Использование культурно – образовательных ресурсов для социально – личностного развития ребёнка.
Родители и педагоги особенно в последнее время обеспокоены тем, что необходимо сделать, чтобы ребёнок, входя в этот мир, был уверенным, счастливым, умным, добрым, успешным, умеющим общаться с окружающими его людьми. Концепция модернизации Российского образования подчёркивает: «Важнейшие задачи воспитания – формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе». Значимость дополнительного образования состоит в том, что ему в большей степени удаётся осуществить принцип единства образовательного и воспитательного процессов, воспитания личности, социализации её в современном обществе.
В рамках моей общеобразовательной программы Экологического клуба «Зелёный лес» осуществляется конкретная работа, направленная на поиск и использование культурно – образовательных ресурсов для социально – личностного развития детей. Работа детского экологического клуба - это перспективная лаборатория поиска доступная для внедрения в любом образовательном учреждении. Обеспечение социально – личностного развития ребёнка невозможно без конкретных поступков, общего дела, объединяющего детей и взрослых. Таким делом на наш взгляд является организация в нашей школе эколого – краеведческого музея. Музея как такового в школе не было. Была лишь небольшая комната с весьма скудными экспонатами. Нам пришлось в значительной степени восстанавливать и реорганизовывать экспозицию музея, пополняя его новыми экспонатами и архивами, а так же, отчасти перепрофилировать его, так как многое в нём потеряло актуальность в настоящее время, появились совершенно новые разделы, посвященные истории и экологии нашего села: «Быт Сибиряков», «Это нашей истории строки», «Люби и знай свой край». Для начала музей превратился в реставрационную мастерскую. Ребята сами реставрировали отдельные экспонаты, обращая внимание на отделку вещей, из каких материалов они были сделаны, какой обработке подвергались, восхищались работой древних мастеров. Созданием музея мы попытались дать возможность детям увидеть всё ценное, что создано умом и руками петровцев, научить их ценить увиденное, самостоятельно мыслить, опираясь на опыт прошлых поколений, уважая историческое прошлое своего народа, бережно относиться к культурным традициям односельчан. Ребята из лекторской группы музея проводят интересные экскурсии, посвящённые истории и экологии своего края. Музей развивает интерес к истории родного села, помогает хранить память поколений, возрождать древние традиции. Работа в музее учит работать в команде, приобретать навыки научно – исследовательской работы. Давняя дружба сложилась у нас с руководителем районного отдела истории и краеведения Омского муниципального района Омской области Васильевой Надеждой Никандровной. В рамках обмена опытом наши ребята неоднократно выезжали на экскурсии в музей, расположенный в селе Пушкино, а так же присутствовали на мастер – классах, проводимых руководителем музея, являющейся координатором музейной деятельности Омского района. Недавно в Омском районе была создана «Ассоциация юных краеведов», куда вошёл наш эколого-краеведческий музей. В рамках этой Ассоциации в будущем учебном году планируется проведение круглых столов, семинаров, районных мастер – классов, обмен опытом между музейщиками нашего района. Тесная связь сложилась у нас с музеем школы № 144 города Омска и его руководителем Ищенко Любовь Сергеевной, которая оказывает нам консультационную помощь. Музейная деятельность наложила отпечаток на нашу работу, как экологического клуба, сделала его деятельность разнообразной, нестандартной, многоплановой и очень успешной.
К основным итогам музейной деятельности можно отнести:
- ежегодное увеличение численного состава актива музея;
- расширение социального пространства, в рамках которого существует детский коллектив;
- представление опыта своей работы в районных и международных СМИ (статьи в газетах, публикации в международном сборнике творческих отчётов и очерков центра научных инвестиций);
- победы ребят, на различного уровня, конкурсах;
- в этом году наш музей был отмечен благодарственным письмом районного отдела культуры, а районная администрация выделила премию в размере 10 тысяч рублей нашему музею, как победителю смотра-конкурса школьных музеев.
Одним из культурно – образовательных ресурсов, используемых в рамках моей образовательной программы, является создание экологического театра. Экологический театр «Экоша» существует уже 3 года. Творческий процесс увлекательный и в то же время завораживающий, способный сильно и глубоко повлиять на личность ребёнка. Принимая участие в коллективных театральных постановках, ребёнок совершенствует себя, выступая за коллектив, за своё положение в обществе, учится считаться с мнением других, отстаивать свою точку зрения, формируется отношение к проблеме, происходит столкновение мнений и суждений, пересмотр и формирование новых убеждений. Такие процессы, порой, болезненны, но очень важны для становления личности подростка, ведь именно так формируются новые стереотипы межличностных отношений, стилей поведения, вырабатываются критерии нравственных ценностей, активно включается механизм рефлексии. Благодаря театру подросток вбирает в себя самое ценное и лучшее, заложенное в творческом процессе, становится активным творцом. Выступая в детском саду села, перед школьниками города Омска дети в игровой форме познают окружающий мир, учатся правильному взаимодействию с ним, а названия сценок говорят сами за себя: «Как отдыхать в лесу и на речке», «Секрет здоровья», «Как спасти ручеёк». В экологическом театре удаётся соединить процесс обучения с процессом формирования личности, её характера, чувств, этических и эстетических идеалов, умения трудиться, культуры поведения. Я начинаю с создания атмосферы творчества, доброжелательных и доверительных отношений, которые являются залогом всей работы коллектива. Таким образом, занятия в театре активно влияют на многосторонний процесс формирования личности, а процесс социализации личности проходит естественно и полноценно.
