СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование приёмов смыслового чтения на уроке литературы.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания на формирование читательской грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Использование приёмов смыслового чтения на уроке литературы.»

Выполнила: учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ № 18

Коцюбинская И.А.


Использование приёмов смыслового чтения на уроке литературы.

I Задания на поиск информации


1. Прочитайте текст.

Двадцать лет назад Д. С. Лихачев впервые использовал достаточно новое в то время понятие экология в необычном контексте – "экология культуры", "нравственная экология". Он писал: "...Экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы".

В последние годы все чаще ставится вопрос об экологии языка, непосредственно связанной с сознанием человека, с определяющими свойствами его личности; экология языка является неотъемлемой составляющей экологии культуры.

2. Объясните значение выражения «ЭКОЛОГИЯ ЯЗЫКА».

3. Какое из утверждений не соответствует содержанию текста?

1. Экология культуры ориентирована на сохранение исторической памяти народа.

2. Если потери в биологической экологии можно восстановить хотя бы частично, то утрата культурных ценностей невосполнима.

3. Экология культуры – наука, занимающаяся исключительно проблемами защиты литературного языка.

4. Экология культуры – относительно молодая дисциплина.

4. Определите стиль и тип речи текста.

1. научный стиль; рассуждение с элементами повествования;

2. публицистический стиль; рассуждение;

3. разговорный стиль; рассуждение;

4. художественный стиль; рассуждение и описание

5. Укажите значение слова действенная (предл. 12).

1. глубокая, всепоглощающая;

2. способная воздействовать, активная;

3. находящаяся в постоянном движении;

4. настоящая, подлинная.

6. Какие вопросы поднимает автор в тексте? Напишите 2 примера.


II Задания с недостатком информации


1.Прочитайте притчу Эзопа «Черепаха и заяц».

Черепаха и заяц спорили, кто из них быстрее. Назначили они для состязания время и место и разошлись. Но заяц, полагаясь на свою природную резвость, не старался бежать, а улёгся возле дороги и заснул. А черепаха понимала, что она двигается медленно, и потому бежала без передышки. Так обогнала она спящего зайца и получила победную награду.

2. Распространите притчу: придумайте вступление, содержащее похвалу автору или предлагаемой притче. Введите подробности в описания персонажей, места действия; используйте диалог.



III Задания на упорядочение информации


1.Прочитайте басню

Два товарища (басня)

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было нечего — он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать. Человек и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо и отошел. Медведи ведь мертвых не трогают.

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется над товарищем:

— Что тебе медведь на ухо говорил?

Поднялся человек с дороги и отвечает:

— Он сказал, что плохие люди те, которые в опасности от товарища убегают.

(По Л. Толстому)

2. Ответьте на вопросы.

1. Шептал ли что-нибудь медведь?

2. Кто же назван в басне плохим человеком?

З. За что писатель осуждает человека, сидевшего на дереве?

4. Можно ли смеяться над товарищем, пережившим опасность?

5. Объясните значение слов «выскочил» «наземь», «притворился»?

6. Передайте краткое содержание басни.

7. Чему учит басня?

8. Что высмеивает басня?

9. Что понравилось в басне?


IV Творческие задания

1. Прочитайте слова:

интернет, пользователь, юзер, эмейл, Вконтакте, ЖЖ, образование, чат, спам, флуд, тролль, чатиться, фолловер, френд, модератор, веб2.0, коннектиться, зашарить, зафрендить, Twitter, торрент, браузер, провайдер, Википедия, скачать, блоггер, библиотека, Youtube, хостинг, планшетник, смартфон, QR-код, облачные сервисы, электронная почта, аноним, Google, тизер, спойлер, аватар, профайл, стартап.

2. Составьте связный текст, используя слова из словаря современного интернет-пользователя, и озаглавьте его.

3. Определите жанр получившегося текста

4. Если у вас остались неиспользованные слова, объясните, почему вы не сумели ими воспользоваться (устно).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!