Здравствуйте коллеги! Тема моего доклада: Использование проблемного обучения для формирования ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания.
Введение
За окном XXI век. Очевидно, что ведущую роль сейчас играет наука, образование, информация. Информационное общество – будущее России. Сегодня это знает каждый. В условиях модернизации российского образования идет усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию личности. К ним, в первую очередь, относятся история и обществознание.
В процессе современного школьного образования - ведущей для себя я определила технологию проблемного обучения. Над данной технологией я работаю сравнительно недавно и хочу поделиться с вами своим опытом.
Цель моей педагогической деятельности – адаптировать методы и приемы проблемного обучения в преподавании уроков истории и обществознания.
В ходе проблемного урока я обычно выделяю четыре взаимосвязанных этапа:
постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации.
выдвижение гипотез по решению проблемной ситуации.
поиск решений проблемы, аргументация, изучение фактического материала, источников, осмысление проблемы, обобщение материала.
дискуссия, аргументация, синтез, обобщение, выводы.
При этом, решение проблемной ситуации может осуществляться:
на протяжении всего урока;
на каком либо этапе процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Когда я стала подавать содержание нового материала в проблемном ключе, то заметила, что дети стали активнее и самостоятельнее.
Существуют разные приемы использования решения проблемных задач на уроках, я представлю методы которые чаще всего используются на моих уроках:
1.Тема урока, даже если в ней изучается событие тысячелетней давности, должна быть актуальной, современной. Для этого в самом начале урока необходимо сориентировать учащихся на возможности практического применения полученных знаний. Например, изучая сущность Столыпинской аграрной реформы, можно продумать возможность применения её некоторых положений, пусть даже не в чистом виде, в современной экономике.
Определенный потенциал для создания проблемных ситуаций содержится в 2.Обозначении темы уроков:
Иван IV – тиран или реформатор?
Петр I – чудо или чудовище? и т.д.
«Дней Александровых прекрасное начало».
Николай II – «Кровавый» или «Святой мученик?»
«Распад» или «развал» СССР?
После раскрытия темы можно предложить самим учащимся определить главную проблему уроку и составить вопросы к теме проблемного характера.
3. Предоставление учащимся выбора из двух или более альтернатив, точек зрения.
Например, на уроке истории в 9-ом классе по теме – «Внешняя политика России. Русско-японская война». 9 кл.
Обосновать или опровергнуть следующие утверждения:
-Портсмутский договор был национальным позором России.
-Заключение Портсмутского мира стало успехом русской дипломатии
Учащиеся должны:
-выбрать убедительную для себя версию;
-привести факты и аргументы вы пользу своего выбора. и др.
Столыпинская реформа» решаем задание:
«Ниже приведены две точки зрения на аграрные преобразования П.А.Столыпина.
1. Реформы закладывали основы для стабильного развития русской деревни
2. Преобразования П.А. Столыпина только усугубили социальные проблемы в России.
Укажите, какая точка зрения вам представляется наиболее предпочтительной. Приведите не менее 3 фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения». и многие другие темы.
Тема «Отечественная война 1812 г.». 8 кл.
При изучении Бородинского сражения знакомлю учащихся с различными мнениями о результатах и последствиях этого сражения:
а) Бородинская битва завершилась поражением русской армии, которая не смогла воспрепятствовать дальнейшему продвижению Наполеона.
б) Русские войска нанесли ощутимый урон французам, поэтому Бородино было успехом Кутузова.
в) Бородино стало генеральной репетицией, без которой не были бы возможны позднейшие успехи русской армии.
Ребята высказывают свои суждения, сравнивают планы Наполеона и Кутузова перед сражением, спорят. В споре рождается истина. Они приходят к выводу, что в Бородинской битве Наполеону не удалось сломить сопротивление русской армии, его армия понесла невосполнимый моральный урон, была потеряна половина войска.
Заканчивая данный урок, определяем коллективно причины победы России в войне 1812 года.
-Некоторые считают основной причиной поражения Наполеона русскую зиму. Так ли это?
4. Привлечение на уроке вместо стандартного материала афоризмов, эпиграмм, карикатур, частушек, пословиц. Очень ребятам определение темы после заслушивания притчи или загадки.
Например, при изучении особенностей развития сельского хозяйства и положения крестьянства в начале прошлого века можно задать следующий вопрос: «Попробуйте объяснить, почему у народа-труженика родились такие диаметрально противоположные по смыслу поговорки:
«Как ни мечи, а лучше на печи», «От безделья и то рукоделье», «Кто много лежит, у того и бок болит», «От работы не будешь богат, а будешь горбат», «Труд человека кормит, а лень портит».
5.Сознательный выбор эффекта бумеранга. Учитель может придумать такое изложение материала, чтобы вызвать огонь (критику со стороны учащихся) на себя, специально допустить ошибку в объяснении материала. Особенно удачно это проходит при оценке какой-либо исторической личности, взаимоотношений между политическими деятелями, партиями и т.д.
6. Рассматривание явления с различных позиций.
Методика разработки проблемных вопросов, основанных на сталкивании противоречий. Берётся важное историческое положение. Осуществляется поиск альтернативного ему положения ( факта, события, идеи), содержащего противоречие в сопоставлении с первым. На основе обоих положений формулируется проблемная задача.
Особенно привлекают реябят проблемные занятия по обществознанию. После изучения каждого блока тем, я предлагаю учащимся самим определить те темы и вопросы, которые их волнуют – в результате рождаются интереснейшие семинары или дискуссионные проблемные уроки. («Современная семья – кризис или поиски счастья?», «Интернет: его плюсы и минусы»). При этом, данные темы не просто обсуждаются, идет поиск, обработка информации по теме, анализ проблемы на основе документов, в том числе постановлений правительства, других нормативно-правовых актов, работа со статистическими данными.
На уроках обществознания также обсуждаются следующие личностно значимые проблемы:
- Я хороший человек?!
- Всегда ли правы взрослые?!
- Отцы и дети: кто прав? и др.
- С чего начинается Родина?
- Заменит ли TV книги?
На этапе контроля и оценки результатов учебной работы предлагаю самооценку деятельности каждого ученика через рефлексию.
Результативность
Использование проблемного метода обучения позволило получить следующие результаты:
1. Учащиеся грамотно и четко формулируют вопросы, участвуют в обсуждении; имеют желание высказывать и отстаивать свою точку зрения;
2. Развивается логическое мышление;
3.Развивается память, внимание, умение самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность;
4. Развивается способность к самоконтролю;
5. Формируется устойчивый интерес к предмету;
6. Активизируется мыслительная и познавательная деятельность учащихся на уроке.