СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Использование проблемных ситуаций на уроках окружающего мира"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование проблемного обучения является актуальным в условиях реализации ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«"Использование проблемных ситуаций на уроках окружающего мира"»

МБ ОУ Кочкуровская СШ









Доклад на тему:




«Использование проблемных ситуаций на уроках окружающего мира»


























с. Кочкурово

2018

"Любое исследование, любое творчество

начинается с постановки проблемы"

Г. Лейбниц

Введение

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно поэтому "Планируемые результаты" Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты. Основные результаты обучения детей в начальной школе - это формирование универсальных способов действий, воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной. В результате обучения у ребёнка должны формироваться: желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.

Именно, поэтому, сегодня учитель начальных классов переосмысляет свой педагогический опыт и ставит перед собой вопросы: Как обучать детей? Как формировать умение учиться? Что значит уметь учиться? Как формировать и развивать универсальные учебные действия у обучающихся?

Самой эффективной, на мой взгляд, является технология проблемного обучения. Особенно актуально использование проблемного обучения становится, на мой взгляд, сейчас, в переходный период в российском образовании. Ведь данная образовательная технология реализует компетентностный подход в педагогической деятельности, что соответствует требованиям Стандартов второго поколения.

Актуальность

1.Приобретение (усвоение) ЗУН обучающимися.

2.Повышение прочности знаний.

3.Усвоение способов самостоятельной деятельности.

4.Формирование поисковых и исследовательских умений и навыков.

5.Развитие познавательных и творческих способностей.

Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Ученики начальной школы не могут учиться "для самих себя". Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу иногда, за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.

Делать из урока в урок одно и тоже неинтересно. Но если ученики на каждом уроке имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это привлечет в их деятельность интерес. Эти задачи должны носить проблемный характер. Решение той или иной проблемной ситуации на уроке способствует формированию мотива деятельности обучающихся, активизации их познавательной деятельности.

Чтобы достичь этого, необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться.

Принципы значимости учебной деятельности для ребенка имеют важное значение. Именно проблемная ситуация на уроке позволяет ученику почувствовать эту значимость. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, и это в свою очередь способствует подведению обучающихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.

Возникают противоречия:

между традиционными методами и приёмами обучения младших школьников и необходимостью внедрения современных технологий деятельностного обучения;

между необходимостью введения приёмов проблемного обучения и недостаточностью методик их применения;

между наличием познавательных интересов у обучающихся и отсутствием системы его развитияМною более глубоко была изучена методическая и психолого-педагогическая литература по данной проблеме и сделан вывод о необходимости использования новых методических приемов на уроках окружающего мира, таких, например, как проблемные ситуации.

Все это послужило началом работы по данной проблеме и обобщением педагогического опыта по теме "Использование проблемных ситуаций на уроках окружающего мира как средство формирования познавательной активности младших школьников в условиях реализации ФГОС".

Российские авторы М. И. Махмутов и В. Оконь - авторы теории проблемного обучения.

Суть их теории - ставить перед обучающимися проблемные задачи, побуждающие их искать пути и средства решения.

Основной чертой является функция развития творческих способностей, продуктивного мышления, воображения, интереса к познанию в ходе совместной исследовательской деятельности, в центре которой решение цепи проблемных ситуаций.

Основными принципами технологии проблемного обучения являются:

системность и целостность содержания;

ведущая роль теоретических знаний;

обучение на высоком уровне трудности;

изучение быстрым темпом;

осознание процесса обучения (рефлексия);

включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы;

дифференциация процесса обучения, его индивидуализация.

Теоретическое обоснование опыта

"Проблемная ситуация - это особый вид умственного воздействия объекта на субъект, характеризующийся таким психическим состоянием субъекта (обучающегося) при решении им задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту неизвестных знаний или способов деятельности"

Матюшкин Алексей Михайлович

Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, познавательной творческой деятельности. Она побуждает начало мышления, активную, мыслительную деятельность, которая протекает в процессе постановки и решения проблемы.

