ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕБУСОВ И КРОССВОРДОВ КАК ОДНОГО ИЗ СРЕДСТВ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Сегодня школьное образование сделало значительный шаг вперед во всех направлениях воспитательно-образовательного процесса. Школьная педагогика постоянно пополняется новыми исследованиями, направленными на разностороннее развитие ребенка. В последнее время взрослые все больше внимания уделяют интеллектуальному развитию детей: они нагружают ребенка новой информацией и знаниями. И сегодня предлагается множество так называемых занимательных «необязательных задач», которые позволяют развивать психические познавательные процессы без ущерба для здоровья детей и способствуют решению образовательных целей обучения:
- формированию понятийного аппарата;
- точному усвоению вычислительных приемов.
Среди таких заданий в первую очередь выделяются арифметические ребусы и математические кроссворды. Слово «ребус» - латинского происхождения (от латинской пословицы «non verdis, sed re bus» - «не словами, а при помощи вещей»). Это загадка-шутка, в которой слово или фраза изображены в виде рисунков в сочетании с буквами, цифрами, нотами и другими знаками. Ребус зародился во Франции в XV веке. В России первые ребусы появились на страницах журнала «Иллюстрация» в 1845 году. Слово «кроссворд» английского происхождения и состоит из двух слов – cross – word (пересечение и слова), в переводе на русский язык означает «пересекающиеся слова». Кроссворд – это игра-задача, требующая заполнения словами пересекающихся рядов клеток.
К проблеме использования элементов занимательности при изучении математики обращались отечественные и зарубежные учёные: В.В.Волина, Е.И. Игнатьев, Б.А.Кордемский, З.А.Михайлова, И.Г.Сухин, В.П.Труднев, К.Баше (1877 г.), Э. Люкас (1883 г.), В. Шустер (1908 г.), В. Аренс (1911г.), Г. Шуберт (1923 г.), У. С. Барр (1987 г.), Н. Лэнгдон, Ч. Снейп (1987 г.), У.Болл, Г.Коксетер, Г. Э. Дьюдени, С. Ллойд и М. Гарднер. Математические ребусы и кроссворды можно использовать и на уроке для активизации познавательной деятельности учащихся, для введения темы урока и при формировании новых понятий. Однако чаще всего учитель использует этот занимательный материал во внеклассной работе по математике. При их отгадывании «включается в работу» память, сообразительность, познания в различных учебных предметов.
Стоит отметить, что в большинстве проанализированных источников предлагаются вычислительные ребусы «со звёздочкой», причем нет единой трактовки их названия. Одни авторы называют их числовыми ребусами (Ф. Ф.Нагибин, А. А.Мазаник, Л. М.Фирсова, Л. П.Мочалов), И. Г. Сухин называет их математическими головоломками, Я. И. Перельман и М. Гарднер используют различные названия: в некоторых источниках используют понятия «числовые ребусы», в других – «арифметические ребусы».
Результаты качественного и количественного анализа учебно-методической литературы мы обобщим в приведенной ниже Таблице 1:
Таблице 1
№ п/п | Учебно-методическое пособие | Арифметические (числовые) ребусы, направленные на отработку вычислительных приемов | Математические ребусы в картинках, направленные на формирование понятийного аппарата |
-
| Мочалов Л. П. «Головоломки» - ребусы с точками, буквами, «звездочками»; - ребусы – «коврики» | 75 19 | - |
-
| Мазаник А. А. «Реши сам» - ребусы со знаком «?»; - с буквами; - с геометрическими фигурами | 60 27 2 | - |
-
| Труднев В. П. «Внеклассная работа по математике в начальной школе» | 15 | 55 |
-
| Гарднер М. «Математические чудеса и тайны» - ребусы с точками и буквами в стихотворной форме; - ребусы – «коврики» с геометрическими фигурами | 7 8 | - |
-
| Перельман Я. И. «Занимательная арифметика» - ребусы с буквами | 5 | - |
-
| Перельман Я. И. «Живая математика» - ребусы со «звездочками» | 11 | - |
Таким образом, основное внимание в рамках нашего исследования необходимо уделить конструированию математических ребусов в картинках.
Цель нашего исследования: выявить эффективность использования ребусов и кроссвордов как одного из средств формирования математических понятий у младших школьников. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- проанализировать научно-методическую литературу по проблеме использования ребусов и кроссвордов на уроках математики;
- отобрать и систематизировать математические ребусы и кроссворды для 1 класса;
- проверить эффективность использования ребусов и кроссвордов при обучении математике в 1 классе.
В основу исследования положена гипотеза о том, что если в первом классе при обучении математике использовать математические ребусы и кроссворды, то это способствует повышению уровня математической подготовки у первоклассников.
В рамках данного исследования для проверки гипотезы в течение учебного года организовано экспериментальное обучение на базе МБОУ «Гимназия №22» г.Майкопа. Был выбран экспериментальный класс – 1 «Г».
На первом этапе мы выявили общий уровень математической подготовки в экспериментальном классе на начало педагогического эксперимента. Констатирующий этап выявил у учащихся средний уровень математической подготовки.
В рамках формирующего эксперимента были отобраны математические ребусы и кроссворды для первого класса (В.В.Волина [3], Л.Л. Буркова[1-2]). Были разработаны уроки, содержание которых направленно на формирование математических понятий посредством использования ребусов и кроссвордов. Эта программа реализована на базе экспериментального класса.
При обучении первоклассников большой интерес представляют ребусы в картинках. С этой точки зрения нас привлекла книга Цыпруша М. М. «Детям и взрослым, малым и рослым» [4, с.67]. В ней представлены правила и способы составления и отгадывания различных развлечений: ребусов, кроссвордов, криптограмм, головоломок, задач. Автор предлагает элементы ребусной азбуки в картинках и 14 правил их расшифровки. Именно их мы использовали при изучении математики в 1 классе. Следует отметить, что ребусы в картинках широко применяются на уроках русского языка, развития речи и естествознания в начальной школе. В них используются аналогичные правила.
Правило № 1.Названия всех изображенных на рисунке предметов надо читать в именительном падеже.
Правило № 2. Чтобы решить ребус, надо его расшифровать по частям, т. е. записать подряд наименование всех изображенных букв, рисунков и цифр, а затем составить по смыслу зашифрованное слово.
Правило № 3. Если справа или слева от нарисованного предмета стоит одна или две запятые, то в начале или конце слова надо отбросить одну или две буквы.
Правило № 4. Если предмет нарисован в перевернутом виде, то название его надо читать справа налево.
Правило № 5. Такие части слова, как «перед, на, под, за, при, у, о, в» ребусах не изображаются, но выявляются из соответствующего расположения букв и рисунков.
Правило № 6. Если над рисунком стоят цифры, то название нарисованного предмета надо читать в порядке этих цифр
Правило № 7. Предлоги «с, к, из, от, по» не изображают в ребусе, а используют в качестве указывающих отношение одного элемента ребуса к другому.
Правило № 8. Если часть слова произносится одинаково с числительным, то в ребусе ее изображают цифрой.
Правило № 9. Если возле или над перечеркнутой буквой написана другая буква, то название предмета читается с этой буквы.
Правило № 10. Отдельные слоги в ребусе можно изображать при помощи нот.
Правило № 11. Иногда в ребусе можно использовать дробь. Черта, отделяющая числитель от знаменателя ставится наклонно или же рисуется половина буквы.
Правило № 12. Если нарисован предмет, а около него или над ним написана другая буква, то эту букву надо исключить из названия нарисованного предмета.
Правило № 13. Если конфигурация какой-либо буквы составлена из других букв, надо читать изображенную букву, используя предлог «из».
Правило № 14. В ребусах, рядом с рисунком или над ним могут стоять две буквы со знаком уравнения между ними. Это означает, что буква, находящаяся слева заменяется второй буквой.
Используя эти правила, можно зашифровать математические понятия. Учитель демонстрирует ребусы (Рис.1):

полюс = плюс с-лож-ен-ие = сложение
Рис.1
Ребусы можно зашифровать, используя элементы математики (Рис.2)

угол-ь=уголь пол-ка=полка в-о-семь=восемь
Рис.2
Познакомив учащихся с приемами расшифровки ребусов, мы включили их на различных этапах уроков: при сообщении темы, актуализации опорных знаний, на этапе обобщения и систематизации (Рис.3).

ве-ли-чина = величина

«меньше»

«вычитаемое»
Рис.3
Отобразим сравнительную характеристику первого и последнего этапов педагогического эксперимента в диаграмме (Рис.4):
![]()
Рис.4
Мы наблюдаем положительную динамику всех измеренных показателей (средняя оценка, коэффициенты знания, успеваемости, СОУ). Таким образом, можно говорить о положительном влиянии на качество знаний использования математических ребусов и кроссвордов при обучении первоклассников.
Занимательный математический материал рассматривается еще и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы педагога на. Такой материал можно включать в основную часть занятия по формированию элементарных математических представлений или использовать в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности учащихся.
Дополнение программного материала математическими ребусами и кроссвордами позволяет учителю расширять и углублять математические знания учащихся на различных этапах формирования понятий, способствует развитию воображения у детей, креативности мышления, овладению математическим языком, формированию речевых умений.
ЛИТЕРАТУРА:
Буркова, Л.Л. Математический калейдоскоп. Сборник кроссвордов [Текст] / Л.Л.Буркова. – Майкоп, 2004. – 56с.
Буркова, Л.Л. Математическая мозаика [Текст] / Л.Л.Буркова. – Майкоп. – 2006. – 64 с.
Волина, В. В. Праздник числа [Текст] / В. В.Волина. – М., 1997. – 340 с.
Цыпруш, М. М. Детям и взрослым, малым и рослым [Текст] / М.М. Цыпруш. – М., 1999. – 180 с.
Электронная тетрадь по геометрии 7...
Геометрия 7 класс
Математика 5 класс
Наглядная геометрия 5-6 классы ФГОС
Геометрия 9 класс ФГОС
Алгебра 8 класс ФГОС
Математика 5 класс ФГОС
Электронная тетрадь по алгебре 7 класс...
© 2019, Решетилова Татьяна Анатольевна 2367 11
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы