СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование нетрадиционных технологий на уроках физики»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе описаны игровые технологии на уроках физики в средней школе. Автор описала технологию и привела практические примеры.

Просмотр содержимого документа
«Использование нетрадиционных технологий на уроках физики»»

Работа на тему:


по теме «Использование нетрадиционных технологий на уроках физики»






Выполнил:

Денисова С.Г.

учитель физики

(МКОУ Карлинская СШ им.И.С.Полбина)









Ульяновск, 2023
























Оглавление

1. Введение ………………………………………………………стр.3.

2. Основная часть ……………………………………………….. стр. 4-29

2.1. Понятие игровой технологии……………………………….стр.4-7

2.2. Классификация педагогических игр……………………….стр.8-15

2.3. Практическое использование игровых моментов на

различных этапах урока…………………………………………стр.16-28

3. Заключение …………………………………………………….стр.29

4. Список литературы…………………………………………… стр.30-31



































  1. Введение .


Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения.

В образовательном процессе используют различные педагогические технологии. Одна из таких педагогических технологий является игровая. Используя на уроках различные игры у детей повышается интерес к физике. При изучении на начальном этапе ученики материал воспринимают с интересом. При изучении более сложных вопросов интерес падает. Поэтому применяя на уроках любые игры можно решить эту проблему. Все дети с удовольствием играют, особенно подростки. Уроки с использование игровых технологий придают воспитательный, обучающий и развивающий характер. При организации различных игр необходимо учитывать возрастные особенности школьников. При построении урока учителю нужно выбрать игру, отвечающую программному содержанию предмета. Так же нужно четко представлять, что получить в итоге. Игровые технологии применяются: как отдельный урок, как часть урока, при изучении нового материала, при отработке изученного.


















  1. Основная часть.


2.1.Понятие игровой технологии.



Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений и результативностью. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии. 
        Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.  К таким технологиям можно отнести игровые технологии.  
В последнее время в периодической печати и методической литературе все чаще поднимается вопрос: что же происходит сегодня со школьной физикой? Удивительно, живем в эпоху н.т.п., а интерес у школьников к физике неуклонно понижается. Почему? Задав этот вопрос школьникам, оказалось, что одни не собираются в дальнейшем заниматься наукой и техникой, и поэтому физика им просто не нужна. Другим уроки физики не интересны, т.к. то, о чем говорится в классе, им уже известно из журналов, газет, популярных книг, телевизионных передач. Третьи жалуются на трудности усвоения абстрактных понятий, не хотят заучивать формулировки. Четвертые - на ЕГЭ будут сдавать другой предмет. Для большинства из них школьный курс физики неинтересен и непонятен. А для относительно небольшой части учащихся, которые нацелены на науку и технику, этот курс подчас просто малоэффективен, он мало способствует их развитию. 
Исходя из сказанного, в настоящее время, необходимо повысить не только познавательную, но и развивающую, воспитывающую функцию физики - одного из важнейших предметов. Это необходимо всем - и естественникам, и гуманитариям. Ибо, во-первых, физика является для человека важнейшим источником знаний об окружающем мире, она ищет ответы на вопросы: как устроен окружающий мир, каким законам подчиняются происходящие в нем процессы и явления. Во-вторых, физика, непрерывно расширяя и многократно умножая возможности человека, обеспечивает его уверенное продвижение по пути технического прогресса. В-третьих, является базой естественных наук, вносит существенный вклад в развитие духовного облика человека, формирует его мировоззрение, учит ориентироваться в шкале культурных ценностей. 
 Среди множества путей формирования у школьников познавательного интереса одним из наиболее эффективных является организация игровой деятельности. Структура игры, её смысловое содержание и правила предполагают создание эвристической среды, постоянно стимулирующей познавательную и творческую активность ребёнка, которая, как отмечают психологи, может проявляться как эпизодически, ситуативно, так и постоянно, иметь различную степень выраженности - от самостоятельного выполнения известных правил, переноса известных способов действия в новую ситуацию до выработки нового оригинального решения игровой задачи. 
Принцип активности в процессе обучения физики и других дисциплин является основным в дидактике. Он предполагает такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Особенно важна активность учащихся во время проведения игры. В противном случае учитель не получит желаемого результата. Сама по себе активность возникает редко. Она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий, т.е. используемой педагогической технологии. 
Игровая технология характеризуется тем, что средства, активизирующие деятельность учащихся, составляют главную её идею и основу эффективности результатов. 
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. 
В любой игре заложены одновременно огромные воспитательные и образовательные возможности. Она развивает детскую наблюдательность и способность различать отдельные свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Таким образом, игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческие способности. 
Активизация мыслительной деятельности на уроках – является приоритетной задачей на современном этапе образования. Сейчас как никогда возросла роль учащегося в умении делать самостоятельный и осознанный выбор. Демократическое общество даёт право родителям и самому ребёнку решать: что он именно желает получить от школы. Именно поэтому необходимо учить так, чтобы постоянно поддерживать интерес к предмету. В этом помогают учителю технологии направленные на развитие коммуникативных способностей учеников.

