Доклад
1 слайд Уважаемые коллеги, тема моего доклада: «Использование опытно - экспериментальной деятельности в развитии познавательной активности дошкольников», основанная на опыте работы с детьми старшего дошкольного возраста.
2 слайд Свое выступление начну с мудрого совета Василия Александровича Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал.»
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.
Одной из приоритетных задач дошкольного образования на современном этапе развития общества является организация образовательного процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребенка. Как известно, в основе любой деятельности ребенка-дошкольника лежит его собственная активность, в том числе и познавательная.
3 слайд Понятие «познавательная активность», рассматривалась с позиции разных авторов: педагогов, психологов, философов. Все они изучали познавательную активность, как деятельность, в ходе которой ребёнок учится познавать окружающий мир, учится анализировать и сравнивать предметы ближайшего окружения, начинает устанавливать взаимосвязи, которая выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Поэтому перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос обязательно! – активным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка, что способствует успешному обучению в школе, социализации ребенка в обществе. Ребенок должен быть активным, любознательным, интересоваться новым, неизвестным, задавать вопросы взрослому, искать на них ответы.
При правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности познавательная активность может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника, оказывающая сильное влияние на его развитие.
4 слайд Одним из эффективных методов работы в данном направлении, является опытно - экспериментальная деятельность, предполагающая проведение практических действий (эксперимента, опыта, проб) с целью проверки и сравнения. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.
5 слайд На слайде представлены многочисленные достоинства применения экспериментирования в детском саду, о которых мы уже не раз говорили и в дополнение следует только добавить, что чем разнообразнее и интенсивнее данная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. И как писал один из известных американских мыслителей и философов Р.Эмерсон «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам».
6 слайд Поэтому цель моей работы по данному направлению: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.
Для реализации поставленной цели, были сформулированы обучающие, развивающие и воспитывающие задачи представленные на слайде.
7 слайд В основу работы были заложены следующие принципы:
Принцип научности. Детям даются только достоверные научные знания, которые не могут быть опровергнуты.
Принцип наглядности и доступности. Все знания должны соответствовать возрастному уровню детей-дошкольников. Пояснения должны опираться на имеющийся опыт детей, иметь наглядную основу.
Принцип развивающего эффекта содержания. Знания должны опираться на зону ближайшего развития детей, обеспечивать усвоение ребенком способов познания, исследовательской деятельности.
Принцип системности. Все знания должны быть связаны друг с другом, обеспечивать создание у ребенка целостной картины мира. Обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач по опытно-экспериментальной деятельности.
Принцип востребованности. У ребенка не должно быть невостребованных знаний. Все, что ребенок узнает в процессе обучения, должно перейти в его активный опыт, использоваться в его повседневной жизни. Иначе знания ложатся тяжелым грузом, задействуя лишь механическую память, делают процесс обучения неактуальным, отбивают у ребенка желание узнавать новое.
Принцип активного обучения. Предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой исследовательской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия» узнают новое путём решения доступных проблемных задач.
Изучив имеющуюся методическую литературу по детской экспериментальной деятельности, я решила адаптировать данный материал к условиям нашего детского сада: разработала перспективный план на два учебных года для старшей и подготовительной группы, по внедрению в практическую повседневную деятельность детей непосредственно опытов и экспериментов, конспекты НОД с элементами экспериментирования, подготовила картотеки экспериментов по темам: вода, песок, глина, магнит, воздух и т.д. по тематическому плану.
8 слайд Реализация поставленных задач осуществляется в трех основных формах: занятия (с помощью которых вызываю у детей интерес к изучаемому предмету или явлению для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности), самостоятельная деятельность детей (учу детей способам познавательной деятельности Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если….?) и совместная деятельность педагога и воспитанника (в которой закрепляем полученные ранее знания и представления). При этом использую такие методы и приемы, как: беседы познавательного характера, наблюдения, сравнения, чтение познавательной литературы, просмотр познавательных мультфильмов и презентаций, показ, объяснение, дидактические игры, создание проблемных ситуаций.
9 слайд Свою работу по опытно – экспериментальной деятельности с детьми строю по трём взаимосвязанным направлениям:
живая природа (как приспособление к окружающей среде: выявление потребностей растений в воде, свете, тепле, воздухе, наблюдение за ростом корней, за их состоянием в зависимости от полива и внешних других факторов);
неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота, роль ветра в природе и жизни человека, понимание опасности загрязнённого воздуха для здоровья всего живого)
человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, упражняю детей в умении узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмасс, ткани и т.д., а также учу сравнивать их свойства).
В своей работе придерживаюсь правила «от простого к сложному». Темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации.
10 слайд В каждом опыте, эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов, которые составляют структуру организации опытно-экспериментальной деятельности:
- Постановка проблемы или исследовательской задачи;
- Поиск путей решения проблемы (прогнозирование результата);
- Проверка гипотез, предположений (проведение опытов);
- Обсуждение увиденных полученных результатов;
- Формулировка выводов;
- Фиксация результата.
Надо уточнить, что используются разные способы фиксации наблюдений: ментальный, графический и практический.
