МБОУ "Ерцевская СШ им. С.И. Бочарова"
СП детский сад "Звездочка"
«Использование опытно - экспериментальной деятельности в развитии познавательной активности дошкольников»
Подготовила воспитатель:
Черепанова Н.И.
МБОУ "Ерцевская СШ им. С.И. Бочарова"
СП детский сад "Звездочка"
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал.»
В. А. Сухомлинский
«Использование опытно - экспериментальной деятельности в развитии познавательной активности дошкольников»
Подготовила воспитатель:
Черепанова Н.И.
Познавательная активность:
- деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности.
Т. И. Шамова.
- проявление самостоятельности, инициативы, творчества в процессе деятельности, а так же стремление узнать, постичь, понять, найти, испытать радость успеха от самостоятельно найденного пути решения познавательной активности.
Е. И. Щербакова
- естественное стремление человека к познанию, характеристик деятельности, ее интенсивность и интегральное личностное образование.
Т. И. Зубкова
Эксперимент (от лат. experimentum - опыт, проба) один из основных методов познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы или общества. Любой опыт, любая попытка, проба осуществить что-либо каким - либо способом. Любой эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки и сравнения.
Опыт - воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путем, создание чего-нибудь нового в определенных условиях с целью исследования испытания.
Значение опытно – экспериментальной деятельности:
- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания;
- Идет обогащение памяти ребенка;
- Развивается речь ребенка;
- Происходит накопление фонда умственных умений;
- Формируются самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие - либо предметы и явления;
- Развиваются эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности, трудовые навыки.
Задачи: Обучающие:
- формировать у детей представления о физических свойствах веществ, об основных физических явлениях, организме человека; - формировать навыки постановки элементарных опытов и умение делать выводы на основе полученных результатов.
Развивающие:
- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, предвидеть полученный результат.
Воспитывающие:
- воспитывать эмоционально-ценностное отношение детей к окружающему миру;
- воспитывать аккуратность, дружелюбие, взаимную поддержку.
Принципы работы по развитию познавательной активности детей через экспериментальную деятельность
- Принцип научности
- Принцип наглядности
- Принцип доступности
- Принцип развивающего обучения
- Принцип системности
- Принцип активного обучения
Формы работы: - НОД по опытно- экспериментальной деятельности; - Самостоятельная деятельность детей;
- Совместная деятельность педагога с детьми;
Методы и приемы: - Беседы познавательного характера. - Наблюдения. - Сравнения. - Чтение познавательной литературы. - Просмотр обучающих мультфильмов и презентаций - Показ. Объяснение. - Дидактические игры. - Создание проблемных ситуаций.
Направления опытно – экспериментальной деятельности
живая природа
неживая природа
человек и рукотворный мир
Структура проведения опытов:
- Постановка проблемы;
- Поиск путей решения проблемы;
- Проверка гипотез, предположений;
- Обсуждение увиденных полученных результатов;
- Формулировка выводов;
- Фиксация результата (ментальный способ, графический и практический)
опыты из цикла «Песок и его свойства»
Опыты с песком и глиной
Сравнение свойств глины и камня
Опыты с водой и разными предметами
Опыты с бумагой
Опыты с магнитом
Посадка и наблюдение за ростом овощных культур и цветов
Уголок по опытно – экспериментальной деятельности «Юные исследователи»
Работа с родителями:
- Анкетирование
- Консультации
- Памятки
- Рекомендации
- Фотовыставки
- Родительские собрания
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с тем, кто такой школы не прошел»
«У педагога есть прекрасная возможность научить детей: в одно мгновенье видеть вечность, огромный мир – в зерне песка, в единой капле – бесконечность, и небо в чашечке цветка»