СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование приёмов критического мышления на уроке окружающего мира в начальных классах»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией)

Просмотр содержимого документа
««Использование приёмов критического мышления на уроке окружающего мира в начальных классах»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа №1 р.п. Пачелма Пачелмского района   «Использование приёмов критического мышления на уроке окружающего мира в начальных классах» Автор:  учитель начальных классов  Жукова Марина Владимировна  р.п. Пачелма, 2025 год

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 р.п. Пачелма Пачелмского района

«Использование приёмов критического мышления

на уроке окружающего мира в начальных классах»

Автор:

учитель начальных классов Жукова Марина Владимировна

р.п. Пачелма, 2025 год

 «Критическое мышление – это мышление, которое отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его характеризует использование таких навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата».  Дайана Халперн

«Критическое мышление – это мышление, которое отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его характеризует использование таких навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата».

Дайана Халперн

 Актуальностью данной технологии является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.  Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.

Актуальностью данной технологии является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.

Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.

 Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией). Задачи: - повышение интереса к процессу обучения; - развитие способностей к работе с информацией любой сложности; - формирование коммуникативных навыков; - воспитание ответственности за знание.

Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией).

Задачи:

- повышение интереса к процессу обучения;

- развитие способностей к работе с информацией любой сложности;

- формирование коммуникативных навыков;

- воспитание ответственности за знание.

Технология развития критического мышления (ТРКМ) развивает умения:  работать в группах в разных ролях, сотрудничать; проявлять личную инициативу; отстаивать свою точку зрения; устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи на основе обобщённых знаний, умений, навыков, способов мышления;  творчески осмысливать полученную информацию.

Технология развития критического мышления (ТРКМ) развивает умения:

  • работать в группах в разных ролях, сотрудничать;
  • проявлять личную инициативу;
  • отстаивать свою точку зрения;
  • устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи на основе обобщённых знаний, умений, навыков, способов мышления;
  • творчески осмысливать полученную информацию.
Основа технологии – трёхфазовая структура занятия: 1. Вызов «Что знаю?»: – актуализация имеющихся знаний;  – пробуждение интереса к получению новой информации;   – постановка учеником собственных целей обучения.   2. Осмысление «Что хочу знать?»: – получение новой информации;  – соотнесение старых знаний с новыми.   3. Рефлексия «Что узнал?»: – размышление, рождение нового знания;  – постановка учеником новых целей  обучения.

Основа технологии –

трёхфазовая структура занятия:

1. Вызов «Что знаю?»:

– актуализация имеющихся знаний; – пробуждение интереса к получению новой информации;  – постановка учеником собственных целей обучения.

2. Осмысление «Что хочу знать?»:

– получение новой информации; – соотнесение старых знаний с новыми.

3. Рефлексия «Что узнал?»:

– размышление, рождение нового знания; – постановка учеником новых целей

обучения.

Методические приёмы 1. Стадия вызова:  «Верите ли вы?»  «Проблемный вопрос»  «Корзина идей»  «Кластер»  «Мозговой штурм» 2. Стадия осмысления:  «Инсерт»  «Чтение с остановками»  «Дерево предсказаний»  «Шесть шляп мышления»  «Знаю – хочу узнать – узнал» - маркировочная таблица 3. Стадия рефлексии:  - «Синквейн»  - «Пятиминутное эссе»

Методические приёмы

1. Стадия вызова:

  • «Верите ли вы?»
  • «Проблемный вопрос»
  • «Корзина идей»
  • «Кластер»
  • «Мозговой штурм»

2. Стадия осмысления:

  • «Инсерт»
  • «Чтение с остановками»
  • «Дерево предсказаний»
  • «Шесть шляп мышления»
  • «Знаю – хочу узнать – узнал» - маркировочная таблица

3. Стадия рефлексии:

- «Синквейн»

- «Пятиминутное эссе»

Стадия «Вызов» Приём «Верите ли вы?»  (2 класс, тема «И про воду…») 1.  Верите ли вы, что вода – вещество не прозрачное? 2. Верите ли вы, что чистая вода имеет вкус? 3. Верите ли вы, что вода пахнет? 4. Верите ли вы, что воду нельзя перелить из одного стакана в другой? 5. Верите ли вы, что вода может растворить мел и песок?
  • Стадия «Вызов»

Приём «Верите ли вы?»

(2 класс, тема «И про воду…»)

1. Верите ли вы, что вода – вещество не прозрачное?

2. Верите ли вы, что чистая вода имеет вкус?

3. Верите ли вы, что вода пахнет?

4. Верите ли вы, что воду нельзя перелить из одного стакана в другой?