метальными называются разнообразные способы фиксации увиденного в памяти детей. К ним относятся те приемы умственных операций, которые облегчают запоминание, увеличивают продолжительность хранения полученной информации и ускоряют извлечение ее из памяти, например, ребенок рассматривает объект (явление) и составляет о нем устный рассказ или отворачивается и, не глядя, дает его описание. После этого предлагается снова рассмотреть объект и самостоятельно внести исправления и уточнения. Как вариант, исправления и дополнения могут делать другие дети.
графический способ подразумевает использование педагогом готовых форм (картинки, фотографии, схематические зарисовки) или изобразительный способ фиксации самими детьми схематическим зарисовыванием, в дневнике наблюдений или как у нас в индивидуальных дневниках наблюдений, представленные на слайде.
практический - фиксация натуральных объектов, моделирование -это сбор различных коллекций камней, листьев, ракушек, шишек и т.д.
Все описанные способы фиксации наблюдаемых явлений необходимы для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в любой момент.
Представленный алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
11слайд Приведу, пример, организации опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе из цикла «Песок и его свойства» Итак, предложила детям слепить фигуру из сухого и мокрого песка. Проблема обозначена. Рассматривая песок через лупу, дети выяснили, что он состоит из мелких кристалликов – песчинок. Этим и объясняется свойство сухого песка – сыпучесть. Дети, начинают рассуждать, какой песок лепится лучше и почему. Тем самым дети искали пути решения проблемы. Далее осуществляется проверка предположений на практике, дети самостоятельно проводят опыт и делают соответствующий вывод, что фигуры из сухого песка не формируются так как он рыхлый и сыпучий. Фиксация данного опыта осуществлялась ментальным способом, т.е. дети описывали свои наблюдения по памяти опираясь на результат своих практических действий.
12 слайд В таком же алгоритме мы проводили опыты с песком и глиной, находили ответы на многие вопросы: "Что тяжелее песок или глина?", "Как можно сделать песок тяжелее?", "В какой емкости может исчезнуть магнит?", "Из чего делают посуду - из песка или глины" и т.д.
13 слайд При сравнение свойств камня и глины, предлагала детям выяснить "Все ли камни одинаковые?", "Можно ли менять форму камня и глины", "Почему вчера глина была мягкая, а сегодня твердая?" и т.д.
14 слайд Дети также с удовольствием проводили опыты с водой и различными предметами: "Тонет не тонет", "Впитывает не впитывает",
15 слайд "Что растворяется, а что нет", "Волшебные краски",16 слайд "Очистка воды" и многие другие. 17 слайд Также опыты с бумагой, 18 слайд магнитом,
19 слайд а в самостоятельной деятельности дети увлеченно экспериментируют с ракушками, камнями, тканью, пуговицами и другими предметами. Такие исследования предоставили детям возможность самим найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», дали обильную пищу детскому любопытству и познавательной активности.
20 слайд В подготовительной группе начала вводить длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности явлений и процессов. Так при проведении опытов из цикла «Живая природа», перед детьми ставила следующие познавательные задачи: "Что нужно для роста зеленого лука?", "Как можно наблюдать за ростом корней?", "Куда растут корешки вверх или вниз?", "Как свет влияет на рост комнатных растений?", "Что будет, если одно растение поливать, а другое - нет?" и т.д. Такие опыты требуют длительного наблюдения за изменениями внешнего вида растений, поэтому в группе был создан мини - огород, где дети посадили лук, чеснок, укроп, перец и цветы. В ходе ежедневных наблюдений дети фиксировали все изменения и зарисовывали их в дневнике наблюдения за ростом растений. Благодаря проделанной работе, убедилась в том, что детям седьмого года жизни доступны такие сложные операции как выдвижение гипотез, проверка их истинности и умение отказываться от гипотезы, если она не подтвердилась. Дети способны самостоятельно формулировать выводы, при этом давать яркое, красочное описание увиденного.
21 слайд Немаловажное значение в развитии детской познавательной активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда.
Поэтому для реализации на практике опытно – экспериментальной деятельности детей в группе оформлен уголок «Юный исследователь», который включает все необходимые для проведения разных опытов и экспериментов - оборудование и материалы.
22 слайд Также нельзя не отметить, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Поэтому в своей работе стараюсь использовать различные формы взаимодействия с семьёй, такие как анкетирование, родительские собрания, фотовыставки, памятки, консультации, рекомендации по проведению опытов в домашних условиях.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование опытно - экспериментальной деятельности, на протяжении всего дошкольного детства, имеет огромное значение в развитии познавательной активности дошкольников. Благодаря проделанной работе наши дети могут ответить на вопрос, как я это делаю, почему я это делаю так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получится в результате. Они умеют видеть в обычном – необычное, в знакомом – незнакомое, в известном – неизвестное, и я надеюсь, что многие из них на всю жизнь останутся почемучками и любознайками.
Перспективу развития своего опыта вижу в:
- продолжении работы по развитию познавательной активности детей посредством экспериментальной деятельности;
- применении в работе новых методов и приемов, технологий (расширить использование ИКТ);
- усовершенствовании предметно-развивающей среды с учетом возрастных особенностей детей.
23 слайд И своё выступление хотелось бы закончить мудрым китайским изречением: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с тем, кто такой школы не прошел»
Поэтому «У педагога есть прекрасная возможность научить детей: в одно мгновенье видеть вечность, огромный мир – в зерне песка, в единой капле – бесконечность, и небо в чашечке цветка»