Использование методов мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста.
Мнемоника, или мнемотехника, — это набор методов и приёмов, которые помогают запоминать большие объёмы информации.
Если говорить образно, с помощью мнемотехники можно кодировать информацию перед запоминанием, отправлять её на хранение в долговременную память, а при необходимости извлекать и расшифровывать.
Использование методов мнемотехники в развитии дошкольников становится все более актуальным. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в этом возрасте у детей преобладает образная память, запоминание зачастую происходит непроизвольно, его продуктивность повышается при наглядном подкреплении. Мнемотехника помогает ускорить процесс запоминания у дошкольников, развить образное, логическое, ассоциативное мышление (в том числе умение систематизировать, анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое), воображение, внимание. Кроме того, применение приемов мнемотехники обогащает словарный запас детей и способствует формированию связной речи. У детей появляются предпосылки к самообучению, умение проводить самоанализ, дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными. Методы мнемотехники можно вести либо в виде самостоятельного занятия, либо включать ее элементы в различные виды занятий и даже в различные виды деятельности детей. Анализ результатов по использованию мнемотехники в детском саду показал, что акцент в работе с дошкольниками делается на развитие памяти и речи. Наиболее доступным и широко применяемым педагогами ДОУ является метод «крокирования» — использование мнемотаблиц.
Мнемотаблица — это схема, структура, в которую можно заложить различную информацию. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами — понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем задание усложняется, демонстрируется мнемодорожка — это квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2–3 предложения. И, наконец, самая сложная структура — это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Применение мнемотаблиц в работе с детьми позволяет им лучше воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами. В дошкольном образовании используются развивающие и обучающие мнемотаблицы.
Развивающие мнемотаблицы направлены на развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного и логического мышления. Детям показывается таблица и расшифровывается закодированная информация. Устанавливаются логические связки, количественные и качественные характеристики. Затем дается время на запоминание таблицы. Таблица убирается, и дети воспроизводят ее графически по памяти.
Обучающие мнемотаблицы могут использоваться в работе в любой образовательной области, они позволяют продуктивнее запоминать материал по лексическим темам, облегчают обучение рассказыванию, грамоте (запоминание букв, правил), заучиванию стихотворений, пословиц, способствуют коррекции нарушений звукопроизношения, работе по дифференциации звуков, формированию элементарных математических представлений, ознакомлению дошкольников с природой, способствуют воспитанию культурно-гигиенических навыков, формированию представлений об опасных ситуациях и способах поведения в них, развитию познавательно-исследовательской деятельности, ознакомлению с окружающим социальным миром, формированию представлений о видах искусства, реализации самостоятельной творческой деятельности, совершенствованию умений в изобразительной, конструктивно-модельной деятельности, формированию начальных представлений о здоровом образе жизни, совершенствованию умений и навыков в основных видах движений, физических упражнений, активности в самостоятельной двигательной деятельности и т. п.
Работа с обучающей мнемотаблицей несколько иное, поскольку они содержат обучающую информацию, как правило, незнакомую детям, поэтому основная роль принадлежит педагогу, особенно если это первая мнемотаблица в определенном направлении [7]. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, главное при составлении таблиц, чтоб рисунки были связаны между собой, т. к. дети, для запоминания таблиц должны составить рассказ или связать их по смыслу, или классифицировать.
Примеры мнемотаблиц.
Рукавичка