Использование мультимедийных презентаций на уроках окружающего мира

Современный предмет «окружающий мир» есть синтез нескольких традиционно изучаемых в начальной школе дисциплин: естествознания, географии, обществознания (истории), кроме того в него вошли элементы экологии и ОБЖ. Материал этих дисциплин необходим для целостного и системного видения мира.

Просмотр содержимого документа
«Использование мультимедийных презентаций на уроках окружающего мира»

Дюньдик Светлана Владимировна

Учитель начальных классов

МАОУ "СОШ №112 с углубленным изучением информатики" г. Новокузнецк


Использование мультимедийных презентаций на уроках окружающего мира


Современный предмет «окружающий мир» есть синтез нескольких традиционно изучаемых в начальной школе дисциплин: естествознания, географии, обществознания (истории), кроме того в него вошли элементы экологии и ОБЖ. Материал этих дисциплин необходим для целостного и системного видения мира.

Дети с большим интересом начинают изучать этот предмет, однако традиционное изучение естественнонаучных дисциплин снижает интерес, и как показывает опыт, усвоение информации вызывает наибольшие затруднения. Причины этого могут быть в следующем: большой объем информации; неумение учащихся работать с информацией; недостаточное количество наглядных пособий в школах; некоторые темы являются достаточно сложными. И для того, чтобы интерес к этому предмету не угас, необходимо сделать урок творческим и занимательным. Здесь на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Используя данные технологии учитель может проводить уроки по-новому, представляя информацию более наглядно, разнообразно.

ИКТ помогают формировать и развивать у учащихся на уроках окружающего мира такие ключевые компетенции, как информационные учебно-познавательные, коммуникативные, общекультурные.

В начальной школе происходит смена ведущей игровой деятельности ребёнка на учебную. Применение компьютерных технологий, в частности компьютерных презентаций, в учебном процессе как раз и позволяет совместить игровую и учебную деятельность. Использование богатых звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него.

Компьютерные презентации можно использовать на всех этапах урока :

  • этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала (анимация, видео, звук);

  • этап усвоения новых знаний (послайдовое изложение материала, таблицы, схемы, анимации);

  • этап закрепления новых знаний (тесты, вопросы, упражнения, задания различного характера).

На уроках Окружающего мира используются презентации, помогающие учащимся

  • описывать (сезонные изменения в природе, внешний вид, характерные особенности животных, климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей);

  • характеризовать (признаки времён года, особенности растений и животных, свойства полезных ископаемых, состав почвы, условия жизни растений, природные сообщества и т.д.)

  • исследовать (связи жизнедеятельности растений, животных и времён года);

  • различать и сравнивать (растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, и.т.д.);

  • группировать (объекты природы по признакам: домашние – дикие, культурные – дикорастущие, живая – неживая природа);

  • анализировать (примеры использования человеком богатств природы, влияние современного человека на природу и т. д.);

  • объяснять (движение Земли, относительно Солнца и его связь между сменой дня и ночи, основные правила обращения с газом, электричеством, водой, влияние человека на природу природных зон).

С помощью презентаций на уроке Окружающего мира учитель может демонстрировать фотографии животных, растений, памятников, городов, известных людей и др., отсканированные иллюстрации книг, карты и др., схемы и таблицы, тесты, кроссворды для проверки знаний, видеоматериалы.

Особо хочется отметить подготовку презентаций самими учащимися.Создание презентаций учит детей самостоятельно добывать знания, выделять нужную, полезную информацию по данной проблеме, учит правильно доносить информацию до слушателей аудитории, чувствовать уверенность в своих знаниях и делать свои выводы. Приобретаемые детьми знания и умения становятся личностно-значимым приобретением.

Учитель начальных классов в своей работе может использовать различные виды компьютерных программ.

Одна из наиболее часто используемых на уроках Окружающего мира программ —Microsoft Power Point. Тематические презентации, которые представляют собой электронное сопровождение к текстам учебника, значительно экономят время учителя, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования младших школьников. Иллюстрации, видео фрагменты помогают учащимся совершить виртуальное путешествие по странам, городам, побывать в прошлом.

Microsoft PowerPoint можно также использовать для тестирования. Тесты позволяют достаточно быстро выявить уровень знания учащихся по той ли иной теме или в целом по курсу.

Применение новых технологий изменяет процесс усвоения знаний, но эффективность обучения в этом случае достигается только при систематической работе. Систематичность в использовании мультимедиа на уроках создает дополнительные условия для обогащения личности каждого обучающегося. Экранное изображение становится для него столь же обычным, привычным явлением, как работа с учебником. Причем, разумное использование в различных учебных ситуациях, на различных этапах урока, с различными целями расширяет творческие способности детей, их познавательную активность. Мультимедиа технология – это конкретная технология развивающего обучения.

Таким образом, с применением презентаций на уроках окружающего мира, учебный процесс становится не скучным, а творческим. Эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности школьника.






Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас