Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 р.п. Пачелма Пачелмского района
«Использование приёмов критического мышления
на уроке окружающего мира в начальных классах»
Автор:
учитель начальных классов Жукова Марина Владимировна
р.п. Пачелма, 2025 год
«Критическое мышление – это мышление, которое отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его характеризует использование таких навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата».
Дайана Халперн
Актуальностью данной технологии является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.
Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.
Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией).
Задачи:
- повышение интереса к процессу обучения;
- развитие способностей к работе с информацией любой сложности;
- формирование коммуникативных навыков;
- воспитание ответственности за знание.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) развивает умения:
- работать в группах в разных ролях, сотрудничать;
- проявлять личную инициативу;
- отстаивать свою точку зрения;
- устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи на основе обобщённых знаний, умений, навыков, способов мышления;
- творчески осмысливать полученную информацию.
Основа технологии –
трёхфазовая структура занятия:
1. Вызов «Что знаю?»:
– актуализация имеющихся знаний; – пробуждение интереса к получению новой информации; – постановка учеником собственных целей обучения.
2. Осмысление «Что хочу знать?»:
– получение новой информации; – соотнесение старых знаний с новыми.
3. Рефлексия «Что узнал?»:
– размышление, рождение нового знания; – постановка учеником новых целей
обучения.
Методические приёмы
1. Стадия вызова:
- «Верите ли вы?»
- «Проблемный вопрос»
- «Корзина идей»
- «Кластер»
- «Мозговой штурм»
2. Стадия осмысления:
- «Инсерт»
- «Чтение с остановками»
- «Дерево предсказаний»
- «Шесть шляп мышления»
- «Знаю – хочу узнать – узнал» - маркировочная таблица
3. Стадия рефлексии:
- «Синквейн»
- «Пятиминутное эссе»
Приём «Верите ли вы?»
(2 класс, тема «И про воду…»)
1. Верите ли вы, что вода – вещество не прозрачное?
2. Верите ли вы, что чистая вода имеет вкус?
3. Верите ли вы, что вода пахнет?
4. Верите ли вы, что воду нельзя перелить из одного стакана в другой?
5. Верите ли вы, что вода может растворить мел и песок?
Приём «Кластер» (2 класс, тема «Природа»)
ПРИРОДА
Живая
Неживая
Животные
Растения
Явления природы
Грибы
Приём «Корзина идей»
(2 класс, тема «И про воду…»)
Вода – это…
Снег
Роса
Дождь
Лёд
Туман
Пар
Облака
Иней
2. Стадия осмысления
Приём «Знаю – хочу узнать – узнал»
(2 класс, тема «Какие бывают растения?»)
Знаю
Хочу знать
1. Растения – часть живой природы.
Узнал
2. Растениям необходимы свет, вода, тепло и воздух.
1. На какие группы делятся растения?
2. Что полезного в растениях?
3. Растения
?
нужны людям и животным.
3. Как связаны растения с воздухом?
4. Как называется наука о растениях?
Приём «Шесть шляп»
Приём «Шесть шляп»
(2 класс, тема «Про кошек и собак»)
1 группа. Белая шляпа.
С помощью атласа – определителя расскажите о кошках и собаках только фактами и цифрами.
2 группа. Жёлтая шляпа.
Подумайте, почему кошки и собаки были одомашнены?
3 группа. Чёрная шляпа.
Докажите, что кошки и собаки необходимы людям, используя материал учебника на стр. 86-89.
4 группа. Красная шляпа.
Подумайте, какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда люди обижают или оберегают домашних животных?
5 группа. Зелёная шляпа.
Что бы вы сделали для того, чтобы кошки и собаки всегда радовали нас?
6 группа. Синяя шляпа.
Обобщите высказывания других ребят.
3 стадия. Рефлексия
Приём «Синквейн»
1 строка – существительное, тема синквейна.
2 строка – два прилагательных, характеризующие данное понятие.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
5 строка – обычно одно слово, вывод, в котором человек выражает свои чувства, связанные с данным понятием.
Приём «Синквейн»
Теория развития критического мышления
1. Технология
2. Обучающая, развивающая
3. Мотивирует, активизирует, мобилизует
4. Мышление
Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:
- высокая мотивация обучающихся к образовательному процессу;
- развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими;
- развитие умения анализировать полученную информацию.
Выводы
1. Ученики – главные действующие лица.
2. Учитель – координатор.
3. Меняются роли педагогов и обучающихся.
4. Важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно.
Спасибо за внимание!