5. Верите ли вы, что вода может растворить мел и песок?

Приём «Кластер» (2 класс, тема «Природа») ПРИРОДА Живая Неживая Животные Растения Явления природы Грибы

Приём «Кластер» (2 класс, тема «Природа»)

ПРИРОДА

Живая

Неживая

Животные

Растения

Явления природы

Грибы

Приём «Корзина идей»  (2 класс, тема «И про воду…»)   Вода – это… Снег Роса Дождь Лёд Туман Пар Облака Иней

Приём «Корзина идей»

(2 класс, тема «И про воду…»)

Вода – это…

Снег

Роса

Дождь

Лёд

Туман

Пар

Облака

Иней

 2. Стадия осмысления  Приём «Знаю – хочу узнать – узнал»  (2 класс, тема «Какие бывают растения?») Знаю Хочу знать 1. Растения – часть живой природы. Узнал 2. Растениям необходимы свет, вода, тепло и воздух. 1. На какие группы делятся растения? 2. Что полезного в растениях? 3. Растения ? нужны людям и животным. 3. Как связаны растения с воздухом? 4. Как называется наука о растениях?

2. Стадия осмысления

Приём «Знаю – хочу узнать – узнал»

(2 класс, тема «Какие бывают растения?»)

Знаю

Хочу знать

1. Растения – часть живой природы.

Узнал

2. Растениям необходимы свет, вода, тепло и воздух.

1. На какие группы делятся растения?

2. Что полезного в растениях?

3. Растения

?

нужны людям и животным.

3. Как связаны растения с воздухом?

4. Как называется наука о растениях?

Приём «Шесть шляп»

Приём «Шесть шляп»

Приём «Шесть шляп»  (2 класс, тема «Про кошек и собак») 1 группа. Белая шляпа.  С помощью атласа – определителя расскажите о кошках и собаках только фактами и цифрами. 2 группа. Жёлтая шляпа.  Подумайте, почему кошки и собаки были одомашнены? 3 группа. Чёрная шляпа.  Докажите, что кошки и собаки необходимы людям, используя материал учебника на стр. 86-89. 4 группа. Красная шляпа.  Подумайте, какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда люди обижают или оберегают домашних животных? 5 группа. Зелёная шляпа.  Что бы вы сделали для того, чтобы кошки и собаки всегда радовали нас? 6 группа. Синяя шляпа.  Обобщите высказывания других ребят.

Приём «Шесть шляп»

(2 класс, тема «Про кошек и собак»)

1 группа. Белая шляпа.

С помощью атласа – определителя расскажите о кошках и собаках только фактами и цифрами.

2 группа. Жёлтая шляпа.

Подумайте, почему кошки и собаки были одомашнены?

3 группа. Чёрная шляпа.

Докажите, что кошки и собаки необходимы людям, используя материал учебника на стр. 86-89.

4 группа. Красная шляпа.

Подумайте, какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда люди обижают или оберегают домашних животных?

5 группа. Зелёная шляпа.

Что бы вы сделали для того, чтобы кошки и собаки всегда радовали нас?

6 группа. Синяя шляпа.

Обобщите высказывания других ребят.

  3 стадия. Рефлексия Приём «Синквейн» 1 строка – существительное, тема синквейна. 2 строка – два прилагательных, характеризующие данное понятие. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме. 5 строка – обычно одно слово, вывод, в котором человек выражает свои чувства, связанные с данным понятием.

3 стадия. Рефлексия

Приём «Синквейн»

1 строка – существительное, тема синквейна.

2 строка – два прилагательных, характеризующие данное понятие.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.

5 строка – обычно одно слово, вывод, в котором человек выражает свои чувства, связанные с данным понятием.

Приём «Синквейн»  Теория развития критического мышления  1. Технология 2. Обучающая, развивающая 3. Мотивирует, активизирует, мобилизует 4. Мышление

Приём «Синквейн»

Теория развития критического мышления

1. Технология

2. Обучающая, развивающая

3. Мотивирует, активизирует, мобилизует

4. Мышление

Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:   высокая мотивация обучающихся к образовательному процессу;   развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими;   развитие умения анализировать полученную информацию.

Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:

  • высокая мотивация обучающихся к образовательному процессу;

  • развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими;

  • развитие умения анализировать полученную информацию.
Выводы  1. Ученики – главные действующие лица. 2. Учитель – координатор. 3. Меняются роли педагогов и обучающихся. 4. Важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно.

Выводы

1. Ученики – главные действующие лица.

2. Учитель – координатор.

3. Меняются роли педагогов и обучающихся.

4. Важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно.

  Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!