СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование облачных технологий в обучении

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование облачных технологий в обучении»


Тема: Облачные технологии в обучении









Автор: Мжельская Екатерина Владимировна
























ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕБ-СЕРВИСОВИ «ОБЛАЧНЫХ» ТЕХНОЛОГИЙВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 5

1.1. Современный урок в контексте информационных технологий 5

1.2. Образовательный потенциал веб-сервисов и «облачных» технологий 8

1.3. Обзор веб-сервисов учебного назначения 12

1.4. Облачные сервисы для работы с мультимедийными презентациями 16

Выводы по первой главе 19

ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 21

2.1. Анализ функциональных возможностей сервисов Google - презентация и Prezi.com 21

2.2. Структурный анализ облачного сервиса для создания мультимедийных презентаций Prezi.com 24

2.3. Особенности организации учебного процесса с применением облачного сервиса Prezi.com 28

2.4. Конспект урока на тему «Создание мультимедийных презентаций» с использованием элементов облачного сервиса Prezi.com 31

Выводы по второй главе 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

ЛИТЕРАТУРА 39

ПРИЛОЖЕНИЕ 41







ВВЕДЕНИЕ



Современный этап развития общества подвергается сильному влиянию компьютерных технологий, которые внедряются во все сферы деятельности человека и создают глобальное информационные пространство. Важной и обязательной частью данных процессов является компьютеризация образования. В России в настоящее время идет становление новой системы образования, целью которого является вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Неотъемлемой часть данного процесса являются значительные изменениям в педагогической теории и практики учебно-воспитательного процесса. Данные изменения способствуют своевременному и качественному вступлению учащегося в информационное общество. Постепенное внедрение в образовательный процесс новых технологий с каждым днем набирает все большее признание и становится необходимой частью в процессе обучения. При рассмотрении Федерального государственного образовательного стандарта можно сделать вывод о том, что требуются новые подходы к методике преподавании предмета «информатика и ИКТ». Важным компонентом в обучении является личностно-ориентированный подход, он дает гарантии качества и эффективности школьного образования. В свою очередь данный подход требует внедрение новых средств обучения. С учетом этого, для организации уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий, школы вынуждены обеспечиваться определенными техническими средствами и программным обеспечением. Многие образовательные учреждения не способны обеспечить себя такими средствами.

Для решения данной проблемы и обеспечения детей качественным, востребованным образованием, необходимо внедрять в образовательный процесс веб-сервисы. Они являются аналогами программ последнего поколения и включают в себя огромную базу определенных возможностей для современного обучения школьников. Основным преимуществом веб-технологий является их бесплатный доступ в любой точке, вне зависимости от того, где находятся обучающиеся. Данные сервисы являются прекрасной альтернативой для большинства программ, которые устанавливаются на компьютер локально. Для школ представляется возможность минимизировать затраты на программное обеспечение и обрести новые возможности.

В настоящее время очень важно понимать, что каждый из компонентов образовательного процесса необходим и должен соответствовать тем правилам, требуемым образовательным стандартом. Учитель и ученик являются неотъемлемыми участниками, которые составляют основу урока. Традиционные образование подразумевает, что учитель являлся источником знаний, примером для всех школьников. Но, в настоящее время роль преподавателей изменилась, они стали координаторами среди огромного количества данных.

Современным является такой учитель, который способен помочь учащимся использовать средства ИКТ для сотрудничества, решения появляющихся задач, освоения навыков учения. В связи с этим сами учителя должны обладать основными компонентами ИКТ-компетентности, отраженными в ФГОС.

Цель: разработка и анализ учебно-методического материала, используемого при обучении основам работы с мультимедийными презентациями с применением облачных технологий.

Задачи:

  1. Рассмотреть и проанализировать веб-сервисы и элементы «облачных» технологий, используемых в образовательном процессе.

  2. Разработать учебно-методический материал, используемый при обучении основам работы с мультимедийными презентациями с применением облачных технологий.


ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕБ-СЕРВИСОВИ «ОБЛАЧНЫХ» ТЕХНОЛОГИЙВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ



1.1. Современный урок в контексте информационных технологий


Стремительное развитие знаний об информации в обществе и влияние этих знаний на образовательный процесс стало очень существенно в последнее десятилетие, где основными ценностями являются информация и умение работать с ней. Модернизация современного образования включает его информатизацию. Информатизация - это объединение средств компьютера и информационно и коммуникационных технологий, которое направлено на то, чтобы более продуктивно, с использованием системных свойств, организовывать деятельность человека, группы и социума [1]. Для достижения этих целей необходимость применения в образовательном процессе средств ИКТ стало главной задачей. Данные средства помогают осуществить основные принципы личностно-ориентированного обучения.

Поэтому возникла необходимость внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессы обучения, которые позволяют реализовать принципы личностно-ориентированного обучения.

Для обеспечения образовательного процесса с помощью средств ИКТ, учитель в соответствии с ФГОС должен знать, а также уметь применять ИКТ в своей профессиональной деятельности. Современные стандарты требуют соответствия ИКТ-компетентности учителя содержанию, компоненты которого отражены на рисунке 1. Современный педагог осваивает ИКТ в несколько этапов, повышающих уровень его профессионализма.

Профессиональная ИКТ-компетентность - это профессиональное применение общераспространенных в определенной трудовой области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач [2].

В общепользовательскую ИКТ-компетентность включены пользовательские умения, такие как работа с видео- и фото-файлами, навыки поиска в Интернете и базах данных, клавиатурный ввод и т.д.

Рис.1. Содержание профессиональной ИКТ-компетентности

Общепедагогический аспект включает в себя те навыки, которые применяются в работе педагога, такие как планирование и организация образовательного процесса (выдача заданий учащимся, составление портфолио учащихся и своего собственного, дистанционное консультирование учащихся при выполнении задания и т.д.).

Требования, предъявляемые к предметно-педагогическому компоненту, выдвигаются в зависимости от задач, поставленных самим учителем перед собой в процессе осуществления образовательной деятельности. Этот компонент включает в себя знание и умение быстро найти информационные источники по своему предмету и умение качественно их применить [5].

