СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование математических методов для решения задач естественнонаучных дисциплин"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математика и биология. Выявить закономерности модификационной изменчивости, условия проявления, а также определить их значение для практической деятельности человека.

Просмотр содержимого документа
««Использование математических методов для решения задач естественнонаучных дисциплин"»

Государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области  «Бердский политехнический колледж»   Тема: «Использование математических методов для решения задач естественнонаучных дисциплин». Разработала преподаватель математики высшей квалификационной категории  Бердского политехнического колледжа  Кулинич Татьяна Андреевна 2024 год

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Бердский политехнический колледж»

Тема: «Использование математических методов для решения задач естественнонаучных дисциплин».

Разработала преподаватель математики

высшей квалификационной категории

Бердского политехнического колледжа

Кулинич Татьяна Андреевна

2024 год

 Тема:  Выявление закономерностей модификационной изменчивости.    Цель: Выявить закономерности модификационной изменчивости, условия проявления, а также определить их значение для практической деятельности человека.

Тема:

Выявление закономерностей модификационной изменчивости.

Цель:

Выявить закономерности модификационной изменчивости, условия проявления, а также определить их значение для практической деятельности человека.

Изменчивость организма, возникающая под влиянием факторов внешней среды и не затрагивающая генотип, называется  модификационной   Модификация – ненаследственное изменение фенотипа, возникающее под влиянием факторов внешней среды

Изменчивость организма, возникающая под влиянием факторов внешней среды и не затрагивающая генотип, называется модификационной

  • Модификация ненаследственное изменение фенотипа, возникающее под влиянием факторов внешней среды
Вариационный ряд веса студентов группы 9ДЭЛ-334 Варианта Веса студентов 40-45 Частота встречаемости,(число студентов) 46-50 1 51-55 8 56-60 7 61-65 1 66-70 4 4

Вариационный ряд веса студентов группы 9ДЭЛ-334

Варианта

Веса студентов

40-45

Частота встречаемости,(число студентов)

46-50

1

51-55

8

56-60

7

61-65

1

66-70

4

4

Частота встречаемости Вариационная кривая изменчивости  веса студентов группы 9ДЭЛ-334 кг варианта

Частота встречаемости

Вариационная кривая изменчивости

веса студентов группы 9ДЭЛ-334

кг

варианта

Вариационный ряд роста студентов группы 9ДЭЛ-334 Варианта роста студентов 150-155 Частота встречаемости, (число студентов) 156-160 2 161-165 5 166-170 8 171-175 8 2

Вариационный ряд роста студентов группы 9ДЭЛ-334

Варианта роста

студентов

150-155

Частота встречаемости, (число студентов)

156-160

2

161-165

5

166-170

8

171-175

8

2

Частота встречаемости Вариационная кривая изменчивости роста студентов группы Т11А см варианта

Частота встречаемости

Вариационная кривая изменчивости роста студентов группы Т11А

см

варианта

Вариационный ряд изменчивости количества прыжков на скакалке студентами группы 9ДЭЛ-334 Варианта прыжков студентов 100-120 Частота встречаемости (число студентов) 121-140 13 141-160 7 5

Вариационный ряд изменчивости количества прыжков на скакалке студентами группы 9ДЭЛ-334

Варианта прыжков

студентов

100-120

Частота встречаемости (число студентов)

121-140

13

141-160

7

5

 Частота встречаемости Вариационная кривая изменчивости количества прыжков на скакалке  студентов группы 9ДЭЛ -334 варианта

Частота встречаемости

Вариационная кривая изменчивости количества прыжков на скакалке студентов группы 9ДЭЛ -334

варианта

ВЫВОДЫ: 1. Проявление признака не выходит за пределы нормы реакции, которая определяется генотипом. 2. Среди показателей изменчивости данного признака чаще всего встречаются средние значения признака, а минимальные и максимальные проявления признака встречаются как исключения. 3. Модификационной изменчивости присущи статистические закономерности, среднее значение признака обнаруживается только при массовых подсчетах (Чем больше данных, тем более четко проявляется закономерность). 4. Модификационная изменчивость играет огромную роль в практической деятельности человека (Генетические возможности максимально проявляются в оптимальных условиях).

