Гончарова Юлия Александровна,
заведующий ДОУ №15
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Аннотация. Актуальность использования мультимедийного оборудования в работе с детьми дошкольного возраста, раскрытие форм и методов работы, направленной на повышение качества обучения.
Ключевые слова: мультимедийное оборудование, дети дошкольного возраста, медиаматериал, интерактивная развивающая среда.
Прогресс в информационных и коммуникационных технологиях сегодня можно смело назвать процессом глобализации, который не может не коснуться и сферы образования. Так называемое «медийное образование» - это процесс обучения и воспитания в условиях организованного природного, социального и информационно- технического пространства.
В основе современной парадигмы образования лежит личностно-ориентированная педагогика, которая базируется на моральном и интеллектуальном развитии человека, при этом задействуя его в разностороннюю целенаправленную деятельность. Эффективность приёмов такого рода педагогики еще больше возрастает с применением ИКТ. Для нашего региона проблема исследования путей выхода на траекторию устойчивого развития особенно актуальна. Образовательное пространство не ограничивается информационной сферой, однако в силу специфики современности можно утверждать о том, что информационные технологии сегодня задают тон в реформировании образовательной системы в целом. Весомые вложения в разработку идеи использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения, воспитания и развития дошкольников внесли российские деятели: Д. Л. Баландин, К. Ю. Белая, Э. М. Дорофеева, И. И. Комарова, Т. С. Комарова, А. В. Туликов, Н. Е. Веракса В. В. Фаныгина, Е. Б. Соловьева и др. При этом единообразный, системный и планомерный подход к реализации ИКТ непосредственно в дошкольных учреждениях стоит не на самом высоком уровне. Отечественные и зарубежные исследования по использованию мультимедийного оборудования в детских учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Л. Новоселова, Г. П. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).
Наше время можно смело обозначить интенсивным внедрением в работу педагогическими коллективами ДОУ инновационных технологий. Но важным остаётся не ошибиться в выборе методов и форм организации работы с детьми, грамотно и правильно создать игровое и обучающее пространство, оптимально направить усилия на развития личности и однозначное повышение качества обучения при реализации государственных стандартов дошкольного образования – именно эти вопросы и раскрыты в данной статье.
Одним из мощных технических средств обучения детей дошкольного возраста можно выделить использование мультимедийных технологий. Это может послужить немалой помощью для педагогов при разработке занятий, подготовке к праздникам, изготовлении наглядности, оформлении необходимой информации для родителей, подготовке к семинарам и педагогическим совещаниям, стандартной ведении документации. Современные информационные технологии – это отличное поле для обмена опытом, знакомства с периодическими изданиями, участия в вебинарах, конкурсах, конференциях. Из этого следует, что ИКТ широко вошли в дошкольное образование. На сегодняшний день даже элементарное проведение занятий не обходится без привлечения средств наглядности. Опыт нашего дошкольного учреждения показывает, что занятия с использованием мультимедийного оборудования однозначно имеют преимущества перед традиционными:
-
Демонстрация информации с применением мультимедийного оборудования, например, интерактивной доски, вызывает у детей неподдельный интерес.
-
Звук, движение, мультипликация может надолго привлечь внимание детей дошкольного возраста и способствовать повышению интереса к предоставленному материалу.
-
При восприятии информации в данном случае задействуется три вида памяти: слуховая, зрительная, моторная, тем более что именно образный тип информации наиболее понятен дошкольникам не умеющим читать и писать.
-
Презентуемый с помощью мультимедийного оборудования материал дает возможность прибегнуть не только к текущему материалу, но и к текущей теме.
-
Такая подача значительно стимулирует познавательную активность, побуждают детей к исследовательской деятельности, способствует углублению межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки.
-
Высокая динамика занятий с применением медиаматериала способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, творчества, представления.
-
Ключевым моментом использования мультимедийного оборудования на занятиях является повышение качества обучения, потому как множество проведенных исследований подтверждают аксиому взаимосвязи формы подачи материала с уровнем его непосредственной усваиваемости. То есть чем интересней подача, тем выше качество обучения.
Активное использование мультимедийного оборудования на занятиях позволяет перейти от пояснительно-иллюстрационного способа обучения к действенному, при котором дошкольник выступает активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического влияния. Это способствует осмысленному усвоению знаний детьми. Стоит отметить, что использование информационных технологий не сводится к тому, чтобы обучать детей работать на компьютере. Это лишь средство для построения разнообразной, насыщенной образовательной деятельности, где ребенок является активным участником. Компьютер и мультимедийные формы, как инструменты для обработки различной информации, становятся мощным техническим средством обучения и коммуникации, необходимым для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников. Безусловно, итогом привлечения к информационной культуре можно считать не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение эстетической, этической и интеллектуальной чуткости. А то, что современный дошкольник может с завидной легкостью овладеть способами работы с различными электронными и компьютерными новинками сомнений не вызывает; здесь важно ни в коем случае не упустить тонкую грань и не допустить зависимости от мультимедиа, приложить все усилия, чтобы ребенок ценил и стремился к живому человеческому общению и однозначно ставил его в приоритет. Наличие в нашем детском саду мультимедийного оборудования: компьютера, интерактивной доски, проектора и экрана – дают возможность воспитателям и специалистам создавать такую образовательную среду, которая интересна, познавательна детям.
Это в целом способствует:
-
Педагогический коллектив = совершенствование организации методической работы, повышение профессиональной компетентности педагога
-
Дошкольники = формирование разносторонней компетентности, повышение качества обучения с помощью интерактивной развивающей среды
-
Родители = повышение педагогической и психологической грамотности родителей, как реальных заявителей образовательных услуг в вопросах развития и обучения, путем включения в информационное пространство.
