СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Управление образования Красноармейского муниципального района МБОУ Основная общеобразовательная школа №22 Районный этап конкурса «Учитель года – 2019» Конкурсное задание «Методический семинар» учителя русского языка и литературы Ежебоковой Натальи Анатольевны

Управление образования Красноармейского муниципального района

МБОУ Основная общеобразовательная школа №22

Районный этап конкурса

«Учитель года – 2019»

Конкурсное задание «Методический семинар»

учителя русского языка и литературы

Ежебоковой Натальи Анатольевны

Великие умы обсуждают идеи, средние - обсуждают поступки, а малые - людей. (индийская пословица) Актуальность Современное информационное общество требует от выпускника способности адаптироваться к изменяющимся условиям, свободно ориентироваться в информационном поле, строить систему в любой сфере знания, проектировать собственное развитие.

Великие умы обсуждают идеи, средние - обсуждают поступки, а малые - людей. (индийская пословица)

Актуальность

Современное информационное общество требует от выпускника способности адаптироваться к изменяющимся условиям, свободно ориентироваться в информационном поле, строить систему в любой сфере знания, проектировать собственное развитие.

Проблемы   Образовательные стандарты второго поколения ориентированы на результаты образования.  Практическая Исследовательская Процесс же обучения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. Этой цели можно достичь благодаря формированию УУД. Качество усвоения знания зависит от их характера и многообразия видов: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных [ФГОС 2010 1 ]. В формировании познавательных УУД большую роль играет ТРКМЧП . Поэтому представляется очевидной необходимость применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо (технология РКМЧП) наряду с традиционными формами работы в школе .

Проблемы

Образовательные стандарты второго поколения ориентированы на результаты образования.

Практическая

Исследовательская

Процесс же обучения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. Этой цели можно достичь благодаря формированию УУД. Качество усвоения знания зависит от их характера и многообразия видов: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных [ФГОС 2010 1 ].

В формировании познавательных УУД большую роль играет ТРКМЧП .

Поэтому представляется очевидной необходимость применения

технологии развития критического мышления через чтение и письмо (технология РКМЧП)

наряду с традиционными формами работы в школе

.

Приемы ТРКМ как средство формирования познавательных УУД К познавательным УУД относятся следующие умения:  - сознавать познавательную задачу; - читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; - понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; - осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.  научность системность эффективность учет индивидуальных способностей  и запросов учащихся перспективность технологичность     Основополагающие принципы  данного опыта:

Приемы ТРКМ как средство формирования познавательных УУД

К познавательным УУД относятся следующие умения:

- сознавать познавательную задачу;

- читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей;

- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;

- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

  • научность
  • системность
  • эффективность
  • учет индивидуальных способностей

и запросов учащихся

  • перспективность
  • технологичность

Основополагающие принципы данного опыта:

Сравнение признаков обыденного и критического мышления Умелое мышление Обычное мышление Оценивающее суждение Гадательное предположение Взвешенное суждение Предпочтение Классификация Группирование Допущение Логическое формулирование выводов Верование Формулирование выводов Понимание принципов Объединение понятий по ассоциации Построение гипотезы Предположение Предложение мнений с аргументами Предложение мнений без аргументов Формулирование суждений на основе критериев Формулирование суждений без опоры на критерии

Сравнение признаков обыденного и критического мышления

Умелое мышление

Обычное мышление

Оценивающее суждение

Гадательное предположение

Взвешенное суждение

Предпочтение

Классификация

Группирование

Допущение

Логическое формулирование выводов

Верование

Формулирование выводов

Понимание принципов

Объединение понятий по ассоциации

Построение гипотезы

Предположение

Предложение мнений с аргументами

Предложение мнений без аргументов

Формулирование суждений на основе критериев

Формулирование суждений без опоры на критерии

Цель технологии обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс:  · развитие базовых качеств личности (критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности);  · развитие аналитического, критического мышления (выделение причинно-следственных связей; рассматривание новых идей и знаний в контексте уже имеющихся; выделение ошибок в рассуждениях);  · формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.   · стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Цель технологии

  • обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс:

· развитие базовых качеств личности (критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности);