Познавательная потребность возникает у человека в том случае, когда он не может достичь цели с помощью известных ему способов действия, знаний. Эта ситуация и называется проблемной. Именно проблемная ситуация помогает вызвать познавательную потребность обучающегося, дать ему необходимую направленность мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала, обеспечить возможность управления со стороны педагога.

Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения "и наполнить сосуд, и зажечь факел", от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса обучающихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика. Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.

Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения внесли Н. А. Менчинская, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Т. В. Кудрявцев, Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин, И. С. Якиманская и др.

Освоить теоретические основы технологии проблемного обучения мне помогла литература:

Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения (А. Ю. Дейкина)

Проблемная ситуация в мышлении и обучении( А. М. Матюшкин)

Формирование познавательной деятельности младших школьников (Н. Ф. Талызина)

Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы (Кудрявцев Т. В.)

Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся (Г. И. Щукина)

Апробировала данную технологию в работе с обучающимися начальных классов в обычной средней школе, где обучаются дети с разными учебными возможностями. В основе моего опыта лежит технология, направленная на приобретение ЗУНов через включение обучающихся в творческий процесс, развитие познавательных и творческих способностей, усвоение способов самостоятельной деятельности, становление младшего школьника как субъекта учения.

Следует выделить ключевое понятие проблемного обучения - учебная проблемная ситуация- означает психическое состояние мыслительного взаимодействия ученика, группы учеников с проблемой под руководством учителя. Следует также отметить, что проблема - это сложный теоретический или практический вопрос, содержащий в себе скрытое противоречие и вызывающий разные (зачастую противоположные) позиции при его решении.

Новизна

Новизна заключается в комбинировании элементов технологии проблемного обучения в решении проблемы активизации познавательных интересов младших школьников.

Цель

Формирование устойчивых познавательных процессов младших школьников на основе использования проблемных ситуаций на уроках.

Задачи:

1)создать условия для достижения высокого уровня обученности на основе укрепления познавательного интереса;

2)повышать учебную мотивацию обучающихся на основе системного применения проблемных ситуаций;

3)формировать познавательную самостоятельность ученика и развивать его творческие способности.

Педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной ситуации и ее осознание учащимися возможно при изучении почти каждой темы. Подготовленность ученика к проблемному учению определяется, прежде всего, учителем (или возникшую в ходе урока) проблему, сформулировать ее, найти решение и решить эффективными приемами.

Всегда ли ученик выходит из создавшегося познавательного затруднения? Как показывает практика, из проблемной ситуации может быть четыре выхода:

учитель сам ставит и решает проблему;

учитель сам ставит и решает проблему, привлекая учащихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательств гипотезы и проверке решения;

обучающиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и (частичной или полной) помощью учителя;

обучающиеся самостоятельно ставят и решают проблему без помощи учителя (но, как правило, под его руководством).Чтобы создать проблемную ситуацию учитель должен владеть специальными методическими приемами. В каждом учебном процессе они имеют свою специфику. Отметим некоторые приемы обобщенного характера:

предварительное домашнее задание;

постановка предварительных заданий на уроке;

использование экспериментов и жизненных наблюдений учащихся;

решение экспериментальных и познавательных задач;

задания с элементами исследования;

создание ситуации выбора;

предложение выполнить практические задания;

постановка проблемных вопросов и организация

дискуссий;

использование межпредметных связей;

Практические достижения моей профессиональной деятельности составлены на основе авторской издательской программы «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой, Г.С. Калиновой (УМК «Начальная школа XXI века»), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Содержание курса в начальной школе вмещает в себя очень большой объем знаний о живой и неживой природе, о человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии об экологии как науке и её роли в сохранении нашего природного дома. Все это не только необходимо дать детям в теоретическом виде, но и отработать практические умения и навыки. Можно давать все материалы в готовом виде: познакомить с видами животных, растений, привести примеры; но можно пойти другим путем: дать ученикам возможность испытать свои силы в умении увидеть закономерность. Чтобы достичь этого, необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться. Если ученики на каждом уроке "Окружающего мира" имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это привлекает в их деятельность интерес. Эти задачи должны носить в том числе и проблемный характер. Решение той или иной проблемной ситуации на уроке "Окружающего мира" способствует формированию мотива деятельности обучающихся, активизации их творческой познавательной деятельности.

