СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ситуативной методики на уроках литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье говорится об использовании ситуативной методике, позволяющей студентам проявлять и совершенствовать навыки учебной работы, применять на практике теоретический материал, кроме того данный метод позволяет увидеть неоднозначность решения прблем в реальной жизни.Ситуативную методику ещё называют кейс-методом.

Просмотр содержимого документа
«Использование ситуативной методики на уроках литературы»

Инёшина Людмила Геннадиевна,

кандидат педагогических наук, преподаватель,

ГАП ОУ РС(Я) «Якутский автодорожный техникум»,

г. Якутск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИТУАТИВНОЙ МЕТОДИКИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Ситуативная методика в последние годы становится одной из эффективных методик преподавания в средних профессиональных учебных заведениях. Поэтому усилия по ознакомлению, изучению и практическому применению данной методики не окажутся излишними. Использование ситуативной методики позволяет обучающимся проявлять и совершенствовать навыки учебной работы, применять на практике теоретический материал, кроме того, данный метод позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни.

Ситуативную методику обучения часто называют кейс-методом. Кейс-метод как форма обучения – это не изобретение нашего времени, он возник еще в начале прошлого века на базе школы бизнеса Гарвардского университета. Суть метода состоит в том, что студенты получают пакет (кейс) заданий, не имеющих точного решения. Соответственно от обучающегося требуется или определить проблему и пути ее решения, или выработать варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена. «Case-study – метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией; осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей, навыки групповой работы» [1].

Их можно классифицировать в зависимости от того, какой именно творческой работы они требуют. В частности, выделяются методы инцидента, разбора деловой корреспонденции и ситуативного анализа.

Самым распространенным на сегодняшний день является метод ситуационного анализа, позволяющий глубоко и детально исследовать проблему. Обучающемуся предлагается текст с подробным описанием возникшей ситуации и ставиться задача, требующая решения. Могут быть также предложены для анализа уже реализованные модели. В этом случае главная задача – определить путем анализа их целесообразность. Здесь можно выделить практические кейсы, которые отражают абсолютно жизненные ситуации; обучающие кейсы, основой задачей которых выступает обучение; научно-исследовательские кейс, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. По сути дела, этот кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятие решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.

Хотя каждый кейс несёт обучающую функцию, степень выраженности всех оттенков этой функции в различных кейсах различна.

Во-первых, он отражает типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни, и с которыми придется столкнуться специалисту в процессе своей профессиональной деятельности.

Во-вторых, в обучающем кейсе на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи, что предопределяет значительный элемент условности при отражении в нем жизни.Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, практические, а такие, какими они могут быть в жизни[3].

Подобное же свойственно и для исследовательского кейса. Его основной смысл заключается в том, что он выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведение в ней. Обучающая функция его сводится к обучению навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования.Строится этот кейс по принципам создания исследовательской модели. Доминирование исследовательской функции в нём позволяет довольно эффективно использовать его в научно-исследовательской деятельности.

Три разновидности кейс-технологии



Кейс-метод (метод ситуационного анализа)

Кейс-стади или метод погружения (применяется при блочном обучении)

Собственно кейс-технология (применяется чаще при дистанционном обучении)








Разновидности кейсов по степени сложности:

Первая степень: предполагает наличие практической ситуации и ее решения. Студентам предлагается определить, подходит ли решение для данной ситуации и возможно ли иное решение.

Вторая степень: существует некая практическая ситуация – необходимо найти ее решение.

Третья степень: наличествует практическая ситуация – необходимо определить проблему и найти пути ее решения.

Цели, достигаемые при использовании кейс-технологий:

  • развитие аналитического, творческого, критического, ориентированного на применение и решения проблем мышления;

  • практика поиска и выработки альтернативных решений, осознание многозначности практических (возникающих в реальной профессиональной деятельности) проблем и жизненных ситуаций;

  • способность и готовность к оценке и принятию решения;

  • гарантия более качественного усвоения знаний за счёт их углубления и обнаружения пробелов знаний;

  • развитие социальных компетенций при работе в группе (включая учебу у других и с другими)[4].

