СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование различных приёмов для развития логического мышления младших школьников на уроках

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование различных приёмов для развития логического мышления младших школьников на уроках»

Использование различных приёмов  для развития логического мышления младших школьников  Подготовила: Учитель начальных классов МБОУ «сш№13» Г.Евпатории Республики крым Серёгина Людмила Николаевна

Использование различных приёмов для развития логического мышления младших школьников

Подготовила:

Учитель начальных классов

МБОУ «сш№13»

Г.Евпатории Республики крым

Серёгина Людмила Николаевна

Актуальность темы: Цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всём, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.  От ребёнка, пришедшего в 1 класс, сразу же требуется достаточно высокий уровень развития логического мышления, необходимый для успешного усвоения программы.  Овладев логическими операциями, ребёнок станет более внимательным, научится мыслить ясно и чётко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.

Актуальность темы:

Цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всём, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

От ребёнка, пришедшего в 1 класс, сразу же требуется достаточно высокий уровень развития логического мышления, необходимый для успешного усвоения программы.

Овладев логическими операциями, ребёнок станет более внимательным, научится мыслить ясно и чётко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.

Введение Мыслительные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая определенные навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, искать нестандартные пути к верному решению .

Введение

Мыслительные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая определенные навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, искать нестандартные пути к верному решению .

Особенности  логического мышления младших школьников В младшем школьном возрасте происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому мышлению. Поэтому ведущее значение для данного возраста приобретает развитие именно теоретического мышления.

Особенности логического мышления младших школьников

В младшем школьном возрасте происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому мышлению. Поэтому ведущее значение для данного возраста приобретает развитие именно теоретического мышления.

Что же такое мышление? Мышление – процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира. Основные формы мышления

Что же такое мышление?

Мышление – процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира.

Основные формы мышления

КАКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ я ИСПОЛЬЗУЮ В СВОЕЙ РАБОТЕ? По уровню применений: - локальные или модульные ( которые используются в отдельных частях учебно-воспитательного процесса) По организационным формам: - групповые; - индивидуальные. По подходу к ребёнку: - технологию сотрудничества; - личностно-ориентированные; - массовая ( рассчитанная на среднего ученика)

КАКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ я ИСПОЛЬЗУЮ В СВОЕЙ РАБОТЕ?

  • По уровню применений: - локальные или модульные ( которые используются в отдельных частях учебно-воспитательного процесса)
  • По организационным формам: - групповые; - индивидуальные.
  • По подходу к ребёнку: - технологию сотрудничества; - личностно-ориентированные; - массовая ( рассчитанная на среднего ученика)
Логические приёмы умственных действий  Сериация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по величине, цвету и т.д. ( подобные приёмы развивают логику ещё с дошкольных учреждений)

Логические приёмы умственных действий

Сериация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по величине, цвету и т.д. ( подобные приёмы развивают логику ещё с дошкольных учреждений)

Для определения уровня развития логического мышления учащихся часто использую методику «Четвёртый лишний». троллейбус, трамвай, автобус, трактор ; берёза, сосна, дерево , дуб; самолёт, телега, человек , корабль;  Александр, Фёдор, Семён, Иванов ; метр, сантиметр, килограмм , километр; слесарь, водитель, врач, книга ; дедушка, учитель , папа, мама.

Для определения уровня развития логического мышления учащихся часто использую методику «Четвёртый лишний».

  • троллейбус, трамвай, автобус, трактор ;
  • берёза, сосна, дерево , дуб;
  • самолёт, телега, человек , корабль;
  • Александр, Фёдор, Семён, Иванов ;
  • метр, сантиметр, килограмм , километр;
  • слесарь, водитель, врач, книга ;
  • дедушка, учитель , папа, мама.
Занимательный математический материал Сущность занимательности – новизна, необычность, неожиданность. Занимательный математический материал:  активизирует умственную деятельность;  заинтересовывает математическим материалом;  увлекает и развлекает детей;  развивает ум;  расширяет и углубляет математические представления;  закрепляет полученные знания и умения.

Занимательный математический материал

Сущность занимательности – новизна, необычность, неожиданность.

Занимательный математический материал:

  • активизирует умственную деятельность;
  • заинтересовывает математическим материалом;
  • увлекает и развлекает детей;
  • развивает ум;
  • расширяет и углубляет математические представления;
  • закрепляет полученные знания и умения.
Приёмы развития логического мышления младших школьников Подобрать родовое понятие Назвать причины событий Назвать следствия событий Найти новое слово по образцу Назвать одним словом Составить новое слово из данных Составить предложение Подобрать противоположные понятия

Приёмы развития логического мышления младших школьников

  • Подобрать родовое понятие
  • Назвать причины событий
  • Назвать следствия событий
  • Найти новое слово по образцу
  • Назвать одним словом
  • Составить новое слово из данных
  • Составить предложение
  • Подобрать противоположные понятия
Логические приёмы умственных действий – анализ и синтез Анализ – это мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета. Синтез – это соединение различных элементов в единое целое, а также мыслительное сочетание отдельных их свойств. Являясь противоположными по своей сути, анализ и синтез фактически связаны между собой. Они участвуют в каждом сложном мыслительном процессе.

Логические приёмы умственных действий – анализ и синтез

Анализ – это мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета.

Синтез – это соединение различных элементов в единое целое, а также мыслительное сочетание отдельных их свойств.

Являясь противоположными по своей сути, анализ и синтез фактически связаны между собой. Они участвуют в каждом сложном мыслительном процессе.