Что же такое игра? Игра - вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. 

Игра наряду с трудом и ученьем — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

В структуру игры как деятельности личности входят этапы: целеполагания; планирования; реализации цели; анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. 

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставиться перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.















    1. Классификация педагогических игр.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетания элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функции и классификации педагогических игр.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

 Выделяют следующие виды дидактических игр.

1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.

2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.

3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды. 

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Наиболее часто из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображении фантазии, появление стихийных групповых игр. Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. В этом возрасте используется деловая игра.

Деловая игра — это метод имитации принятия решений  в различных  ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости. Один из методов активного обучения. (Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М., 1989)

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.

Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария — условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.

Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной, но жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.

Технология деловой игры состоит из следующих этапов.

разработка сценария

план деловой игры

общее описание игры

содержание инструктажа

подготовка материального обеспечения

Ввод в игру

постановка проблемы

условия, инструктаж

регламент, правила

распределение ролей

формирование групп

консультации

работа с источниками

тренинг

мозговой штурм

работа с игротехником

Межгрупповая дискуссия

выступления групп

защита результатов

правила дискуссии

работа экспертов

вывод из игры

анализ, рефлексия

оценка и самооценка работы

выводы и обобщения

рекомендации

Психолого-педагогические основы организации игровой деятельности:
Дидактическая игра - это занимательная для субъекта учебная деятельность в условных ситуациях. Поскольку обучение - это процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организация формирования знания, умения, навыков.
Но не всякая деятельность в условных ситуациях является игрой. Деятельность, чтобы быть игрой, должна быть занимательна для играющего. Деятельность в игре - не цель, а средство. А вот занимательность - цель. В учебной же деятельности условность направлена на обучение, на возможность упражнения, тренировки различных умений и навыков.
В настоящее время интерес к игре быстро растет, это естественным образом приводит к увеличению числа игр, а также к их разнообразию. Ориентироваться в них становится сложнее. Поэтому актуальность вопроса классификации игр повышается с каждым днем.
Классификация по сущностной игровой основе выглядит следующим образом: игры с правилами; ролевые игры; комплексные игровые системы (КВН).;игры для изучения нового материала; игры для закрепления; игры для проверки знаний; обобщающие игры; 

При планировании педагогической работы в определенных случаях важно разделять игры по количеству участников на: групповые, индивидуальные, диалоговые (парные), массовые.

Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся.
В процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.
Игра создает особые условия, при которых может развиваться творчество. Суть этих условий заключается в общении на равных, где исчезает робость, возникает ощущение - "я тоже могу", т. е. в игре происходит внутреннее раскрепощение. Для обучения важно, что игра является классическим способом обучения действием. В игре органично заложено познавательная задача.
Организация игр - не всегда простое занятие:
дисциплина: азарт игры может превратить урок в беспорядочное, шумное мероприятие; 
серьезное отношение к предмету. Ведь учитель должен дать детям знание, и они должны быть научны; 
Оценка в игре - ещё одна проблема. Артистичные дети могут получить оценку не за знание, а за артистизм. В игре нет полной предсказуемости. Много разных проблем встает перед учителем: как часто следует привлекать игру, сколько времени нужно тратить на нее на уроке и т. д. 
Игра - это яркий и эмоциональный праздник. И это указывали многие известные педагоги: А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. А. Шмаков и др. В организации игры все должно быть продумано да мелочей.
 Структура организации игры.
Выбор игры.
Учитель должен выбрать игру соответствующую программному содержанию и четко представить себе, какие результаты он хочет получить. От этого часто зависит оформление замысла, игровые действия, содержание и формулировка правил, ход игры.

Подготовка игры.
1) Предварительная подготовка учащихся к игре. Задача учителя заключается в том, чтобы все дети понимали, что они должны делать входе подготовительной работе. Предварительная подготовка зачастую несет основную дидактическую нагрузку. Это в основном относится к ролевым играм. Но учителю надо больше доверять детям, не надо полностью организовывать подготовку, пусть они сами проявят самостоятельность.
2) Подготовка непосредственно перед игрой. Этот этап должен быть направлен на создание эмоционального игрового настроения.
Введение в игру.
1) Предложение игры детям. Обычно организатору игры достаточно сказать: "А теперь давайте поиграем в: (Название игры)" или "А чтобы вы лучше запомнили этот материал, мы с вами поиграем в игру" или "В связи с этим есть такая игра:". Этого достаточно.
2) Объяснение правил игры. Необходимо сформулировать их кратко и конкретно.
3) Выбор участников игры. Участников учитель может сам выбирать, потому что ученики могут обидеться. Учитель может предложить головоломку. Кто быстрее решить, тот и играет. Или играют те, у кого фамилия на букву "А", те, у кого день рождения в январе или учащиеся с 15-го по 19-ый номер журнале и т. п. для учителя важно включить каждого школьника в активный познавательный процесс. Поэтому целесообразно, чтобы участников было как можно больше.
Ход игры.
1) Начало игры. Очень важно, чтобы игра набрала обороты. Игры с правилами обычно требуют хорошего темпа. И это "в руках" организатора: кому-то подсказать, кого-то подогнать восклицаниями "Ускоряем темп!", "Долгая пауза!":
2) Развитие игрового действия (кульминация). На этой стадии максимально проявляется азарт играющих, одновременно возрастает интерес и участников и зрителей. Организатору важно следить за выполнением правил и иногда, подбодрить играющего.
3) Заключительный этап игры. Учителю необходимо почувствовать, когда спадает напряжение, не следует ждать, что игра сама надоест учащимся. Для того чтобы вовремя остановить игру, нужно заранее сказать о приближении ее окончания. Таким образом, у учащихся, появляется время, чтобы психологически подготовиться к окончанию игры.
V. Подведение итогов. (Оценка и поощрение школьников).
Подведение итогов игры включает в себя как дидактический результат (что нового учащиеся узнали, как справились с заданием, чему научились), так и собственно игровой (кто оказался лучшим и что помогло ему достичь победы). Сложный момент объявления результатов соревнования. Чтобы класс не перессорился, учитель должен умело принимать решения. Нездоровый эмоциональный фон в ученическом коллективе после игры, проведенный на уроке, - вина учителя.
Чтобы избежать этих проблем, необходимо:
1) перед началом подготовки к игре четко объявить критерий, о котором будет производиться оценка результатов;
2) со всей тщательностью обязательно отметить положительные стороны команд (участников), которые не заняли призовых мест;
3) отметить, что мешало игре, если таковое было. И, конечно, всем должно быть предельно ясно, что команды, которые получили призовые места, действительно были сильнее.
Анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния).
Несмотря на то, что учитель сам чувствует настроение класса, все же это не может представлять полноценную картину, так как это коллективное настроение. Учителю важно понимать каждого ребенка, чтобы сделать выводы для проведения последующей игры - с учетом индивидуальных особенностей каждого. И поэтому важно, несмотря на то, что времени всегда катастрофически не хватает, провести анализ игры - он залог эффективности игровой деятельности, развития методического мастерства учителя.





























