СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование самостоятельной работы для развития способностей учащихся.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы. Статья посвящена одной из важных проблем современного образования- мотивация учащихся к изучению предмета, развитие интереса, творческого и нравственного потенциала. В статье я подробно описываю свой опыт работы.  

Просмотр содержимого документа
«Использование самостоятельной работы для развития способностей учащихся.»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ.


Автор: Фомина Елена Александровна

учителя математики МОУ СОШ №2
города Кондопоги.


Статья посвящена одной из важных проблем современного образования- мотивация учащихся к изучению предмета, развитие интереса, творческого и нравственного потенциала. В статье я подробно описываю свой опыт работы.

Перед современной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать реальность и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых качеств личности школьника.

Целью деятельности учителей является формирование свободной социально-компетентной личности, способной к саморазвитию и самореализации с использованием системного личностно-ориентированного подхода к процессу воспитания.

Целью индивидуальной педагогической деятельности учителя математики является эффективное построение учебного процесса на любой ступени обучения, учитывающее разно уровневую подготовку учащихся, привлечение их к исследовательской работе, подготовка к поступлению и учебе в вузах и других учебных заведениях.

В своей профессиональной деятельности я ставлю цель – создание условий, способствующих развитию разносторонней личности, способной осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам окружающего мира. Считаю необходимым организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми учащимися базового уровня подготовки, соответствующего Государственному Стандарту образования.

В педагогической деятельности ставлю несколько задач:

- дать учащимся качественные знания по математике;

- раскрыть способности, интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал каждого учащегося;

- привить навыки самостоятельной работы с ориентацией на дальнейшее обучение в различных учебных заведениях;

- совершенствование форм организации учебной деятельности;

- использование новых педагогических технологий, эффективных методик обучения;

- развивать и укреплять интерес к математике.

Все это позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями, а учащимся достигать определенных успехов в учебе и реализации своих планов по получению дальнейшего образования.

Обучение на уроке стараюсь организовать в атмосфере доброжелательности и целеустремленности. Материалы к уроку подбираю так, чтобы создать ситуацию успеха по пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. На уроках использую работу в группах, индивидуальную работу, учитывая образовательные потребности каждого учащегося.

Стараюсь ежеурочно развивать и поддерживать интерес к предмету. В целях эффективного использования рабочего времени на уроках использую различные формы организации учебного процесса: уроки, лекции, практикумы, консультации, дополнительные занятия, конкурсы. На уроках стараюсь сочетать групповую форму работы с индивидуальной и самостоятельной, подбираю и составляю развивающие, логические, проблемные, интеллектуальные задания, которые носят обучающий, занимательный и развивающий характер, воспитывают у учащихся веру в свои силы.

Основное внимание направлено на то, чтобы все учащиеся достаточно твердо усвоили основные дидактические единицы программы. Очень важная для преподавателя задача – научить всех учащихся самостоятельно приобретать знания, а этого можно достичь путем вовлечения их в активную деятельность на всех этапах обучения

В связи с этим я выбрала тему, над которой работаю, это - «Использование самостоятельной работы для развития способностей учащихся». Научно-технический прогресс, информационная революция требуют от человека способность ориентироваться в нарастающем потоке информации. Поэтому возрастает роль самостоятельной работы школьников, способствующей формированию навыков, творческой деятельности и информационной культуры.

В ходе работы над методической темой провожу открытые уроки, уроки-зачеты, уроки-семинары, уроки-конференции, практикую домашние самостоятельные творческие задания, применяю компьютерные программы, разрабатываю проекты с учащимися. 
Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях: 
• как средство наглядности учебного процесса (презентации, моделирование), 
• для индивидуализации ученого процесса, 
• для организации коллективной и групповой работы (проекты), 
• как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы, интерактивные тесты и другие виды работ). 

Одним из средств активизации умственной деятельности, учащихся на уроках математики является выполнение самостоятельной работы.

Самостоятельная работа, включаемая в процесс обучения, это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, по его заданию в специально отведённое для этого время. Самостоятельная работа содействует формированию самостоятельности как качества личности, способствует реализации принципа индивидуального подхода, позволяет дифференцировать учебные задания и тем самым содействовать достижению сознательного и прочного овладения знаниями.

Самостоятельная работа включает два этапа: подготовительный и исполнительный. На первом этапе ученики знакомятся с заданием, осмысливают его, выделяют, что нужно сделать, какие потребуются для этого задания и действия, составляют план выполнения задания. Второй этап заключается в том, что ученики, поняв задание и составив план действий, выполняют и проверяют его.

