«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»
учитель – логопед Лукъянчикова Н.В.
Курск – 2024 г.
РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- В современном обществе признается роль образования в становлении у обучающихся экологически безопасного и здорового образа жизни.
- Федеральные государственные образовательные стандарты нацелены на обеспечение физического, психического и духовного здоровья младшего школьника.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
- В наши дни сбережение здоровья ребёнка является одним из основных запросов, которые предъявляются современному обществу.
- Изменение во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью.
- Объём информации удваивается с каждым годом, увеличивается количество дисциплин в школе.
- Дети стали вести малоподвижный образ жизни, их больше интересует компьютер, телевизор, игры в телефонах и т. п.
- Отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья их детей.
- Для того, чтобы жить в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовыми к изменениям, сохраняя при этом своё здоровье и индивидуальность.
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Здоровье
Образование
Здоровьесберегающие технологии в образовании
Медико-профилактические
Санитарно-гигиенические
Педагогические
Психолого-педагогические
Организационно-педагогические
Физкультурно-оздоровительные
Информационные
Коррекционные
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ
- Гимнастика для глаз
- Пальчиковая гимнастика
- Биоэнергопластика
- Дыхательная гимнастика
- Точечный массаж
- Кинезиотерапия
- Су – джок терапия
- Аурикулотерапия
- Релаксация
ВИДЫ ЗРИТЕЛЬНЫХ ГИМНАСТИК
- В.А.Ковалева – «Видеоазимут»
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА .
Задачи: - стимуляция развития речи -профилактика нарушений зрения -расширить пространственную активность
глаз
Пальчиковые игры могут помочь: - подготовить руку к письму
-снять мышечное напряжение
-развить внимание, терпение
-стимулировать фантазию
-активизировать работу мозга
-научиться управлять своим телом
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
- Укрепляет дыхательную мускулатуру,
- Уменьшает заболевания дыхательной системы,
- Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоравливает нервно-психическое состояние.
Массаж и самомассаж
Цель логопедического самомассажа:
- стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
Виды развивающего массажа, используемые в логопедической практике:
- массаж и самомассаж лицевых мышц; - массаж и самомассаж кистей и пальцев рук; - плантарный массаж (массаж стоп); - аурикулярный массаж (массаж ушных раковин); - массаж язычной мускулатуры.
Су – джок терапия
Использование су-джок терапии одновременно с упражнениями по коррекции звукопроизношения способствует повышению физической и умственной работоспособности, улучшения кровообращения, создает базу для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц .
КИНЕЗИОТЕРАПИЯ.
Кинезиологическая коррекция позволяет улучшить у ребёнка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Применение кинезиологических тренировок на логопедических занятиях помогает улучшить почерк, повысить работоспособность, активизировать интеллектуальные и познавательные процессы. Для учащихся со специфическими ошибками чтения и письма характерна выраженная неравномерность развития отдельных сенсомоторных и интеллектуальных функций. Затруднения в обучении у таких детей возникают в связи с тем, что не созрели определенные функции, происходит дисгармония созревания головного мозга и нарушения межполушарного взаимодействия. У первоклассников в начале учебного года отмечается функциональное преимущество правого полушария над левым. В конце первого года обучения основным полушарием становится левое. При данных условиях развития усвоение чтения и письма проходит без затруднений.
Кинезеологические упражнения
На логопедических занятиях целесообразно включать следующие упражнения, предусмотренные для различных этапов урока.
Для начала занятия.
Глазодвигательные упражнения:
- движения по четырём направлениям и диагоналям
- движения по четырём направлениям и диагоналям с дыханием
- движения по четырём направлениям и диагоналям с привлечением движения языка
Двигательные упражнения : Упражнения на дыхание:
- составление «колечек» - «ныряльщик»
-соединение «колечек» - «кулачки»
- «рамка» - «свеча»
- «кулак – ребро – кулак»
- «лезгинка»
Для середины занятия.
Перекрёстные движения:
- ухо-нос
- «мельница»
- перекрёстное марширование
Для конца занятия.
Телесная релаксация:
- «огонь и лёд»
- «тряпичная кукла и солдат»
Биоэнергопластика – сопровождение артикуляционной гимнастики движениями кистей рук
Упражнения:
- «птенчики» - «змейка» - «часики»
- «лопаточка» - «почистим зубы» - «грибок»
- «чашечка» - «лошадка» - «маляр»
- «иголочка» - «вкусное варенье» - «дятел»
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
- Современные образовательные технологии дают возможность педагогам всесторонне оказывать помощь в развитии и образовании младших школьников.
- В результате внедрения нетрадиционных методов и приёмов в образовательный процесс улучшилось состояние устной и письменной речи учащихся. Наблюдается увеличение степени проявления детской самостоятельности, инициативы и активности в использовании средств и способов взаимодействия с миром здоровья, что приводит к увеличению знаний детей о способах сохранения своего здоровья.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!