    1. Практическое использование игровых моментов на различных этапах урока.



Одним из многочисленных примеров проведения деловой игры для учащихся является аукцион игрушек.

Аукцион начинается с объяснения правил участия в аукционе. На аукцион выставляется несколько игрушек, в устройстве которых заложены физические законы. Ведущий аукциона поочередно показывает действие данных игрушек.

Реклама к игрушке должна быть яркой, но не содержать фактических данных о принципе ее действия. Правилами поведения аукциона принято:

а) высказывается каждый желающий по каждой предоставленной игрушке;

б) высказывается только один раз, дополнять свои высказывания нельзя;

в) компетентное жюри оценивает данные характеристики конкретной игрушки и выбирает лучший вариант ответа;

г) победитель получает в награду данную игрушку и выбывает из участников аукциона;

д) игра продолжается, пока не разыграют все имеющиеся игрушки.

Для проведения подобного аукциона жюри можно выбрать из учащихся старших классов. Проведение таких мероприятий не ограничено возрастными особенностями. Даже самые старшие классы с интересом принимают участие, только уровень ответов при объяснении принципа действия будет выше.

На аукцион кроме игрушек можно выставить некоторые простые инструменты: ножницы, отвертку, уровень, и т.д. Участники аукциона должны объяснить принцип их действия. Некоторые предметы, выставляемые на аукцион, могут быть изготовлены учащимися самостоятельно. Тогда ученик должен предоставить паспорт-инструкцию по действию данной игрушки или какого-либо инструмента.

Могут рекламировать игрушки те ребята, которые их принесли на аукцион.

Завершающий момент – жюри подводит итог проведения аукциона. Поздравляют ребят, которые выиграли игрушки или другие предметы на аукционе, также награждаются и наиболее активные участники аукциона. Их можно наградить или призами, или памятными вымпелами участников аукциона.

Перечень предметов, которые можно выставлять на аукцион.

а) игрушки:

- заводные автомобили, пружинные пистолеты (сила упругости);

- инерционные автомобили (сила трения, закон инерции);

- игрушки-неваляшки (условия равновесия тел);

- мячи, резиновые игрушки (сила упругости);

- калейдоскоп (зеркальное отражение);

- флейты, свистульки (звук, источники звука)

и т.д.

б) инструменты:

- ножницы (рычаг, давление и т.д.);

- отвертка (клин);

- уровень (свободная поверхность жидкость);

- плоскогубцы (рычаг, давление) и т.д.

в) бытовые предметы:

- мыло (сила поверхностного натяжения);

- сахар (сила поверхностного натяжения, явление диффузии);

- фарфоровая чашка или пиала (теплопроводность);

- флакончик духов (явление диффузии);

- бумажные салфетки (капиллярные явления, явление смачивания);

- бутылка растительного масла (явление смачивания, силы поверхностного натяжения).

Как видно из данного списка количество и качество предметов, представленных на аукционе, зависит только от фантазии устроителей аукциона.

Примером применения тренировочных, закрепляющих материал урока игр являются всевозможные игровые моменты, применяемые во время опроса или закрепления пройденного. Эти игровые моменты позволяют держать в поле зрения весь класс, дают возможность ученику самому выбрать маршрут ответа и степень сложности вопросов. В своей работе, я использую такие игровые моменты.

Цветик-семицветик.

На лепестках цветка цветика-семицветика с оборотной стороны записаны задания,вопросы, на которые учащимся необходимо ответить.

В середине цветка написана тема вопроса.

Например:

В 7 классе, по теме: «Первоначальные сведения о свете»

Примерные вопросы:

  1. Расскажите какие бывают источники света?

  2. Что в физике понимают под световым лучом?