Однако, на ровне с этим, современный ученик должен обладать следующими умениями: осуществлять правильный отбор информационных данных из большого количества предоставляемой информации; осуществлять взаимодействие в информационном пространстве с другими участниками образовательного процесса (выполнять задания, контролировать свои результаты, формировать портфолио, контактировать с учителем); моделировать а также выстраивать с помощью конкретного программного обеспечения; организовывать индивидуальную и групповую деятельность; уметь грамотно распределять свое время[6].

Для оказания образовательных услуг высокого качества не мало важную роль играет и техническое оснащение школы. Образовательное учреждение должно иметь несколько специальных компьютерных классов, оборудованных в соответствие с требованиями СанПиН. В таких учебных помещениях все компьютеры объединены в одну локальную сеть собой для лучшего взаимодействия учащихся друг с другом. Имеется выходы в сеть Интернет. Учитель может контролировать выполнение работы учащихся за своим компьютером, осуществлять оценочную деятельность при помощи программных средств [4].

Имеются интерактивная доска и другие периферийные устройства. Обычные классы оборудованы одним персональным компьютером с выходом в Интернет, интерактивной доской.

Вместе с тем, важной частью образовательного процесса стало использование электронно-образовательных ресурсов (ЭОР)которые с каждым днем находят все большее отражение в процессе обучения. Большими плюсами этих ресурсов является наглядность и интерактивность, которые позволяют заинтересовать обучающихся на уроке.

Электронно-образовательные ресурсы должны подбираться с учетом следующих требований:

  • Соответствие ресурса программе обучения;

  • научная обоснованность предъявляемого материала;

  • соответствие единой методике;

  • отсутствие ошибок;

  • высокое качество учебного продукта [8].

В то же время ЭОР должны обеспечивать все компоненты образовательного процесса получением информации, организовывать практическую деятельность и самостоятельную работу, проводить диагностику учебных достижений, дистанционное обучение. С помощью подобных ресурсов каждый учащийся может в домашних условиях выполнять самостоятельно практические работы, виртуальные экскурсии, лабораторные работы. Так как каждый ученик может выбрать для себя ЭОР, который для него будет более понятен, то можно сделать вывод: ЭОР обеспечивают индивидуальный подход к каждому учащемуся, а это является основополагающем условием современного урока. Современный урок должен включать в себя обязательные компоненты, которые отражены на рисунке 2.

Правильное использование информационных технологий на уроке позволит организовать образовательный процесс на более высоком методическом уровне, а результатом станет улучшение качества обучения, всестороннее развитие учащихся и повышение их мобильности [9].


Рис.2. Основные компоненты современного урока



1.2. Образовательный потенциал веб-сервисов и «облачных» технологий


Использование интернет-технологии позволяет развить у обучающихся творческий потенциал и сформировать ключевые компетенции. На современных уроках используются средства мультимедиа, интерактивные доски, множество ресурсов сети Интернет.

При планировании учебного процесса необходимо соблюдать рекомендации ФГОС. Поэтому при составлении плана или конспекта урока необходимо четко разграничивать время на каждый этап урока и применять новые технологии при работе с учениками [15]. Использование веб-сервисов в учебном процессе позволяет открыть большое количество дидактических возможностей. Информация может предоставляться в различных видах. С помощью веб-технологий возможно проведение виртуальных экскурсий, визуализация информации, передача учебно-методического материала в различных форматах, интерактивное общение, воспроизведение результатов работ.

Учебный процесс включает в себя взаимодействие между учеником и учителем. Для простоты связи учителя с учениками в учебное и внеурочное время в образовательных целях возможно использование чатов, электронной почты, видеосвязи. Все перечисленные ресурсы помогают пользователю использовать огромные возможности для своевременного обмена мнениями по той или иной проблеме с определенным кругом лиц.

На рисунке 3 изображена схема использования веб-технологий в образовательном процессе.

Рис.3. Использование веб-технологий в образовательном процессе

Расширение возможности обучающихся с помощью внедрения в образовательный процесс веб-технологий, способствует повышению интереса к учебе, и достижения новых результатов. Использование веб-технологий на уроках в школе позволяет изменить привычный подход к преподаванию предметов. Построенная при помощи Интернет ресурсов образовательная среда сильно меняет позиции участников образовательного процесса, и создает предпосылки для перехода информационного развития обучающегося на совершенно новый уровень образования [7].

При проведении современного урока, в содержание которого входит использование информационно-коммуникационных технологий, возникает проблема в обеспечении финансирования дорогостоящего программного обеспечения и оборудования. В школах для установки на компьютеры приобретается только определенный пакет программ. Учителя и обучающиеся адаптируются к работе в подобных условиях, которые не позволяют в полной мере раскрыть все возможности информационных технологий. Для решения данной проблемы применяются новые-«облачные» технологии.

Актуальность «облачных» технологий обуславливается тем, что любую необходимую информацию возможно структурировать и постоянно иметь прямой доступ к ней. Основным положительным фактором применения таких технологий является то, что дети не привязаны к определенному компьютеру. Они сохраняют свои наработанные данные, полученные задания, по определенным темам в сервисе хранения информации - «облаке» и в любое время имеют к этим данным доступ [10].

Важной дидактической возможностью «облачных» технологий является хранение и обработка различных видов информации. Для того, чтобы систематизировать полученную информацию существуют базы данных, с помощью которых учителю и учащимся предоставляется возможность обрабатывать, структурировать и дополнять всю информацию, которая у них хранится в виртуальном личном кабинете.

Облачные технологии (облачные вычисления Cloud Computing) - это новый сервис, который позволяет осуществлять удаленное использование средств обработки и хранение данных [13].

С помощью «облачных» сервисов можно получить доступ к информационным ресурсам любого уровня и любой мощности, используя только подключение к Интернету и веб-браузеру.

