СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование регионального компонента на уроках русского языка "Типы текста"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания направленные на работу с текстом, на определение типа текста, с использованием регионального компонента.

Просмотр содержимого документа
«Использование регионального компонента на уроках русского языка "Типы текста"»

Петрова Е.И. учитель начальных классов

МАОУСШ №2 г. Окуловка





Использование регионального компонента на уроках русского языка.






































жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж


Работа № 1


1. Прочитайте текст.


Мы едем по тропинке. Справа и слева широким многоцветным морем рассыпались цветы. Ярко светит солнце. У самой тропинки, по обочинам канав, на лесной лужайке цветут и кланяются нам чудесные ромашки. На радостную улыбку похожи эти скромные цветы с чистыми белыми лепестками. По народной пословице, июль – лету макушка, году серёдка.

( По И.Соколову-Микитову)

2.Разделите текст на части

3. Определите тип текста ( это текст - повествования или описания?)

4. Выпишите основную часть текста, озаглавьте её.


Жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж



Работа № 2

1. Прочитайте текст.

Мне захотелось добыть белую куропатку. В наших лесах это редкая дичь. Подпускают они близко, да всегда так неожиданно срываются, что каждый раз вздрогнешь, и пока сообразишь, что да как, они уже далеко. Ну и смажешь, конечно.

А вот Кузя- пастушонок нет-нет, да и принесёт из лесу, две-три штуки.

Оказывается, он их ночью бьёт. Разведёт костёр и спрячется рядом в кусты. И белые куропатки целыми выводками приходят к костру.

«Почему это, - думаю, - другие лесные куры – глухарь, рябчик – никогда к костру не летят, а куропатка идёт? Зачем?»

Может быть, их привлекает красота пламени или просто они приходят погреться у костра?

Ведь кто его знает, какие неожиданные тайны можно подсмотреть ночью в лесу у костра! То есть, не сидя у костра, а вот, как Кузя, со стороны.

( По В.Бианки)


2. Подберите заголовок к тексту.

3. Определите тип текста. Докажите.

4.Выберите тему и составьте текст-описание

а) Белая куропатка.

б) Глухарь.

в) Рябчик.

жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж

жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж




Работа № 3


1. Прочитайте текст.

Прошёл дождь. Над лесом, освещённым солнцем, от земли до неба стоят столбы. Там он ещё идёт. Посветлело за окном. Побежали по дороге ручьи. Улыбнулось из-за тучи солнышко. Загорелась над рекой семицветная радуга.

( По И.Соколову-Микитову)



2. Подберите заголовок к тексту.

3. Определите тип текста

4. Составьте текст-описание на тему: «Разноцветная радуга»


жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж



Работа № 4

1. Прочитайте текст.

Боровичский край – это восточные районы Новгородской области, прилегающие к городу Боровичи. Эти места известны не только красотой природы. Они связаны с жизнью и творчеством многих выдающихся писателей, поэтов, художников и музыкантов.

( По Л. Фрумкину)


3. Определите тип текста. Докажите.

4. Составьте текст-рассуждение на тему: «Почему наш край считают красивым?»


жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж


Работа № 5

1. Прочитайте текст.

Вот взошло солнышко, и с дальних полей, из-за реки, уже приближается голубовато-белый Лунь. Лицо у него круглое, как у кошки, нос крючком. Он очень внимательный летит низко-низко над зелёной рожью и смотрит, высматривает: не мелькнёт ли где птенчик или мышь? ( По В.Бианки)

3. Определите тип текста. Докажите.

жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж


Работа № 6


1. Прочитайте текст.

У рябины перистые зелёные листочки, они колышутся даже при лёгком ветерке. Есть что-то весёлое, радостное, русское в этом деревце.

Ствол рябины чист и гладок, его покрывает тонкая блестящая кора. Цветёт рябина поздней весной, когда оденутся в зелёные одежды леса и запоют соловьи. Летом на рябине начинают краснеть грозди небольших круглых ягод. Они медленно созревают под лучами летнего солнца.

( По И.Соколову-Микитову)

2. Подберите заголовок к тексту.

3. Определите тип текста. Докажите.

4.Запишите аналогичный текст о берёзе.


жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж



Работа № 7

1. Прочитайте текст.

В лесу ещё полно снега. Он спрятался под кустами и деревьями, а в поле уже зеленела рожь. Лёгкий зеленоватый туман окутал берёзы, осины, ольху. На веточках показались точно маленькие зелёные пальчики. Это стали распускаться листья. В каждой луже урчали и квакали лягушки.

( По Бианки)

- О каком периоде весны говорится в тексте? Докажите.

2. Подберите заголовок к тексту.

3. Определите тип текста. Докажите.


жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж



Работа № 8

1. Прочитайте текст.

Звуки земли.

Прислушайтесь хорошенько и вы непременно услышите чудесные звуки земли, которую люди так ласково называли матерью-землёю. Будь это журчание весеннего ручейка или пение птиц, гром отдалённой грозы, шелест цветущих луговых трав, взлёт жаворонка – всё это бесчисленные, драгоценные звуки земли… ( По И.Соколову- Микитову)

- Почему автор называет звуки земли чудесными и драгоценными?


2. Определите тип текста. Докажите.

3. Запишите текст-рассуждение на тему: « О чём нам может рассказать журчание ручейка?»


жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж



Работа № 9

1. Прочитайте текст.

Май месяц. Весна всерьёз начала одевать лес. Наступила полная победа солнца над стужей и мраком зимы. Зорька вечерняя утренней зорьке руку подаёт. У нас на Севере начинаются белые ночи. Сияющей зеленью одеваются высокие деревья. Лёгкокрылые насекомые поднимаются в воздух. В сумерках на охоту за ними вылетают летучие мыши. Днём реют в воздухе ласточки и стрижи. Парят над полянами, над лесом орлы, коршуны. Как на ниточке подвешены к облакам жаворонки. Всё поёт, играет, пляшет. Наступила пора света и тепла.

( По В.Бианки)

2. Подберите заголовок к тексту.

3. Определите тип текста. Докажите.


жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж


Работа № 10

1. Прочитайте текст.


Красив русский лес зимой. Спят высокие сосны. Синеватые тени их длинных стволов легли на белые пухлые сугробы.

Задремали и ели. Низко склонили они свои мохнатые лапы.

Только очень внимательный человек может подметить жизнь в лесу. Зимний лес откроет ему свою красоту.

( По И.Соколову-Микитову)

2. Подберите заголовок к тексту.

3. Определите тип текста. Докажите.

4. Составьте текст-рассуждение на тему: « Почему зимой у зайца шуба белая?»



жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж


жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж




Работа № 11

1. Прочитайте текст.

Одна из крупных рыб наших водоёмов – щука. Она живёт в неглубоких местах, заросших водорослями. Щука отличается от других рыб длинным телом, покрытым пятнами, крапинками. У неё длинная приплюснутая голова и огромная пасть, полная острых игольчатых зубов. Прячась в водорослях, она стремительно нападает оттуда на свою жертву. Растёт щука быстро, живёт долго.

(В.Н.Серов «Наша новгородская земля»)


2. Подберите заголовок к тексту.

3. Определите тип текста. Докажите.

4. Составьте и запишите текст-описание, об одной из рыб, которая водится в нашей реке Перетне.




жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!