Добрый день, уважаемые коллеги!
При подготовке детей к школьному обучению, большое значение приобретает формирование и развитие связной речи. Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребёнка. Она является показателем того, насколько ребёнок владеет лексикой родного языка. В соответствие с ФГОС ДО одной из составляющей образовательной области «Речевое развитие» является – развитие речевого творчества детей. Творческие способности детей, креативность мышления особенно ярко проявляются в словотворчестве. Но в речи детей существуют проблемы в нарушении формирования одного или нескольких компонентов речевой системы: словарного запаса, лексикограмматического строя речи, звукопроизношения.
Поэтому важной составляющей работы в развитии связной речи детей дошкольного возраста стал поиск средств, которые бы систематизировали и направляли процесс усвоения детьми нового материала. И таким средством стало для нас наглядное моделирование.
Приём наглядного моделирования направлен на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития детей, повышает мотивацию, познавательный интерес дошкольников к родному языку, позволяя педагогу строить свою работу в соответствие с индивидуальными возможностями каждого ребёнка, исходя из интересов и желаний воспитанников.
В работе с детьми по этому направлению мы используем Синквейн – инновационную технику наглядного моделирования для развития связной речи дошкольников. Синквейн слово французское, в переводе означает «Стихотворение пяти строк», нерифмованное стихотворение, форма которого напоминает ёлочку. Синквейн является игровым приёмом и формой свободного творчества в работе с дошкольниками, направленный на развитие умений находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулируя свои высказывания, тем самым развивая и обогащая речь детей.
ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА:
Первая строка (1 треугольник, вершина ёлочки) - Ключевое слово- название, заголовок, тема (Кто? Что?)
Вторая строка (2 треугольника) -Два слова, обозначающие признак предмета или его свойства (Какой? Какая? Какое?)
Третья строка (3 треугольника) -Три слова- глаголы. Действия предмета, относящиеся к теме (Что делает?)
Четвёртая строка (4 треугольника)-Четыре слова- предложение, показывающие отношение автора к теме
Пятая строка (1 треугольник) - Одно слово- ассоциация, синоним, характеризующий суть темы, философское обобщение.
Для того, чтобы ребёнку правильно составить синквейн, ему необходимо иметь достаточный словарный запас (в рамках данной темы), уметь обобщить информацию: знать понятия: Слово- предмет, слово- признак, слово- действие, а также согласовывать слова в предложении, правильно формулируя свою мысль. Поэтому такую работу нужно вести поэтапно.
На 1 ЭТАПЕ /подготовительном: Знакомство и обогащение словаря дошкольников с понятиями «Слово- предмет», «слово- признак», «слово- действие», «предложение» и введение символов этих слов.
НА ЭТОМ ЭТАПЕ Мы играли с ребятами в лингвистические игры на расширение их словаря, умение согласовывать слова в предложении и активизации речи «Кто какой», «Он, она, они, оно», «Что какого цвета», «Многозначные слова», «Чьи лапы, чей хвост? «Кто между кем?», «Что в коробочке?»,«Многозначные слова»…
На 2 ЭТАПЕ работы/основном: Знакомство с техникой наглядного моделирования, формирование первоначального опыта составления синквена по алгоритму ( с помощью педагога).
Сначала дети занимаются под руководством воспитателя, выкладывая из треугольников схему синквейна. Тема дается одна на всех. По желанию дети рассказывают о том, что составили. Выбираются самые удачные и точные слова и предложения, педагог составляет «итоговый» синквейн. Он идет в «Копилку синквейнов».
На 3 ЭТАПЕ/ заключительном, который длится до школы: Дети самостоятельно составляют синквейны сначала на модели с помощью пиктограмм, затем, когда овладевают чтением и письмом, пишут свои нерифмованные стихи.
Предлагаю вам, ув.коллеги составить нерифмованное стихотворение по теме «Весна», используя объекты с иллюстрации
Птицы…..Река… Солнце
На экране представлены стихи воспитанников нашей группы.
Таким образом, Синквейн для дошкольника – это средство творческого самовыражения, игровой способ обогащения словарного запаса, подготовка к пересказу, умение выделять главную мысль и согласовывать слова в предложении, увлекательная игра, где каждый ребёнок может почувствовать себя творцом- гением!
Ещё одной инновационной методикой в работе с дошкольниками по развитию речи является ЛИМЕРИК
Лимерик – это короткое стихотворение, состоящий из 5 строк, его ещё называют узаконенной нелепицей.
Нас с ребятами нас увлекла работа по созданию весёлых смешных стихотворений- лимериков.
Мастером этого жанра считают поэта и художника Эдварда Лира и начали сочинять такие рифмованные тексты в Ирландском г.Лимерик. Это стихотворение состоит из 5 строчек, которые рифмуются следующим образом:
1 и 2 строчки рифмуются между собой,
3-4 строчки рифмуются между собой,
5 строчка не рифмуется - это вывод.
В результате работы над данной темой дети стали с большим интересом рифмовать разные слова, попробовали на вкус словотворчество и стали более активны в общении.
Предварительной работой в данном направлении стала работа над понятием рифма на примере стихотворного творчества Чуковского, Барто; использования чистоговорок, отгадывание загадок – складок, подбор пары к картинке, работали с двустишиями…играли в игры «Звуковые часы», «Рифмы» с использованием интерактивного планшета.
Когда ребенок прошел все этапы работы над звучащим словом, он подходит к самостоятельному словотворчеству. Но для этого необходим высокий уровень сформированности словаря. Этапы работы над лимериком представлены на слайде.
Вот как выглядит схема составления лимерика…(слайд)
С ребятами группы мы выпустили 2 сборника Лимериков собственного сочинения, рисунки к которым дети нарисовали сами. Сборники представлены вашему вниманию на выставке. Вот лишь некоторые стихи из наших сборников…ЧТЕНИЕ
Эффективность метода лимериков представлена на слайде.
Метод лимерика - способствует освоению коммуникативных умений, обеспечивает полноценное включение ребёнка в общение, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности совместной деятельности, а также подготовки дошкольника к успешному обучению в школе.