СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование методов и приемов критического мышления для формирования мыслительной деятельности младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Статья о критическом мышлении младших школьников, его развитии, о применении иннвационных методов, позволяющих   добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельносьти учащихся начальной  школы

Просмотр содержимого документа
««Использование методов и приемов критического мышления для формирования мыслительной деятельности младших школьников»»

«Использование методов и приемов критического мышления для формирования мыслительной деятельности младших школьников»


«Если хочешь воспитать в детях смелость ума,

интерес к серьёзной интеллектуальной работе,

самостоятельность как личностную черту,

вселить в них радость сотворчества, то создавай

такие условия, чтобы искорки их мыслей

образовывали царство мыслей, дай возможность

им почувствовать себя в нём властелинами»

Ш. А. Амонашвили.

Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.

Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Эти вопросы ежедневно задаю я себе. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Но можно ли научиться мыслить более эффективно?

Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.

Я часто задаю себе вопрос: как помочь маленькому человеку, который сейчас сидит за партой, справиться с тем обилием информации, которая на него сваливается и в школе и дома. Как научить использовать эту информацию? Как выбрать нужное? Как сделать процесс обучения более интересным, творческим? Ведь потребление информации само по себе ещё не гарантирует повышение уровня образованности. Из 100% наших сегодняшних знаний, лишь 60% будут актуальны через 3-4 года. По данным психологических исследований более 50% выпускников начальной школы недостаточно глубоко понимают содержание текста, а значит, не вычерпывают всю его информацию, 43% не умеют выделять главное, существенное, испытывают затруднения в умении делать выводы. Сегодня вопрос о развитии мыслительной деятельности учащихся в теории и практике обучения стоит особенно остро, так как исследования последнего времени выявили у школьников большие возможности усваивать научные понятия, применять знания и умения, как в привычной, так и в нестандартной ситуации. Трудно себе представить сферу жизни, где способность ясно мыслить была бы не нужна.

Работая с детьми младшего школьного возраста, я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.

Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Изучая современные педагогические технологии, я сделала вывод, о том, что вышеперечисленные умения и мыслительные операции лучше развиваются при использовании методов и приёмов критического мышления.

Для защиты собственного опыта я не случайно выбрала тему: «Использование методов и приёмов критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся». На мой взгляд, это очень актуальная тема: во-первых, модернизация и становление новой системы образования в настоящее время нацеливает на внедрение современных технологий. А технология развития критического мышления, это именно та технология, которая позволяет мне реализовать основные направления модернизации образования:

  • деятельный характер образования

  • личностная ориентация обучения

  • востребованность результатов образования в жизни

Во-вторых, инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования, наиболее остро ставят вопрос о подготовке высокообразованной интеллектуально развитой личности. Я убеждена, что важнейшее место в системе школьного образования отводится начальным классам, как базовому звену в развитии интеллектуально- творческой, критически- мыслящей личности.

Полностью придерживаясь мнения тех учёных, которые считают, что творческие способности можно развить, создав для этого специальные условия. Если школьник с самого начала подготовится к тому, что он должен создавать, придумывать, находить оригинальные решения известным проблемам, то личность будет формироваться не так, как формируется личность ребёнка, обучаемого в рамках идеологии – повторение сказанного учителем. Начиная работать над темой, я выдвигала гипотезу: новая технология поможет мне обеспечить моим учащимся ориентацию на самореализацию в современном мире. И, применив технологию на практике, я пришла к выводу, что критическое мышление, позволяет активизировать интеллектуальную и мыслительную деятельность ребёнка, вовлечь в процесс обучения и реализовать педагогические задачи, необходимо осваивать и внедрять.

Развивая способность к критическому мышлению можно добиться улучшения мыслительной деятельности. Поэтому за основу построения этапов работы я взяла технологию развития критического мышления. Принципиально важно в этой технологии выделение трёх обязательных стадий работы. Такое построение этапов работы позволяет сделать развитие мышления школьников управляемым процессом. Данную технологию я использую в своей работе четвёртый год. Те приёмы учебной работы, которые существуют в технологии, являются важным средством развития критического мышления. А ученик, мыслящий критически, вступает в активную деятельность, выполняя различные мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение. Методы и приёмы технологии развития критического мышления формируют самостоятельность мышления.

Одна из основных целей технологии развития критического мышления – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнавали о том, что открыл для себя.

Раскрывая особенности технологии, Е. О. Галицких выделил 4 компонента группового задания для самостоятельной работы учащихся:

  • оно содержит ситуацию выбора, который делают уч-ся, ориентируясь на собственные ценности;

  • предполагает смену ролевых позиций учащихся;

  • настраивает на доверие участников группы друг к другу;

  • выполняется приёмами, которыми человек пользуется постоянно в период жизненного развития.(сравнение, систематизация, обобщение, анализ).