· развитие аналитического, критического мышления (выделение причинно-следственных связей; рассматривание новых идей и знаний в контексте уже имеющихся; выделение ошибок в рассуждениях);

· формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

  · стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Задачи технологии развития критического мышления школьники должны научиться: выделять причинно-следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; понимать, как различные части информации связаны между собой; выделять ошибки, нелогичность в рассуждениях; делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек; избегать категоричности в утверждениях; быть честным в своих рассуждениях; выявлять предвзятое отношение, мнение и суждение; уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения; отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом . Ожидаемые результаты формирование нового стиля мышления; развитие базовых качеств личности; формирование культуры чтения и письма; формирование умения задавать вопросы, формулировать гипотезу; стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности; запуск механизмов самообразования и самоорганизации. 

Задачи технологии развития критического мышления

школьники должны научиться:

  • выделять причинно-следственные связи;
  • рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
  • понимать, как различные части информации связаны между собой;
  • выделять ошибки, нелогичность в рассуждениях;
  • делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
  • избегать категоричности в утверждениях;
  • быть честным в своих рассуждениях;
  • выявлять предвзятое отношение, мнение и суждение;
  • уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
  • отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом .

Ожидаемые результаты

  • формирование нового стиля мышления;
  • развитие базовых качеств личности;
  • формирование культуры чтения и письма;
  • формирование умения задавать вопросы, формулировать гипотезу;
  • стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности;
  • запуск механизмов самообразования и самоорганизации. 
Функции трех фаз технологии критического мышления Вызов    Мотивационная       (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)    Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)   Коммуникационная  (бесконфликтный обмен мнениями) Осмысление содержания     Информационная (получение новой информации по теме)   Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) Рефлексия     Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)   Информационная (приобретение нового знания)   Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)   Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,  оценка процесса)

Функции трех фаз технологии критического мышления

Вызов

  Мотивационная   

   (побуждение к работе

с новой информацией, пробуждение интереса

к теме)

   Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)

  Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

Осмысление содержания

   Информационная (получение новой информации по теме)

  Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)

Рефлексия

  Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

  Информационная (приобретение нового знания)

  Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

  Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,  оценка процесса)

Конструктор урока по ТРКМ прием стадия 1 Начало урока (вызов) 2 Объяснение нового материала «кластер» 3 «загадка» Продвинутая лекция Закрепление 4 инсерт Повторение Мозговая атака загадка 5 Рефлексия (конец урока) Опережающий результат кластер Учебно – мозговой штурм Вопросы Блума 6 загадка кластер Домашнее задание Метод контрольных вопросов Фантастическая добавка Диаманта 7 Дерево предсказаний Бином фантазии загадка Театрализация экспертиза Зигзаг - 2 8 «Верно – неверно» «Плюс – минус – интересно» Круги по воде Интеллектуальная разминка кластер Оживи картину Синквейн Оживи картину театрализация Лекция со стопами инсерт Ребус, кроссворд Ролевая игра экспертиза инсерт Оживи картину экспертиза Ролевой проект Бином фантазии Диаманта Круги по воде Исследовательский проект Бином фантазии Круги по воде Бином фантазии   Эссе   Придумай свой вариант финала  

Конструктор урока по ТРКМ

прием

стадия

1

Начало урока (вызов)

2

Объяснение нового материала

«кластер»

3

«загадка»

Продвинутая лекция

Закрепление

4

инсерт

Повторение

Мозговая атака

загадка

5

Рефлексия

(конец урока)

Опережающий результат

кластер

Учебно – мозговой штурм

Вопросы Блума

6

загадка

кластер

Домашнее задание

Метод контрольных вопросов

Фантастическая добавка

Диаманта

7

Дерево предсказаний

Бином фантазии

загадка

Театрализация

экспертиза

Зигзаг - 2

8

«Верно – неверно»

«Плюс – минус – интересно»

Круги по воде

Интеллектуальная разминка

кластер

Оживи картину

Синквейн

Оживи картину

театрализация

Лекция со стопами

инсерт

Ребус,

кроссворд

Ролевая игра

экспертиза

инсерт

Оживи картину

экспертиза

Ролевой проект

Бином фантазии

Диаманта

Круги по воде

Исследовательский проект

Бином фантазии

Круги по воде

Бином фантазии

  Эссе

  Придумай свой вариант

финала

 

Принципы работы некоторых приемов

Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста

«Инсерт»

  «Выглядит, как... Звучит, как ...»

