Корнилова Ж.А.,
учитель начальных классов
МБОУ СШ № 3 г. Няндома
Архангельской обл.
Использование моделей монет на уроках математики в 1 классе
1 слайд На уроках математики монеты обычно используются в двух случаях: при ознакомлении с мерами стоимости и как дидактический материал при формировании математических понятий у обучающихся начальной школы (при изучении чисел, нумерации, при изучении состава числа, при раскрытии смысла сложения и вычитания, при знакомстве с вычислительными приемами сложения и вычитания, при изучении равенства и неравенства, сравнении чисел).
2 слайд Работа с моделями монет вызывает интерес у ребят, помогает усвоить полученные знания и имеет практическую направленность обучения.
3 слайд Анализ приемов использования моделей монет показывает, что они обладают большими дидактическими возможностями, их можно применять уже с первых шагов обучения детей математике. Эффективность использования моделей монет в качестве дидактического материала значительно возрастает, если их применять в определенной системе.
4 слайд Наряду с раздаточным материалом для демонстрации необходимо иметь набор моделей монет. Модели монет у нас есть в «Разрезном счётном и игровом материале»
Как можно организовать работу с монетами при изучении нумерации и арифметических действий.
5 слайд Знакомство учащихся с монетами достоинством в 1, 2, 5, 10 р. начинается при изучении темы: «Числа от 1 до 10. Нумерация».
Учитель знакомит обучающихся со значением слов монета и рубль. Первый раз дети встречаются с изображением монет на уроке по теме: «Число и цифра 2» на стр. 24 учебника, они с помощью учителя знакомятся с внешним видом монеты (цвет, форма, цифра). При изучении состава числа 2, обучающиеся с помощью монет достоинством 1 рубль получают число 2 (1 рубль и ещё 1 рубль, получится 2 рубля). На следующих уроках по теме «Число и цифра 3, 4, 5» дети при изучении состава числа и выполняют задание вида: Сколько монет по 1 рублю составят 3 рубля? 4 рубля? 5 рублей? (стр. 26, 30, 34, 47) Как можно набрать 10 р. монетами? (стр. 60). Большой интерес вызывают у детей упражнения по размену монет, которые способствуют лучшему усвоению состава чисел из двух или нескольких слагаемых.
6 слайд Задания, которые способствуют усвоению понятий рубль и монета: «Возьми одну монету. Возьми 2 р. Сколько здесь монет? А сколько всего рублей?»
Дифференцированию понятий рубль и монета поможет также краткий рассказ учителя о том, почему монета достоинством в 1 р. называется рубль. 7 слайд
При изучении темы: «Равенство. Неравенство» появляются задания вида: У Миши такая монета: 5 р. У Коли такие монеты: 1р., 2 р. У кого из них больше монет? У кого из них больше рублей? Сравнивая количество монет и их достоинство, дети закрепляют понятия монета и рубль и учатся сравнивать количество предметов и продолжают работу с составом числа. (стр. 49, 78) 8 слайд
Следующим этапом при работе с монетами является решение задач. Например, 1) У Оли было 5 монет. (2 р., 1 р., 1 р.,1 р., 1р.) Она истратила 3 р. Сколько рублей осталось у Оли? Сколько монет у неё могло остаться? (стр. 67)
2) У Васи было 10 р. После того как он купил блокнот, денег у него осталось на 3 р. меньше. Сколько рублей теперь у Васи? (стр. 120) и др. (2 часть, стр. 44,76, 104, 105)
При изучении чисел от 11 до 20 монеты помогут изучить состав этих чисел. Так, при знакомстве с десятком как счетной единицей дети делают вывод, что 10 монет по 1 р. образуют один десяток рублей. Прибавляя к 10 р. по 1 р., дети получают числа от 11 до 19, а 10 р. + 10 р. это 20 р. или 2 десятка.
Можно провести игру «Магазин», в процессе которой учащиеся покупают различные предметы, расплачиваясь одной или несколькими монетами, считают, какую сдачу должны получить после покупки. 9 слайд
Опыт работы показывает, что упражнения для закрепления изученного материала надо связывать с решением задач, встречающихся в практике. Например,
Какую монету можно дать в кассу, чтобы заплатить 2 р.? А если нет монеты в 2 р., какими ещё монетами можно заплатить?
Карандаш стоит 10 р. Какими монетами можно заплатить?
Мама дала сыну 7 р. Покажите, какими монетами она могла дать 7 р. 10 слайд
7. Монеты достоинством в 1 р. - хороший дидактический материал для упражнений в счете. С их помощью легко проиллюстрировать прием присчитывания и отсчитывания по одному и группами единиц. Например, прибавление и вычитание числа 2 с помощью монет можно проиллюстрировать так:
1) Возьмите монету в 5 р. Прибавьте 1 р. Сколько рублей у вас стало? (6 р.) Прибавьте еще 1р. Сколько рублей у вас стало теперь? (7 р.). Сколько рублей у вас было сначала? (5 р.) Сколько всего рублей прибавили? (2 р.) Сколько получится, если к 5 прибавить 2?
2) Наберите 5 р. монетами по 1 р. Вычтите 1 р. Сколько рублей останется? (4 р.) Вычтите еще 1 р. Сколько рублей было? (5 р.) Сколько всего рублей вычли? (2 р.) Сколько денег осталось? (3 р.) Сколько получится, если из 5 вычесть 2?
Аналогично можно проиллюстрировать и другие вычислительные приемы в пределах 10. При закреплении таблиц сложения и вычитания монеты используются для упражнений в счете парами, пятерками.
11 слайд Таким образом, использование монет на уроках математики позволяет усилить практическую направленность обучения, способствует развитию математической речи, логического мышления и финансовой грамотности, делает уроки более интересными.