Одним из важнейших факторов использования культурно – образовательных ресурсов для социально – личностного развития ребёнка стал проект «Экологическая тропа», осуществляемый в рамках нашего клуба.
Актуальность проекта заключается в осознании детьми значимости практической помощи окружающей среде.
Целью проекта является формирование бережного отношения к природе, воспитание экологической культуры школьников.
Задачи, которые мы решаем в результате реализации проекта следующие:
- знакомство с особенностями растений и животных Сибирского региона;
- воспитание чувства любви к природе и бережного отношения к ней;
- обследование санитарного состояния растений природного сообщества;
- проведение экологических заданий, используя материал экологической тропы;
- уметь комплексно оценивать результаты воздействия человека на окружающую среду;
- расширить знания и представления об окружающем нас мире.
Некогда пустовавшая территория пришкольного участка была оборудована нами под уголок природы, где в естественных природных условиях мы смогли показать многообразие Сибирской флоры и фауны. Проект «Экологическая тропа» включает в себя непосредственное создание троп. Каждый участок тропы несёт на себе определённую смысловую нагрузку. Натуральные объекты, расположенные на экологической тропе выступают источником познавательной информации. Это различные виды растений, кустарников, грибы. Целый ряд объектов в зоне тропы мы создавали своими руками, искусно вписав их в окружающий ландшафт. На тропе устанавливаются птичьи домики, коряги, напоминающие фигурки зверей (например: фигурка глухаря, сделанная из дерева, и заботливо раскрашенная детскими руками, фигурка крота и ёжиков). Так же были установлены баннеры с изображением птиц и зверей, обитающих в Сибири. В уголке, информирующем о произрастающих у нас деревьях и кустарниках, мы постарались максимально сохранить природную среду, некогда сформировавшуюся с течением времени, внесли только небольшие корректировки: посадили некоторые саженцы кустарников, слегка облагородили территорию, сделав возможным проведение на ней экскурсий. Для нас явилось важным не «забивать» пространство, а дать природным объектам в полной мере проявить себя. На экотропе есть деревья, повреждённые грибковыми поражениями, насекомыми, даже людьми (например: сломанная ветка). При проведении экскурсий по экотропе, ребята рассказывают о биологических особенностях того или иного дерева или кустарника. Дети, таким образом, попадая в естественную природную среду, наблюдают природу, учатся правильному взаимодействию с ней. Уход за тропой на протяжении всего года приучает детей к труду и бережному отношению к общему достоянию. Работа на экологической тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, воспитывает трудолюбие. В процессе общения с природой у детей вырабатываются навыки правильного поведения, разумного, сознательного отношения к природе. На экологической тропе, дети сами выступают в качестве экскурсоводов, информаторов это не только повышает их экологическую грамотность, но и формирует свойства их личности. Перед началом экскурсии: устанавливаются правила поведения на тропе, детям говорят о целях и задачах экскурсии. Проводится инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на тропе. Народная мудрость гласит: « Один человек пройдёт - оставит след, сто - тропинку, а тысяча - пустыню», чтобы не превратить нашу тропинку в пустыню следует ходить по тропинкам и дорожкам. На деревьях руками ребят были развешаны кормушки для птиц, изготовленные своими руками. Опыт показывает, что на посетителей тропы положительный воспитательный эффект оказывает результат труда детей по защите и улучшению природного окружения. При вывешивании кормушек, у детей появляется возможность наблюдать, изучать поведение птиц. Это способствует развитию исследовательской деятельности, а полученные ребятами результаты и выводы исследовательской работы используются в дальнейшем экскурсоводом для просвещения посетителей. Экскурсии могут быть как ознакомительными, так и по каким – то определённым темам, они содержат рассказы о животных и растениях и их взаимосвязи с человеком. Ребята сами выступают в роли рассказчиков, что особенно привлекает детскую аудиторию. По ходу рассказа используются художественные описания природы в прозе, стихах, загадки. Например: декламируют стихи русских поэтов о природе: «Люблю берёзу русскую» (С. Есенин), «ЕЛИ» (И.Токмакова) «Плакучая ива» (Е. Серова), «Сосна» (Т. Белозёров) и др, загадывают загадки о природе и её обитателях: «Стоит Алёна - платок зелёный, тонкий стан белый сарафан» и т. д. Так же цитируют высказывания великих людей о природе. Всё это помогает лучше увидеть красоту окружающего мира, создаёт особый эмоциональный настрой.
На экологической тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Дети усваивают не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием, всё это способствует социально-личностному развитию детей.