Этот прием направлен на «присвоение» понятий, терминов. На стадии вызова учащимся предлагается записать в соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации, которые у них возникают при данном слове, или в связи с данным понятием.

  «П» – «М» – «И»: таблица «Плюс – минус – интересно».   

Новая информация заносится в таблицу, по ходу чтения параграфа или прослушивания лекции заполняются соответствующие графы

Обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли.

  Бортовые журналы

Обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли.

«Верно – неверно»

стихотворение, состоящее из пяти строк. Данное стихотворение пишется по определённым правилам. Составление синквейна требует от ученика умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях.

Синквейн

Ромашка Блума

шесть лепестков — шесть типов вопросов.

Вариант урока развития речи

по написанию или устному написанию сочинения – описания по личным впечатлениям

Предмет

Русский язык

Класс

5

Автор УМК

Тема урока

Ладыженская Т.А.

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию по личным впечатлениям.

Тип урока

Урок-моделирование.

Цель

  • Деятельностная – формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действий.
  • Содержательная – расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Задача  урока:

  формирование универсальных учебных действий:

1. Личностные УУД – ценить, воспринимать образ Родины через произведения изобразительного искусства;

2. Регулятивные УУД – самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно оценивать;

3. Познавательные УУД – извлекать информацию, представленную в  иллюстрации; восприятия картину как произведения искусства; уметь передавать художественное, эстетическое и эмоциональное содержание картины; самостоятельно делать выводы.

4.Коммуникативные УУД – участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; уметь строить текст в определённой композиционной форме, оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

Планируемый результат: 

  • сочинение-описание; любовь к родному краю
Деятельность учителя Деятельность обучающихся I . Вызов. Цель этапа: включение учащихся в деятельность, создание положительного эмоционального настроя, выделение содержательной области. УУД Читает стихотворение И.З. Сурикова «Первый снег», Задаёт вопросы, направленные  на определение темы урока. Рассказывает о системе оценки деятельности на уроке. Слушают стихотворение, определяют тему стихотворения, сопоставляют с реальной картиной за окном и с картинкой на слайде. Отвечают на вопросы учителя: -С помощью чего поэт описал состояние природы в момент наступления зимы? -Мы можем описать первый снег? -Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? -Описывать первый снег. Слайд 1. П.Формируют умение вычленять нужную информацию К. Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками . Р. Осознание собственной деятельности в рамках поставленной задачи. Л. Формирование чувства прекрасного.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I . Вызов.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность, создание положительного эмоционального настроя, выделение содержательной области.

УУД

Читает стихотворение И.З. Сурикова «Первый снег»,

Задаёт вопросы, направленные

на определение темы урока.

Рассказывает о системе оценки деятельности на уроке.

Слушают стихотворение, определяют тему стихотворения, сопоставляют с реальной картиной за окном и с картинкой на слайде. Отвечают на вопросы учителя:

-С помощью чего поэт описал состояние природы в момент наступления зимы?

-Мы можем описать первый снег?

-Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

-Описывать первый снег.

Слайд 1.

П.Формируют умение вычленять нужную информацию

К. Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками .

Р. Осознание собственной деятельности в рамках поставленной задачи.

Л. Формирование чувства прекрасного.

II . Осмысление.

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Организует работу по повторению теоретического материала необходимого для написания сочинения- описания.

Прием «тонкие и толстые вопросы».

Отвечают на вопросы учителя:

-Какие типы речи вы знаете?

-Что такое описание?

-Чем оно отличается от других типов речи?

-Какой тип речи мы можем использовать при написании сочинения?

-Описание.

Выявляет уровень знаний, создает проблемную ситуацию.

П.Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.

К. Умеют строить речевое высказывание, отстаивая свои аргументы.

Р.Самооценка деятельности.

Л. Формирование чувства прекрасного.

Составляет алгоритм реализации проекта с помощью фишбоуна.

Постановка проблемного вопроса.

