- ошибки в письменных работах допускает равномерно, не встречаются «глупые ошибки» по невнимательности;
- может выполнить работу с мелкими деталями;
- не раздражается при выполнении нескольких дел одновременно, что отмечалось раньше;
- может писать и одновременно отвечать на вопросы или наблюдать, слушать музыку.
- быстро переходит от одного занятия к другому; если отвлекают от работы, то без проблем включается и продолжает работу;
- легко замечает появление новых деталей окружающей обстановки, в свободном общении, досуге замечает незначительные детали.
Концентрированность, интенсивность, устойчивость внимания получили более выраженные положительную динамику, распределение и переключение – незначительные сдвиги, а объем внимания остается неизменным, что диктует дальнейшую системную работу.
Также общая характеристика памяти, анемических способностей не имеет выраженного улучшения. Более сохранны двигательная, эмоциональная, образная, а механическая и непроизвольная в стойком отставании. Объем и темп запоминания на низком уровне, воспроизведение получает торможение амнезического характера. Хорошо и точно запоминает при опоре на зрительную память, на образ, запоминание закрепляется только в случае осмысления или эмоционального переживания. Полнота и прочность при этом сохраняется.
На этой работе я отразила только один вид коррекции – работу с визуальным, другие виды сенсомоторной: двигательную, дыхательную, эмоционально-коммуникативную рассматриваю в отдельном докладе. Коррекционная работа одним гностическими упражнением не ограничивается.
ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ,
применительно к урокам биологии
Одним из эффективных подходов к развитию внимания является метод, разработанный в рамках концепции поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, С.Л. Кобыльницкая 1974г.) Согласно этому подходу, внимание понимается как идеальное интериоризированное и автоматизированное действие контроля.
Рассмотрим отдельные психокоррекционные приёмы и методики:
Занятия по формированию внимания проводятся в виде обучения «внимательному письму» и строятся на материале текстов, содержащих разные типы ошибок.
Например, текст на уроке по зоологии:
«Морской конёк».
Мосркие конки – рыбки, живущие втёплых морях. Они по хожи неочень на рыб, по томучто плавают какбы стоя и по крыты костный панцирь. Насамом деле они род ственник и колюшкам. Самка от кладывает икру вкарман набрюшке самца. Пять недель с пустя изтела самца выплывают 200 крохотных речных коньков вточности по хожих на взрослые. Так что самцы тоже могут рожать детёнышей.
Орфографических ошибок – 15. На подмену букв -1.На согласование – 2. На перестановку слов -1. Элементарные смысловые ошибки -1.
На проверку достоверной информации:
«Дельфин».
Всего известно более 30 видов. Дельфины – грациозные и очень умные морские животные, представляющие класс рыб. Дышат воздухом через специальные отверстие «дыхало», на верхней точке головы. Они откладывают икринки и оттуда вылупляются маленькие дельфинята. Ведут одиночный образ жизни. Они издают звуки и улавливают сигналы, отражённые от находящихся объектов. Так они определяют, что их окружает. Питаются растительной пищей. Максимальная скорость передвижения достигает 40 км/ч.
Головной мозг дельфина – афалины достигает 1,25% от всего тела и в среднем 1700г. в то время у человека – 1400г. Дельфины – косатки хищники, питаются другими дельфинами, морскими свиньями, птицами, кальмарами.
Ошибочная информация – 4.
-на зрительно-двигательное восприятие и воспроизведения букв, цифр и схем по памяти
Природоведение. 5класс:
Учитель предлагает фигуры объектов, буквы и цифры, которые он пишет в воздухе. Дети поочерёдно называют их. Затем детям предлагаются отдельные слоги и простые слова.
-на развитие восприятия схем, рисунков
5-9 классы, на любых темах, где требуется работа с изображением.
Ученику предлагается рисунок с фрагментальным недорисованными изображением различных фигур, соответствующего по содержанию закрепительного упражнения на распознавание, восстановление изображения.
Например, недорисованный рисунок стержневого, мочковатого видов корней, внутреннее и внешнее строение насекомых, внешнее строение головного мозга.
Урок анатомии по теме: «Опорно-двигательная система» 8кл.
Учащимся предлагается карты со схематическим изображением человека. Фигурки отличаются друг от друга различными положением конечностей. Ученику предлагается запомнить позу человека сначала на двух карточках и воспроизвести их, затем число запоминаемых поз увеличивается до девяти. Ребёнок должен не только запомнить позы, но и воспроизвести их в той последовательности, в которых они изображены на карточках.