В процессе самостоятельной работы детей очень важно наблюдать за её выполнением, держа под особым контролем тех учеников. Которые испытывают затруднения. Большое значение имеют и навыки самопроверки и самопроверки. Каждая самостоятельная работа должна быть тщательно проверена учителем, или самими учащимся по предложенному образцу.

Опираясь на требования образовательного стандарта можно выделить следующие виды самостоятельных работ: закрепление пройденного материала, систематизация и обобщение знаний, получение новых знаний, формирование умений и навыков, развитие творческой деятельности учащихся.

Закрепление пройденного материала – необходимое условие эффективности учебного процесса. На уроках математики данный вид работ требует постоянного наличия и включает примеры заданий из каждого раздела пройденной темы.

Систематизация и обобщение знаний школьниками в ходе самостоятельной работы является важным и необходимым условием для детального понимания учебного материала и формирования способностей к сравнению, анализу, синтезу, обобщению и конкретизацию. На уроках математике в качестве подобных задания мною применяются учебные задания в виде тестов и диагностических работ.

Современные методы обучения должны предполагать переход от типичной для традиционного обучения схемы «услышал – запомнил - пересказал» к схеме «познал путем поиска вместе с преподавателем и товарищами – осмыслил – запомнил – оформил свою мысль – применил полученные знания в жизни» (Н.В. Матецкии, О.Г. Харазян Современный урок систематизации и обобщения знаний учащихся http://www.rusnauka.com/12.APSN_2007/Pedagogica/20654.doc.htm).

Учебная программа по математике дает большие возможности к осуществлению данной схемы обучения, направленной на поиск новых знаний. Например, при изучению тем по геометрии после объяснения основных моментов школьникам предлагается самостоятельно доказать теорему или предложить аксиому в ходе рассмотрения конкретной задачи.
Я постоянно ищу пути повышения эффективности обучения, использую разнообразные способы передачи знаний, нестандартные формы воздействия на личность, способные заинтересовать учащихся, стимулировать и мотивировать процесс познания.

На уроках я применяю современные образовательные технологии:

- информационно-коммуникационные технологии;

- развивающее обучение и личностно-ориентированное: урок «Параллельные

прямые», «Перпендикулярные прямые»;

- игровые технологии: урок-сказка «Смешарики в стране десятичных

дробей», урок - КВН, урок – путешествие, урок – смотр знаний, игра

«Счастливый случай»;

- проектное обучение: урок –проект «Симметрия в архитектуре», «Все о

треугольниках».

- совмещаю образовательные технологии в одном уроке.

Так, при изучении нового материала, целесообразно использование проектора, позволяющего отобразить все происходящее на экране компьютера на большом экране. Таким образом, учитель может читать лекции без рисования мелом на доске и заметно ускорить подачу материала. При этом используя интерактивные чертежи и рисунки, дать наглядное представление о фигурах в стереометрии.

Современные электронные средства образовательного назначения позволяют создавать презентации к урокам, тестирующие работы по математике, а также предоставляют широкие возможности для проектной деятельности. На уроках математики учениками были реализованы проекты «Как люди научились считать», (в 6 классе), «Рисуем на координатной плоскости» (в 6 классе), «Математический зоопарк» (6 класс) и др., в качестве зачетных работ принимаются рефераты – как ознакомление с темой, выходящей за рамки учебника. 

Я создаю собственные электронные средства обучения, а именно – электронный дидактический материал (компьютерные задания и презентации с изложением нового материала), по отдельно взятым темам алгебры и геометрии. Также при проведении уроков и при подготовке к ним я использую материалы нового поколения единой коллекции цифровых образовательный ресурсов, размещённой на сайте в Интернет:http://school-collection.edu.ru/catalog/.