Ставят учебную задачу на основе вопроса учителя:

-Что необходимо для того, чтобы описывать природу?

-Наблюдать.

П.Самостоятельно выделяют познавательную цель, формулируют проблему.

К.Выстраивают речевое высказывание.

Р.Самооценка деятельности.

Л. Формирование чувства прекрасного.

Выбирают нужные термины, выстраивают и проговаривают алгоритм действий при написании сочинения. (Составляем фишбоун).

Читает отрывок из рассказа Б.Петрова «Разговор о снеге».

П.Выбирают и формулируют познавательную цель, составляют алгоритм действий.

К. Комментируют действия по алгоритму.

Р.Самооценка деятельности.

Л. Формирование чувства прекрасного.

Анализируют рассказ, отвечая на вопросы учителя:

-Какие однокоренные слова к слову «снег» подбирает автор текста?

-Какие ощущения передаёт автор с помощью этих слов?

П.Формируют навыки анализа художественного текста.

К. Проявляют готовность выслушивать все точки зрения и вырабатывать общую позицию. Р.Самооценка деятельности.

Л. Формирование чувства прекрасного.

Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А

http://www.youtube.com/watch?v=-6zfjESxMgI

Организует работу класса по группам:

- Посмотрим на снег глазами художника, попытаемся пощупать его и почувствовать.

Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года», «Зима».

Выполняют словарную работу, составляют таблицу «Снежные слова».

1 группа подбирает эпитеты для описания цвета и красок снежного покрова.

2 группа подбирает эпитеты для описания снега на ощупь.

3 группа подбирает эпитеты для описания ощущений, связанных с восприятием первого снега.

Читают и анализируют полученный результат.

Организует работу по составлению плана сочинения по группам

П. Проговаривают полученный результат, делают выводы.

К. Отражают мысль в слове. Р.Самооценка деятельности.

Л. Формирование чувства прекрасного.

Составляют план написания сочинения (работа в группах), обсуждают, доказывают свою точку зрения, делают проверку по образцу, вносят поправки в свою работу.

Организует деятельность по применению новых знаний – написание черновика сочинения с применением подобранных эпитетов

П.Самостоятельно выполняют учебную задачу, строят план, сравнивая его с эталоном.

К. Комментирование ответа. Р.Самооценка деятельности.

Л. Формирование чувства прекрасного.

Игра «Закончи фразу» или предложи свой вариант финала

Пишут сочинение на черновик.

П.Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

К. Комментирование ответов по группам.

Р.Самооценка деятельности.

Л. Формирование чувства прекрасного.

IX . Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель этапа:  самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. Организует рефлексию: - Чему вы научились на уроке?  - Что на уроке вам понравилось?  - Что не понравилось? - Сможете ли вы теперь самостоятельно написать сочинение? -Какую оценку вы заработали на уроке? - Оцените работу групп. ДЗ. Написание сочинения. Отвечают на вопросы, осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, оценивают работу групп, соотносят цель и результаты, степень их соответствия, записывают ДЗ. П. Умение подвести итог своей деятельности. К. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Р. Оценивание достигнутого результата. Л. Формирование чувства прекрасного.

IX . Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Организует рефлексию:

- Чему вы научились на уроке? - Что на уроке вам понравилось? - Что не понравилось?

- Сможете ли вы теперь самостоятельно написать сочинение?

-Какую оценку вы заработали на уроке?

- Оцените работу групп.

ДЗ. Написание сочинения.

Отвечают на вопросы, осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, оценивают работу групп, соотносят цель и результаты, степень их соответствия, записывают ДЗ.

П. Умение подвести итог своей деятельности.

К. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Р. Оценивание достигнутого результата.

Л. Формирование чувства прекрасного.

 Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.  Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы помогает развить вдумчивое чтение, монологическую и диалогическую речь, умение работать со словарями и другой справочной литературой. Самое же главное – на таких уроках дети учатся самостоятельно добывать знания, самореализоваться и социализироваться в современном мире.

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы помогает развить вдумчивое чтение, монологическую и диалогическую речь, умение работать со словарями и другой справочной литературой. Самое же главное – на таких уроках дети учатся самостоятельно добывать знания, самореализоваться и социализироваться в современном мире.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!