Использование педагогических технологий для поиска и педагогического сопровождение одаренных детей при изучении истории.
Предложение отбирать и интенсивно обучать одаренных детей, впервые было высказано еще Конфуцием более двух с половиной тысячи лет тому назад. Эта идея была реализована в Древнем Китае, где для отбора особо одаренных детей использовались различные испытания (тесты) на логическое мышление, творческую фантазию, память, умение красиво писать, сочинять стихи и романы.
На современном этапе развития общества первоочередная роль также отводится поиску, обучению одаренных детей и реализацию их возможностей. ФГОС ООО ставит перед нами задачу воспитания «нового» человека, с более высоким уровнем интеллекта, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности. Чтобы эффективно реализовать современные стандарты общего образования в основной школе, в школе должна быть выстроена хорошая система поиска и поддержки талантливых учеников, а также их сопровождение в период становления личности ребенка.
Внимательно изучив различные инновационные подходы в работе с одаренными учащимися, я для себя отметила, что для отечественной системы школьного образования перспективными являются комплексное использование методов диагностики одаренности, развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся, а также использование специализированных программ педагогического наставничества.
Цель своей деятельности при работе в этом направлении в качестве учителя предметника вижу в том, чтобы технологически проработать вопросы организации работы с одарёнными детьми на всех этапах обучения истории с целью создания эффективной системы деятельности по их выявлению, поддержке и развитию способностей.
Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов. Для себя я разбила эту работу на несколько этапов.
Первый этап (поиск)- изучение индивидуальных особенностей каждого учащегося - и физических (здоровья), и психологических, и личностных, и том числе особенностей мыслительной деятельности в каждом классном коллективе. На этом этапе я стараюсь заинтересовать учащихся предметом, создать у одаренного ребенка повышенного интереса к предмету. Для этого обычно использую различные формы урока, например, интегрированные, применяю и разнообразные формы работы: ролевые тренинги, «мозговые штурмы», интеллектуальные марафоны. Наибольшего результата в работе на данном этапе можно добиться, используя деловые, операционные, имитационные игры. Усилить интерес к истории как предмету помогает технология проблемного обучения. Создавая на уроках истории различные проблемы, ситуации, стремлюсь вывести учащихся за пределы образовательного стандарта, научить применять творческие приемы исследовательского характера, такие как, сравнительный анализ, определение причин по следствиям. Приёмы введения проблемного обучения на уроках различны, их можно использовать не только вовремя всего урока, но и как его элемент.
Второй этап (сопровождение) - составление или подбор дифференцированных заданий для работы на уроке и для домашнего задания, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания. Первый уровень обязательный минимум, второй уровень задания тренировочный: его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особых трудностей осваивают программу. Третий уровень это творческое задание. Обычно оно выполняется по желанию и стимулируется высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк: кроссворды, написать эссе, синквейн, сопоставительные таблицы и др.
В целях развития природных задатков учащихся на уроке я использую творческие задания, исторические задачи, тексты с ошибками, проблемные ситуации. Их решение требует от учащихся не только хорошего знания событий, исторических фактов, но и направлено на развитие нестандартного мышления, которое даёт возможность с разных сторон взглянуть на исторические ситуации.
Выполнение такого уровня заданий на уроках позволяет развивать способности учеников, выявлять одарённых детей и работать по их развитию.
На уроках в старшей школе у меня сложилась система проблемно – диалогического обучения, которая позволяет работать с одарёнными учащимися, привлекая школьников к активному участию в решении проблем. Технология проблемно-диалогического обучения позволяет реализовать компетентностный подход в обучении. Данная технология является:
- результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективной развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;
- здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний .
Использую и дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования личностных качеств - проект. В процессе работы над ним учащийся проживает конкретные ситуации, постигает реальные процессы. Ежегодно в конце учебного года в нашей школе проходит научно-практическая конференция, в ходе которой учащиеся представляют результаты своей работы над творческими проектами, победители получают награды. Творческие проекты по истории, выполняемые под моим руководством, систематически получают высокие оценки. Чаще всего они выполняются в форме письменной работы, к которой прилагается макет и компьютерная презентация. А использование учащимися в презентациях текстовой, звуковой, графической и видеоинформации, формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Тематика проектов в последние годы разнообразна: Иван Грозный: портрет личности на основе эпохи; Иван Сусанин — настоящий патриот русской земли; Викинги и славяне: история взаимоотношений; Образы монархов XVIII столетия (Петра I, Екатерины II, Павла I) в отечественной публицистике XIX–ХХ в.; Смута: «главные герои» (характеристика Лжедмитрия I и его окружения, Лжедмитрий II, лидеры сопротивления: М.В.Скопин-Шуйский, П.Ляпунов, К.Минин, Д.Пожарский) и т. д.
Прекрасной базой по развитию способностей одарённых детей по предмету считаю внеурочную деятельность. Во внеурочной работе большое внимание уделяю использованию краеведческого материала так, как считаю эту работу важным фактором воспитания гражданственности, патриотизма, любви к родному краю. Краеведение создаёт благоприятные условия для всестороннего развития личности, расширяет кругозор, развивает познавательные интересы учащихся, способствует развитию исследовательских способностей детей. Формирование интереса начинаю с исследования тем, близких ребёнку: «Улица, на которой я живу», «История моего имени», «Из семейного альбома» и т.д.
Виды внеклассной работы нацеленные на развитие у учащихся творческих способностей, дают возможность эмоционально выражать свои чувства, видеть прекрасное, развивать изобразительные способности, а также способствуют формированию сплоченного детского коллектива. Примерами такой внеклассной работы являются: «Рыцарские турниры», игры «Колесо истории», «Звездный час», «Умники и умницы», КВН которые проходят на ура в классах основного и среднего звена школы.
Третий этап (анализ результатов)- постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий. Для таких уроков широко использую такую известную форму обучающего контроля, как зачёт. Одарённые дети оказывают помощь в его организации: они готовят вопросы, подбирают материал для практической части, сами выступают в роли консультантов и экспертов, проводят самооценку деятельности на уроке.
В рамках поддержки одаренных детей я стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в конкурсах разного уровня, выставках творческих работ учащихся и конечно в предметных олимпиадах. По моему мнению, предметная олимпиада – это не только один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету и глубины знаний, но и стремление к совершенству и повышение самооценки, которая так необходима одаренным учащимся из за их критического отношения к собственным достижениям.
Занятие с одаренными детьми – взаимообогащающий, взаиморазвивающий процесс. Ведь абсолютное раскрытие способностей важно не только для ребенка, но и для общества в целом. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.
Бунина Ирина Александровна, учитель истории
и обществознания МБОУ «СОШ №2 г. Харабали»