Чтобы побуждать детей самим задавать вопросы и активизировать к поиску ответа. Ведь критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы учителя. Дети нуждаются в критическом мышлении, которое помогает им жить среди людей, социализироваться.

Работать над темой: «Развитие критического мышления» я начала давно, так считала ее актуальной для современной школы. Достигнутая результативность составила-95%.

Сегодня мы все переживаем информационный взрыв и не всегда способны справиться с потоком новых знаний. Это, правда и я, учу каждого из детей, таких разных и непредсказуемых подготовить к будущему, сформировать устойчивый интерес к знаниям, овладеть техникой чтения, понимать прочитанное и уметь фильтровать информацию и помогает мне в этом новая технология.

Хочу подробно остановиться на том, как я выстраиваю урок по технологии, которая способствует развитию творческого мышления. Урок построенный по данной технологии состоит из трех этапов. Каждый этап предусматривает реализацию определенных задач:


ЭТАПЫ УРОКА




ЭТАП 1

ВЫЗОВ

(ликвидация чистого листа)



ЭТАП 2

ОСМЫСЛЕНИЕ

(реализация осмысление)


ЭТАП 3

РЕФЛЕКСИЯ

(размышление)

ПЕРВЫЙ ЭТАП – его присутствие на каждом уроке обязательно. Этот этап позволяет:

  • актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

  • пробудить ученика к активной работе на уроке и дома.

На этом этапе ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю» по данной проблеме. На этом этапе я предлагаю детям работу с вопросами по проблеме. Она может проходить по 2 линиям: «я сам», «мы вместе». На этом этапе у ребёнка должно сформироваться представление, чего же он не знает и Что он хочет узнать или что ему необходимо узнать.

ВТОРОЙ ЭТАП - осмысление. Ставит другие задачи:

  • помочь активно воспринимать изучаемый материал и соотнести старые знания с новыми;

Этот этап позволяет ребёнку получить новую информацию осмыслить её, и использовать имеющиеся знания. Дети под моим руководством с помощью своих товарищей отвечают на вопросы, которые сами перед собой поставили на первой стадии (что хочу узнать).

ТРЕТИЙ ЭТАП – Рефлексия (размышление) здесь основным является:

  • целостное осмысление, обобщение полученной информации;

  • присвоение нового знания, новой информации учеником;

  • формирование у каждого из учащегося собственного отношения к изучаемому материалу.

На этом этапе идёт размышление и обобщение того, что узнал на уроке по данной теме. А я осуществляю возврат уч-ся к стадии вызова к ключевым словам, к перевёрнутым логическим цепочкам, к кластерам.

Структура урока в технологии критического мышления

Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение». В рамках технологии данные этапы (стадии или фазы) получили несколько иные названия и функции.

I стадия (фаза). Вызов.

Это вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация их деятельности, мотивация к дальнейшей работе.

Задачи этой фазы:

  • актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;

  • пробудить к ней интерес;

  • активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;

  • структурировать последующий процесс изучения материала.

Что мы усваиваем лучше всего? Обычно это информация по той теме, о которой мы уже что-то знаем. Если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов.

В процессе реализации фазы вызова ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. Учитель стимулирует учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме; способствует бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников; просит высказывать предположения или прогноз по незнакомой заявленной теме.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II стадия. Осмысление содержания (получение новой информации).

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

На стадии осмысления осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

Ученики читают или слушают текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации. Дети ищут ответы на возникшие ранее вопросы и затруднения, готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Задачи этой фазы:

  • получение новой информации;

  • ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);

  • соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;

  • поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

III стадия. Рефлексия.

Это тщательное взвешивание, оценка и выбор. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Она становится основной целью деятельности учащихся и учителя. На фазе рефлексии учащиеся осознают своё "я", свой опыт собственных действий и действий других учащихся и учителя. Целостно осмысливают, обобщают полученную информацию, формируют собственное отношение к изучаемому материалу.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.

Задачи этой фазы:

  • целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;

  • анализ всего процесса изучения материала;

  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).

При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний детьми, но и реализуется идея связей материала (в рамках одного предмета, межпредметных, теоретического с практическим), его структурирования самим ребенком. Постановка учащимися самостоятельно цели обучения, создает необходимый внутренний мотив к процессу учения. Тем самым (в идеале), у каждого учащегося создается целостное когнитивное поле, объединяющее все имеющиеся теоретические знания, практические сведения, навыки и умения.

Существование целостной структуры знания существенно повышает эффективность восприятия новой информации, уровень использования знаний, интерес к учению, навыки самостоятельного поиска и обработки информации. Ребенок получает, наконец, «инструмент», помогающий ему реализовать на практике принцип собственной активности как субъекта обучения. Педагог, в свою очередь, получает практическую возможность стать равным партнером ребенка в его образовании.

Если ребенок мыслит критически, он легко вступает в любую фазу урока.

Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования техник оологий имеет немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами.

Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии критического мышления – научить детей применять эту технологи самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!