Использование различных приёмов для развития логического мышления младших школьников
Подготовила:
Учитель начальных классов
МБОУ «сш№13»
Г.Евпатории Республики крым
Серёгина Людмила Николаевна
Актуальность темы:
Цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всём, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.
От ребёнка, пришедшего в 1 класс, сразу же требуется достаточно высокий уровень развития логического мышления, необходимый для успешного усвоения программы.
Овладев логическими операциями, ребёнок станет более внимательным, научится мыслить ясно и чётко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.
Введение
Мыслительные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая определенные навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, искать нестандартные пути к верному решению .
Особенности логического мышления младших школьников
В младшем школьном возрасте происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому мышлению. Поэтому ведущее значение для данного возраста приобретает развитие именно теоретического мышления.
Что же такое мышление?
Мышление – процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира.
Основные формы мышления
КАКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ я ИСПОЛЬЗУЮ В СВОЕЙ РАБОТЕ?
- По уровню применений: - локальные или модульные ( которые используются в отдельных частях учебно-воспитательного процесса)
- По организационным формам: - групповые; - индивидуальные.
- По подходу к ребёнку: - технологию сотрудничества; - личностно-ориентированные; - массовая ( рассчитанная на среднего ученика)
Логические приёмы умственных действий
Сериация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по величине, цвету и т.д. ( подобные приёмы развивают логику ещё с дошкольных учреждений)
Для определения уровня развития логического мышления учащихся часто использую методику «Четвёртый лишний».
- троллейбус, трамвай, автобус, трактор ;
- берёза, сосна, дерево , дуб;
- самолёт, телега, человек , корабль;
- Александр, Фёдор, Семён, Иванов ;
- метр, сантиметр, килограмм , километр;
- слесарь, водитель, врач, книга ;
- дедушка, учитель , папа, мама.
Занимательный математический материал
Сущность занимательности – новизна, необычность, неожиданность.
Занимательный математический материал:
- активизирует умственную деятельность;
- заинтересовывает математическим материалом;
- увлекает и развлекает детей;
- развивает ум;
- расширяет и углубляет математические представления;
- закрепляет полученные знания и умения.
Приёмы развития логического мышления младших школьников
- Подобрать родовое понятие
- Назвать причины событий
- Назвать следствия событий
- Найти новое слово по образцу
- Назвать одним словом
- Составить новое слово из данных
- Составить предложение
- Подобрать противоположные понятия
Логические приёмы умственных действий – анализ и синтез
Анализ – это мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета.
Синтез – это соединение различных элементов в единое целое, а также мыслительное сочетание отдельных их свойств.
Являясь противоположными по своей сути, анализ и синтез фактически связаны между собой. Они участвуют в каждом сложном мыслительном процессе.
Назови вероятные причины следующих событий:
насморк – … (замёрзли руки, продуло)
синяк – …
авария – …
ошибка – …
наказание – …
наводнение – …
драка – …
Назови возможные следствия следующих событий:
засуха –… ( голод)
праздник – …
сражение – …
молния – …
осень – …
опасность – …
болезнь – …
Подбери родовое понятие к следующим словам:
- карась – … ( рыба)
- дуб – …
- василёк - …
- картофель – …
- грач – …
- шофёр - …
- осень – …
- шмель – …
- метр – …
Задания на развитие зрительного и пространственного восприятия
Задание на поиск геометрических фигур
( нужно найти круги, треугольники, прямоугольники и квадраты – подсчитать и заполнить внизу табличку)
Логические приёмы умственных действий - классификация
Классификация – разделение множества на группы по какому-ибо признаку, который называют «основанием классификации»
Классификацию с детьми младшего школьного возраста можно проводить:
- по общему названию;
- по размеру;
- по цвету; по форме;
- по другим признакам (не математического характера):
- что можно есть и что нельзя;
- кто летает, кто бегает, кто плавает;
- кто живёт в доме и кто в лесу
Логические приёмы умственных действий - обобщение
Обобщение – это оформление в словесной форме результатов процесса сравнения.
Обобщение формируется в младшем школьном возрасте, как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов. ( фрукты)
Развитие логического мышления на уроках математики
Составить обратные задачи.
К условию задачи выбрать подходящий вопрос.
Найти схему, соответствующую условию задачи.
Числовые выражения разделить на группы разными способами.
Найти закономерность и продолжить ряд выражений.
Игры со спичками.
Задачи, требующие нестандартного мышления
- У двух зрячих один брат слепой, но у этого слепого нет зрячих братьев. Как это возможно?
- Он мой дед, но я ему не внук. Как это возможно?
- Я тебе дочь, но ты мне не мать. Как это возможно?
- У меня есть сестра, а у моей сестры - сестры нет. Как это возможно?
Ответы: у слепого зрячие сестры, у деда — внучка, у дочери — отец, в последней задаче у сестры — брат.
вывод
Развитие логических приёмов мышления должно строиться в соответствии с общедидактическими принципами:
- сознательности;
- активности;
- последовательности;
- посильности и доступности;
- прочности;
- наглядности;
- «опережающих знаний».
Использование игрового занимательного материала ведёт к более интенсивному развитию компонентов логического мышления.
В процессе обучения учитель должен помочь младшему школьнику:
- научиться рассуждать, анализировать;
- выделять главное;
- сопоставлять и сравнивать факты, различные точки зрения;
- научиться задавать вопросы, а также пытаться самостоятельно искать ответы на них.
Без способности к самостоятельному мышлению вряд ли возможно интеллектуальное развитие ребенка. Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счёте, может привести к личным победам в развитии ума.