Можно ли применять проблемное обучение в младших классах? Несомненно. Дети младшего школьного возраста обладают рядом преимуществ по сравнению с детьми более старшего возраста. Проблемное обучение предполагает творческое (а не воспроизводственное) мышление. Поэтому творческую энергию у младшего школьника намного легче развивать, чем у взрослого, который никак не может отказаться от старых стереотипов. Самооценка младшего школьника, как правило, достаточно высокая и высока их раскрепощенность, внутренняя свобода, отсутствие закомплексованности, стереотипов. Это большие плюсы для учителя, который использует проблемное обучение в начальных классах как один из факторов активизации познавательной деятельности школьника.

Организация учебника способствует использованию разнообразных форм учебной деятельности. Предусмотрена совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в группах и самостоятельная работа детей. Так, например, работая с учебниками окружающего мира в заданной методическими рекомендациями проблемно-диалогической технологии, учитель может использовать задания учебника для организации фронтальной, групповой и индивидуальной форм обучения. Сформулированные в учебнике задания позволяют использовать все эти формы при создании проблемной ситуации, поиске решения проблемы, закреплении знаний.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая форма организации учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их решению. Существенной характеристикой проблемного обучения является исследовательская деятельность обучающихся, проявляющаяся в определенной ситуации и заставляющая его ставить себе вопросы-проблемы, формулировать гипотезы и проверять их в ходе умственных и практических действий. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.

В своей работе я использую технологии:

проблемно - развивающие

личностно - ориентированные

информационно-коммуникативные

развивающего обучения

традиционного обучения

игровые

Формы организации учебной деятельности:

учебное сотрудничество

взаимодействие с одноклассниками

взаимодействие с учителем

взаимодействие с родителями

самостоятельная работа

работа в паре

работа в группе

По эмоциональному отклику, реакции учеников, кандидат психологических наук, доцент Мельникова Елена Леонидовна выделила 2 типа проблемных ситуаций:

Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приемы создания проблемной ситуации

1.С удивлением Между двумя (или более) положениями

Прием 1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения

Прием 2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием

Между житейским представлением обучающихся и научным фактом

Прием 3.Шаг 1. Обнажить житейское представление обучающихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью

2.С затруднением Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

Прием 4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще

Прием 5.Дать практическое задание, не сходное с предыдущим

Прием 6. Шаг 1.

Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено

Мордовский педагог и лексикограф МАХМУТОВ Мирза Исмаилович считает:

Проблемное обучение - это ведущий элемент современной системы развивающего обучения, включающий содержание учебных курсов, разные типы обучения и способы организации учебно-воспитательного процесса в советской школе.

Способы создания проблемной ситуации (по Махмутову М.И.):

При столкновении обучающихся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения (проблемная ситуация возникает, когда учитель преднамеренно сталкивает жизненные представления обучающихся с фактами, для объяснения которых у них не хватает опыта, знаний)

При организации практической работы обучающихся.

При побуждении обучающихся к сравнению, сопоставлению, противопоставлению.

При исследовательских заданиях.

I.) Приемы создания проблемной ситуации.

1.Непреднамеренный - ошибка ученика.

2.Преднамеренный - проблемный вопрос "Можно ли..."; ложное умозаключение - учитель говорит: "Я считаю, что …, а вы как думаете?"; аналогии использование противоречивых сведений.

3.Вопросы для осознания противоречия:

Что удивило вас? Что интересного заметили?

Сколько же разных мнений в классе?

Что вы сначала думали? Что вы предполагали?