Главное различие «облачного» программного решения от обычного в том, что вся информация, необходимая для работы, хранится не на жестком диске вашего компьютера, а на интернет серверах.

Достоинства и недостатки облачных технологий представлены на рисунке 4.

Преимущество «облачной» модели программных платформ - нет необходимости в тщательном изучении системных требований, покупке все более дорогих компьютерных комплектующих и многоступенчатой установки программного обеспечения: нужно просто открыть браузер, зайти на определенный сайт и создать там учетную запись, следуя правилам предоставления услуги. После создания аккаунта, воспользоваться «облачным» ресурсом возможно с любого устройства (персонального компьютера, ноутбука, КПК, планшета или смартфона), не беспокоясь о переносе информации с одного носителя на другой. Так как все данные хранятся в «облачном» хранилище.

Рис.4. Достоинства и недостатки облачных технологий

Исходя из этого, можно сделать вывод: веб-сервисы и облачные технологии, служат хорошей альтернативой для многих программ, устанавливаемых на компьютер локально.

С помощью таких технологий учитель может создавать, редактировать и размещать свои образовательные материалы, отправлять их детям, надежно хранить в интернет-пространстве, не боясь за их порчу или утрату. Через компьютеры, подключенные к единой образовательной сети, можно запускать учебные программы, тренажеры. Интерактивность такого новшества очень высокая за счет мультимедийной поддержки и быстрой обратной связи.



1.3. Обзор веб-сервисов учебного назначения


Развитие и интеграция в образовательный процесс облачных технологий предоставляет возможность современному учителю формировать и активно применять в образовательной деятельности «облачный инструментарий». Структура «облачного инструментария» школьного учителя может включать в себя такие блоки как облачные сервисы общего назначения, агрегаторы учетных записей, облачные офисные приложения, облачные презентации, графические облачные сервисы, специализированные облачные сервисы [14].

Облачные сервисы общего назначения применяются в качестве инструмента для обмена данными, а также выступает как вспомогательный педагогический ресурс. Основными составляющими данного блока являются: поисковые системы, размещение картинок, -аудио, -видео файлов.

Для доступа к каждому из веб-сервисов, необходима авторизация пользователя. Многие из таких сервисов поддерживают доступ с помощью учетных записей популярных социальных сетей и почтовых ресурсов. В данном случае возможно использование агрегатора учетных записей для объединения их в одну универсальную учетную запись. Примером веб-сервиса такого типа является Loginza, который является провайдером учетных записей. Важным достоинством данного агрегатора является то, что возможно посещение разных сайтов под одной учетной записью, обеспечивается высокий уровень безопасности, предоставляется возможность оформления личного профиля.

Распространённые офисные пакеты, как MS Office и OpenOffice, можно заменить на облачные аналоги, которые воспроизводят почти все функции и предоставляются бесплатно, но на ряду с этим имеют преимущество в виде хранения данных в "облаке" и предоставления доступа к этим данным с любого компьютера имеющему доступ к интернету.

Online-сервис CrocoDoc - сервис, в котором возможно совместное редактирование документов. Самые распространенные офисные форматы, графика, формат PDF, автоматическая загрузка скриншота страницы, работа в совместном режиме редактирования с другим пользователем - все это возможно в данном сервисе.

Документы Google (Google Docs) - бесплатный онлайн-сервис. Его возможности превосходят потенциал CrocoDoc. GoogleDocs включает в себя текстовый и табличный редактор, инструментарий для создания презентаций, облачное хранение данных, файловый обмен.

Специализированные облачные сервисы отражают специфику отдельного предмета. Примерами являются виртуальные доски, ленты времени, картографические сервисы, переводчики, интеллект-карты и многое другое [12].

Существуют и комплексные решения, которые помогают решать педагогические задачи. Примером такого комплексного решения служит Google Apps.

Данный продукт включает в себя совокупность веб-сервисов для общения и совместной работы, которые помогают школьникам получать навыки, необходимые им в обучении и в дальнейшей жизни. Google Apps не требуют дополнительного аппаратного оборудования, программного обеспечения. Важным преимуществом является то, что они бесплатны для учебных заведений. Основной пакет Google Apps для учебных заведений включает составляющие, представленные на рисунке 5.

Gmail: хранилище электронной почты и инструментарий для поиска, которые помогают учащимся быстро искать необходимую информацию и отправлять мгновенные сообщения с личных аккаунтов другим пользователям.

Календарь Google: учащиеся могут составлять свое расписание и обмениваться календарями и запланированными мероприятиями;

Google Talk: учащиеся могут связаться с учителем или одноклассниками через аудиосвязь и отправить им мгновенные сообщения бесплатно в любое время из любой точки мира;

Документы Google: совместное использование документов, электронных таблиц и презентаций, работа в пределах группы или всего учебного заведения в режиме реального времени. Кроме того, окончательные версии документов можно публиковать для пользователей со всего мира;

Сайты Google: совместная работа и централизованное хранение связанных между собой документов, веб-содержания и другой информации на одном сайте.

Google-видео для учебных заведений: это решение для размещения видеофайлов и предоставлении совместного доступа к ним, позволяющее учебным заведениям и другим организациям использовать видео, как эффективное средство внутреннего обмена информацией и совместной работы [11].

Рис.5.Основной пакет Google Apps

Рис.6.Интерфейс Dropbox

Помимо указанных сервисов учебного назначения существует «облачный» инструментарий, который способен совершенствовать инфраструктуру урока. Учитель может усовершенствовать учебное занятие, совершить вместе с учениками виртуальное путешествие, создать свою ленту времени, организовать исследование или научную работу.

Таблица 1

Типы сервисов и актуальные аналоги веб-сервисов

Тип сервиса

Описание сервиса

Веб-сервис

Настольное приложение

Общего назначения

Инструмент для обмена данными, хранилище контента, вспомогательный педагогический ресурс.

Dropbox, Box, Google Apps


Офисные приложения

Совместное редактирование документов, распространенные офисные форматы, графика, формат PDF, автоматическая загрузка скриншота страницы.