  3. Объясните образование тени и полутени?

  4. Сформулируйте законы отражения света?

  5. Какое изображение получается в плоском зеркале?

  6. Пучок света падает на зеркальную поверхность под углом 30°. Под каким углом он отражается? Что происходит с пучком света на границе двух сред?

  7. Какие линзы называются собирающими и рассеивающими?

  8. Что называют главной оптической осью линзы?

  9. Запишите формулу тонкой линзы?

  10. Что такое дисперсия света?

А также в 8 классе: «Электрическое поле».

В 9 классе: «Силы в механике»

Примерные вопросы:

  1. Что называется сила упругости? Обозначение и формула.

  2. Что называется сила трения? Обозначение и формула.

  3. Сформулируйте закон Гука? Формула.

  4. Сформулируйте закон трения скольжения?

  5. Что называется сила тяжести? Обозначение и формула.

  6. Что называется вес тела? Обозначение и формула.

  7. Гравитационные сила. Сформулируйте закон Всемирного тяготения?

  8. Что такое перегрузки. Невесомость.

«Яблоня»

Данную игру использую на уроках физике.

В 7 классе по теме: «Физические величины»

В 8 классе по теме: «Электрический ток и его законы»;

В 9 классе по теме: «Гидро- и аэростатика»

На ветках волшебной яблони висят разноцветные яблоки. Эти яблоки должны легко сниматься, и на их обратной стороне написаны вопросы. На красных яблоках более трудные вопросы, желтые – с более легкими вопросами, самые простые вопросы по данной теме записаны на зеленых яблоках. Ученик может сам, учитывая степень своей подготовленности, выбирать «яблоки» и получить соответствующую оценку.

Такие игры просты, в исполнении реквизита к ним, ученики с интересом принимают участие. Особенно хорошо применять такие игры для учащихся первой ступени изучения физики.

Например в 7 классе по теме: «Физические величины»

  1. На красном яблоке более сложные вопросы:

А) Как найти объём тела?

Б) Как найти расстояние, на которое переместилась эта сила?

В) Как найти промежуток времени, за который эта работа была совершена?

И другие.

2. На желтых яблоках более лёгкие вопросы:

А) Почему возникла сила упругости?

Б) Как можно увеличить или уменьшить давление?

В) Какую энергию называют потенциальной? И другие.

3. На зеленых яблоках простые вопросы:

А) Как обозначается плотность вещества?

Б) Куда направлена сила тяжести?

В) Какие единица мощности вы знаете?

И другие.

«Озеро»

Данную игру использую на уроках по физике:

  1. В 7 классе по теме: «Физические величины»

  2. В 9 классе по теме: «Законы сохранения в механике»

Аналогично игре «Яблоня» построена игра «Озеро». В данной игре, используются лилии. Эти лилии должны легко сниматься, и на их обратной стороне написаны задачи. На озере расположены лилии двух цветов: розовая и желтая. Розовые лилии более простые задачи, а на желтой лилии более сложные задачи. Используется на закреплении практического материала. Ученик может сам, учитывая степень своей подготовленности, выбирать «лилии» и получить соответствующую оценку.

Задачи по теме:

«Физические величины»

Задачи на розовых лилия более простые задачи:

Например:

1. Масса мальчика стоящего на лыжах равна 55 кг. Какие на нее действуют силы?

2. Подъемник за 20 с перемещает груз массой 30 кг на высоту 10 м. Определите мощность подъемника?

3. Какую работу совершает насос за 300 с. Если он каждую минуту поднимает 200 кг воды на высоту 5 м?

Задачи на желтых лилиях более сложные задачи:

Например:

1. С водопада высотой 10 м за 4 минуты низвергается 100 т воды. Какая мощность развивается при этом?

2. Каток, работающий на укладки асфальта, оказывает на него давление 200 кПа. Площадь опоры катка 0,2 м². Чему равна масса катка?

3. Мальчик, масса которого 40 кг, едет на коньках. Длина одного конька 25 см, а ширина лезвия 2 мм. Какое давление он оказывает на лед, когда едет на двух коньках?