Что получилось на самом деле?

Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?

Что вы хотели сделать?

Какие знания применили? Задание выполнено?

II) Формулировка учебной проблемы.Проблема может быть озвучена, как: тема урока или вопрос, ответом на который и будет новое знание.

Лучший вариант постановки проблемы, если ее озвучивают сами ученики. Но если они не могут осознать противоречие и сформулировать проблему, то учитель может использовать два вида диалога:

Побуждающий (побуждает к осознанию противоречия и формулирования проблемы ("Вы удивлены? Почему? Что интересного заметили? Какие возникают вопросы?").Подводящие (Посильные для ученика вопросы и задания, которые шаг за шагом приводят его к осознанию проблемы ("Вспомни", "Сравни", "Проанализируй").III) При выдвижении гипотез.Учитель "направляет" обучающихся с помощью наводящих суждений:

Давайте предположим...

В какой последовательности будете решать проблему...

Выскажите свою точку зрения

Какие есть догадки, предположения?

IV) При доказательстве или опровержении гипотез.Приемы:

наблюдение и анализ;

сравнение, выделение общих признаков;

отбор методом исключения ("Это не подходит, так как...");

сочетание наблюдения и опыта.

Для выдвижения гипотез, их доказательств и опровержения у обучающихся должны быть сформированы такие практические навыки, как: умение ставить цель; находить и формулировать противоречия; выдвигать и обосновывать гипотезы; спорить, рассуждать, сравнивать свое мнение с высказываниями других; оставлять план решения или выполнения задания; проверять и оценивать свои действия.V) Проверка правильности решений.

Приёмы:

сравнение с формулировкой правила в учебнике, готовым планом действий;

формулировка вывода с использованием таблиц, схем, алгоритмов и памяток;

выполнение практических заданий по данной теме.

VI) Воспроизведение знаний. Это творчество обучающихся, которое обеспечивается выполнением продуктивных заданий трех типов:

на формулирование (темы, вопросов по теме);

опорный сигнал (символ, схема, опорные слова);

художественный образ: метафора, загадка, стихотворение.

Основные методы проблемного обучения

Можно говорить о шести дидактических способах организации процесса проблемного обучения.

1.Метод монологического изложения

Учитель сообщает факты в определенной последовательности, дает им необходимые пояснение, демонстрирует опыты с целью их подтверждения. Проблемные ситуации если и создаются, то только с целью привлечения внимания обучающихся, заинтересовать их. Роль ученика при использовании данного метода довольно пассивна, необходимый для работы этим методом уровень познавательной самостоятельности невысок. Этот метод преподавания позволяет достичь лишь одной цели - пополнить запас знаний обучающихся дополнительными фактами.

2.Рассуждающий метод обучения

Если учитель ставит цель показать образец исследования постановки и целостной проблемы, то он использует рассуждающий метод. Выбрав рассуждающий метод обучения, учитель в процессе организации процесса усвоения пользуется объяснительным методом преподавания, сущность которого заключается в том, что он "включает сообщение учителем фактов данной науки, их описание и объяснение, то есть раскрывает сущности новых понятий с помощью слова, наглядности и практических действий".

3.Эвристический метод изложения

Суть эвристического метода состоит в том, что открытие нового закона, правила и т.п. совершается не учителем при участии обучающихся, а самими обучающимися под руководством и с помощью учителя.

4.Исследовательский метод

Понятие исследовательского метода наиболее полно раскрыл И.Я.Лернер, который к исследовательскому методу отнес метод, организующий процесс усвоения "решением проблем и проблемных задач. Сущность его в том, что учитель конструирует методическую систему проблем и проблемных задач, адаптирует ее к конкретной ситуации учебного процесса, предъявляет обучающимся, тем самым управляя их учебной деятельностью, а обучающиеся, решая проблемы, обеспечивают сдвиг в структуре и уровне умственной деятельности, постепенно овладевая процедурой творчества, а заодно творчески усваивают и методы познавания". 5.Метод программированных заданий

Метод программированных заданий представляет собой постановку учителем системы программированных заданий. Уровень эффективности учения определяется наличием проблемных ситуаций и возможностью самостоятельной постановки и решения проблем. Применение программированных заданий заключается в следующем: каждое задание состоит из отдельных элементов-кадров; один кадр содержит часть изучаемого материала, сформулированного в виде вопросов и ответов, либо в виде изложения новых заданий, либо в виде упражнений.

