Петрова Е.И. учитель начальных классов
МАОУСШ №2 г. Окуловка
Использование регионального компонента на уроках русского языка.

жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж
Работа № 1
1. Прочитайте текст.
Мы едем по тропинке. Справа и слева широким многоцветным морем рассыпались цветы. Ярко светит солнце. У самой тропинки, по обочинам канав, на лесной лужайке цветут и кланяются нам чудесные ромашки. На радостную улыбку похожи эти скромные цветы с чистыми белыми лепестками. По народной пословице, июль – лету макушка, году серёдка.
( По И.Соколову-Микитову)
2.Разделите текст на части
3. Определите тип текста ( это текст - повествования или описания?)
4. Выпишите основную часть текста, озаглавьте её.
Жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж
Работа № 2
1. Прочитайте текст.
Мне захотелось добыть белую куропатку. В наших лесах это редкая дичь. Подпускают они близко, да всегда так неожиданно срываются, что каждый раз вздрогнешь, и пока сообразишь, что да как, они уже далеко. Ну и смажешь, конечно.
А вот Кузя- пастушонок нет-нет, да и принесёт из лесу, две-три штуки.
Оказывается, он их ночью бьёт. Разведёт костёр и спрячется рядом в кусты. И белые куропатки целыми выводками приходят к костру.
«Почему это, - думаю, - другие лесные куры – глухарь, рябчик – никогда к костру не летят, а куропатка идёт? Зачем?»
Может быть, их привлекает красота пламени или просто они приходят погреться у костра?
Ведь кто его знает, какие неожиданные тайны можно подсмотреть ночью в лесу у костра! То есть, не сидя у костра, а вот, как Кузя, со стороны.
( По В.Бианки)
2. Подберите заголовок к тексту.
3. Определите тип текста. Докажите.
4.Выберите тему и составьте текст-описание
а) Белая куропатка.
б) Глухарь.
в) Рябчик.
жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж
жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж
Работа № 3
1. Прочитайте текст.
Прошёл дождь. Над лесом, освещённым солнцем, от земли до неба стоят столбы. Там он ещё идёт. Посветлело за окном. Побежали по дороге ручьи. Улыбнулось из-за тучи солнышко. Загорелась над рекой семицветная радуга.
( По И.Соколову-Микитову)
2. Подберите заголовок к тексту.
3. Определите тип текста
4. Составьте текст-описание на тему: «Разноцветная радуга»
жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж
Работа № 4
1. Прочитайте текст.
Боровичский край – это восточные районы Новгородской области, прилегающие к городу Боровичи. Эти места известны не только красотой природы. Они связаны с жизнью и творчеством многих выдающихся писателей, поэтов, художников и музыкантов.
( По Л. Фрумкину)
3. Определите тип текста. Докажите.
4. Составьте текст-рассуждение на тему: «Почему наш край считают красивым?»
жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж
Работа № 5
1. Прочитайте текст.
Вот взошло солнышко, и с дальних полей, из-за реки, уже приближается голубовато-белый Лунь. Лицо у него круглое, как у кошки, нос крючком. Он очень внимательный летит низко-низко над зелёной рожью и смотрит, высматривает: не мелькнёт ли где птенчик или мышь? ( По В.Бианки)
3. Определите тип текста. Докажите.
жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж
Работа № 6
1. Прочитайте текст.
У рябины перистые зелёные листочки, они колышутся даже при лёгком ветерке. Есть что-то весёлое, радостное, русское в этом деревце.
Ствол рябины чист и гладок, его покрывает тонкая блестящая кора. Цветёт рябина поздней весной, когда оденутся в зелёные одежды леса и запоют соловьи. Летом на рябине начинают краснеть грозди небольших круглых ягод. Они медленно созревают под лучами летнего солнца.
( По И.Соколову-Микитову)
2. Подберите заголовок к тексту.
3. Определите тип текста. Докажите.
4.Запишите аналогичный текст о берёзе.
жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж
Работа № 7
1. Прочитайте текст.
В лесу ещё полно снега. Он спрятался под кустами и деревьями, а в поле уже зеленела рожь. Лёгкий зеленоватый туман окутал берёзы, осины, ольху. На веточках показались точно маленькие зелёные пальчики. Это стали распускаться листья. В каждой луже урчали и квакали лягушки.
( По Бианки)
- О каком периоде весны говорится в тексте? Докажите.
2. Подберите заголовок к тексту.
3. Определите тип текста. Докажите.
жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж
Работа № 8
1. Прочитайте текст.
Звуки земли.
Прислушайтесь хорошенько и вы непременно услышите чудесные звуки земли, которую люди так ласково называли матерью-землёю. Будь это журчание весеннего ручейка или пение птиц, гром отдалённой грозы, шелест цветущих луговых трав, взлёт жаворонка – всё это бесчисленные, драгоценные звуки земли… ( По И.Соколову- Микитову)
- Почему автор называет звуки земли чудесными и драгоценными?
2. Определите тип текста. Докажите.
3. Запишите текст-рассуждение на тему: « О чём нам может рассказать журчание ручейка?»
жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж
Работа № 9
1. Прочитайте текст.
Май месяц. Весна всерьёз начала одевать лес. Наступила полная победа солнца над стужей и мраком зимы. Зорька вечерняя утренней зорьке руку подаёт. У нас на Севере начинаются белые ночи. Сияющей зеленью одеваются высокие деревья. Лёгкокрылые насекомые поднимаются в воздух. В сумерках на охоту за ними вылетают летучие мыши. Днём реют в воздухе ласточки и стрижи. Парят над полянами, над лесом орлы, коршуны. Как на ниточке подвешены к облакам жаворонки. Всё поёт, играет, пляшет. Наступила пора света и тепла.
( По В.Бианки)
2. Подберите заголовок к тексту.
3. Определите тип текста. Докажите.
жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж
Работа № 10
1. Прочитайте текст.
Красив русский лес зимой. Спят высокие сосны. Синеватые тени их длинных стволов легли на белые пухлые сугробы.
Задремали и ели. Низко склонили они свои мохнатые лапы.
Только очень внимательный человек может подметить жизнь в лесу. Зимний лес откроет ему свою красоту.
( По И.Соколову-Микитову)
2. Подберите заголовок к тексту.
3. Определите тип текста. Докажите.
4. Составьте текст-рассуждение на тему: « Почему зимой у зайца шуба белая?»
жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж
жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж
Работа № 11
1. Прочитайте текст.
Одна из крупных рыб наших водоёмов – щука. Она живёт в неглубоких местах, заросших водорослями. Щука отличается от других рыб длинным телом, покрытым пятнами, крапинками. У неё длинная приплюснутая голова и огромная пасть, полная острых игольчатых зубов. Прячась в водорослях, она стремительно нападает оттуда на свою жертву. Растёт щука быстро, живёт долго.
(В.Н.Серов «Наша новгородская земля»)
2. Подберите заголовок к тексту.
3. Определите тип текста. Докажите.
4. Составьте и запишите текст-описание, об одной из рыб, которая водится в нашей реке Перетне.
жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж