Использование логопедического тренажёра Дэльфа – М 142.1 для оптимизации и повышения эффективности индивидуальных логопедических занятий
Логопедический тренажёр «Дэльфа-142.1» представляет собой комплексную многостороннюю программу по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей с речевой патологией.
Меню «Звук» полностью подходит для использования в образовательном учреждении.
Данный раздел обеспечит: коррекцию речевого дыхания, темпа, ритма речи, голоса, звукопроизношения; устранение призвуков. Для работы необходим специальный блок обработки речевого сигнала и микрофон (входят в комплект поставки).
Включает 19 упражнений, объединённых по задачам.
Выдох. Упражнения предназначены для отработки правильного речевого дыхания, в частности для формирования ротового выдоха, плавности и длительности выдоха.
«Задуй свечки». Если выдох в микрофон будет достаточно активным и сильным, свечки на праздничном пироге будут гаснуть одна за другой. Задувать свечки можно на одном выдохе или несколько раз вдыхая и выдыхая воздух.
«Чашка чая». Колышущиеся струйки пара из чашки будут свидетельствовать о правильном выдохе.
Слитность. Эти упражнения помогут отработать правильное речевое дыхание для слитного произнесения слов и фраз. Отработка слитного плавного произнесения языкового материала может потребоваться детям с ринолалией и дизартрией, а также детям, имеющим скандированную речь. Подбираем слоги, слова с отрабатываемым звуком и автоматизируем его.
«Бабочка». Бабочка порхает при слитном произнесении фраз и садится на цветок, если пауза затянулась.
«Сказочный замок». При слитном произнесении фразы картинка окрашивается разными цветами. На паузах - смены цвета не происходит.
Громкость. Эти упражнения помогут научить ребёнка произносить звуки с различной громкостью, наблюдая при этом изменение рисунка на экране (визуальная опора). Можно использовать при автоматизации звука в слогах, словах, фразе.
«Колобок». Говорите громко и тихо. Чем сильнее будет звук, тем шире колобок на экране раскроет рот. «Бегемотик» - действия аналогичные предыдущему упражнению.
Длительность звука. Эти упражнения предназначены для постановки правильного речевого дыхания и закрепления навыка длительно и экономно выдыхать воздух во время речи.
«Елочка» и «Репка» - закрепляют навык произнесения слогов и слов на одном выдохе. Отрабатываем согласные звуки: изолированное произношение и в слогах.
Слоговой ритм. Эти упражнения помогут отработать слитное произнесение слогов, слов и фраз. Картинки появляются в ответ на произнесение одного слога (слова). Автоматизируем согласные звуки.
«Картинка из кубиков». Нажмите пробел и произнесите фразу, тщательно проговаривая слоги и слова (автоматизация звуков). После каждого чётко произнесённого слога (слова) на экране будет добавляться новый фрагмент в виде кубика. Низкий порог (F2) и большая пауза (F3) сделают основной единицей слова и словосочетания.
«Скатерть-самобранка». С каждым чётко произнесённым слогом (словом) на скатерти появляется новый предмет сервировки. Как только задание будет выполнено, изображение «моргнёт».
Гласные звуки и звонкие согласные. Эти упражнения применяются для выработки правильного произношения гласных звуков и звонких согласных [з, з`, ж, р, л, л`] на начальных этапах обучения речи, а также для устранения гнусавого оттенка голоса.
«Вертолет». Произнося разные гласные звуки, старайтесь управлять вертолётом: поднимайте его до вершины горы и опускайте на землю. Обратите внимание на то. Что каждому гласному соответствует своя высота подъёма. Также произносятся и звонкие согласные звуки.
При правильном произнесении звуков, с выдохом только через рот, вертолёт поднимается выше. При появлении носового оттенка голоса высота вертолёта заметно снижается.
«Подводная лодка» -принцип действий аналогичен предыдущему.
Согласные звуки. Эти упражнения предназначены для отработки правильного произношения согласных звуков.
«Паровоз» и «Фонтан» - для отработки правильного произношения глухих согласных звуков (с, ш, х, ф). Если звуки произносятся правильно, облачко и фонтан поднимаются.
Звуковая реакция. Эти упражнения помогут сформировать и автоматизировать навык голосообразования (включения голоса), при работе с назальным оттенком голоса и умение быстро и громко произносить короткие изолированные звуки (слоги). Выстрел не получится, если Ваш голос будет слишком вялым или звук -недостаточно коротким.
«Космический стрелок». Представьте, что Вы находитесь внутри космического корабля, изображённого слева. Чтобы поразить движущуюся мишень. Нужно быстро и громко произнести в микрофон односложное слово, слог или отдельный звук (который вы отрабатываете).
«Индеец». По одной из легенд злой волшебник превращался в хищную птицу. Как только стрела Индейца поражает птицу, в небе вспыхивает молния, но птица вновь появляется невредимой.
«Речевая волна». С помощью этого упражнения можно формировать правильную ритмико-слоговую структуру речи и корректировать дефекты её плавности и слитности, в том числе при заикании. Запуск речевой волны и её стирание производится клавишей «пробел». При нажатии любой другой клавиши речевая волна останавливается. Для переноса изображения в верхнее поле нажмите клавишу F3. Произнося различные звуки, слова и фразы, сравнивайте рисунки их речевых волн.
«Речевая волна 2» - применяется для тренировки произношения взрывных звуков и аффрикат (б, п, г, к. д, т. ц, ч). А также для отработки артикуляции слогов и слов. Запуск волны, её остановка, стирание и повторный запуск в этом упражнении аналогичны предыдущему.
«Спектр. Упражнение рекомендуется для отработки правильной артикуляции гласных (а, о, и, у, ы, э), щелевых и сонорных согласных (с, ж, з, л, м, н, р, с, ф, х, ш. щ), а также дифтонгов (я, ю, е, ё, й). Функции рабочих полей такие же, как в упражнении «Речевая волна»: нижнее – рабочее, верхнее – для записи образца.
Меню «Буква»
Составление буквы из нескольких частей, нахождение буквы в ряду, составление слов из букв. Возможность работать над дифференциацией 15 пар согласных, оппозиционных по способу и месту артикуляции (9 упражнений) . Упражнения этого блока можно использовать как дополнительный материал при работе над проявлениями дисграфии: «Собери букву из 2-х, 4-х частей», «Найди букву», «Тим и Том» и др.
Меню «Слог»
Для формирования первоначального навыка правильного чтения и отработки техники чтения прямых и обратных слогов, умения определять состав слога. Упражнения «Найди слог», «Грузовик» и т.д.
Меню «Слово»
Направлены на глобальное восприятие слов, формирование словесной догадки, классификацию слов по разным морфологическим и тематическим признакам, тренировки чтения и узнавания слов, коррекции нарушения чтения, в качестве дополнительного материала для коррекции внимания и памяти. Этот раздел включает упражнения "Прятки простые", "Мозаика" и "Мерцающая мозаика"
Многие упражнения «Дельфа-142» предназначены для развития лексико-грамматической стороны речи и формирования навыка правильного согласования слов в предложении. Это, как я считаю, служит основой развития активного словаря детей.
Меню «Предложение»
Рассмотрим подробнее раздел «Предложение». Упражнения этого раздела направлены на коррекцию лексико-грамматической стороны речи. Они на разном материале тренируют детей в установлении смысловых и формальных связей между словами в предложении. В упражнениях этого меню нужно составить на полку глиняные горшочки со словами, образовав правильное по смыслу предложение: «Утром пошел снег». Постепенно предложения усложняются: нужно вставлять предлоги, союзы, слова, подходящие по смыслу. Данные упражнения имеют несколько уровней сложности: от 3-х до 5-ти слов в предложении. Возрастает уровень интеллектуальной нагрузки на ребенка. Более сложный уровень задания содержится в упражнениях для отличников. Например, упражнение: "Восстанови предложение", "Составь предложение", "Вставь пропущенное слово", "Выбери форму слова", "Вставь предлог", "Вставь предлог (для отличников), "Вставь союз", "Закончи предложение".
Коррекция целостности восприятия
Каким образом в программе осуществился учет особенностей зрительного восприятия детей с нарушениями речи.
Во-первых, это определенные требования к формам и размерам картинок и слов. В программе отсутствуют предметы с размытыми контурами, нарушением пропорций, перекошенными углами и пр. Для демонстрации слов выбраны хорошо читаемые шрифты. Размер букв достаточно велик, что позволяет ребенку без напряжения прочитывать слово. В картинках максимально выражен контур, изображения простые и понятные детям.
Во-вторых, это требования к времени демонстрации материала на экране. Картинки и слова демонстрируются достаточно продолжительное время, чтобы ребенок успел воспринять и осознать полностью то, что происходит. В ряде упражнений предусмотрены скоростные режимы, подобранные с учетом вариабельности зрительного восприятия детей. При работе с крупными единицами (например, с предложениями) ребенку и педагогу предоставляется возможность самостоятельно выбрать время демонстрации. Только после того, как ребенок полностью прочитал то, что было написано на экране, нажимается кнопка «Начать» или «Пуск».
Для коррекции целостности восприятия педагог может использовать следующие упражнения программы: «Собери букву из 2-х частей», «Собери букву из 4-х частей», «Собери букву (для отличников)». На экране появляются детали определенной буквы. Их может быть 2, 4, или 4 + 2 лишние. Ребенок может тренироваться в составлении целостного образа из частей. На начальном этапе для коррекции целостности восприятия рекомендуется выбирать самые простые образы букв, например, Г, Л, О, П, С, Т. Затем более сложные, такие как А, Е, З, И, К, М, Н, Р, У, Х, Ч, Ь, Ъ, Э. И на завершающем этапе можно использовать самые сложные образы букв: Б, В, Д, Ё, Ж, Ф, Ц, Ш, Щ, Ю, Я.
Для отработки заданий совсем необязательно ждать окончания букварного периода (так как список предъявления букв может быть установлен педагогом). Кроме того, анализ составляющих элементов, знакомых и незнакомых букв очень полезен в плане пропедевтики грядущих затруднений.
Предлагаемые упражнения имеют несколько уровней сложности. Наиболее прост вариант, предполагающий сборку буквы из двух частей. Более сложный вариант — составление буквы из четырех частей. И самый сложный — это видно уже из названия упражнения — «Собери букву (для отличников)».
Коррекция восприятия, пространственной ориентации может осуществляться на упражнениях «Найди букву», «Найди слог», «Мозаика». В этих упражнениях наряду с пространственной ориентацией, умением глобального восприятия слога или слова развивается устойчивость внимания, наблюдательность, способность к запоминанию и переключению. В упражнениях предусмотрены разные уровни сложности: восприятие трехбуквенных и четырех-, пятибуквенных слов.
Коррекция разных сторон внимания и памяти.
Одним из проявлений расстройств внимания является узость его объёма, который у дошкольников с тяжелыми речевыми или двигательными нарушениями составляет в среднем 3-4 единицы. В соответствии с этой особенностью в рабочей зоне экрана находится не более 3-х картинок или слов. Экраны в упражнениях не перегружены лишними деталями, способными отвлечь внимание ребенка от процесса выполнения задания. Материал, непосредственно составляющий смысл упражнения (картинки, слова, предложения) выполнен крупно и ярко. Это помогает детям сконцентрироваться на задании и дольше его выполнять. В блоке «Предложение» предусмотрены различные уровни сложности, в зависимости от протяженности предложения: трехсловные, четырёх-пятисловные, шести–семисловные. Более протяженные предложения потребуют либо хорошо сформированной вербальной памяти, либо мнемотехнических приемов для запоминания.
Свойствами внимания детей с проблемами в развитии объясняется и разделение экрана в тренажере на несколько зон. Задание к упражнению всегда появляется вверху. Так называемое «рабочее поле», с которым будет активно работать ребёнок расположено в центральной части экрана, «поле выбора», где расположен материал для анализа и соотнесения с материалом в рабочем поле занимает нижнюю часть экрана. В некоторых упражнениях внимание ребёнка искусственно привлекается к «полю выбора» Чтобы облегчить понимание задания и упростить решение главной задачи. Например, в упражнениях «Восстанови порядок слов», «Вставь пропущенное слово» в поле выбора существует привлекающее внимание цветовое пятно — коврик, на котором расставлены глиняные горшочки со словами. Ребенок непроизвольно обращается к этому полю, прочитывает имеющиеся слова и пытается провести их грамматический анализ.
Расстройства внимания затрудняют усвоение материала, а вследствие быстро наступающего утомления дети не могут длительно выполнять однообразные виды работ. Чтобы избежать быстрого утомления в программе предусмотрен целый комплекс различных приёмов. Например, тренировать ребёнка в постановке буквы в слово можно производя сортировку записанных на экране слов, осуществляя выбор картинок, конструируя из кусочков целую картинку, передавая слова веселым человечкам и т.д.
Известно, что дети легче запоминают предметы и изображения жёлтого, зелёного, красного и синего цветов. Учитывая эту особенность, текстовый материал, призванный привлечь внимание ребенка и выбранный для запоминания в основном выполнен в этих тонах.
Для коррекции памяти и внимания педагог может использовать следующие упражнения и приёмы.
Работа над непроизвольным запоминанием может проводиться на любом упражнении. Ребёнок выполняет задание «Собери букву». Он собирает несколько букв, подводится итог его работе. Затем педагог может спросить, какие буквы только что собирал ребенок. Результат воспроизведения можно проверить, выбрав режим «Повтор», при котором все собранные буквы выводятся на экран. Тот же принцип работы может использоваться при выполнении упражнений «Найди букву», «Найди слог», «Картинки», «Сортировка слов», «Конструктор», «Грузовик», «Прятки» и т.д. Вопрос о том, над какими словами или буквами мы работали, какие картинки ты запомнил, должен звучать в конце каждого занятия. Это будет стимулировать мнемическую деятельность ребенка и позволит в более короткие сроки добиться ощутимых улучшений качества памяти.
Для развития произвольного запоминания, увеличения объёма оперативной памяти можно использовать другие упражнения. В этом смысле наиболее показательными являются «Мозаика» и «Мерцающая мозаика». На экране ребёнок видит сетку из 9 квадратов. В каждом из квадратов появляется слово. Важно запомнить это слово и его место расположения, либо зрительно соотнести его с образцом. Время показа слов педагог может установить в зависимости от возможностей ребёнка. Упражнения типа «Мозаика» полифункциональные. При их выполнении ребенок тренирует концентрацию и переключаемость внимания, объём памяти, развивает звукобуквенный анализ слова.
Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления.
В развитии наглядно-образного мышления большую роль играют два взаимосвязанных условия. Первое – формирование у детей умений различать план реальных объектов и план образов и моделей, отражающих данные объекты. При этом формируется умение оперировать образами предметов, совершенствуется и усложняется структура образов, образуется система конкретных представлений о предмете. Второе условие – развитие речи.
В программе «Дэльфа-142.1» существует целый ряд упражнений, позволяющих тренировать ребёнка в соотнесении объекта с его планом или частью. Это, например, все упражнения типа «Собери букву», упражнения «Найди букву», «Найди слог», «Конструктор», а также «Распредели существительные по обобщающим понятиям». Реализация второго условия – это непосредственная задача всего логопедического тренажера.
В развитии словесно-логического мышления определяющую роль играет использование понятий, логических конструкций, формирующихся на основе самостоятельных языковых средств. Существует ряд условий, необходимых для формирования словесно-логического мышления.
Работу в этом направлении следует начинать на материале практических задач, условия в которых выражены наглядными средствами. При этом речь выступает как средство произвольного управления образами. В логопедическом тренажере предусмотрено несколько вариантов упражнений данного типа: «Картинки», «Грузовик», «Прятки простые» и «Прятки сложные» (на материале картинок). Для включения речи в процесс решения задачи нужно побуждать детей не только называть предметы и действия с ними, но и использовать словесные обозначения пространственных отношений между ними, характеризовать временную последовательность. Использование разных способов словесного определения одной и той же предметной ситуации позволяет глубже понять её, способствует гибкости мышления.
обучение умению мыслить обратимо, понимать относительность тех или иных явлений.
Для этого нужно научить детей устанавливать связи от слов и словесных высказываний к их предметному содержанию и обратно, от предметов, признаков действий, отношений – к словесным обозначениям. При этом связи должны быть многообразными. В этом большую роль играют разнообразные грамматические конструкции (предложные, союзные, согласование слов в роде, числе, падеже и т.д.). В реализации этого условия большую помощь могут оказать упражнения блока «Предложение», в частности «Составь предложение», где в программу заложены все возможные варианты составления высказывания из предложенных слов.
развитие всех мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Упражнения программы помогают тренировать детей в этом направлении на материале образов, слов и звучащей речи. В частности, проводить дифференциацию оптических образов букв («Собери букву», «Найди букву», «Найди слог»), формировать звуковой анализ и синтез («Вертолет», «Подводная лодка», «Паровоз», «Фонтан», «Картинки», «Сортировка слов с пропущенными буквами», «Конструктор», «Прятки»), классифицировать речевой материал с разным основанием классификации.
Эффективно решить задачу развития словесно-логического мышления позволяет, в частности, специальная организация языкового материала, направленная на активизацию самостоятельной речевой деятельности ребенка.