GoogleDocs, CrocoDoc

MS Office, OpenOffice

Часто учителя используют в образовательном процессе единое хранилище данных, где ученики сохраняют свои работы, и учитель с центрального компьютера имеет возможность проверять и оценивать выплненую работу учащимися. Для этого удобно использовать сервисы общего назначения, а именно Dropbox, Box, YandexDisk, GooglDisk. Интерфейс такого облачного сервиса хранения данных, как Dropbox представлен на рисунке 6. С помощью данных веб-сервисов возможно хранение и обмен данными в любое время и в любом месте.

Учитель имеет возможность просмотреть выполненные учениками работы у себя дома, причем не только с компьютера, но и со смартфона.



1.4. Облачные сервисы для работы с мультимедийными презентациями



Изучение темы «Мультимедиа и компьютерные презентации» подразумевают освоение навыков работы по созданию и оформлению презентаций в Microsoft Power Point, OpenOffice Impress, анимации в Adobe Flash-плеер, видеороликов в Movie Maker.

Создание Flash анимации в Adobe Flash заменяется работой в онлайн-сервисах: Animator, Animatron. Обработка видео и создание фильмов возможно с помощью сервисов FileLab Video Editor, Magisto, VideoToolbox. Запись и обработка звука осуществляется в бесплатных облачных приложениях AudioExpert, Text To Speech.

Блок облачных презентаций включает в себя инновационные веб-сервисы, в которых возможно создание нелинейных презентаций, такие как Empressr, Prezi.com, SlideShare.

Empressr - это веб-приложение, предоставляющее такие услуги как создание, редактирование и распространение презентацией. Возможность загрузки на сервис видео, графики, таблиц, картинок. Данные, которые будут применятся для создания презентации можно собрать с помощью простых действий в онлайн-режиме. Интерфейс данного сервиса представлен на рисунке7.

Рис.7. Интерфейс Empressr

Prezi.com - сервис, который полностью превосходит возможности PowerPoint. Создание презентаций нелинейным способом. На безграничном полотне можно загружать картинки, видео или аудио материалы, набирать текст с выбором понравившегося стиля и формата. В итоге получается цельная карта-презентация, которую можно загрузить на свой компьютер и воспроизвести с помощью Flash-плеера. Материал изображен в виде цельной картины, которая позволяет с легкостью воспринимать информацию и работать с ней. Возможна работа в коллективном режиме. Интерфейс данного сервиса представлен на рисунке 8.

Рис.8. Интерфейс Prezi.com

SlideShare - социальный сервис для размещения презентаций. Позволяет конвертировать настольные презентации PowerPoint и воспроизводить их с помощью Flash-плеера. Данный сервис предназначен для хранения и использования материала как личного, так и совместного.

Рис.9. Интерфейс Zoho Show

Zoho Show - это онлайн-сервис семейства Zoho, очень близок и похож на веб-приложения GoogleDocs. Zoho Show полностью бесплатен для персонального пользования, кроме этого, он имеет собственную большую библиотеку готовых тем, фонов и прочих элементов, которые предоставляются пользователям для создания собственных презентаций. Интерфейс данного сервиса представлен на рисунке 9.

Существуют также и другие сервисы онлайн-презентаций. В учебном процессе они применяются как учителями, так и обучающимися для проведения уроков, работы над исследовательскими проектами, создания портфолио, виртуальных путешествий и экскурсов.

Использование данных сервисов, как инструмента для обучения школьников разделу «Мультимедиа и компьютерные презентации» украсит образовательный процесс и откроет большое количество новых возможностей.

Данные сервисы помогут учителю красочно и информативно оформить предлагаемый материал. А у обучающихся появится возможность познакомиться с облачными сервисами для создания мультимедийных презентаций, что поможет им в будущем для оформления собственного материала.

Таблица 2

«Облачный» инструментарий учителя информатики для преподавания раздела «Мультимедиа и компьютерные презентации»

Настольные приложения

Веб-сервисы

Достоинства

Недостатки

Создание презентаций

Облачное хранение данных,

коллективное редактирование документов, наличие всех функций настольного ПО, бесплатный доступ, красочный и удобный интерфейс

Требует регистрации и наличие почтового электронного адреса. Необходим постоянный доступ в интернет

Microsoft Power Point, OpenOffice Impress

Empressr Prezi.com

SlideShare

Создание анимаций

Adobe Flash

Animator Animatron

Обработка видео и создание фильмов

Киностудия Windows Live

FileLab Video Editor, Magisto, VideoToolbox

Запись и обработка звука

Windows «Звукозапись»

AudioExpert, Text To Speech



Выводы по первой главе


После рассмотрения и анализа веб-технологий и «облачных» сервисов, применяемых в образовательном процессе, можно сделать вывод о том, что внедрение и активное применение данных ресурсов в процессе обучения помогает облегчить работу учителя и благоприятно сказывается на образовательном процессе учеников. Представление учебного материала с помощью таких сервисов помогает вызвать большое интерес у обучающихся. Облачные технологии способствуют быстрой передачи информации и ее доступности в любое время. Существуют множество веб-приложений, охватывающие огромное количество сфер учебного процесса.

Для каждой программы, которая изучается в школьном курсе информатики и ИКТ или применяемой на других уроках, есть аналог. Причем многие из таких аналогов имеют безграничные возможности, красочное оформление, простоту восприятия, удобство в использовании, доступность в любом месте и в любое время, а также одно из самых основных достоинств - работа в коллективном режиме и доступность с минимальными затратами, что невозможно для лицензионных программ на локальном компьютере в школе, смартфонах или планшетах.

Облачные технологии должны быть использованы в образовательном процессе, так как они значительно упрощают работу учащимся и учителям. Использование «облачных» сервисов позволяет учителям применять современные подходы к обучению, а обучающимся расширить возможности самостоятельных занятий и самостоятельного обучения.

Рассмотрев «облачные» сервисы для работы с мультимедийными презентациями, можно сделать вывод о том, что применение таких сервисов в образовательном процессе, позволит заинтересовать обучающихся, сделать уроки более красочными и информативными, предоставит множество новых возможностей.







ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА



2.1. Анализ функциональных возможностей сервисов Google -презентация и Prezi.com


Во время обучения школьникам неоднократно приходиться сталкиваться с оформлением какого-либо материала с помощью создания мультимедийной презентации. Чаще всего представление информации школьниками осуществляется с помощью презентаций, сделанной в программе PowerPoint.

Аналог данной программы можно встретить и в облачном сервисе хранения и обработки данных GoogleДиск. В данном облачном сервисе расширен перечень настроек и инструментов для создания и редактирования презентации по сравнению с программой PowerPoint. Но, в основном, структура презентации остается неизменной и линейной. Постепенный переход от слайда к слайду, на которых представлена информация различных форматов - это общее и классическое оформление мультимедийной презентации.

Для пользования данным сервисом необходимо пройти стандартную форму регистрации сервисов Google с помощью электронной почты пользователя.

Google презентация- это сервис для создания мультимедийных презентаций с учетом доступа в сеть интернет и наличие аккаунта в сервисе GoogleДиск.

С помощью данного продукта возможно создание коллективной презентации с взаимодействием нескольких пользователей. Для осуществления этих действий необходимо руководителю данной презентации открыть общий доступ к ней. Интерфейс продукта Google представлен на рисунке 10.

С течением времени все меняется и на смену классическому интерфейсу Microsoft PowerPoint, который используется в Google презентации приходят сервисы, которые ни в чем не уступают, а где-то даже превышают возможности продукта Microsoft. Одним из таких сервисов является облачный сервис Prezi.com.

Рис. 10. Интерфейс сервисаGoogle - презентация

Prezi.com-это облачный сервис, с помощью которого происходит создание мультимедийных презентаций с нелинейной структурой.

Для регистрации в данном сервисе необходимо перейти по адресной ссылке этого ресурса http://prezi.com и пройти регистрацию с помощью своей электронной почты. В случае если пользователь имеет данные в социальной сети Facebook, предоставляется возможность регистрации и с помощью учетных данных этой сети.

Основное отличие данного сервиса от продукта Google состоит в том, что в нем предоставляется возможность работы со всей областью презентации, а не с конкретными слайдами. При этом, в него возможно добавление определенных компонентов. Такими компонентами выступают стикеры, заголовки, блоки с текстом, различные фигуры и т.д.

Для пользователя предоставляется возможность изменения масштаба рабочей области и свободного перемещения по всему полотну презентации.

Собрав несколько необходимых элементов в объединенную конструкцию, возможно выделение данной области в отдельный фрагмент-кадр презентации, для этого фрагмента предоставляется возможность настройки переходов и отдельных опций.

В Prezi.com также, как и в сервисе Google есть функция предоставления общего доступа к редактированию и созданию презентации. Интерфейс данного сервиса представлен на рисунке 11.

Рис. 11. Интерфейс сервиса Prezi.com

Ниже представлена таблица функциональных возможностей двух сервисов Prezi.com и Google – презентация.

Таблица 3

«Функциональные возможности Prezi.com и Google - презентация»

Основные отличия сервисов

Google - презентация

Prezi.com

Структура

Слайды/линейка слайдов

Холст/Доски

Пути сохранения

Сохранение на компьютере в различных форматах (PPTX, .pdf, .txt, .odp)

PEE-файлы (веб-страницы) сохраняемые на компьютере

Пути перехода слайдов

Линейный

Многообразие путей переходов слайдов (определяется пользователем)

Эффекты перехода слайдов

Многообразие эффектов перехода

Перемещение между пунктами основного меню

Инструменты рисования

Многообразие инструментов рисования

Многообразие инструментов рисования

Возможность добавления видео-файлов

Да (Интеграция с YouTube)

Да (Интеграция с YouTube)

После проведения анализа выбранных сервисов можно сделать вывод, о том, что каждый из представленных сервисов имеет свои сильные и слабые стороны, и выбор в пользу определенного сервиса зависит от поставленной задачи. Если пользователю необходимо создать красочную, яркую, информативную презентацию, то выбор очевидно падает на сервис Prezi.com.

Однако, если необходимо быстро и в короткие сроки создать мультимедийную презентацию с использованием привычных инструментов и слайдов, к тому же если необходимо предоставить совместимость форматов, то выбор за продуктом Google.





2.2. Структурный анализ облачного сервиса для создания мультимедийных презентаций Prezi.com


Prezi.com - это веб-сервис, который позволяет создавать интерактивные мультимедийные презентации с нелинейной структурой.

Сервис для создания презентаций Prezi.comпредоставляет большое количество возможностей для визуализации презентаций, с использованием видеоматериалов, графики и др.

Работа веб-сервиса Prezi.com основана на технологии масштабирования (приближения и удаления объектов). Отличительной особенностьюPrezi.com от «классической» презентации, созданной с помощью MicrosoftPowerPoint, где презентация разбита на слайды, являются красивые основные эффекты, которые связаны не с переходом от слайда к слайду, а с увеличением отдельных частей одного и того же слайда.

Рис. 12. Официальный сайт сервиса Prezi.com

Презентации можно создавать на специальном сайте, а также на персональном компьютере. Внешний вид официального сайта данного сервиса представлен на рисунке 12.

Для создания презентации на сайте используется специальный интерфейс, в котором происходит весь процесс создания презентации, он представлен на рисунке 13. Язык интерфейса сервиса английский. Текст в презентациях может быть на любом языке.

Также важно отметить, что на сайте презентация хранится и редактируется. После завершения создания презентации, ее можно скачать и воспроизводить на персональных компьютерах.

Рис. 13. Интерфейс сервиса Prezi.com

Основные инструменты, необходимые в работе над презентацией, расположены в верхней части окна и сгруппированы в три меню.

Frames and Arrows: с помощью данного меню возможно выделение различных областей различной формы и добавление их в виде слайдов в презентацию.