6.Диалогический метод изложения

Если учитель ставит перед собой задачу привлечь обучающихся к непосредственному участию в реализации способа решения проблемы с целью активизировать их, повысить познавательный интерес, привлечь внимание к уже известному в новом материале, он, используя то же построение содержания, дополняет его структуру информационными вопросами, ответы на которые дают обучающиеся. Использование диалогического метода обучения обеспечивает более высокий уровень познавательной активности обучающихся в процессе познания, так как они уже непосредственно привлекаются к участию в решении проблемы под управляющим воздействием преподавателя.

Триединая дидактическая цель

Познавательная:

усвоить знания об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе; обучить приемам дискуссии, моделированию решения проблемной ситуации.

Развивающая:

развить умения наблюдать, характеризовать, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, грамотно и адекватно выражать свои мысли, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие проблемные задачи в ходе практических исследований.

Воспитательная:

воспитать умения и навыки коллективной работы, содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.

Изучение учебного материала строится на следующих принципах:

научности (содержание учебного материала и методы его изучения являются научными);

системности (знания усваиваются в определённой системе);

доступности (соответствие содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития);

сознательности и активности (воспитание у детей инициативы, самостоятельности, умения творчески решать поставленные перед ними задачи);

прочности обучения (знания, умения и навыки должны быть прочными, чтобы обеспечить высокое общее развитие);

технологичности (связан с организацией активизации познавательной деятельности учащихся через использование технологий обучения:- проблемное обучении;

- диалоговое обучение;

- эвристическое обучение;

- компьютерные технологии обучения.

Рассмотрим несколько приёмов и методов использования проблемных ситуаций на уроках окружающего мира.

Проблемные ситуации, возникшие "с удивлением"

Прием 1.Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.

Таня: Грибы не могут передвигаться, значит, это растения.

Дима: Грибы не зеленые, значит, они животные.

Учитель: Что вас удивляет в диалоге наших героев? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Что такое грибы: растения или животные? Итак, тема урока...? ("Грибы", "Что такое грибы".)

Прием 2.Учителю требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения.

Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у школьников удивление.

Учитель: Таня и мама на зимние каникулы поедут в Санкт-Петербург, а Дима и папа в Австралию. Помогите им собрать вещи. (Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа знакомит со списком собранных вещей.) Посмотрим, как группы выполнили задание. (Разные мнения вызывают реакцию удивления.) Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Побуждение к формулированию проблемы.) Какая сейчас погода в Австралии? (Проблема как вопрос.)

Прием 3. Выполняется в два шага.

Сначала учитель выявляет представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации.

Учитель: Как вы думаете, много ли растений в пустыне? Ученики: Очень мало, почти нет. (Шаг 1.)

Учитель: Послушайте, я прочитаю вам отрывок из научно-популярной статьи.

(Зачитывается фрагмент текста о цветении растений пустыни в апреле (шаг 2) Обучающиеся испытывают удивление.)

Что вы сначала сказали? Как мы привыкли представлять себе пустыню? А как на самом деле? Что узнали из текста? Какая же возникает проблема? В чем мы должны разобраться? Как растения приспосабливаются (выживают) в пустыне?

Тема "Части растений"

Проблемные вопросы:

1.Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий василёк (цикорий) травой.

2.Зачем нужно знать, из чего состоять растения?

3.Может ли быть на одной веточке цветок и плод?

4.Почему на лугу, где паслись козы, никогда не цвели цветы?

