«Использование эффективных методов и средств обучения на уроках биологии как условие повышения качества образования»
Урок – это зеркало общей и педагогической
культуры учителя, мерило
его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора и эрудиции.
В.Сухомлинский
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей качественного обучения, проявления творческих способностей.
Современная российская школа - это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.
Как видно из требований государственного стандарта, предмет биологии достаточно сложен и нагляден, требует демонстрации процессов, систем и закономерностей, что усложняет преподавание.
Преподавание биологии успешно только в том случае, если работа учителя с учащимися во всех ее формах представляет собой целенаправленную систему обучения и воспитания, развивающую в единстве биологические понятия, диалектико-материалистическое мировоззрение, мышление и навыки самостоятельной практической работы.
Наверное, каждый учитель, приходя на урок, хочет, чтобы его ученики стремились узнавать новое, хотели чему-то учиться, рассуждали и спорили, искали и доказывали, т. е. имели сформированные познавательные потребности. Почему-то большинство педагогов считает, что эти потребности должны образоваться в ходе обучения к определенному возрасту. Для этого ученикам надо слушать внимательно на уроке, читать параграфы, отвечать на поставленные учителем вопросы, выполнять бесконечные упражнения и т. д. Вот и получается, что наше представление об успешном уроке и то, как мы урок организуем, совсем не совпадает. Мы ожидаем от детей познавательного творчества, а обеспечиваем им только репродуктивную деятельность.
Преподавание биологии предполагает использование различных форм, средств и методов обучения. Каждый метод обучения является активизирующим.Активизируется самостоятельная, творческая поисковая деятельность. Использование методов зависит от творчества учителя. Грани между ними относительны.
Введение в педагогическую науку понятия современные образовательные технологии является результатом широкого внедрения компьютеров в образование. В своей работе я тоже использую элементы различных технологий.
ИКТ позволяет не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся ,их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Использование ИКТ на уроках позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, повысить качество обучения, отразить существенные стороны биологических объектов.
На уроках я использую мультимедийные презентации.
Мультимедийные презентации следует отнести к наиболее эффективным формам представления материала по биологии.
Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией . В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся.
Цель такого представления учебной информации - формирование у школьников системы мышления. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения , высвобождает ресурсы здоровья детей.
Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.
Конец формы
ИКТ играют важную роль в подготовке учащихся к ЕГЭ.
Формат тестовых компьютерных программ даёт возможность проверить знания, умения, навыки учащихся с помощью различных видов и типов заданий, наборов тематических и итоговых тестов с использованием иллюстраций, схем, диаграмм, графиков, карт. Тесты я составляю сама или использую готовые.
Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках биологии новый метод организации активной и осмысленной работы учащихся Этот метод делает занятия более наглядными и интересными.
В школьном курсе биологии основные умения и практические навыки общения с живой природой учащиеся получают при проведении лабораторных опытов и практических работ с получением лабораторного оборудования .
К сожалению, не всегда есть возможность проведения работ в полном обьеме( за счет отсутствия лабораторного оборудования и готовых микропрепаратов),но тем не менее это позволяет повысить интерес к биологии как школьному предмету, развивать практические умения и навыки учащихся, а в конечном итоге – повысить качество знаний.
Практическая деятельность позволяет формировать у учащихся целостные представления об окружающем мире, умение четко устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями. В первую очередь, это обусловлено тем, что при выполнении учащимися лабораторного практикума происходит формирование и развитие умений и навыков экспериментального изучения живой природы, глубокого проникновения в закономерности ее существования.
Одним из системообразующих подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника, является проектная деятельность, которую можно рассматривать как самостоятельную структурную единицу учебно-воспитательного процесса.
Проблемное обучение – такой вид обучения, при котором учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность учеников, в ходе которой они усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения.
В результате использования методов, средств, сочетания различных технологий в учебном процессе наблюдается повышение мотивации обучающихся к предмету и динамика качества успеваемости и как следствие повышение качества знаний учащихся.
Выпускники ежегодно выбирают сдачу экзамена по биологии в форме ЕГЭ и показывают хорошие результаты.
Совершенствуя методы, средства и формы обучения, каждый учитель должен проявить максимум творчества и инициативы, чтобы обеспечить активное усвоение знаний учащихся, заложить основы их всестороннего развития.
Я хочу пожелать своим коллегам:
на добрые поступки;
Вызывайте у учеников умственный голод;
Дайте возможность ученикам гордится собой;
Заряжайте своим умением общаться.