Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я поделюсь опытом использования регионального компонента в образовательной деятельности по социальному развитию дошкольников.
Детство – каждодневное открытие мира,
поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
В. А. Сухомлинский.
В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей – обязательной части и формируемой участниками. Среди направленной образовательной программы дошкольного учреждения важное место занимает региональный компонент.
Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе.
Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; вооружение дошкольников системой знаний о регионе.
Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.
Работа по региональному компоненту реализовывается через все формы работы с детьми и культурные практики:
-в образовательной деятельности (занятия);
- в игре;
-в совместной деятельности педагога с детьми по всем основным направлениям развития ребёнка;
-в культурно – досуговой деятельности;
-в самостоятельной деятельности детей;
-в совместной деятельности с родителями воспитанников;
-в работе с социумом.
В основу реализации регионального компонента положены следующие принципы:
- Принцип развивающего обучения.
Правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. (Л. С. Выготский).
- Принцип взаимодействия с социальными институтами.
Мы реализуем в сотрудничестве с семьёй, Курчатовским краеведческим музеем, Курским археологическим музеем, (В работе с детьми используем доступные материалы Курского археологического музея, например, брошюры, фотографии и пр.); детской школой искусств, городской библиотекой, школой №6 и т. п.;
- Принцип личностно-ориентированного обучения.
Партнерство, соучастие и взаимодействие — приоритетные формы общения педагога с детьми.
- Принцип наглядности — Это широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, слайды, фотографии родных пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д.;
- Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному);
- Принцип занимательности – то есть изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды непосредственно образовательной деятельности, стремиться к достижению результата.
Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства (музеи, библиотеки, школа и т.п.)
Так в рамках проекта «В мире профессий» была увлекательная и познавательная экскурсия в краеведческий музей, где дети не только познакомились с профессий геолога, но и увидели археологические находки нашего края. Это также способствовало формированию социально-коммуникативной грамотности.
В рамках другого проекта «Богатыри – защитники Русской Земли» также была организована поездка в городской музей, где дети познакомились в занимательной форме с прошлым нашего Отечества. Воспитанникам были представлены наконечники стрел и кольчуга, которая была найдена на территории Курской области, на месте где ранее стояла богатырская застава. Дети смогли погрузиться в атмосферу прошлого и почувствовать себя настоящими богатырями.
Посещение библиотеки это важная форма работы при реализации регионального компонента. Так, например, в рамках проекта «Пернатые друзья», целью которого было не только воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым, но и обогатить знания детей о птицах Курской области, их жизни, повадках, о роли человека в их жизни, дети посетили городскую библиотеку, где было проведено мероприятие, посвященное Дню птиц, 15 января. Воспитанники участвовали в викторине «Зимующие птицы», закрепили имеющие знания и познакомились с зимующими птицами родного края.
С проектом наша группа участвовала в муниципальном этапе массового мероприятия «Операция «Покормите птиц зимой!», где заняла первое место.
Неоднократно наши воспитанники посещали Информационный центр. Помощь в организации экскурсии оказывали родители. Дети в доступной форме узнали о том, как работает атомная электростанция, что является топливом, увидели специальную одежду персонала, и, конечно, получили заряд хорошего настроения.
Курская земля взрастила немало именитых поэтов, писателей, литераторов. Тесно связано с нашим краем творчество Елены Благининой, Даниила Хармса, Аркадия Гайдара, Афанасия Фета, Евгения Носова, Николая Асеева. В нашем саду есть традиция проводить литературные гостиные. Например, в подготовительной группе №12 прошло мероприятие «Волшебница Зима», где дети, на фоне музыки нашего земляка, композитора Георгия Васильевича Свиридова, читали стихи родных поэтов.
Не забываем мы знакомить и с творчеством современны курских писателей, например, Марины Малец.
В рамках проекта «Во всех ты, душенька, нарядах хороша», в группе №2 прошел фольклорный праздник, посвященный курскому сарафану. Дети были погружены в атмосферу прошлого, пели песни, водили хоровод «Тимоня» и познакомились с традиционным курским костюмом, его деталями.
Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимают народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам: Осенняя ярмарка, Рождество, Новый год, Масленица, День птиц и др.
Мы стараемся организовывать встречи с интересными людьми, одна из последних была приурочена ко Дню Защитника Отечества. К нам гости приходили военнослужащие Росгвардии города Курчатова.
Поддержка со стороны родителей имеет большое значение. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним.
В нашем детском саду реализуются разнообразные формы сотрудничества с семьей: анкетирование, родительские собрания, консультации, оформление стендовой информации, совместные праздники, выпуск буклетов, выставки народноприкладного творчества, совместные акции и т. д. Родители в свою очередь помогают собирать экспонаты для мини-музея, предоставляют фотоматериалы, участвуют в народных праздниках, шьют народные костюмы, оформляют развивающую среду, т.е. являются активными участниками мероприятий, проводимых в детском саду.
Таким образом, введение регионального компонента в содержание дошкольного образования и построенная таким образом целенаправленная и систематическая работа в детском саду, позволяет знакомить дошкольников с основами краеведения, культурой и историей родного края на доступном уровне. Все это способствует формированию ребенка как гражданина своего города, своей страны и как настоящего патриота.