«Рыбная ловля»

Данную игру использую на уроках физике.

В 8 классе по теме: «Магнитное поле»;

Аналогично игре «Яблоня» построена игра «Рыбная ловля». С оборотной стороны на рыбках трех различных цветов, по степени сложности, написаны вопросы или задачи. Ученик выуживает вопросы при помощи удочки, у которой вместо крючка – маленький магнитик, а на носиках у рыбок прикреплены обычные скрепки. Ученик сам выбирает себе вопросы, выбирая себе уровень сложности.

«Вершина Знаний»

Использую по всем классам.

Данная игра проста в исполнении реквизита к ней. Причем на рыбках можно писать не сами вопросы, а номера. Вопросы же можно давать отдельно по блокам трудности. Такие игры можно применять на уроках закрепления знаний. Можно интересно оформить подведение итогов урока, если класс предварительно разбить на две команды.

Каждый ответ или этап урока можно оценивать по баллам и эти баллы дают возможность командам подниматься на «Вершину Знаний».

Игра «Светофор»

Использую на уроках в 8 классе по теме: «Электрический ток и его законы»

Позволяет проводить быстрый фронтальный опрос всех учащихся класса. Удобней проверять при помощи данной игры знания учащимися формул, наименований физических величин, единиц их измерения и обозначений.

Опрос учащихся с использованием кроссвордов.

Заинтересованность ученика при опросе повышает его активность. Этого можно добиться, используя кроссворды, которые могут составляться по темам, или по целому разделу. Составление кроссвордов формирует у учащихся логическое мышление, умение четко и кратко задавать вопрос, способствует знакомству с дополнительной литературой.

Игра: «Ералаш».

Использую на уроках в 9 классе: по темам:

-«Основы кинематики»,

-«Законы движения».

В 8 классе: по темам:

-«Электрический ток»;

- «Магнитное поле».

Сходные по своим задачам в дидактике опроса решает игра «Ералаш», составление карточек для игры во многом напоминает кроссворды. Сами учащиеся делят карточку на две половинки: в первом столбце записываются вопросы (составленные самостоятельно) или какие-то понятия, во втором столбце не по порядку записываются ответы или толкования данных понятий.

На втором уроке, раздаются полученные задания групп на их выполнения классу.

«Мини-сказки»

При постановки мини-сказки, в начале урока как проблемы. Так же можно использовать при закреплении знаний, как вывода физического понятия.

Также использую игровые технологии во внеурочное время. На предметных неделях.

Это «Физический Брейн-ринг»

Урок решения задач – игра « Остров сокровищ»

Цели урока:

Образовательные:

сформировать целостную систему знаний по изученной теме.

Развивающие:

1.Совершенствовать интеллектуальные способности и мыслительные умения обучающихся, коммуникативные свойства речи;

2.продолжить работу по развитию умений моделировать ситуацию.

3.развивать и совершенствовать умение применять имеющиеся у учащихся знания в измененной ситуации.

4. применять знания в новой обстановке.

Воспитательные:

1.Продолжить работу по формированию у обучающихся добросовестного отношения к учебному труду

Комментарии к уроку:

Этот урок оживляет курс 9 класса. Раздаю ребятам листочки бумаги, на которых нарисована карта острова сокровищ ( см приложение 1). На острова в определенном месте зарыт клад. Рассказываю историю клада, а точнее условие задачи, решение которой позволит найти нужную точку на карте острова и клад. История состоит из трех частей, и каждая кончается заданием; задания связаны между собой развитием сюжета. Работа составлена в двух вариантах , которые чуть-чуть отличаются; поиск начинается в одной точке, но заканчивается в разных. Ученики должны найти место, где находится клад и сообщить его учителю; если сделано верно, в журнал ставится оценка

« Вариант №1»

Вы находитесь на материке вблизи точки А, вдали виден остров сокровищ. Вам нужно попасть туда и … найти клад, а для этого узнать место, где он спрятан. Капитан, схоронивший когда-то клад, так описал свой путь на Остров сокровищ и путь по нему.