5.Можно ли сказать, что люди, часами сидящие перед растениями, работают?

Проблемные задачи:

1.В корзине лежат редис и лук, яблоки и персик, смородина и малина. Верно ли, что это растения,

а не овощи? Кто, кроме биологов, мог их вырастить?

2.Плод и цветок хвастались друг перед другом своими особенностями. Угадай, какими? Чем не может похвастаться цветок перед плодом, а плод перед цветком?

Проблемные задания:

1.Сравни стебель и корень. Что у них общего и в чем различия?

2.Рассмотри клубень картофеля. Найди части растений. Чем клубень картофеля отличается от свёклы?

3.Рассмотри проросшие семена пшеницы и проросший репчатый лук. Найди корень и листья. Почему листья зеленые, а корешки белые? Почему корешки растут вниз, а листочки вверх?(Посади их в горшочки.)

4.Наблюдай за ростом растений. Проводи наблюдения через три дня, измеряя высоту растений линейкой. Объясни, почему у растений, посаженных в одно и то же время разная быстрота роста?

Записывай в тетрадь дату появления новых листьев, побегов. Сделай рисунки растений. Подумай, что у них общего и в чем отличие?

Живая и неживая природа

Проблемные вопросы:

1.Можно ли сказать, что живая и неживая природа и окружающий нас мир одно и тоже?

2.Горшок с цветком - это объекты природы или предметы окружающего нас мира?

3.Может ли природа быть учителем?

4.Смогут ли существовать на Земле водоросли и если исчезнет солнце?

5.Какой объект живой природы может стать дляприроды лучшим другом или врагом?

6.Верно ли, что вьюнок, цепляющийся за забор, это животное, а паутина паучка - растение?

Проблемная задача:

1.Когда старое дерево сгниёт, образуется удобрение, а когда камень разрушится, образуется песок. Какой вывод можно сделать об объектах живой и неживой природы?

Проблемные задания:

1.Докажи, что кактус, за которым не ухаживали 5 месяцев, - живой организм.

2.Определи: что общего у бабочки с камнем и чем они отличаются.

3.Перед вами два пластмассовых стаканчика: с водой и землей, блюдце и вата, семена пшеницы,

репчатый лук, морковь. Какие объекты живой природы можно соединить с объектами неживой

природы, чтобы через 5(7)дней убедиться в том, что растение - живой организм?

Проблемная задача:

2.Известно:почва, солнце, осадки - объекты неживой природы. Цветок, пчела и человек -

объекты живой природы. Какие из указанных объектов зависят друг от друга?

Работа с загадками

Сочинение загадок способствует развитию эмпирического мышления, так как эти знания формируются при сравнении предметов и представлений о них, что позволяет выделить в них общие свойства.

Для придумывания загадок обучающимися использую следующий алгоритм:

1) выбрать объект и записать его признаки;

2) выбрать несколько объектов, которые имеют хотя бы один из перечисленных признаков;

Поскольку младшие школьники должны научиться работать с текстами, рисунками и моделями, в качестве домашней работы предлагать выполнение следующих заданий:

- составить план к тексту;

- подготовить вопросы и задания для одноклассников, связанные с текстом учебника;

- найти в тексте сведения для заполнения таблицы или составления схемы;

- рассмотреть рисунки и составить рассказ на заданную тему;

- рассмотреть рисунки, сравнить их и, прочитав соответствующий текст учебника, сформулировать вывод;

- дополнить текст интересными фактами, подобрать иллюстрации;

- сочинить загадки о природных объектах, используя информацию учебника и др.

3) вставить слова-связки "..., но не... ";

4) прочитать готовую загадку.

Таким образом, придуманная учеником загадка о предмете или явлении помогает учителю понять, какие признаки рассматриваемого объекта выделяет ребенок: частные или общие, удается ли ученику использовать систему признаков или он пользуется то одним из них, то другим. Поэтому при проверке домашнего задания задаю следующие вопросы:

- Как ты придумал загадку?

