«Использование различных форм и методов активизации учебного процесса на уроках биологии».
Подготовила учитель МБОУ Калачинской ООШ Штрайтенбергер В.А .
Нужно сделать учебную работу насколько
возможно интересной, но не превращать
эту работу в забаву. Интересное обучение
не исключает умения работать с усилием,
а наоборот, способствует этому.
К. Д. Ушинский
Главные задачи современной школы
раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
ЦЕЛЬ:
развитие личности ребенка, его творческих и познавательных способностей, самореализации, чтобы каждый ученик желал и умел учиться.
Актуальность данной темы
обусловлена тем, что на современном этапе развития образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно
Задачи:
- повысить мотивацию к обучению биологии используя современные педагогические технологии, методики развивающего обучения;
- развивать творческое мышление, память, биологическую речь учащихся;
- создать на уроке оптимальные условия для развития каждого школьника.
Вся моя педагогическая деятельность строится на диагностировании исходных параметров, начиная работу с пятиклассниками, стараюсь получить максимум информации об обученности ребят, что делаю путем наблюдения в процессе урока, при выполнении ими различных видов самостоятельных работ.
С целью активизации работы всех учащихся стараюсь помочь каждому определить свой путь к овладению знаниями.
Методы обучения
Словесный
Наглядный
Практический
Самостоятельная работа с дидактическим материалом
Эврестическая беседа
Самостоятельная работа с учебником
Проблемное изложение
Словесные методы
дисскусия
рассказ
лекция
ЧАСТИЧНО
ПОИСКОВЫЙ
ДЕМОНСТ-Й
эксперимент
самонаблюдение
Наглядный метод
ИКТ
Практический метод
Метод опорных сигналов
Лабораторная работа
- деловые игры - моделируют реальную производственную, научную деятельность.
- технологию педагогических мастерских – это способ организации взаимодействия учителя и учащихся, построенный на основе системы особым образом подобранных заданий, в ходе выполнения которых выстраивается новое знание.
- технологию индивидуального обучения - направленна на активное развитие самостоятельной познавательной деятельности учеников. Эта технология реализует образовательную, воспитательную и развивающую функции обучения
Карточка «Плоские черви»
Вставьте пропущенные слова
Белая планария относится к типу __________________________червей. Она имеет __________________________________________-
симметрию. Снаружи тело окружено _______
__________________________________мешком. Покровы тела покрыты _____________________. Практически все плоские черви - _____________
___________________________
Биологический диктант
Бычий цепень паразитирует в____________________________, но его личинки развиваются в организме ______________________________________.
Тело цепня состоит из маленькой__________________, короткой __________________и длинного лентовидного____________. На ___________________располагаются круглые мускулистые_________________________, с помощью которых взрослый паразит прикрепляется к стенкам кишечника хозяина. Тело червя длиной 4-10 м состоит из многочисленных члеников. Новые членики образуются в области_________________. Одна из основных особенностей цепня - отсутствие специальных______________________________
_________________________. Пищу червь всасывает всей поверхностью тела.
Формы работы
- мозговой штурм
- творческие задания
- конкурсы на лучший вопрос.
- практический эксперимент
- написание рефератов
- игры по биологии
Неделя биологического разнообразия
Дата
Название дня
17.04
18.04
Мероприятие
День растений
День земноводных и пресмыкающихся
19.04
1.Загадки о растениях
2. Игра «Трава, кустарники, деревья».
1. Викторина по земноводным.
День насекомых
20.04
2.Конкурс «Знатоки пресмыкающихся».1
День птиц
Ролевая игра « Суд над насекомыми».
21.04
КВН «Пернатые».
День млекопитающих
22.04
День Земли. Подведение итогов.
Игра «Умники и умницы»
Уборка территории школы.
Уроки - экскурсии
Использую на уроках
Эпиграф
Загадки
С тобой в одной мы связке
У меня в руке будущая жизнь
Будущий побег и могучий корень.
Как дружная семья
Уже давно не ясно
Где ты, а где тут я?
Стихи
Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово - красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий
Тематический учет знаний
Провожу после изучения каждой темы, а последний урок как обобщение и коррекция знаний. На уроке ТУЗ проверяю сразу несколько компонентов: теоретические знания, определение понятий, формулировка законов, умение выполнять разного рода упражнения, работать с рисунками, схемами, умение называть растение или животное их органы, решать биологические задачи. Вопросы по теме вывешиваю на стенде в процессе изучения темы с тем, чтобы учащиеся имели возможность корректировать, готовиться к зачету.
Лист учета знаний по теме «Пищеварительная система»
1
Письменное задание
1.
Понятийный диктант
0,8
2.
Узнай биологический объект
0,75
1
3.
Устный ответ
4.
0,8
0,8
1
0,9
0,6
Програмированный опрос
1
0,75
1
0,7
1
0,5
итог
0,6
1
0,81 (4)
0,9
0,8
1
0,65 (3)
0,9
0,98 (5)
0,92 (5)
Результаты обученности учащихся за последние 3 года
Учебный год
Всего учащихся
2014-2015
14
Абсолютная успевамость %
2015-2016
2016-2017
Качественная успеваемость %
100
15
15
64,3
100
66,7
100
66,7
Анализ стандартизированной работы по биологии (% повышенного уровня)
Путей по развитию самообразовательных умений, творческой активности множество. Проверены они опытом, учительским чутьем, творчеством. Но все они направлены на достижение одной цели – воспитание духовно-нравственной основы в человеке
Спасибо за внимание!