Часть №1. Мой парусник стоял у берега материка в точке А и ждал западного ветра. Я знал, что остров омывается теплым течением, идущим строго с юга на север. Скорость течения всегда была 3м/с. Как только подул нужный ветер со скоростью 4 м/с, я отправился в путь. Сколько плыл – не помню, но на остров высадился.

Задание 1 и 2. Определите точку на острове, куда попал и где высадился капитан. Найдите значение скорости, с которой он плыл.

Часть №2. Далее я оставил парусник и пошел на восток, передвигаясь равномерно со скоростью в 10 раз меньшей, чем плыл на паруснике. Пройдя час, я понял, что иду слишком медленно. Поэтому стал двигаться равноускоренно, увеличивая скорость на 0,001 м/с за каждую секунду; так шел в течении 10 мин.Затем остановился отдохнуть.

Задания 3 и 4. Найдите среднюю скорость движения от парусника до точки отдыха путь, пройденный капитаном за это время.

Часть №3 Отдыхал я немного, около часа. Далее мой путь лежал на север. Придерживаясь средней скорости, с которой я шел до отдыха, но округлив ее до десятых долей, я шел равномерно еще 2 часа. Затем остановился и зарыл клад.

Задания 5,6 и 7. Определите путь, пройденный капитаном после отдыха и весь путь от места высадки. Используя систему координат, в которой точка отдыха - начало отсчета, направление передвижения к паруснику от точки отдыха – положительное направление оси Х, а направление перемещения после отдыха – положительное направление оси У, определите Координаты места, где зарыт клад. Нарисуйте траекторию движения к кладу.



Викторина.

 Слово «викторина» придумал выдающийся журналист, публицист и писатель – Михаил Ефимович Кольцов? Этим словом в 1920-ых годах он назвал газетную подборку, в которую входили загадки, вопросы, ребусы, шарады и другие подобные материалы. Назвал именно так, потому что занимался этой полосой сотрудник, которого звали Виктором. Латинский перевод имени Виктор – «победитель», также отразил содержание мероприятия. С тех пор мы подразумеваем под понятием викторины конкурсы, содержащие вопросы и ответы.

Викторины используются в образовании. Проведение мероприятий с использованием викторины для детей позволяет увлечь детей игрой, пробудить естественный дух соперничества, что в свою очередь стимулирует учащихся к изучению данного предмета. В образовании используются тематические викторины, вопросы в которых задаются по конкретному предмету. Таким образом, викторины не только расширяют кругозор, но и могут привлечь внимание детей к этическим и другим важным вопросам. Викторины позволяют тренировать память, углублять свои знания в общем или в какой-нибудь конкретной сфере, а также это замечательный способ провести время, и блеснуть своими знаниями.

        Вопросы викторины "Тепловые явления" 

  1. В один стакан налита холодная вода, а в другой - горячая. В каком стакане вода обладает большей внутренней энергией?

2. Почему при  длительном пробеге автомашины, резина заметно нагревается?

3. Почему, если быстро скользить по шесту или канату можно обжечь руки?

4. Почему нагретые  детали в воде, нагреваются быстрее,  чем на воздухе?

5. Зачем водопроводные  и канализационные трубы зарывают  в землю на большую глубину?

6. Зачем ствол  винтовки покрывают деревянной  накладкой?

7. В каком  чайнике вода быстрее нагреется  в новом или в старом, стенки  которого покрыты накипью?

8. С одинаковой  высоты упали два тела одинаковой массы медное и железное. Какое из них при ударе больше нагрелось?

9. Тёплый воздух  поднимается вверх, поэтому в  комнатах у потолка теплее. Почему  же в тропосфере, наоборот, теплее  в нижних слоях?

10. Почему стальной  орудийный ствол не плавится при выстреле, хотя температура достигает 3600 С.