ВЫВОДЫ:

  • 1. Проявление признака не выходит за пределы нормы реакции, которая определяется генотипом.
  • 2. Среди показателей изменчивости данного признака чаще всего встречаются средние значения признака, а минимальные и максимальные проявления признака встречаются как исключения.
  • 3. Модификационной изменчивости присущи статистические закономерности, среднее значение признака обнаруживается только при массовых подсчетах (Чем больше данных, тем более четко проявляется закономерность).
  • 4. Модификационная изменчивость играет огромную роль в практической деятельности человека (Генетические возможности максимально проявляются в оптимальных условиях).
Основные характеристики модификационной изменчивости 1. Зависит от окружающих условий. 2. Носит групповой характер. 3. Является определённой. 4. Имеет статистические закономерности. 5. Определяется нормой реакции.

Основные характеристики модификационной изменчивости

1. Зависит от окружающих условий.

2. Носит групповой характер.

3. Является определённой.

4. Имеет статистические закономерности.

5. Определяется нормой реакции.

Норма реакции  –степень варьирования признака или пределы модификационной изменчивости, обусловленные генотипом Наследуется не признак как таковой, а его способность изменяться в пределах нормы реакции под воздействием факторов среды

Норма реакции –степень варьирования признака или пределы модификационной изменчивости, обусловленные генотипом

  • Наследуется не признак как таковой, а его способность изменяться в пределах нормы реакции под воздействием факторов среды
Средняя величина признака  V1 х p1 + V2 х p2+ Vn х pn М= m  М – средняя величина; V – варианта; p– частота встречаемости; n- общее число вариант; m –общее число измерений.

Средняя величина признака

V1 х p1 + V2 х p2+ Vn х pn

М= m

  • М – средняя величина;
  • V – варианта;
  • p– частота встречаемости;
  • n- общее число вариант;
  • m –общее число измерений.
Тема: «Рост численности населения  в г.Бердск НСО» Цель: Проследить за изменениями численности населения и естественного прироста в г. Бердске за последние 10 лет.

Тема: «Рост численности населения в г.Бердск НСО»

Цель: Проследить за изменениями численности населения и естественного прироста в г. Бердске за последние 10 лет.

С каждым годом демографическая ситуация в нашем городе продолжает улучшаться. Улучшается показатель естественного прироста населения: так, в 2012 году в регионе родилось 1060 малышей, в 2013 – уже 1076, а в 2014 – 1422 малыша». Показатель рождаемость превысил показатель смертности Бердске. По информации управления по делам ЗАГС, в 2013 году на территории г. Бердска было зарегистрировано 1016 актов о смерти. Этот показатель несколько ниже 2014 года - 1297.
  • С каждым годом демографическая ситуация в нашем городе продолжает улучшаться. Улучшается показатель естественного прироста населения: так, в 2012 году в регионе родилось 1060 малышей, в 2013 – уже 1076, а в 2014 – 1422 малыша».
  • Показатель рождаемость превысил показатель смертности Бердске. По информации управления по делам ЗАГС, в 2013 году на территории г. Бердска было зарегистрировано 1016 актов о смерти. Этот показатель несколько ниже 2014 года - 1297.
Численность населения г.Бердск чел. год

Численность населения г.Бердск

чел.

год

Естественный прирост населения  ( ЕП ) — превышение  рождаемости  над  смертностью , то есть разница между количеством родившихся и количеством умерших за определенный период времени; основа роста численности населения. Естественный прирост как разница между  рождаемостью  (количество рождённых людей на 1 000 жителей) и  смертностью  (количество умерших людей на 1 000 жителей) измеряется коэффициентом, в  промилле  ( ‰ ). Формула :  ЕП=р-с , где ЕП — естественный прирост (коэффициент), р — рождаемость (количество рождённых людей на 1000 жителей, коэффициент), с — смертность (количество умерших людей на 1000 жителей, коэффициент). Формула подробная:  ЕП=((Р-С)/Н)*1000 , где ЕП — естественный прирост (коэффициент), Р — количественное значение рождаемости (численность рождённых, чел.), С — количественное значение смертности (численность умерших, чел.), Н — численность населения (чел.).
  • Естественный прирост населения  ( ЕП ) — превышение  рождаемости  над  смертностью , то есть разница между количеством родившихся и количеством умерших за определенный период времени; основа роста численности населения.
  • Естественный прирост как разница между  рождаемостью  (количество рождённых людей на 1 000 жителей) и  смертностью  (количество умерших людей на 1 000 жителей) измеряется коэффициентом, в  промилле  ( ).
  • ФормулаЕП=р-с , где ЕП — естественный прирост (коэффициент), р — рождаемость (количество рождённых людей на 1000 жителей, коэффициент), с — смертность (количество умерших людей на 1000 жителей, коэффициент).
  • Формула подробная:  ЕП=((Р-С)/Н)*1000 , где ЕП — естественный прирост (коэффициент), Р — количественное значение рождаемости (численность рождённых, чел.), С — количественное значение смертности (численность умерших, чел.), Н — численность населения (чел.).
Задача:  Рассчитайте величину годового естественного прироста населения в промилле, если в Бердске за год родилось ( Р) 1422 человек, умерло (С) 1297человек, а численность населения (Н) составила 101679 человек (по данным на 2014г.)   ЕП=((Р-С)/Н)*1000 Ответ: 1,2‰.
  • Задача:

Рассчитайте величину годового естественного прироста населения в промилле, если в Бердске за год родилось ( Р) 1422 человек, умерло (С) 1297человек, а численность населения (Н) составила 101679 человек (по данным на 2014г.)

  ЕП=((Р-С)/Н)*1000

  • Ответ: 1,2‰.
 Вывод: За последние годы наблюдалось стабильное увеличение рождаемости и естественного прироста населения в г.Бердске НСО.

Вывод: За последние годы наблюдалось стабильное увеличение рождаемости и естественного прироста населения в г.Бердске НСО.

Экология и математика

Экология и математика

Задача: Подсчитать расход дерева на одного студента. Цель: Определить роль леса в жизни нашей планеты.

Задача: Подсчитать расход дерева на одного студента.

  • Цель: Определить роль леса в жизни нашей планеты.
ПОДСЧЕТ РАСХОДА ДЕРЕВА  Для изготовления 1 тонны бумаги нужно 5,6 м 3 древесины. Если учесть, что средний объем одного бревна (дерева) - 0,33 м 3 , то для производства 1 тонны бумаги требуется 17 деревьев. Бумага 1 т Древесина Деревья 5,6 м 3 1 кг 17 деревьев 1г 0,0056 м 3 0,017 дерева 0,0000056 м 3 0,000017 дерева

ПОДСЧЕТ РАСХОДА ДЕРЕВА

Для изготовления 1 тонны бумаги нужно 5,6 м 3 древесины. Если учесть, что средний объем одного бревна (дерева) - 0,33 м 3 , то для производства 1 тонны бумаги требуется 17 деревьев.

Бумага

1 т

Древесина

Деревья

5,6 м 3

1 кг

17 деревьев

0,0056 м 3

0,017 дерева

0,0000056 м 3

0,000017 дерева

ПОДСЧЕТ РАСХОДА ДЕРЕВА Студенты Время(мес.) (чел.) 1 чел. 1 чел. 6 мес. Бумага (кг) Древесина(м3) 12мес. 25 чел. 11кг 25 чел. 0,0616м 3 Деревья (штук) (группа Т11А) 6 мес. 22 кг 0,1232 м 3 12мес. (группа Т11А) 0,2 шт. деревьев 193,86кг 1,0856 м 3 387,72кг 0, 4 шт. деревьев 2,1712м 3 3,6 шт. деревьев 7,2 шт. деревьев

ПОДСЧЕТ РАСХОДА ДЕРЕВА

Студенты

Время(мес.)

(чел.)

1 чел.

1 чел.

6 мес.

Бумага (кг)

Древесина(м3)

12мес.

25 чел.

11кг

25 чел.

0,0616м 3

Деревья (штук)

(группа Т11А)

6 мес.

22 кг

0,1232 м 3

12мес.

(группа Т11А)

0,2 шт. деревьев

193,86кг

1,0856 м 3

387,72кг

0, 4 шт. деревьев

2,1712м 3

3,6 шт. деревьев

7,2 шт. деревьев

роль леса в жизни нашей планеты: -Леса содействуют задержанию и очистке воды, производству кислорода; -формируют и защищают почвы; -снижают угрозу глобального потепления климата; -создают условия для обитания диких животных.  Так, 1 гектар средневозрастного леса поглощает ежегодно 4,6-6,5 тонн углекислого газа и выделяет при этом 3,5-5 тонн кислорода.  Лес выделяет фитонциды, которые убивают многие болезнетворные микробы.  Благодаря действию фитонцидов 1 метр кубический воздуха в лесу содержит 200-300 бактерий, а в крупных городах — в 200-500 раз больше.

роль леса в жизни нашей планеты:

-Леса содействуют задержанию и очистке воды, производству кислорода;

-формируют и защищают почвы;

-снижают угрозу глобального потепления климата;

-создают условия для обитания диких животных.

Так, 1 гектар средневозрастного леса поглощает ежегодно 4,6-6,5 тонн углекислого газа и выделяет при этом 3,5-5 тонн кислорода.

Лес выделяет фитонциды, которые убивают многие болезнетворные микробы.

Благодаря действию фитонцидов 1 метр кубический воздуха в лесу содержит 200-300 бактерий, а в крупных городах — в 200-500 раз больше.

Вызывают беспокойство следующие факты: - 42% ныне заготавливаемой древесины расходуется на производство бумаги; -Выбросы парниковых газов, связанные с производством бумаги, втрое превышают выбросы от всех авиаперевозок; -Всего 10% населения планеты (жители Западной Европы и Северной Америки) потребляют более половины всей бумажной продукции. -Рост численности населения и развитие мирового хозяйства обуславливают растущий глобальный спрос на лесную продукцию. -За последние 300 лет уничтожено 66-68% лесной площади планеты, и лесистость сократилась до 30%.

Вызывают беспокойство следующие факты:

- 42% ныне заготавливаемой древесины расходуется на производство бумаги;

-Выбросы парниковых газов, связанные с производством бумаги, втрое превышают выбросы от всех авиаперевозок;

-Всего 10% населения планеты (жители Западной Европы и Северной Америки) потребляют более половины всей бумажной продукции.

-Рост численности населения и развитие мирового хозяйства обуславливают растущий глобальный спрос на лесную продукцию.

-За последние 300 лет уничтожено 66-68% лесной площади планеты, и лесистость сократилась до 30%.

БУМАГА И МАТЕМАТИКА  ПОДСЧЕТ РАСХОДА БУМАГИ Для того чтобы подсчитать расход бумаги нашей Группой я посчитала вес всех бумажных учебных принадлежностей: тетрадей, учебников, учебных пособий, справочников, которые использовались нами в течение первого полугодия.  Согласно моим расчетам один студент в процессе учебы тратит за полгода  11 кг бумаги, а вся группа198 кг бумаги.

БУМАГА И МАТЕМАТИКА ПОДСЧЕТ РАСХОДА БУМАГИ

Для того чтобы подсчитать расход бумаги нашей

Группой я посчитала вес всех бумажных учебных

принадлежностей: тетрадей, учебников, учебных

пособий, справочников,

которые использовались нами в течение

первого полугодия.

Согласно моим расчетам один студент в

процессе учебы тратит за полгода

11 кг бумаги, а вся группа198 кг бумаги.

ВЫВОД:  Студенты группы Т11А  за один учебный год тратят  по приблизительным подсчетам  387  кг  бумаги,   для изготовления которой  необходимо 2 м 3 древесины  или 7  деревьев .

ВЫВОД:

Студенты группы Т11А

за один учебный год тратят

по приблизительным подсчетам

387 кг бумаги,

для изготовления которой

необходимо 2 м 3 древесины

или 7 деревьев .

Литература:  1. Е.Б. Баранчиков География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. 2022г.  2. В.П. Максаковский География. 2023г.  3. В.Б. Захаров Общая биология 2022г.  4. А.А. Каменский Общая биология. 10-11 кл. 2023г.  5. интернет ресурсы  6. Статистические данные ЗАГСа г.Бердска

Литература: 1. Е.Б. Баранчиков География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. 2022г. 2. В.П. Максаковский География. 2023г. 3. В.Б. Захаров Общая биология 2022г. 4. А.А. Каменский Общая биология. 10-11 кл. 2023г. 5. интернет ресурсы 6. Статистические данные ЗАГСа г.Бердска