Сл. 1. Использование проектной деятельности в воспитании подростков
Сл.2. Современные школьники, очень рано встают перед вопросами выбора профессии, определения своего будущего. Уже в 8 классе им необходимо задумываться о будущем профилировании и выборе предметов для сдачи на экзаменах.
Данные условия заставляют обучающихся рано взрослеть, брать ответственность на себя, пробовать себя в различных серах деятельности. Одной из возможностей проявить себя, выявить свои способности и стремления, является участие в проектной деятельности. Поэтому уже с младших классов обучающиеся активно включаются в проектную деятельность, и уже к 7-9 классам они готовы к реализации самостоятельных социально-значимых проектов.
В рамках воспитательной работы с обучающимися в образовательных организациях преобладают краткосрочные проекты (1-2 года) различных типов, это связано с взрослением участников (команды) проекта, а, следовательно, возможными изменениями целей, задач и методов проекта.
Сл.3. С точки зрения учащегося (студента, обучающегося) проект – это возможность:
делать самостоятельно что-то интересное в группе или одному;
решить интересную проблему, сформулированную самими учащимися в виде цели и задач;
максимально использовать свои возможности;
проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания;
принести пользу;
публично показать достигнутый результат и т.п.
С точки зрения учителя (преподавателя) проект это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения, навыки и компетенции.
Сл.4. В 2014 году мной была начата педагогическая деятельность. При планировании воспитательной работы в рамках классного руководства 5 класса, мной было принято решении о применении проектной деятельности.
После ознакомления обучающихся с сущностью проектной деятельности, было принято совместное решение о двух направлениях проектной деятельности в классе на учебный год: «Интересный классный час» и «Шефская помощь октябрятскому отряду 1 класса «А».
Классные часы разрабатывались и проводились классным руководителем совместно с учениками, закрепленными за данной темой. В результате данного проекта, воспитательные мероприятия стали непохожими друг на друга, интересными для ребят, а главное происходило формирование ответственного отношения к поручениям, развитие творческих и организаторских способностей и навыков публичного выступления.
В связи со спецификой образовательного учреждения, обучающиеся 5 классов являются пионерами, а 1 классов – октябрятами. Соответственно учащиеся 5 классов осуществляют шефство над первоклассниками. В рамках проекта «Шефская помощь октябрятскому отряду 1 класса «А», ребята распределили тематические блоки на каждую четверть: «Ты в лицее!», «Октябренок - это звучит гордо!», «Прояви себя!», «Вместе мы можем больше». Пионерами проводились образовательные, творческие и спортивные мероприятия, беседы, консультации. Оказана помощь в к подготовке внутриклассным и внутрилицейским выступлениям. По результатам проекта, между классами сложились дружеские отношения, которые сохраняются на протяжении 4-х лет.
В 2015-2016 учебном году в классе был разработан и реализован проект «Связь поколений», направленный на организацию взаимодействия родителей, бабушек, дедушек и обучающихся, выявление спорных вопросов, знакомство со сленгом и традициями и особенностями поколений. В рамках проект, прошли различные мероприятия, в том числе «Космический квест», подготовленный обучающимися для родителей, с целью снять эмоциональную усталость и включить родителей в игровую деятельность. Необходимо отметить, что в данном мероприятии приняли участие все классы параллели 6-х классов.
В следующем учебном году классом был разработан проект «Шаг на встречу природе», который стал общелицейским и продолжился в 2017 – 2018 учебном году. В рамках классного проекта, учащиеся знакомились с экологическими проблемами и способами их решения, организовывали экологические акции. Одновременно с этим, после перерастания проекта в общелицейским, были разработаны волонтерские мероприятия по социальному волонтерству и организовано обучение ребят в рамках взаимодействия с педагогическим отрядом «Крылатый» НФИ КемГУ.
В настоящий момент класс принимает активное участие в общелицейском проекте «Новокузнецк глазами детей», в связи с этим принято решение об отказе от разработки классного проекта и включение классного коллектива в проектную деятельность лицея и общественной детско-юношеской организации «Союз лицеистов «Юность Запсиба».
Сл.5. В 2015 году мной, как классным руководителем, был обобщен опыт воспитательной работы МБОУ «Лицей № 35» и оформлен «Методический комплекс программы духовно-нравственного воспитания «Пионер XXI века», который нашел свое отражение в проекте по курированию октябрятского и пионерского движения для педагогов лицея «Пионер XXI века». Материалами проекта пользуются педагоги 1-6 классов лицея.
В 2016 году совместно с учителем начальной школы Богдановой Инной Владимировной был разработан проект «Памятники Новокузнецка», в рамках разработаны методические комплексы по изучению различных периодов истории России и города по памятникам Новокузнецка. В рамках проекта разработаны настольные игры – карты с памятниками и различными маршрутами, информационными карточками по памятникам и мероприятия для внеурочной и внеклассной работы (включая интерактивные и пешие экскурсии).
Сл.6. В 2017 году, став в лицее организатором воспитательной работы, я получила возможность перевести некоторые направления воспитательной работы в проектную деятельность. Выбраны были направления волонтерской деятельности и гражданско-патриотического воспитания.
Проект «Шаг на встречу природе» охватывает учащихся 1 – 10 классов. Перед октябрятскими и пионерскими организациями были поставлены задачи, разработанные командой проекта. Коротко своими словами
Сл.7. В канун 400-летия Новокузнецка в лицее был разработан проект социально-исторического воспитания «Новокузнецк глазами детей».
В рамках проекта учащимися лицея осуществляется разработка и наполнение электронного ресурса «Новокузнецк глазами детей», посвященного городу Новокузнецку, проводятся образовательные и конкурсные мероприятия. Город рассматривается учащимися через спектр всех учебных предметов. Проект объединяет учащихся начальной, основной и старшей школы, что дает разносторонний взгляд на город и позволяет поддерживать преемственность и сотрудничество среди учащихся лицея.
Важным положительным результатом перевода двух направлений на проектную деятельность в 2017-2018 учебном году является отсутствие корректировок в плане работы, в связи с проведением единых уроков, акций, единых классных часов и других подобных мероприятий по распоряжению КОиН, так как они предусмотрительно включены в планы реализации проектов.
Сл.8. На основе личного опыта организации проектной деятельности, мы пришли к выводу, что проектная деятельность является оптимальным вариантом для организации воспитательной работы в образовательной организации.
Использование проектной деятельности в воспитательной работе образовательной организации и класса позволяет включить значительное количество обучающихся в социально-значимую и исследовательскую деятельность, способствует формированию ответственного отношения обучающихся к окружающему сообществу, организации целенаправленного сотрудничества администрации и органов ученического самоуправления.
Организация воспитательной работы МБОУ «Лицей № 35 им. А.И. Герлингер» через взаимодействие с органами самоуправления в рамках проектной деятельности получило положительную оценку экспертов Всероссийского конкурса «РДШ – территория самоуправления» - команда лицея стала победителем конкурса и получила сертификат на финансирование своей деятельности в размере 300 000 рублей.
Сл.9.