Назови вероятные причины следующих событий: насморк – … (замёрзли руки, продуло) синяк – … авария – … ошибка – … наказание – … наводнение – … драка – …

Назови вероятные причины следующих событий:

насморк – … (замёрзли руки, продуло)

синяк – …

авария – …

ошибка – …

наказание – …

наводнение – …

драка – …

Назови возможные следствия следующих событий:   засуха –… ( голод)  праздник – … сражение – …  молния – … осень – … опасность – … болезнь – …

Назови возможные следствия следующих событий:

засуха –… ( голод)

праздник – …

сражение – …

молния – …

осень – …

опасность – …

болезнь – …

Подбери родовое понятие  к следующим словам: карась – … ( рыба)  дуб – … василёк - … картофель – … грач – … шофёр - …  осень – … шмель – … метр – …

Подбери родовое понятие к следующим словам:

  • карась – … ( рыба)
  • дуб – …
  • василёк - …
  • картофель – …
  • грач – …
  • шофёр - …
  • осень – …
  • шмель – …
  • метр – …
Задания на развитие зрительного и пространственного восприятия Задание на поиск геометрических фигур ( нужно найти круги, треугольники, прямоугольники и квадраты – подсчитать и заполнить внизу табличку)

Задания на развитие зрительного и пространственного восприятия

Задание на поиск геометрических фигур

( нужно найти круги, треугольники, прямоугольники и квадраты – подсчитать и заполнить внизу табличку)

Логические приёмы умственных действий - классификация Классификация – разделение множества на группы по какому-ибо признаку, который называют «основанием классификации» Классификацию с детьми младшего школьного возраста можно проводить:  по общему названию; по размеру;  по цвету; по форме;  по другим признакам (не математического характера):  что можно есть и что нельзя;  кто летает, кто бегает, кто плавает;  кто живёт в доме и кто в лесу

Логические приёмы умственных действий - классификация

Классификация – разделение множества на группы по какому-ибо признаку, который называют «основанием классификации»

Классификацию с детьми младшего школьного возраста можно проводить:

  • по общему названию;
  • по размеру;
  • по цвету; по форме;
  • по другим признакам (не математического характера):
  • что можно есть и что нельзя;
  • кто летает, кто бегает, кто плавает;
  • кто живёт в доме и кто в лесу
Логические приёмы умственных действий - обобщение Обобщение – это оформление в словесной форме результатов процесса сравнения. Обобщение формируется в младшем школьном возрасте, как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов. ( фрукты)

Логические приёмы умственных действий - обобщение

Обобщение – это оформление в словесной форме результатов процесса сравнения.

Обобщение формируется в младшем школьном возрасте, как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов. ( фрукты)

Развитие логического мышления на уроках математики Составить обратные задачи. К условию задачи выбрать подходящий вопрос. Найти схему, соответствующую условию задачи. Числовые выражения разделить на группы разными способами. Найти закономерность и продолжить ряд выражений. Игры со спичками.

Развитие логического мышления на уроках математики

Составить обратные задачи.

К условию задачи выбрать подходящий вопрос.

Найти схему, соответствующую условию задачи.

Числовые выражения разделить на группы разными способами.

Найти закономерность и продолжить ряд выражений.

Игры со спичками.

Задачи, требующие нестандартного мышления У двух зрячих один брат слепой, но у этого слепого нет зрячих братьев. Как это возможно?   Он мой дед, но я ему не внук. Как это возможно? Я тебе дочь, но ты мне не мать. Как это возможно? У меня есть сестра, а у моей сестры - сестры нет. Как это возможно? Ответы: у слепого зрячие сестры, у деда — внучка, у дочери — отец, в последней задаче у сестры — брат.

Задачи, требующие нестандартного мышления

  • У двух зрячих один брат слепой, но у этого слепого нет зрячих братьев. Как это возможно?
  •   Он мой дед, но я ему не внук. Как это возможно?
  • Я тебе дочь, но ты мне не мать. Как это возможно?
  • У меня есть сестра, а у моей сестры - сестры нет. Как это возможно?

Ответы: у слепого зрячие сестры, у деда — внучка, у дочери — отец, в последней задаче у сестры — брат.

вывод Развитие логических приёмов мышления должно строиться в соответствии с общедидактическими принципами:  - сознательности;  - активности;  - последовательности;  - посильности и доступности;  - прочности;  - наглядности;  - «опережающих знаний». Использование игрового занимательного материала ведёт к более интенсивному развитию компонентов логического мышления.

вывод

Развитие логических приёмов мышления должно строиться в соответствии с общедидактическими принципами:

- сознательности;

- активности;

- последовательности;

- посильности и доступности;

- прочности;

- наглядности;

- «опережающих знаний».

Использование игрового занимательного материала ведёт к более интенсивному развитию компонентов логического мышления.

В процессе обучения учитель должен помочь младшему школьнику:  - научиться рассуждать, анализировать;  - выделять главное;  - сопоставлять и сравнивать факты, различные точки зрения;  - научиться задавать вопросы, а также пытаться самостоятельно искать ответы на них.  Без способности к самостоятельному мышлению вряд ли возможно интеллектуальное развитие ребенка. Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счёте, может привести к личным победам в развитии ума.

В процессе обучения учитель должен помочь младшему школьнику:

- научиться рассуждать, анализировать;

- выделять главное;

- сопоставлять и сравнивать факты, различные точки зрения;

- научиться задавать вопросы, а также пытаться самостоятельно искать ответы на них.

Без способности к самостоятельному мышлению вряд ли возможно интеллектуальное развитие ребенка. Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счёте, может привести к личным победам в развитии ума.