-на развитие наблюдательности
На лабораторных занятиях по ботанике этот вид деятельности превалирует и обязателен. Например, «Какие изменения вызвали недостаток в питании у данных растений?» «Определи визуально (на глаз) сколько мм дает суточный рост корня у традисканции?» и т.д.
-на соотношение понятий, направленных на оптимизацию распределения внимания
Упражнения по формированию объема внимания на цифровом материале
См. приложение №1.Четыре цифровые таблицы с числами, количество цифр изменяется по мере увеличения объема внимания от занятия к занятию. Первично таблицы включают числа от 1 до 9, затем их количество доводится до 25. Цифры разбросаны в случайном порядке. Инструкция: «Сейчас я буду показывать тебе таблицы с числами. Как только я покажу первую таблицу, нужно как можно быстрее находить в ней числа в порядке возрастания, начиная с единицы. Ты должен их показывать пальцем и называть вслух».
На уроке анатомии в 8 классе:
Оборудование: табл. Шульте-эритроциты цифровые однотонные, а также двуцветный, секундомер. См. приложение.№2
Ход: По команде учителя ученик находит цифры и называет их в прямом и обратном порядке, фиксируется время выполнения заданий. На переключение внимания – цветной.
Упражнение на удержание слухового и зрительного анализаторов:
-Ученик на карточке считает количество буквой обозначенных терминов, а учитель время от времени диктует свои термины «вирус», «бактерия», через минуту спрашиваем сколько всего посчитал лейкоцитов, какое количество паразитов? Рекомендую: Вначале вносимых слов не должно превышать 5-7, а разновидностей не более одного, потом постепенно усложнять введя несколько терминологий, и удлиняя время. На дом дать задание : Чтение сопровождать негромким постукиванием по столу. Ребёнок должен запомнить текст и сосчитать количество ударов. Или предлагать вычеркнуть в тексте определенные буквы и в это же время слушать рассказ по телевизору или по записи.
Распределение цифр в определённом порядке
Выдаём две таблицы. В левой расположены 25 цифр от 1 до 40. Нужно перерисовать их в порядке возрастания в пустую таблицу справа, начиная её заполнение с верхнего угла левого квадрата. Рекомендую: В старших классах по анатомии применить в виде десятичной дроби при изучении темы: «Форменные элементы крови» количество эритроцитов, колеблющийся в пределах нормы т.е. 3,5-5,0. млн. Усложняя можно видоизменить предложить цифры начиняя с 3,0-5,5 и указать число вне нормы, обводя кружочком.
Урок ботаники:
1/Учитель в темпе перечисляет названия растений, указывая на картинку, иногда правильно, иной раз с ошибкой. Дается 20-27 рисунков (фотографий) в виде таблицы. Дети должны поправлять ошибку. Тем самым идёт закрепление знаний.
2/ На классификацию: Дается 5-6 рядов семейства растений. Например,
Крестоцветные:
Розоцветные:
Бобовые:
Сложноцветные:
Вересковые:
Учитель быстро ложит картинки с рисунком вида в пазлы по семействам иной раз ошибочно. Ученики по ходу должны поправлять ошибки.
3/ На столе лежат 30 рисунков (изображения по выбору учителя) Учитель спрашивает: «Кто умеет считать до 30? Оказывается, все умеют. Тогда пусть кто-нибудь подойдёт ко мне». Добровольцу предлагается считать по порядку до 30, но вместо чисел, в которые входит цифра 3 и которые делятся на 3, говорить «не беру». Если собьётся, то счёт продолжает другой.
Модификация методики Мюнстерберга - «Найди слова»
Даем карточки с произвольными буквами, среди которых нужно отыскать спрятавшиеся слова.. Рекомендую: в бессмысленный набор букв вставлять термины, подходящие теме в закрепительной и обобщающей части урока. На выполнение всего задания отводится 5 мин. Показателем успешности служит число правильно найденных слов и скорость выполнения.
-задания по формированию объема внимания (предложенные
Ануфриевой и С.Н. Костроминой 1997г.)
Слайды каждого задания показываются в порядке возрастания количества букв. Задача ребёнка – запомнить и воспроизвести предъявляемые буквы, на последующих этапах слово и словосочетания. На занятии можно использовать как одно задание из этой серии, так и несколько. Содержание заданий может меняться в зависимости от возрастных и клинико-психологических особенностей.