Insert: с помощью данного меню возможно добавление изображений, видео и других файлов, которые нужны для работы с презентацией и представления своей информации. В данном меню можно задать музыкальное сопровождение своей перезентации.

Theme: Данные пункт меню отвечает за визуальное оформление. С его помощью возможно в любой момент выбрать другую тему для презентации или просто поменять оформление и цвета отдельных ее элементов.

С помощью кнопки «Present», которая находится в левом верхнем углу возможно рассмотрение результатов, выполненных действий. Также, рядом с ней находятся кнопки для отмены, повтора действий и кнопка сохранения.

Верхнее левое меню состоит из кнопок, представленных на рисунке14.

Рис. 14. Кнопки верхнего левого меню сервиса Prezi.com

Слева направо:

  • show - демонстрация презентации;

  • создание новой презентации;

  • сохранить изменения в презентации;

  • отменить или повторить последнее действие.

Верхнее центральное меню состоит из кнопок, представленных на рисунке 15.

Рис. 15. Кнопки верхнего центрального меню сервиса Prezi.com

  • add -добавление новой области или слайда;

  • themes -позволяет выбрать шаблон презентации;

  • images - позволяет вставить изображения в презентацию;

  • shapes - позволяет вставить различные готовые элементы, такие как стрелки, маркеры, геометрический фигуры и другие объекты;

  • media - позволяет добавить видео в презентацию;

  • symbols - позволяет вставить различные символы;

  • layouts - добавление готовых схем для перемещения по слайду.

Верхнее правое меню состоит из кнопок, представленных на рисунке 16.

Слева направо:

  • предоставление совместного доступа к презентации;

  • сохранение презентации в формате .pdf для дальнейшей печати;

  • настройка показа презентации на разных мониторах;

  • справка на английском языке;

  • сохранение и выход из режима редактирования презентации.

Рис. 16. Кнопки верхнего правого меню сервиса Prezi.com

После рассмотрения облачного сервиса Prezi.com, можно сделать вывод о том, что данный сервис предоставляет огромное количество возможностей для создания более оригинальных, интересных и увлекательных презентаций. Такие сервисы помогут в большей степени заинтересовать обучающихся, нежели обычные стандартные программы.

Для качественного образования необходимо вводить такие технологии в образовательный процесс и ознакомлять обучающихся с данными сервисами, так как они помогут расширить кругозор обучающихся и сделают работу на уроке гораздо интересней. Также важно отметить, что данный ресурс является совершенно бесплатным и в нем может зарегистрироваться любой желающий.

В рассмотренном облачном сервисе возможно редактирование несколькими участниками одной презентации, с предоставления общего доступа. Это поможет организовать коллективную работу обучающихся и способствовать развитию коммуникативных навыков.



2.3. Особенности организации учебного процесса с применением облачного сервиса Prezi.com


Неотъемлемыми частями грамотной организации урока с применением облачных технологий, являются: оборудованный кабинет с персональными компьютерами и предоставленный для них выход в сеть интернет.

Данных компонентов достаточно, для организации учебной деятельности, основой которой являются облачные технологии. Но для грамотной организации использования облачных сервисов в процессе обучения необходимо наличие учетной записи в используемом облачном сервисе как учителю, так и обучающимся.

Для изучения темы «Мультимедийные презентации» в курсе информатики и ИКТ основной школы, мной был выбран облачный сервис Prezi.com. В последующем я раскрою поэтапную работу с данным сервисом.

Для создания учетной записи в данном сервисе необходимо перейти по ссылке: https://prezi.com, либо ввести ее в адресную строку или сделать соответствующий запрос в поисковике.

Далее необходимо пройти процедуру регистрации на данном облачном сервисе, которая предоставит доступ ко всем возможностям и инструментам данного облачного сервиса. Окно регистрации представлено на рисунке 17. После успешного завершения процедуру регистрации создания аккаунта, перед пользователями открывается широкий спектр различных функций, шаблонов презентаций и инструментов.

Рис. 17. Окно регистрации Prezi.com

Для проведения совместной работы над презентацией пользователям необходимо предоставить общий доступ к ней. Например, для проверки выполненных презентаций учеников всего класса учителю необходимо создать папку, в которой будут храниться презентации и предоставить к ней общий доступ для всех учеников класса, для того чтоб ученики могли поместить в нее свои выполненные задания. Для этого необходимо нажать на кнопку «Newfolder», придумать название для этой папки, например, по номеру класса и вписать его в соответствующее поле окошка. Далее необходимо нажать на кнопку «Share» и предоставить общий доступ к данной папке всем ученикам класса, с использованием их электронных почт. Визуализация выполненные действия представлены на рисунке 18.

Рис. 18. Создание папки и предоставление общего доступа

С целью повышения качества образования и предотвращения обмена выполненными презентациями рекомендуется создать подпапки с фамилиями обучающихся и открыть доступ к папке только между учителем и обучающимся.

Также предоставляется возможность создания презентации где каждый из учеников может принимать участие в ее редактирование аналогично предыдущим действия с предоставлением общего доступа, каждому из учеников.

Рис. 19. Рабочее пространство учителя в Prezi.com

Такие возможности и делают работу над презентацией коллективной, где обучающиеся могут привносить свои изменения и реализовывать в реальность собственный взгляды на выполнение работы. Данные возможности находят свое применение, в заданиях, где необходим создать коллективную презентацию на класс. С их помощью каждый ученик может отредактировать определенный слайд в соответствии со своими предпочтениями.

Так как облачный сервис Prezi.com предоставляется только на английском языке, учителю перед началом работы необходимо рассказать и объяснить учащимся особенности работы с ним. В сети интернет есть множество курсов и видеороликов, обучающих тонкостям и основам работы в данном сервисе. Но для начала, учитель должен проанализировать обучающие курсы и выбрать более подходящие и понятные для освоения учащимися. А для предоставления данного видео курса, возможно использование и других облачных сервисов, например, сервисов Google, где также возможно создание папки с предоставлением общего доступа к ней, в которой может быть размещен данный курс, и обучающиеся с помощью своей электронной почты могли зайти в эту папку, и изучить данный курс по особенностям работы с сервисом Prezi.com.

