СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Использование метода сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация

Просмотр содержимого документа
«"Использование метода сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ".»

  Использование метода сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ    Подготовила учитель-дефектолог  Иванова Елена Петровна

Использование метода сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ Подготовила учитель-дефектолог Иванова Елена Петровна

Сенсорная интеграция  это взаимодействие всех органов чувств. Она начинается очень рано, уже в утробе матери. Взаимодействие всех органов чувств подразумевает упорядочивание ощущений и раздражителей таким образом, чтобы человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией.  Создателем метода сенсорной интеграции является Джин Айрес 1920-1989гг. , логопед, психолог, эрготерапевт, научный сотрудник Южно-калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.

Сенсорная интеграция

это взаимодействие всех органов чувств. Она начинается очень рано, уже в утробе матери. Взаимодействие всех органов чувств подразумевает упорядочивание ощущений и раздражителей таким образом, чтобы человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией.

Создателем метода сенсорной интеграции является Джин Айрес 1920-1989гг. , логопед, психолог, эрготерапевт, научный сотрудник Южно-калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.

Успешность умственного, физического воспитания, овладение речью в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее, насколько качественно оперирует этой информацией и выражает эти знания в речи. Одна из основных задач детской деятельности –  развитие интереса к обучению через сенсорные стимулы. Необходимо организовать детей так, чтобы им захотелось что-то делать, чтобы осуществлялось самопознание, и появилась мотивация к речи.

Успешность умственного, физического воспитания, овладение речью в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее, насколько качественно оперирует этой информацией и выражает эти знания в речи.

Одна из основных задач детской деятельности – развитие интереса к обучению через сенсорные стимулы. Необходимо организовать детей так, чтобы им захотелось что-то делать, чтобы осуществлялось самопознание, и появилась мотивация к речи.

Пять основных чувств: 1 Зрение 2 Обоняние 3 Осязание 4 Слух 5 Вкус

Пять основных чувств:

1

Зрение

2

Обоняние

3

Осязание

4

Слух

5

Вкус

Зрительное восприятие - это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз. Чем совершеннее зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит, тем полнее, точнее и дифференцированнее отражается окружающий мир.

Нарушения зрительного восприятия приводят к трудностям в различении предметов (величина, соотношение частей, дифференциация зеркальных или близких по конфигурации элементов и др.). Недостаточное развитие зрительного восприятия ведет за собой отставание в формировании пространственного ориентирования.

  • Игры, тренирующие зрительное восприятие развивают наблюдательность, внимание, память, формируют представление о цвете, форме, величине, пространственном расположении предметов, увеличивают словарный запас.
  • Игры с прятанием, поиском и нахождением, основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов способствуют тренировке зрительного восприятия. Детям интересно искать рисунки на дне, под тонким слоем наполнителя.
  • Игры с сенсорными пособиями помогают заинтересовать, отвлечь, расслабить ребёнка, обеспечить наиболее успешное выполнение задания, развивают психические и речевые процессы.
 Слуховое восприятие  начинается с акустического (слухового) внимания и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков, дополняемых восприятием неречевых компонентов (мимики, жестов, позы).   Развивается восприятие речевых звуков , то есть формируется фонематический слух. Развивается  восприятие  неречевых звуков , то  есть шумов. Развитие слухового восприятия идет по двум направлениям:

Слуховое восприятие начинается с акустического (слухового) внимания и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков, дополняемых восприятием неречевых компонентов (мимики, жестов, позы).

  • Развивается восприятие речевых звуков , то есть формируется фонематический слух.
  • Развивается

восприятие

неречевых звуков , то

есть шумов.

Развитие слухового восприятия идет по двум направлениям:

 Зрительные и тактильные ощущения развиваются при подборе «музыки». Дети ищут одинаковые «звучащие коробочки», наполненные разнообразными веществами. От шума в коробочке стимулируется слух. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия. Тактильные образы объектов формируются посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Игры на развитие тактильных ощущений оказывают большое влияние на эмоциональную сферу, формирование внутренних ощущений. С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Органом осязания служит рука. От синхронности движений пальцев обеих рук, точности и целенаправленности движений, последовательности перцептивных (обследующих) действий зависит полнота и правильность образа воспринимаемого предмета.

Зрительные и тактильные ощущения развиваются при подборе «музыки». Дети ищут одинаковые «звучащие коробочки», наполненные разнообразными веществами. От шума в коробочке стимулируется слух.

  • Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия.
  • Тактильные образы объектов формируются посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли.
  • Игры на развитие тактильных ощущений оказывают большое влияние на эмоциональную сферу, формирование внутренних ощущений.
  • С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов.
  • Органом осязания служит рука. От синхронности движений пальцев обеих рук, точности и целенаправленности движений, последовательности перцептивных (обследующих) действий зависит полнота и правильность образа воспринимаемого предмета.
В своей работе мы используем некоторые «ручные» виды деятельности:   1 лепка из пластилина рисование пальцами, кусочком ваты,  бумажной «кисточкой» 2 игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (пластмассовым) 3 сортировка мелких предметов ( камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки ), разных по величине, форме, материалу 4 игры с мелкими камушками, сыпучими материалами, собирание пазлов 5

В своей работе мы используем некоторые «ручные» виды деятельности:

1

лепка из пластилина

рисование пальцами, кусочком ваты,

бумажной «кисточкой»

2

игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (пластмассовым)

3

сортировка мелких предметов ( камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки ), разных по величине, форме, материалу

4

игры с мелкими камушками, сыпучими материалами,

собирание пазлов

5

Кабинет педагога-психолога.

Кабинет педагога-психолога.

Для повышения эффективности коррекционной работы был разработан проект родительский клуб «Учимся, играя»

  • Цель   проекта : Приобщение родителей к созданию условий для успешного обучения и всестороннего развития детей, имеющих разную степень сложности структуры дефекта (задержка психического развития, умственная отсталость, аутистического спектра). Развитие желания у каждого  родителя  решать психофизические проблемы своего ребёнка. Формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционно-образовательной работе с детьми.
  • Результаты : решена одна из наиболее сложных проблем - проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению нарушений в развитии ребёнка. Родители перестали отстраняться от занятий со своим ребёнком, т. к. овладели знаниями, умениями и навыками. Они преодолели возникающие определённые трудности в организации взаимодействия со своим ребёнком. Осознанное включение родителей в совместный с учителем-дефектологом коррекционный процесс позволил значительно повысить эффективность совместной работы. Возникло понимание того, что создание единого пространства развития ребёнка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-дефектолога, воспитателей и родителей.
«Сенсорное развитие детей с ОВЗ в домашних условиях»

«Сенсорное развитие детей с ОВЗ в домашних условиях»

« Формирование коммуникативных навыков, как основы экспрессивной речи»

« Формирование коммуникативных навыков, как основы экспрессивной речи»

«Методы коррекции поведения детей с ОВЗ»

«Методы коррекции поведения детей с ОВЗ»

«Мастерская развивающей игрушки»

«Мастерская развивающей игрушки»

«Кинезеология, как метод активного развития дошкольников»

«Кинезеология, как метод активного развития дошкольников»

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!