РКБЛ КТЦМ
ЖКПРЧ ДЗИТК
КПТНСД ШРВТБЧ
ДПВ ШГС
БМДРКЛФ ИВХШТГС
СТПЩГВДК ЖГВПРМТК
МВПКШЛЧХБ БРНЦДКСЧГ
Биологические термины:
ДУБ, СЕМЯ, КОРЕНЬ, КЛЕТКА, ТЫЧИНКА, ПЛАСТИДЫ, УДОБРЕНИЕ, ФОТОСИНТЕЗ, ЦИТОПЛАЗМА, ЧАШЕЛИСТНИК
Я бегу Что ты
Дай мне Я плыву
Дым идёт Лень мне
Двор чист Один воин
Что делать Птица поёт
Ученье – свет Делу – время
Всё по колено Вода в решете
Работа не волк Слово – серебро
Счастье в труде Всем не угодишь
Корректурные задания на устойчивость внимания
На уроке по ботанике:
Ученику предлагают находить и вычёркивать определённые буквы в печатном тексте определённым образом, например, букву «а» взять в кружочек, «к» подчеркнуть, «л» вычеркнуть, «о» в квадрат, «е» в треугольник.
Рекомендую: Корректурные пробы проводить начиная с 5 мин. укорачивая в дальнейшем минуты. Следует проводить в течение 2-4 месяцев. Упражнения целесообразно проводить индивидуально.
По теме: «Форменные элементы крови» (Анатомия)
Из выданного перечня букв инициал эритроцита-«э» подчеркните;
лейкоциты-«л» возьми в кружок; фагоциты-«ф» в квадрат; тромбоциты-«т» вычеркни слева направо; базофилы-«б» вычеркнуть справа налево;
моноциты- «м» возьми в треугольник.
На уроке по зоологии:
Участники сидят за партами, учитель просит их положить на парты сжатые кулаки. Затем он подходит к каждому по очереди, кладёт руку на кулак и говорит: класс рыб или зверей. Участник должен назвать представителя этого класса. На обдумывание дается - 3 секунды. Если ученик называет правильно и без повтора, учитель переходит к следующему, если же нет, то участник убирает один кулак. Игру можно продолжить до выявления победителя.
-на концентрацию внимания
Даны два числа 56 и 92 вторую цифру первого числа разделите на вторую цифру второго числа… Полученное число умножьте на первую цифру второго числа…Ответ пишите. (15).
Рекомендую: соблюдать принцип «от простого к сложному», т.к. дети с ЗПР церебрально-органического генеза затрудняются в двухэтапной работе. Вначале можно давать с зрительным сопровождением, а при тренировке- без показа цифр. Целесообразно брать цифры, относящейся теме, например: У человека всего 32 зуба из них- 20 молочных… В обычных клетках содержится по 46 хромосом, в половых клетках-по23… Мечников И.И. в 1913г. Сделал открытие о фагоцитозе, давайте, запомним эту научную дату и произведём расчёты: второе число делите на четвёртое, прибавьте к четвёртому – получили дату смерти учёного, к двум первым цифрам прибавьте два последние и получите дату первого его открытия. Илья Ильич прожил 71лет, установите дату его рождения.
-корректурные задания с чередованием правил
Первые 5 мин. Дается задание на вычёркивание знака элемента Си, следующие 5 мин. – Са, затем поочерёдно вычёркивают знак Си вертикальной линией, а Са- горизонтальной, ещё через 5 мин. наоборот.
- на запоминание последовательности движений
Учитель показывает ребёнку три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь, сжатая в кулак; ладонь, расположенная ребром на плоскости стола 4 распрямленная ладонь на плоскости стола (кулак-ребро-ладонь). Ребёнок выполняет последовательность из трёх движений сначала вместе с учителем, затем по памяти 8-10 повторов. Проба сначала выполняется правой рукой, затем – левой, а к концу с обеими руками одновременно. Если ребёнок затрудняется , то рекомендуется произносить вслух команду: «кулак-ребро-ладонь».
-на переключение внимания ( модификация К.К.Платонова)
Предлагается красно-черные таблицы с цифрами. Занятие включает три этапа:
1 этап – рассмотреть таблицу и найди по порядку все числа чёрного цвета от 1 -24 без остановки.
2 этап – найти все числа красного цвета в обратном порядке.
3 этап – необходимо поочередно искать числа чёрного цвета в прямом порядке, а красного - в обратном. Рекомендую: начинать работу с 1до 10 цифр, после того как у ребёнка будут удовлетворительные результаты по поиску можно увеличивать постепенно, применяя десятичные дроби. Можно модифицировать, заменив цифры буквами в алфавитном порядке.
«Каждой руке – свое дело».
Попросить левой рукой медленно перелистывать в течение 1 минуты книгу с иллюстрациями запоминая их, а правой – чертить геометрические фигуры по порядке. Рекомендую: для усложнения можно предложить написать уравнение реакции соединения правой рукой.