Методы использования ИКТ являются:
1. Диагностика.
2. Анкетирование.
3. Исследования.
4. Изучение.
5. Описание.
6. Моделирование.
7. Анализ.
8. Проектирование.
Средства реализации ИКТ:
1. Мультимедийное оборудование.
2. Интернет ресурсы.
3. Индивидуальные встречи, консультации специалистов.
4. Игровые занятия.
Формы работы:
1. Использование интерактивной доски в учебной деятельности.
2. Индивидуальные занятия с использованием ИКТ, ИД.
3. Игровая деятельность с ИКТ и ИД.
4.Режимные моменты с ИД.
5. Использование презентаций в совместной деятельности взрослого и ребенка.
При условии внедрения в учебно-воспитательный процесс в ДОУ компьютерных и интерактивных технологий в качестве дидактических средств, мы можем прослеживать следующую гипотезу:
-
Значительное повышение практического и теоретического опыта дошкольника
-
Увеличение мотивации
-
Возможность варьировать содержание и формы при выполнении задания
-
Расширение умений ориентировки в информационных потоках окружающего мира, овладение практическими способами работы
-
Совершенствование обмена информацией между основными участниками педагогического процесса: детьми, педагогами и родителями.
Дошкольникам намного проще ориентироваться в пространстве, запоминать понятия «право», «лево»; закреплять знания о геометрических фигурах и формах, закреплять навыки счета в форме интересных интерактивных задач. Очень удобно использовать интерактивную доску для обучения детей графическим диктантам. Им очень нравятся задания на внимание и логику с использованием упражнений, созданных на интерактивной доске. С помощью интерактивной доски можно смоделировать ситуации, в которых дети вспоминают правила поведения на улице и дома. В свободной деятельности детям очень интересно просто рисовать на доске, их увлекают создание огромных рисунков, как индивидуально, так и группой. Небольшие этюды «теневого театра» развивают мелкую моторику, тренируют пальчики.
Важным моментом является закономерность повышение активности даже самых застенчивых, «малоговорящих» детей. Интересное задание на интерактивной доске повышает активность всех детей, полнить его хочет каждый. Педагог должен следить, чтобы выполнение было правильным, чтобы выполняя задание, дети проговаривали свои действия вслух и не останавливались на полпути, доводя начатое до конца.
В работе нашего дошкольного учреждения мы применяем мультимедийные технологии в виде компьютерных программ и различных презентаций. У нас имеется возможность создавать фильмы или презентации, учитывая особенности наших воспитанников, цели и задачи, поставленные на конкретном занятии. Применение мультимедиа технологий позволяет моделировать различные ситуации из окружающей социальной среды. Темы мультимедийных презентаций самые разнообразные. Широкое использование презентаций на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, позволяет сделать занятия более эмоциональными, привлекательными, вызывают у дошкольника живой интерес, являются замечательным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия и повышению качества обучения.
Анимированные мультимедийные презентации в сочетании с яркой наглядностью, музыкой и видеоэффектами с интересным сюжетом в состоянии надолго удерживать внимание самых активных и непоседливых дошкольников. Такие приемы достаточно легко создают атмосферу прогулок, путешествий, показывают красоту родной природы, города, и пр.
Если использовать мультимедиа при работе с художественной литературой, это даст возможность преобразить занятие, сделать его более разнообразным, наглядным. Использование аудиозаписей художественных произведений, демонстрация иллюстраций известных художников к произведениям, подбор музыкальных произведений по теме даёт возможность повысить интерес дошкольника к обучению. А литературные викторины получаются интересными и активными.
Использование интерактивной доски оказывает помощь в развитии у ребенка внимания, мелкой моторики, памяти, речи и мышления, зрительного и слухового восприятия, словесно-логического мышление и многого другого. Развивающие занятия с ее использованием становятся намного динамичнее и ярче. Интерактивное оборудование позволяет рисовать электронными маркерами и пальцами. Интерактивная доска незаменимый помощник для занятий по формированию элементарных математических представлений.
Как итог, можно считать уместным применение современных информационных технологий в детских садах, при условии регламентированного и безопасного для здоровья использования техники в работе с детьми дошкольного возраста. Исходя из вышеизложенного, мультимедийное оборудование может являться эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогащать развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность, развивать познавательные процессы детей и расширять кругозор, воспитывать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе. И помните, коллеги, что только интересный материал, может качественно усвоиться.
Список литературы:
1. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании: Аналитический обзор / Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. — М.: ЮНЕСКО. 2011. 174с.
2. Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие/ Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с.
Интернет-документы:
1. Электронная газета: Интерактивное образование, выпуск 70, 02.04.2017. [М], URL: http://io.nios.ru/articles2/88/3/ispolzovanie-multimediynyh-tehnologiy-v-dou (дата обращения 14.10.2019).
2. Цаплина О.В.// Электронная библиотека Киберленинка. Психолого-педагогический журнал Гаудеамус 22.02.2013. / Использование средств мультимедийных технологий в работе с детьми дошкольного возраста [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ispolzovanie-sredstv-multimediynyh-tehnologiy-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения 14.10.2019).
3. Майкова С.А. // Интернет-сайт. Открытый урок Первое сентября 18.05.2010. / Применение интерактивной доски в ДОУ [Электронный ресурс]. Режим доступа:URL: http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/576562/ (дата обращения 18.10.2019).