СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование методов и приемов для развития личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью на уроках физической культуры и в повседневной жизни.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Какие же мной, как учителем, используются методы и приемы для развития личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью? Для формирования активной позиции можно использовать словестные методы внушение, объяснение в частности...... 

Просмотр содержимого документа
«Использование методов и приемов для развития личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью на уроках физической культуры и в повседневной жизни.»

ГБОУ СО «Краснотурьинская школа-интернат»

Статью подготовила Г. И. Морозова

учитель физической культуры в. к. к.


Использование методов и приемов для развития личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью на уроках физической культуры и в повседневной жизни.


Так как я работаю учителем физического воспитания, я буду описывать те методы и приёмы, которые я применяю на физкультурных занятиях и в самостоятельной деятельности, для обучающихся с умственной отсталостью, по формированию личностных качеств. Согласно мнению ученых они подчиняется тем же общим законам, что и развитие личности нормального ребенка и основные компоненты структуры личности умственно отсталых детей те же, что и у их нормальных сверстников. Работа по личностному развитию умственно отсталых обучающихся имеет ряд особенностей:

  • в младшей школе необходимо формирование навыков общения в коллективной деятельности, обеспечивающей ему усвоение новой роли (школьник, успешный школьник) и формирующей его новое отношение к среде, самооценка черт характера (доброта, щедрость, честность, дружелюбие) так же формирует в коллективных играх;

  • в среднем звене развитие основ личностной самооценки, становление личностной позиции: «Я — сам» проявляется при участии ребенка в соревнованиях где ответственность за результат ложится на самого себя, «Я и другие», при этом происходит воспитание ответственности за свои поступки (например при выполнении ОРУ где самостоятельно нужно не только показать упражнение, а еще о нем рассказать перед всем классом становясь руководителем выполнения этого упражнения; формирование сочувствия к другим, развитие умения оказывать посильную помощь поддержку, принимать ее от другого человека. Как здорово смотреть на своих воспитанников видя как они переживают искренне радуются за успехи других или команды.

Развитие общей психологической компетентности у ребенка это работа по развитию личности каждого ребенка, развитие будущего члена нашего общества.

Какие же конкретно мной как учителем используются методы и приемы на уроках? Для формирования активной позиции можно использовать словесные методы внушение, объяснение в частности, положительного отношения к учебе:

  • создание доброжелательной атмосферы на уроке;

  • создание у обучающегося в учебной деятельности ситуации успеха;

  • целенаправленное эмоциональное стимулирование и поддержка обучающихся на уроке.

Необходимо использовать любую возможность, чтобы на уроке обучающийся получил поддержку словом педагога, взглядом или прикосновением («Все у тебя со временем получится!», «Ты сможешь!»). Применение различных видов стимуляции: похвала, моральное поощрение, ситуация успеха, опережающее поощрение («Как обрадуется дома, твоему успеху!»). Существует мнение, что важно похвалить обучающегося с утра, и как можно раньше. Так и нужно на уроке настроить словом, чтобы на выполнении технических каких - то упражнений все получилось.

Для развития познавательных интересов стараюсь в конце урока использовать один из методов – педагогической оценки, никогда не выносить обучающемуся общей отрицательной оценки. Выставляя оценку обязательно её прокомментировать (что получилось и над чем ещё нужно поработать). Поощрять за выполненную работу.

Еще один метод новизны информации. практическую значимость знания в его ближайшей зоне развития учитывать и предлагать уже совсем новое, что позволить поднять интерес обучающемуся.

Почти всегда и на всех этапах урока мной используется метод проблемного обучения:

  • исследовательский метод ( используется частично и с помощью учителя);

  • частично - поисковый ;

  • проблемное изложение знаний;

  • изложение с проблемным началом на каждом уроке использовать проблемное обучение, например: «Что мы изучали на прошлом уроке? И как вы думаете, какая тема урока будет сегодня?»

Интегрированные уроки создают максимально благоприятные условия для раскрытия физических возможностей, интеллектуальных способностей, а также объединяет и использует разные формы воздействия на обучающихся. Уроки физической культуры, по своей специфике тесно связаны с предметами другой области. При обучении техники метания, прыжков, многих других видов деятельности, учитель опирается на законы физики, математики, движение тела неразрывно связано с анатомией. Угол броска, сила толчка, положение тела в пространстве и движении, лишь тогда будут совершенны, когда методы оптимизированы к выполнению определенных действий. Безусловно, интегрированные уроки предъявляют особые требования к учителю: владение знаниями из других образовательных областей;

Необходимо совершенствовать наглядно-дидактическое сопровождение.

  • использовать средства игровых ситуаций на уроке, самих игр, ведь они являются ведущими в обучении, позволяет удерживать внимание на уроке, активизирует словарный запас, расширяется кругозор, развивается фантазия, воспитываются нравственные качества. Играя, обучающиеся непроизвольно закрепляют, навыки счета, математические знания, заучивают текст наизусть;

  • эффективными в повышении мотивации учения бывает использование ИКТ (презентации, иллюстрации, мультфильмы, обучающие фильмы).

Специфические методы. 

1.Метод строго регламентирования упражнений который предполагает:

  • наличие твёрдо предписанной программой движения, порядок повторений;

  • нормирование нагрузки по ходу выполнения упражнения, а так же нормирование интервалов отдыха и чередование его с нагрузками:

  • создание условий, облегчающих управление действиями ребёнка (распределение групп на местах занятий, использование пособий, снарядов, тренажёров, способствующих выполнению учебных заданий, дозирование нагрузки, контроль за её воздействием).  Этот метод направлен на обеспечение оптимальных условий для освоения двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств, а так же личностных качеств.

2.Метод круговой тренировки заключается в том, что ребёнок передвигается по заданному кругу, выполняя определённые упражнения или задания, позволяющие разносторонне воздействовать на мышцы, различные органы и системы организма. Цель метода - достижение оздоровительного эффекта от упражнений, повышение работоспособности организма. Упражнения выполняются одно за другим, отдых предусматривается по окончании всего круга. При использовании этого метода учитель обучает быть внимательным друг, к другу соблюдая дистанцию или при столкновении приносить извинения.

 3.Соревновательный метод. Способствует практическому освоению действий физических упражнений и используется во всех возрастных группах. Перед детьми ставится задача: кто быстрее принесёт флажок, кто дальше бросит мяч. Этот метод позволяет совершенствовать движения, эффективно развивать творчество, смекалку, проявлять помощь друг другу.

4.Практические обеспечивают проверку двигательных действий ребёнка, моторные ощущения. Практические методы строго регламентированы.

 Приемы обучения в процессе физического воспитания.

 Приёмы наглядного метода.

1.Наглядно-зрительный приём. Правильный, чёткий показ образца движения или отдельных его элементов. Подражание образцам окружающей жизни. Использование зрительных ориентиров для формирования ориентировки в пространстве. Использование кино- ,видеофильмов, фотографий, графиков, рисунков, телепередач которые позволят развивать личностные качества ребенка.

2. Предметная наглядность включает использование предметов, пособий для формирования представлений о выполнении движений.

3.Наглядно-слуховые приёмы. Способствуют звуковой регуляции движений. Они осуществляются под музыку, песни, бубен, сопровождаются прибаутками, стихами.

Подводя итог, можно сказать, что при использовании соответствующих путей, методов и приемов обучения, при правильной организации влияния внешних и внутренних факторов у значительной массы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможно воспитать отношение к учебной деятельности на достаточно высоком уровне а так же развивать личностные качества, так не обходимы для воспитания социально состоявшейся личности.