11. Весной в  воздухе уже тепло, температура  больше 0 С, а на реках, озёрах  лёд ещё стоит. Чем это объяснить?

12. Как объяснить,  что во время ледохода, весной, вблизи реки бывает холоднее, чем вдали от неё?

13. Почему нам  становится холодно, когда наша  одежда намокнет?

14. Почему сырые  дрова «кипят» в печке и  дают мало тепла?

15. Зачем вспотевшую  после езды лошадь, накрывают  помпоной?

16. С какой  стороны на оконных стёклах  образуется зимой лёд?

17. Отличается  ли температура кипящей воды  в чайнике от температуры пара, выходящего из него?

18. Зачем в  цилиндре двигателя внутреннего  сгорания топливо подаётся в  распылённом виде вместе с воздухом?

19. Почему после  дождя становится немного прохладнее?

20. Почему в  прорезиненной одежде жару переносить  труднее, чем в обычной?

21. У пара  или у воды при 100 С больше  внутренняя энергия?



Викторина по теме  ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

(закончить  предложение)

 1.Электрическим  током называется...

2.Единица электрического сопротивления...

3.Формула закона  Ома для участка цепи...

4.Действия электрического  тока...

5.Причиной сопротивления  является взаимодействие движущихся  электронов с…

6.Электрическое  сопротивление зависит от ...

 

 

















3.Заключение .


Все игровые технологии довольно универсальны и могут быть применены учителями-предметниками любой образовательной области. Сами игровые технологии настолько разнообразны, что данную статью можно было бы расширить и другими примерами применения игровых технологий в процессе преподавания физики.

Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций: правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников; в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, использование игровых технологий на уроках физики способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Игру по праву  называют восьмым чудом света. Ведь именно здесь, в процессе игры, мир детства соединяется с миром науки. 

       Все игры имеют много общих  элементов с работой ученого.  В том и другом случае привлекает  поставленная задача, трудность,  которую нужно преодолеть, затем радость открытия, чувство удовлетворения от преодоления препятствия.

        Именно поэтому всех людей,  независимо от возраста, привлекает  игра.





 4. Список литературы.


1.Азаров Ю.П. Игра и труд. — М., 1973.

2.Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. — М., 1979.

3.Аникеева Н.П. Воспитание игрой. — М., 1987.

4.Боев П.М. Играем на уроках русского языка. — М., 1989.

5.Берн Э. Игры, в которые играют люди. — М., 1988.

6.Газман О. С. и др. В школу — с игрой. — М., 1991.

7.Добринская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности- Л., 1983

8.Журавлев А. П. Языковые игры на компьютере. — М., 1988.

9.Занъко С.Ф. и др. Игра и ученье. — М., 1992.

10.Игры — обучение, тренинг, досуг… / Под ред. В.В.Петрусинского. М., 1994

11.Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики. — М., 1990

12.Кэрролл Л. Логическая игра. — М., 1991.

13.Минкин Е.М. От игры к знаниям. — М., 1983.

14.Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. — М., 1990.

15.Браверман Э.М. Урок физики в современной школе / под.ред. Разумовского В.Г. – М., Просвещение, 1993.

16.Маркова А. К. « Формирование мотивации учения в школьном возрасте» – Пособие для учителя. – М., Просвещение, 1983. –96 с.

17.Пидкасистый П. П., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. — М.: РПА, 1996.

18.Шахмаев. Н.М. Дика Ю.И. , Бунчук А.В. Контрольные работы к учебникам физика 7-9 класс

19.Алексеева  Н.М. Физика – юным. Просвещение. 1980.

20. Герасимов  Т.Ю., Борздова Е.А. Дидактические  игры на уроках физики. Могилев:  МОИПК и ПРР и СО, 2005.

21. Ланина И.Я., Довга Г.В. Урок физики: как  сделать его современным и  интересным. СПб: Рос. гос. пед. Ун-т, 2000.

22.  Ланина И.Я., Колтунов А.З. Игровые ситуации  на уроках физики. Ленинград.1989.


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!