Использование неадаптированных материалов на уроках
Современный урок стремительно меняется. Сейчас для всех педагогов на первом месте стоит мотивация детей на уроках. Свой мастер-класс я бы хотела посвятить использованию неадаптированных материалов и такой формы работы, как видеоблог.
«Аутентичный» происходит от латинского слова «authenticus», что означает настоящий, истинный, подлинный, неподдельный.
К.С. Кричевская дает определение аутентичных материалов подлинным литературным, фольклорным, изобразительным, музыкальным произведениям и предметам реальной действительности, таким как одежда, мебель, посуда и их иллюстративным изображениям. Она выделяет материалы повседневной и бытовой жизни в отдельную самостоятельную группу: прагматических материалов (объявления, анкеты-опросники, вывески, этикетки, меню и счета, карты, рекламные проспекты по туризму, отдыху, товарам, рабочим вакансиям и пр.), которые по доступности и бытовому характеру применения представляются довольно значимыми для создания иллюзии приобщения к среде обитания носителей иностранного языка, и считает, что их роль на порядок выше текстов из учебника, хотя они могут уступать по объему.
Мои коллеги, реализуя принцип связи обучения с жизнью, также используют неадаптированные материалы. Чтобы это показать, я предлагаю провести следующую игру.
У нас две команды. Прошу представиться игроков – назовите себя и предмет, который вы преподаете.
Правила игры: команды получают задание, в течение одной минуты они обсуждают ответы, которых может быть несколько. Затем поочередно каждая команда дает свой ответ. Выигрывает та команда, у которой больше ответов и которая ответит последней. В случае одинакового количества ответов каждая команда получает по одному баллу.
Внимание, вопрос номер 1 от Российских железных дорог. На экране вы видите билет на поезд по маршруту Москва – Владивосток. Подумайте, каким образом эту информацию вы можете использовать на своих уроках.
Вопрос номер 2 от Комбината школьного питания «Центральный»: На экране – меню из школьной столовой. Как применить эту информацию на уроках?
Вопрос номер 3 от почты России: чем газета поможет для подготовки к уроку?
У обеих команд оказалось одинаковое количество баллов. Победила дружба!
Еще одной формой работы, которая привлекает внимание учащихся, является видеоблог. Влогинг, или ведение видеодневника в интернете, – явление молодое, но крайне востребованное. Серии авторских роликов на YouTube мгновенно обретают тысячи подписчиков. Одни блогеры снимают сюжеты из собственной жизни, другие делятся впечатлениями о фильмах, третьи предлагают уроки рисования, вокала. Имитация создания видеоблога на уроке позволяет развивать навыки речевой деятельности, умение свободно держаться перед видеокамерой, задавать вопросы и отвечать на них.
Считаю, что работа с видеоблогом может быть организована не только на уроках иностранного языка, но и на других предметах. Сейчас мы это продемонстрируем на примере урока биологии.
«Ольга Сергеевна рассказывает про белку, вопросы»
«Надежда Алексеевна рассказывает про белку, вопросы»
Приложение Viber позволяет провести рефлексию в интересной форме. Я иногда предлагаю нарисовать логотип блога, используя определенные цвета. Например, зеленый цвет – я понял тему урока, у меня все получилось; желтый цвет – я столкнулся с трудностями, есть вопросы; красный цвет – ничего не понял.
Демонстрация
Приложение Viber помогает мне в проведении опросов. Например, я сейчас в общую беседу отправляю опрос с несколькими вариантами ответа. Учащиеся выбирают вариант ответа в приложении. Мне, как учителю, доступна информация о том, сколько процентов учащихся проголосовало за тот или иной вариант, а также фамилии проголосовавших учащихся. В то же время, ребятам такая информация недоступна, что позволяет выполнять работу самостоятельно.
Я считаю, что использование неадаптированных материалов позволяет развивать умение применять полученные знания в практической деятельности согласно требованиям ФГОС, принципу связи теории с практикой. Такая форма как видеоблог является современным инструментом для повышения мотивации учащихся на уроке.