В своей деятельности руководствуюсь демократическим стилем общения. При проведении уроков и внеклассных занятий обязательно учитываю возрастные особенности своих учеников и их способности. Психологическая атмосфера в классе доброжелательная, основанная на взаимном уважении, доверии и открытости. Всячески способствую развитию интереса учеников к математике: применяя активные формы деятельности (групповая работа, дидактические игры, работа в системе уровневой дифференциации), используя опорные схемы, таблицы, алгоритмы, которые дают возможность детям получать глубокие и прочные знания. Применяю различные методы в индивидуальной работе со школьниками: метод личного примера, внушения, стимулирования, требования, поручения. Так в 5- 6 классах стараюсь чаще проводить диктанты с взаимопроверкой по вариантам. Домашнее задание по теоретической части темы задаю в виде кроссвордов, мини-сочинений, что способствует развитию творческой активности. Работая 6-7 классах, стараюсь научить самостоятельно работать с учебником, выработать умение выделять главное из прочитанного и составлять смысловой конспект по заданной теме. Многие учащиеся, не активные ранее на уроках, начинают выступать со своими работами перед одноклассниками, появляется интерес к предмету. На моих уроках присутствует взаимопонимание, уважение к мнению педагога и товарищей. Как итог этого – развитие самостоятельности, любознательности и стремления достичь большего.
Общие интеллектуальные способности учеников разные, разная у них и обучаемость: кто-то может очень быстро усвоить новый материал, кому-то нужно гораздо больше времени, большое число повторений для закрепления материала, для кого-то предпочтительнее слуховое восприятие новой информации, для кого-то зрительное. При работе с учащимися, испытывающими трудность в обучении, стремлюсь формировать положительное отношение к учению. Для этого использую занимательный материал, касающийся сущности изучаемого, поощряю успехи ребенка, демонстрирую личное расположение, внимание, готовность к оказанию помощи. Для профилактики неуспеваемости целенаправленно расставляю акценты в обучении на различных этапах урока, а именно:

•при изложении нового материала;
• в ходе самостоятельной работы.

Индивидуальную работу с одаренными детьми организую разными способами: решение в классе дополнительных задач, стимулирование поиска различных вариантов решения задачи, предложение дополнительных заданий для домашней работы, знакомство учащихся с дополнительной литературой по предмету, стимулирование поиска различных доказательств одной и той же теоремы.
С целью продвижения вперед учащихся с различным уровнем подготовленности применяю следующие формы работы на уроке:
• сочетание теории и практики на каждом уроке (урок делится на две части: первая часть обучение всех, вторая – два параллельных процесса: самостоятельная работа учеников и индивидуальная работа учителя с отдельными учениками). Данная форма работы позволяет организовать индивидуальную и дифференцированную форму работы на уроке, при этом предлагаю учащимся новые виды заданий, постепенно усложняя их.
• работа в малых группах, в ходе которой работу можно выполнять по нескольким траекториям: дифференцированные группы по уровню знаний, группы для организации взаимопомощи, в которых наиболее подготовленные учащиеся контролируют, помогают и оценивают своих товарищей. Такая форма работы способствует организации дифференциации учащихся, а также развитию коллективизма, коммуникативных качеств.
• индивидуальная работа, где каждому учащемуся предлагается набор заданий, выполнение которых позволяет переходить от наиболее простого материала, к более сложному. Обычно такие задания предлагаю, как обучающие работы.

Есть ученики, обладающие хорошо развитым логическим мышлением и хорошо усваивающие предметы естественно-математического цикла, но не испытывающие склонности и интереса к гуманитарным дисциплинам. А есть ученики с хорошо развитым образным мышлением, глубоко чувствующие, но не любящие математику. Конечно, можно учить столь разных учащихся одинаково, но качество образовательного процесса снизится. Чтобы организовать продуктивную деятельность школьников, необходимо осуществлять на отдельных этапах уроков дифференцированное обучение. Дифференцированные задания позволяют обеспечить усвоение всеми учениками содержания материала, которое может быть различным для разных учащихся, но обязательным для всех выполнением инвариантной части.
           Самостоятельная работа – неотъемлемая часть моих уроков. Учу ребят эффективному распределению времени в самостоятельной работе, формирую личную ответственность школьников за результаты своего труда. Развиваю у детей умение работать не только индивидуально, но и в группах различного рода, распределять правильно обязанности, нести ответственность не только за себя, но и за результаты деятельности товарищей, уважать мнение членов группы. Умею прогнозировать результаты своей работы, намечаю пути закрепления и дальнейшего развития достигнутого, предусматривая при этом этапы последовательного устранения недостатков.

Для развития познавательно интереса учащихся большую роль играет внеклассная работа по предмету, которая сочетается с учебной работой, имея общую цель, хотя и отличается организационными и методическими формами. Внеклассная работа создает условия для более полной реализации потенциала учащихся, для формирования творческих и практических умений, для действенности знаний. Во внеклассной работе применяю следующие формы и методы: игры, викторины, выпуск математической газеты, провожу математические недели, привлекаю ребят к участию в математических олимпиадах, боях. Учащиеся принимали участие в школьной олимпиаде, а также в конкурсе «Кенгуру», «Мультитест», в учебно-исследовательской конференции обучающихся. Некоторые принимали участие первый раз, но делали это с удовольствием. Участие в игре показало, что они тоже могут решать задачи разной сложности.