- Какие признаки объекта обнаружил?

- Какую информацию из текста учебника использовал?

Пример загадки про реку, придуманные детьми:

-Голубая лента среди деревьев сверкает.

-Синий ремешок

Затерялся средь дорог.

-Кормилица по лесу бежала,

Всех лесных деток напоила.

-Сестрица с синей косицей

С родственниками встречается,

Подарками с ними меняется,

На морской пир спешит.

-Бежит, журчит, торопится -

Назад не оборотится.


Игры на уроках окружающего мира

Что где растет?

Дидактическая задача: знать место произрастания растений.

Ход игры: учитель называет декоративные и луговые травянистые растения. Например, учитель называет: «Ландыш» — дети отвечают: «В лесу»; «Колокольчик» — «На лугу»; «Астра» — «В цветнике». В игру можно включить названия культурных и дикорастущих деревьев и кустарников. Детям надо будет отвечать: «В лесу», «В саду».

Овощи, фрукты

Дидактическая задача: знать овощи и фрукты.

Ход игры: учитель говорит детям, что он будет называть отдельные овощи и фрукты, а тот, кому брошен мяч, называет группу, к которой относятся объекты. Например, учитель говорит: «Морковь», ребенку надо ответить: «Овощи».

Можно усложнить задание: учитель называет группу, а дети конкретные объекты. Например, несколько раз подряд говорит «овощи», а дети перечисляют названия отдельных овощей.

Деревья, кустарники, травы

Игру можно проводить тогда, когда дети знают признаки деревьев, кустарников, трав.

Дидактическая задача: знать морфологические признаки растений, уметь группировать их по этим признакам.

Ход игры: игру можно проводить на участке школы, в парке, лесу. Учитель называет растение, а дети определяют, к какой группе оно относится. Конечно, как и во всех играх, надо начинать с самых знакомых детям растений. Например, береза, ель, дуб, сирень, жасмин, подорожник, одуванчик и др. Постепенно следует включать названия большего числа растений, добавляя культуры, выращиваемые в данной местности, наиболее распространенные в ближайшем окружении. После игры желательно провести экскурсию и еще раз дать возможность детям встретиться с теми растениями, которые растут вокруг школы.

Работа с интерактивной доской

В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов. А кроме этого, сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным.

Использование интерактивной доски повышает мотивацию учеников, положительно сказывается на развитии внимания, зрительной памяти, восприятии и технике чтения. Занятия с использованием интерактивной доски позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и создать благоприятный климат на уроках.

Исследовательские работы

Для активизации познавательной деятельности целесообразно использовать задания, при выполнении которых младшие школьники учатся проводить наблюдения и ставить опыты в домашних условиях, с помощью родителей. К.А. Тимирязев, знаменитый ученый-естествоиспытатель, подчеркивал, что "люди, научившиеся простым измерениям, наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не проходил".

Для выполнения такого домашнего задания предлагаю детям инструкцию по выполнению задания и рекомендую фиксировать результаты наблюдения в таблицу.

Исследовательские работы детей:

1."Как вырастить растение из черенка"

2."Выращивание лука"

3."Свойства воды"

4.Опыт "Необходимые условия для роста растения"

.Демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность)

Учитель показывает фото белого медведя и пингвина.

 - Как вы думаете, встречаются ли друг с другом эти животные? (Выслушиваются мнения детей).

- Что нужно для того, чтобы они встречались?(Жить поблизости, в одном месте).

- Так что же нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? (Знать, где они живут).

- А где мы можем добыть такую информацию? (В учебнике).

Далее дети сами находят ответ на этот вопрос из учебника стр…

- Так кто же был прав, поднимите руку честно?

Приём «яркого пятна» (сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, загадки и т.д.)

