Использование метода сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ Подготовила учитель-дефектолог Иванова Елена Петровна
Сенсорная интеграция
это взаимодействие всех органов чувств. Она начинается очень рано, уже в утробе матери. Взаимодействие всех органов чувств подразумевает упорядочивание ощущений и раздражителей таким образом, чтобы человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией.
Создателем метода сенсорной интеграции является Джин Айрес 1920-1989гг. , логопед, психолог, эрготерапевт, научный сотрудник Южно-калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
Успешность умственного, физического воспитания, овладение речью в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее, насколько качественно оперирует этой информацией и выражает эти знания в речи.
Одна из основных задач детской деятельности – развитие интереса к обучению через сенсорные стимулы. Необходимо организовать детей так, чтобы им захотелось что-то делать, чтобы осуществлялось самопознание, и появилась мотивация к речи.
Пять основных чувств:
1
Зрение
2
Обоняние
3
Осязание
4
Слух
5
Вкус
Зрительное восприятие - это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз. Чем совершеннее зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит, тем полнее, точнее и дифференцированнее отражается окружающий мир.
Нарушения зрительного восприятия приводят к трудностям в различении предметов (величина, соотношение частей, дифференциация зеркальных или близких по конфигурации элементов и др.). Недостаточное развитие зрительного восприятия ведет за собой отставание в формировании пространственного ориентирования.
- Игры, тренирующие зрительное восприятие развивают наблюдательность, внимание, память, формируют представление о цвете, форме, величине, пространственном расположении предметов, увеличивают словарный запас.
- Игры с прятанием, поиском и нахождением, основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов способствуют тренировке зрительного восприятия. Детям интересно искать рисунки на дне, под тонким слоем наполнителя.
- Игры с сенсорными пособиями помогают заинтересовать, отвлечь, расслабить ребёнка, обеспечить наиболее успешное выполнение задания, развивают психические и речевые процессы.
Слуховое восприятие начинается с акустического (слухового) внимания и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков, дополняемых восприятием неречевых компонентов (мимики, жестов, позы).
- Развивается восприятие речевых звуков , то есть формируется фонематический слух.
восприятие
неречевых звуков , то
есть шумов.
Развитие слухового восприятия идет по двум направлениям:
Зрительные и тактильные ощущения развиваются при подборе «музыки». Дети ищут одинаковые «звучащие коробочки», наполненные разнообразными веществами. От шума в коробочке стимулируется слух.
- Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия.
- Тактильные образы объектов формируются посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли.
- Игры на развитие тактильных ощущений оказывают большое влияние на эмоциональную сферу, формирование внутренних ощущений.
- С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов.
- Органом осязания служит рука. От синхронности движений пальцев обеих рук, точности и целенаправленности движений, последовательности перцептивных (обследующих) действий зависит полнота и правильность образа воспринимаемого предмета.
В своей работе мы используем некоторые «ручные» виды деятельности:
1
лепка из пластилина
рисование пальцами, кусочком ваты,
бумажной «кисточкой»
2
игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (пластмассовым)
3
сортировка мелких предметов ( камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки ), разных по величине, форме, материалу
4
игры с мелкими камушками, сыпучими материалами,
собирание пазлов
5
Кабинет педагога-психолога.
Для повышения эффективности коррекционной работы был разработан проект родительский клуб «Учимся, играя»
- Цель проекта : Приобщение родителей к созданию условий для успешного обучения и всестороннего развития детей, имеющих разную степень сложности структуры дефекта (задержка психического развития, умственная отсталость, аутистического спектра). Развитие желания у каждого родителя решать психофизические проблемы своего ребёнка. Формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционно-образовательной работе с детьми.
- Результаты : решена одна из наиболее сложных проблем - проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению нарушений в развитии ребёнка. Родители перестали отстраняться от занятий со своим ребёнком, т. к. овладели знаниями, умениями и навыками. Они преодолели возникающие определённые трудности в организации взаимодействия со своим ребёнком. Осознанное включение родителей в совместный с учителем-дефектологом коррекционный процесс позволил значительно повысить эффективность совместной работы. Возникло понимание того, что создание единого пространства развития ребёнка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-дефектолога, воспитателей и родителей.
«Сенсорное развитие детей с ОВЗ в домашних условиях»
« Формирование коммуникативных навыков, как основы экспрессивной речи»
«Методы коррекции поведения детей с ОВЗ»
«Мастерская развивающей игрушки»
«Кинезеология, как метод активного развития дошкольников»
Спасибо за внимание!