В каждом классе, кроме детей со слабым и средним интеллектуальным развитием, есть и сильные дети, к сожалению, их единицы. С целью достижения высокого уровня знаний такими детьми использую в работе с ними дополнительные занятия: кружки, факультативы. Организовываю помощь в подготовке учащихся к успешной сдаче ЕГЭ и продолжению дальнейшего образования, разбираю на консультативных занятиях задания из пособий для подготовки к сдаче ЕГЭ, отвечаю на вопросы ребят, которые возникают у них в ходе самостоятельной подготовки.

Чтобы следить за качеством усвоения программного материала, своевременного выявления типичных и случайных ошибок, применяю разнообразные виды контроля знаний учащихся: контрольные работы, самостоятельные работы дифференцированного характера, зачеты, тестирование. В своей практике использую метод рефлексии, который помогает научить детей самооценке знаний. В начале года провожу стартовые контрольные работы, в конце — итоговые. Анализируя результаты контрольных работ, можно проследить общую картину об изменениях в знаниях, умениях и навыках. Данная система работы позволяет мне своевременно корректировать учебный процесс. Уровень обученности во всех классах стабилен. Но есть проблемный класс с низкой мотивацией к учению, поэтому главная моя задача при работе в этом классе сохранить 100% успеваемость. В этом классе я использую самостоятельные, контрольные работы с учетом индивидуальных способностей учащихся.

Считаю необходимым поддерживать уровень профессионального роста. Профессиональное мастерство повышаю посредством занятий на курсах повышения квалификации, посещения различных тематических семинаров, уроков своих коллег, изучения различных педагогических технологий, приобретения методической литературы. Обобщенный в этих источниках опыт применяю в своей работе.

Изучаю материал в сети творческих учителей. В своей работе использую достижения из практики своих коллег, передовой педагогический опыт, публикуемый на страницах педагогической и методической литературы. Участвую в работе районного методического объединения учителей математики. Обмениваюсь опытом в сетевых сообществах учителей математики.

Работаю над методическим оснащением уроков. Разработала рабочие учебные программы по математике для 5-11 классов; программы кружковых, факультативных занятий 5-11 классов: «Решение иррациональных уравнений и неравенств», «Решение уравнений и неравенств с модулем», «За страницами учебника математики», «Занимательные задачи» и т.д.

Залог плодотворной деятельности учителя и школы в целом во многом зависит от психологической атмосферы в коллективе. Считаю наш коллектив сплоченным, профессионально компетентным. Обмениваюсь опытом работы по предмету, делюсь опытом проведения внеклассных мероприятий, использования новых технологий в учебном процессе.
В своей профессиональной деятельности я вижу больше положительных моментов, но имеются и трудности: я считаю, что количество часов, отведенных на изучение предметов по программе математики, недостаточно для более качественной подготовки учащихся к ЕГЭ и итоговой аттестации в новой форме. Как учителю-предметнику требуется готовить дополнительно большое количество дидактического материала, искать решение множества нестандартных задач. В заключении хочется добавить, что, несмотря на внедрение инновационных технологий в образовательный процесс, не стоит забывать, что на уроках должны иметь место и традиционные формы обучения, которые помогают также добиться хороших результатов. Учитель должен уметь комбинировать элементы всех форм, методов, технологий и приемов обучения, как современных, новых, так и традиционных, старой школы, для достижения главной цели – научить ребенка учиться жить. Целью современной школы является формирование личности информационной, то есть способной не только, и не столько выполнять свои функции, сколько принимать критические решения и устанавливать новые отношения в быстро меняющейся реальности. От учителя, а значит от меня, в данных условиях требуется построить педагогический процесс в соответствии с потребностями и целями современного общества.


Литература:

1. Матецкии Н.В., Харазян О.Г. Харазян Современный урок систематизации и обобщения знаний учащихся: http://www.rusnauka.com/12.APSN_2007/Pedagogica/20654.doc.htm

2. Паламарчук Г.А. Формы организации учебной деятельности. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/formy-orghanizatsii-uchiebnoi-dieiatiel-nosti.html

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования - [Электронный ресурс] – Режим доступа:

https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/01/15/fgos_srednego_obshchego_obrazovaniya.pdf

                                                         




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!