Презентации, которые создаются индивидуально или в совместном режиме, позволяют визуализировать информацию, сэкономить время на уроках при изучении некоторых тем, позволяют узнать что-то новое по предмету, учат работать в группе. С помощью Prezi.com можно создавать интересные коллективные проекты, используя эту технологию не только на уроках, но и во внеурочное время.



2.4. Конспект урока на тему «Создание мультимедийных презентаций» с использованием элементов облачного сервиса Prezi.com


Для построения урока с использованием облачных сервисов для создания презентаций в процессе обучения школьного курса информатики для 7 класса раздела «Мультимедиа» на основе использования УМК Босовой Л.Л. На изучение данной темы отводится по базовому курсу 4 часа с нагрузкой 1 час в неделю [3].

Создание презентации в облачном сервисе Prezi.com может служить, как дополнительное задание или коллективный проект.

Конспект урока по теме «Создание мультимедийных презентаций» с использованием элементов облачного сервиса Prezi.com:

Цели урока: познакомить обучающихся с основными понятиями облачных технологий, научить создавать проекты - презентации с использованием облачного сервиса Prezi.com. Создание совместного проекта - презентации на тему: «Увлечения нашего класса».

Планируемые результаты обучения:

Личностные результаты обучения: способствовать формированию творческих способностей и формированию коммуникативных навыков.

Метапредметные результаты обучения: сформировать компетентность обучающихся в использовании «Облачных технологий»; привнести новшества в использовании сервиса Prezi.com, для организации информации, необходимой к представлению обучающимися; дистанционное взаимодействие с использованием сервиса Prezi.com.

Предметные результаты обучения: создание аккаунта в Prezi.com; создание собственных слайдов в общей коллективной презентации с использованием сервиса Prezi.com; редактирование слайдов по средству добавления в них своих изображений и аудиофайлов; создавать необходимый фон слайда. Ученики смогут получить возможность научиться работе с совместными файлами, хранившимися в облачном сервисе; разрабатывать структуру общего проекта в Prezi.com; управлять настройками доступа совместной презентации в Prezi.com.

План урока:

  • организационный момент (5 мин);

  • актуализация знаний (5 мин);

  • практическая работа (30 мин);

  • подведение итогов (5 мин);

Ход урока:

1. Организационный момент

На данном этапе урока учитель приветствует обучающихся, отмечает в электронном журнале присутствующих и отсутствующих учеников на уроке.

2. Актуализация знаний

После проведения выше указанных действий учитель проверяет знания учеников по пройденной теме предыдущего урока. На экране выводится слайд презентации, в котором указаны следующие вопросы:

1. С помощью какого продукта Microsoft создается мультимедийная презентация? (Microsoft PowerPoint);

2. Что из себя представляет мультимедийная презентация? (последовательность слайдов, на которых отображена информация с помощью различных средств предоставления информации);

3.Основные компоненты мультимедийной презентации (текст, анимация, рисунки, фотографии, видео, и др.);

После каждого отвеченного вопроса, ученики могут проверить правильность своих ответов.

Далее учитель напоминает правила безопасности при работе за компьютером и озвучивает тему урока: «Создание мультимедийных презентаций».

Учитель предлагает познакомиться с облачным сервисом для создания презентаций Prezi.com, в которой презентация выглядит совершенно иначе, чем привыкли видеть ученики в Microsoft Power Point. А также предлагает создать общий проект - презентацию, где каждый из участников выполнит по несколько слайдов. Ученики присаживаются за рабочие столы с компьютером.

3. Практическая работа

Учитель выводит на экране слайд, на котором отображен электронный адрес облачного сервиса Prezi.com.

Каждому из учеников необходимо ввести в поисковой строке браузера данный адрес; зайти на официальный сайт сервиса, с которым в дальнейшем им предстоит работать; зарегистрироваться на сайте облачного сервиса с использованием своей электронной почты.

После регистрации учитель предлагает выбрать одного ученика-руководителя проекта.

Выбранный ученик-руководитель создает в своем аккаунте презентацию и предоставляет к ней общий доступ всех учеников класса, предварительно собрав с них адреса электронных почт.

Совместно с этим у учителя на презентации выводится слайд, на котором предоставлена последовательность действия предоставления общего доступа в облачном сервисе Prezi.com. После проведения подготовительного этапа учитель демонстрирует пример презентации, которую можно создать в данном облачном сервисе.

Рис. 20. Предоставление совместного доступа к папке в сервисе Prezi.com

Просмотрев пример презентации показанной учителем, ученики совместно приступают к выбору шаблона будущей презентации-проекта из множеств шаблонов представленных на сайте.

Рис. 21. Шаблоны презентаций сервиса Prezi.com

Далее один из учеников производит сбор информации об увлечениях своих одноклассников. Несколько других учеников выбирают аудио оформление данной презентации. Оставшиеся ученики занимаются поиском картинок по данным увлечениям.

После того, как вся информация собрана, учитель выводит на экран слайд на котором отображен интерфейс данного сервиса и описаны основные его элементы. Ученики знакомятся с ним и начинают заполнять определенное количество слайдов, в зависимости от своего увлечения.

По завершении данного задания проводится оценка проекта учителем с учетом всех выполненных пунктов работы и их правильностью выполнения. Также учитывается коллективная работа учащихся.

Рис. 22. Описание элементов сервиса Prezi.com.

В конце занятия все обучающиеся высказывают свое мнение о проделанной работе, проявляют интерес к созданию коллективной презентации, и предполагают, в какой еще форме могли бы использовать сервис Prezi.com в своей работе.

Учитель задает домашнее задание: Разделиться на группы и создать поздравительные открытки «С 1 сентября!», используя облачный сервис Prezi.com и проводит рефлексию.

Рефлексия:

Ученикам предлагается описать свои чувства и эмоции от урока следующими фразами, которые выводятся на экране слайда.

Дети по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из списка.