-на развитие пространственных представлений
На уроках природоведения: расположить планеты в соответствии солнечной системы. Попросить расположить рисунки планет вокруг солнца, диктуя её месторасположение: «На ближайшую орбиту справа от солнца расположите-… выше, на вторую орбиту слева-…»
На уроках зоологии: Найди соразмерность видов: «Куница крупнее белки, но меньше соболя. Белка крупнее горностая, но меньше куницы».
Развитие способности детей к воссозданию мысленных образов
Упражнение проводится в два этапа: На первом этапе необходимо использовать графические изображения понятия. Ученик к каждому названному слову или понятию делает какой-либо рисунок. Например, набор 1 серии: даем перечень слов: корень, лист, тычинка, завязь, опыление, распространение семян, низкий стебель. На втором этапе ребенку предъявляются слова или фразы, которые он должен запомнить без рисунков. Набор 2 серии: удобренная почва, перекрёстное опыление, вегетативное размножение, фотосинтез, пикировка. Рекомендации: Набор слов должен соответствовать закрепительной части урока.
- на зрительную память «Заметь всё»
Раскладывают в ряд 7-10 картинки с изображением насекомых на наборном полотне, которое затем закрываются . Приоткрыв предметы на 10 сек, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы, которые они запомнили. Далее, приоткрыв снова эти же предметы, на 8 сек. Спросить у детей, в какой последовательности они лежали. Поменяв, заменить другой снова показать все на 10 секунд. Предложить детям определить какие заменены. Рекомендую: рисунки должны соответствовать строго по тематике урока, логично выдержаны по содержанию. Можно усложнить: после переложения можно поменять местами две картинки. Расположить не в ряд, а вертикально, а затем в обратном порядке - последнюю первой.
-на концентрацию внимания:
Найди ошибку в тексте:
Синий кит относится к типу беспозвоночных, отряду рыб. Он обитает в пресной воде, имеет огромную массу до 100т, длиной до 30м. А детёныши вылупляются из икринок длиной до 7м. Они дышат черес жабры. Киты – хищьники, питаются рыбами.
Рекомендую: Включать ошибки не только в содержании и банка данных, но и орфографические, для выработки орфографической зоркости. Не допускать не более 5-7 предложений, целесообразно начинать с 4-5 предложений.
На развитие произвольности:
Упр. №126 Игра «Виды листьев»
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора листьев, в каждом которых ни один лист не повторяется. У каждого игрока имеется игровое поле – это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 листа, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какой лист лежит. После этого первый игрок закрывает листом бумаги своё игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение листьев. Чем больше в игре используется клеток и листьев, тем игра становится сложнее.
Рекомендую: Эту игру можно использовать в работе на развитие памяти, пространственного восприятия и мышления. Очень эффективна при систематизации видов растений и животных, на закрепительном этапе. Можно рекомендовать игру на перемене, или стационарно больным.
Упр.№ 127 «Кто есть кто»
Для данной игры используется таблица из 9 клеток, с изображением видов рыб. Все изображения закрыты картинками, на которых нарисованы различные знаки, а также дается полоска-образец, показывающая, какой значок соответствует какой букве.
Учитель говорит: расшифруйте знаки и вы прочтёте название вида рыб. Кто запомнит эти знаки, тот быстрее выполнит.
Рекомендую: Вначале начинать с 4 клеток. После развития произвольного внимания можно усложнить задание. Видовые названия должны желательно быть короткими.
Упр №128 «Хитрые картинки»
Учитель объясняет соотношение картинок и схем, а потом происходит игра.
Рекомендую: Она позволяет при интересном сюжете достаточно долго удерживать учебную задачу: умение анализировать элементарную схему. Также применить для развития пространственного восприятия, усиливает степень концентрации внимания, абстрактное мышление.[2]

Упр. №129 «Веселые человечки»
Данная игра аналогична предыдущей. Происходит как в лото: Ведущий достает рисунок, а дети на схеме ищут его изображение.[2]

На воображение.
Упр. № 130. «Найди отличие»
Составление целой картинки из разрезанных и придумывание небольших рассказов по ней типа: «Найди отличие между двумя особью амеб». Моя амёба имеет…живёт… питается…умеет…. сможет…и т.д.

Использованная литература:
И.А.Агеева. «Коррекционные техники в школе» ООО Издательство «Речь» Санкт-Петербург.2004г.
А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина «Как преодолеть трудности в обучении детей» Издательство «Ось»Москва,1998г.
И.И. Мамайчук М.Н. Ильина «Помощь психолога ребёнку» с ЗПР.ООО Издательство «Речь» Санкт- Петербург.2004г.
Н.В. Самоукина «Игры в школе и дома» М., 1993г.