Развитие личностной сферы детей
Социальная ситуация, в которой оказывается ребенок с проблемами в развитии, имеет важное значение в возникновении у него определенных личностных черт. Личность ребенка формируется в ходе усвоения социального опыта, общения со взрослыми и сверстниками. Нарушение словесного общения создает определенные трудности в усвоении социального опыта. Отставание в развитии речи и общее недоразвитие отрицательно сказываются на осознании своих и чужих эмоциональных состояний, затрудняют формирование самосознания и других личностных черт. Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир духовных переживаний и приводит к трудностям сопереживания другим людям. Для таких детей, в большей степени, чем для нормально развивающихся, имеет значение стимульная среда. Необходимо с максимальной аккуратностью, продуманно подбирать материал для работы с этими детьми.
При работе с программой появляются только положительные эмоции. Этому способствует общий «природный» стиль тренажера, добрые, весёлые картинки, отсутствие резких звуков и быстрого движения на экране. В качестве центрального персонажа выступает добрый, улыбающийся Старичок-Боровичок. Он вместе с ребёнком радуется успеху – прыгает, хлопает в ладоши. В случае неудачи он не ругает, а огорчается, сопереживает детям. Это даёт замечательный пример реагирования на чужие удачи и промахи. В словарях программы есть так называемая «аффективно окрашенная лексика» - это качественные прилагательные. На основе этих языковых средств есть возможность параллельно поработать над эмоциональным развитием ребёнка.
Большие сложности порой возникают с оценкой и самооценкой. Программа стимулирует развитие реальной самооценки у детей. Система оценок тренажера объективна и не предполагает разночтения. В то же время она мягкая и корректная и не обижает детей. Чтобы ребёнок мог оценить результаты своего труда, сравнить их с предыдущим выполнением задания, в программе предусмотрен режим выведения итога работы. Без выставления оценок подсчитывается количество правильных и неправильных ответов на вопросы.
В каждом из упражнений программы существует два режима их выполнения. Это — «Обучение» и «Контрольная». При запуске упражнения, то есть по умолчанию, автоматически установлен режим «Обучение». Это сделано не случайно. Данная установка — следствие логики развития любой деятельности от знакомства с проблемой, через попытки самостоятельного выполнения к быстрому и безошибочному решению вопросов. В режиме «Обучение» ребёнок имеет право ошибаться. При первой ошибке тренажер привлекает внимание ребёнка к строке задания. Вполне вероятно, что ошибка может быть вызвана тем, что ребёнок неверно воспринял смысл задания. При этом учебная часть задания (буква, слог, слово и т.д.) не меняется. Ребёнок возвращается к решению той же самой задачи. При второй ошибке, которая чаще всего может быть вызвана тем, что ребенок неверно решил учебную задачу, тренажер указывает на верный выбор миганием. Например, если ребёнок ошибся в выборе буквы из ряда представленных на экране, верная буква в течении нескольких секунд мигает, максимально упрощая решение задания. Если и в этом случае ребёнок не справляется с упражнением и совершает третью подряд ошибку, на экране появляется большой вопросительный знак — символ действия «Обратись к учителю». Вполне вероятно, что материал по данному упражнению необходимо проработать еще раз с педагогом, либо выбрать для этого ребёнка более простой уровень выполнения задания.
Режим «Контрольная» должен устанавливаться педагогом только в том случае, если есть уверенность в том, что ребёнок полностью усвоил данную часть учебного материала и самостоятельно справляется с этим материалом, работая в режиме «Обучение». Такой подход объясняется тем, что, в отличие от режима «Обучение», в «Контрольной» ребёнок не имеет возможности, совершая ошибки, доделывать задание. Это более жесткий в психологическом смысле режим. После совершения ошибки задание меняется без объяснения смысла ошибки. Темп выполнения заданий, поэтому, достаточно высок, что требует повышенной сосредоточенности и скорости реакции. Следовательно, полноценно справиться с «Контрольной» и не испытать при этом психологической травмы ребёнок может только при наличии опыта выполнения заданий подобного характера.
Оценивая свои возможности, ребёнок вправе претендовать на определенный уровень сложности выполнения задания и на режим выполнения. Результаты его работы будут объективно представлены на экране.
План занятий с использованием тренажёра.
Сначала при знакомстве с новым материалом тренажёр может выступать как элемент первичного закрепления языкового материала на специально отобранном материале и способ поощрения за хорошую работу. Постепенно упражнения с компьютером отводится всё больше времени, вплоть до полномасштабного занятия. В последующем при отработке коммуникативных навыков компьютерный тренажёр может быть использован как элемент разминки, способ включения ребёнка в задание или для активизации и повторения изученного материала.