После проведения рефлексии у учителя складывается представление об информативности данного урока. Он формирует целостную картину восприятия нового материала учениками. В последствии, благодаря рефлексии учитель может организовывать свои уроки с использованием данного сервиса и быть уверенным в том, что дети с ним ознакомлены и понимают, о чем идет речь в предложенном материале.

Рис. 23. Список фраз, предложенный ученикам



Выводы по второй главе


Проанализировав облачный сервис для создания нелинейных мультимедийных презентаций Prezi.com можно сделать вывод о том, что использование данного облачного сервиса в процессе обучения информатике поможет расширить кругозор обучающихся, сделать современный урок более интересным и увлекательным, заинтересует обучающихся в освоении облачных сервисов, что в дальнейшем будет им необходимо.

Использование облачных сервисов во время проведения уроков значительно сокращает время организационных моментов. Учителя могут размещать задания в электронном виде, прикрепив к ним определенные рекомендации, а обучающиеся выполнив поставленные перед ними задачи, могут скидывать их так же в облачные сервисы и обсуждать с преподавателем этапы выполнения полученного задания. Все эти технологии помогают сделать образовательный процесс более доступным и целостным.

С помощью облачных сервисов возможно создание коллективной презентации, различных проектов, что позволяет организовать развитие коммуникативных навыков у обучающихся.

Для создания таких проектов больше нет необходимости в нахождения в школьных кабинетах большого количества времени, все что нужно обучающимся и учителю это доступ в интернет и наличие аккаунта в облачном сервисе.

Исходя из выше изложенного можно сказать что, основным преимуществом применения облачных технологий в образовательном процессе является организация коллективной работы учащихся и преподавателя, и чем раньше педагоги начнут активно применять в своей деятельности облачные сервисы, тем скорее они получат эффективный инструмент для построения собственного направления обучения, тем более эффективнее и увлекательней они смогут сделать процесс обучения для учащихся.












ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Применение облачных технологий в образовательном процессе рассматривается как новый подход к преподаванию информатики и ИКТ. У учеников проявляется повышенный интерес, им нравится общаться, пользоваться компьютерами и мобильными устройствами, которые подключены к Интернету. Соединив требования, потребности учителей и учеников, мы получаем современный урок, в котором применяются самые последние разработки из области веб-технологий.

В данной работе была проведена аналогия между настольными приложениями школьного компьютера и облачными онлайн-сервисами. В качестве альтернативы и для расширения кругозора обучающихся в данной роботе предлагается включать в образовательный процесс облачный сервис Prezi.com.

Облачные технологии постепенно входят в образовательный процесс и делают его доступным и современным. Использование таких технологий на уроке помогает и упрощает работу учителей, развивает и увлекает обучающихся. Применение облачных сервисов в настоящее время является необходимым компонентом образовательного процесса.

Цель работы, которая состояла в разработке и анализе учебно-методического материала при обучении основам работы с мультимедийными презентациями с применением облачных технологий была достигнута. В результате проведенной работы было выполнено следующее:

  1. Был выполнен анализ веб-сервисов и элементов облачных технологий, используемых для создания мультимедийных презентаций.

  2. Составлен конспект урока для 7 класса с применением облачного сервиса Prezi.com, где обучающимся предлагается создать коллективный проект-презентацию.



ЛИТЕРАТУРА



  1. Горева О.М. Современное образование в условиях модернизации: инновации и перспективы // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 4-1. – с. 93-96.

  2. Баринова Т. П., Казакова В. Н., Карюкина С. В. Пути повышения профессиональной компетентности педагогов в информационной среде // Молодой ученый. – 2016. – №19.1. – с. 14-16.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  4. Емельянова О.А. Применение облачных технологий в образовании // Молодой ученый. – 2014. – №3. – с. 907-909.

  5. Имангожина О.З. Информационные технологии в образовании // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 5. – с. 66-68.

  6. Корепина Т.А. Современный урок в контексте информационных технологий. – 2015. – № 34. – с.:31-33.

  7. Малышев С.Л. Обучение с использованием социальных сетей. – 2-е изд., исправ. – М.: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016. – с.: 119-125.

  8. Сетевая образовательная среда: электронные ресурсы: Учебно-методическое пособие / Под. ред. Т.Н. Носковой. – СПб: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2015. – 114 с.

  9. Чекерда Е. А., Сосновских С. В., Бутримова М. А., Борисова М. А. Применение высоких технологий в образовании с целью обеспечения устойчивого развития образовательной организации и эффективного внедрения профессионального стандарта педагога // Образование и воспитание. 2016. – №5. – с. 24-27.

  10. Шекербекова Ш.Т., Несипкалиев У. Возможности внедрения и использования облачных технологий в образовании // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 6-1. – с. 51-55.

  11. Ярмахов Б.Б., Рождественская Л.В. Google APPS для образования. – СПб.: Питер, 2015. – с. 224.

  12. Современное образование: теория и практика: сборник материалов межвузовской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, студентов педагогических специальностей 27 марта 2011г. [Электронный реcурс] / под ред. Козиловой Л. В. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 169 с.

  13. Современный учитель: личность и деятельность: Сборник материалов по итогам VI общеуниверситетских педагогических чтений. Том. 1 [Электронный реcурс] / Под. ред. С. А. Ворониной. В 2-х томах. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 197 с.

  14. Современная педагогика: теория, методика, практика: сборник материалов международной научной конференции. Россия, г. Москва, 29-30 января 2015 г. [Электронный реcурс] / под. ред. проф. Н.К. Карповой. – Киров: МЦНИП, 2015. – 221 с.

  15. Шайхутдинов А.М. Эффективность внедрения облачных технологий // Современная техника и технологии. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2015/04/5990. Дата обращения: 02.11.2017.





















ПРИЛОЖЕНИЕ


Рис. 24. Предложенные учителем вопросы

Рис. 25. Ответы на вопросы

Рис. 26. Слайд презентации учителя, на котором указан адрес сервиса

Рис. 27. Слайд с инструкцией предоставления общего доступа



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!