Учитель: Мы путешествуем по материкам. Догадайтесь, о каком материке пойдет речь? Она располагается под нами. Там, очевидно, ходят вверх ногами, Там наизнанку вывернутый год. Там расцветают в октябре сады, Там в январе, а не в июле лето, Там протекают реки без воды Они в пустыне пропадают где-то *... Что вас удивило в стихотворении? Что интересного заметили? Ученики: Здесь все наоборот: в январе лето, реки без воды. Учитель: Какой возникает вопрос? Ученики: Что это за материк, где все наоборот? Учитель: Это Австралия. Так какой материк (и страну) будем изучать? Ученики: Австралию. (Учитель фиксирует тему на доске.) 

Приём «актуальность» (обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для обучающихся)

«Человек и природа» Правила поведения в лесу

 Я предлагаю вам совершить воображаемое путешествие. Угадайте, куда? (слайд с изображением леса)

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи скорее в дом -

Красоту увидишь в нём.

-Где нам предстоит побывать?

 (Дети слушают звуки леса. В своём воображении представляют картины. )-Расскажите о своих представлениях.

- Итак, лес шелестит, журчит, поёт, значит он -  живой

Открываем глаза (слайд леса, в котором мусор, сломаны ветки, разрушен муравейник)

-Сравните свои представления их с реальной картиной. В чём противоречие ? К  какому выводу призывает нас эта ситуация? Что будем обсуждать?

Я определила 6 элементов, которые делают содержание проблемным:                       

-Неожиданность                      

-Конфликт                       

-Предположение                      

-Опровержение                      

-Несоответствие                      

-Неопределённость  

 Поэтому конструируя содержание проблемной ситуации, я включаю в неё данные элементы. 

Психолого-педагогическое обоснование специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностямиДля того чтобы развивать познавательную деятельность обучающихся, формировать интерес к процессу познания необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся. Достигнутый уровень мышления позволяет обучающемуся успешно и систематически изучать основы окружающего мира. В младшем возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности, содержание и логика предмета требуют нового характера усвоения знаний, опоры на самостоятельное мышление, необходима способность обобщать, сравнивать, рассуждать, делать выводы, доказывать. Ученик не склонен слепо полагаться на мнение учителя, он стремиться иметь собственное мнение, порой критическое.

Следует всячески стимулировать самостоятельное творческое мышление детей, их интеллектуальные возможности и тактично показывать на их ошибочные взгляды. Очень важна эмоциональная составляющая обучения: применение на уроках демонстраций, в том числе компьютерных, самостоятельное выполнение опытов; важную роль играют личностные качества учителя.

При исследовании проблемных ситуаций на уроках были использованы следующие методики:

- методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (модификация А.Д.Андреева);

- методика "Незаконченные предложения";

- диагностика качества знаний обучающихся.

Заключение

Анализ результатов диагностики показал, что у детей повысился интерес к учебе, новым знаниям, улучшилось эмоциональное отношение к учению, исчез страх перед преодолением трудностей, усилилось желание самостоятельного поиска разных подходов к выполнению проблемных заданий. Воздействие на эмоционально-чувственную сферу обучающихся создаёт условия, благоприятствующие творческой активной мыслительной деятельности. А эмоциональность и способы её создания являются неотъемлемым элементом проблемного обучения. Использование проблемного обучения создает условия для целенаправленного формирования учебно-познавательных мотивов.

Подтвердилось также и то, что проблемная ситуация также стимулирует творческую мыслительную деятельность обучающихся в процессе учения, помогает обеспечить то деятельное состояние мозга, которое является необходимым условием для образования новых связей, и в этом отношении признается как одно из главных условий возникновения познавательной потребности, так как она помогает обучающимся осознать тему урока в учебной деятельности, специально для этого организуемой учителем. Кроме того, учебные проблемы оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу обучающихся, дети испытывают огромное удовольствие, если разрешат проблему самостоятельно, их самооценка растет.

Можно сделать вывод о том, что внедренное мною проблемное обучение оказало положительный эффект на отношение школьников к учебной деятельности и на качество их учения, так как повысились уровни познавательного интереса, самостоятельности и активности детей в учении. 




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!