Естественно, при использовании каждого из перечисленных методов обучающиеся получают также пакет вопросов, на которые им необходимо найти ответы для понимания сути проблемы. Кроме того, кейс-технологии предполагают как индивидуальную работу над пакетом заданий, так и коллективную, что развивает умение воспринимать мнение других людей и умение работать в команде.

Содержание кейсов может быть самым разнообразным: художественные произведения, кинофильмы, кейсы могут затрагивать собственный жизненный опыт студентов и многое другое.

Таким образом, акцент переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием. Обучающиеся получают возможность соотносить теорию с реальной жизнью, проводить глубокий сопоставительный анализ произведений и явлений жизни, в которой будущим выпускникам пригодиться умение делать выводы, отстаивать свою позицию. По типу и направленности кейсы можно подразделить на тренировочные, обучающие, аналитические, исследовательские, систематизирующие и прогностические.

Наблюдение за решением каждого кейса дает преподавателю возможность увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно, креативно. Если работа ведется в группе, то способен ли обучающийся подхватить чужую мысль и развить ее.

Различаются кейсы также и по объему. Полные кейсы (в среднем 20-25 страниц) предназначены для работы в группе в течение нескольких дней. Сжатые кейсы (3-5 страниц) – для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию. Мини-кейсы (1-2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для разбора в классе и зачастую используются в качестве иллюстрации к тому, о чём говорится на занятии. Решение кейсов одинаково эффективно в групповой работе, в работе в парах, в индивидуальной работе. Результат может быть представлен в виде презентации, защиты проекта, сочинения-миниатюры, устного выступления и так далее[2].

При умелом использовании такого рода деятельности на уроках происходит самопроизвольный переход обучающихся от внешней мотивации обучения к внутренней регуляции самообучения. Таким образом, появляется возможность максимально индивидуализировать процесс обучения.

Задания не должны носить примитивный характер и причисляется кейс методам по формальным признакам. Каждый кейс – это серьезная методическая разработка, которая должна учитывать возрастные особенности и творческие способности обучающихся.

Управляемость процесса обучения состоит в том, что право подбора информации (при допустимости участия обучающихся на стадии подготовки кейса) принадлежит учителю. Он может прогнозировать ход обсуждения, а также варианты предлагаемых решений, оригинальные нестандартные решения. Кейс-технологии сегодня противопоставляются таким видам работы, как ответы на вопросы преподавателя, пересказ текста, и т.п. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач. Данный метод способствует развитию умений студентов самостоятельно принимать решения; кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к ним.

Обучающиеся должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других студентов и преподавателя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому преподаватель должен помочь им рассуждать, спорить, а не навязывать свое мнение. Обучающиеся должны понимать с самого начала, что риск принятия решений лежит на них, преподаватель только поясняет последствия принятия необдуманных решений.

Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении студентов отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении всех обучающихся группы в процесс анализа кейса.

Ситуационная методика опирается и включает в себя многочисленные методы преподавания, но предпочтение отдается методам стимулирования и мотивации учебно-воспитательной деятельности. Таким образом, кейс-метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входит моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, ТРИЗ и другие формы и методы преподавания, которые выполняют в кейс-методе свои роли.

Метод, интегрированный в кейс-метод

Характеристика его роли в кейс-методе

Моделирование

Построение модели ситуации

Системный анализ

Системное представление и анализ ситуации

Мысленный эксперимент

Способ получения знания и ситуации посредством ее мыслительного преобразования

Методы описания

Создание описания ситуации

Проблемный метод

Представление проблемы, лежащей в основе ситуации

Метод классификации

Создание упорядоченных перечней, свойств, сторон, составляющих ситуации

Игровые методы

Представление вариантов поведения героев ситуации

«Мозговая атака»

Генерирование идей относительно ситуации

Дискуссия

Обмен взглядов по поводу проблемы и пути ее решения


Кейс-технологии – один из механизмов, способных развить коммуникативные и творческие способности студентов. Сюжетную канву на уроках могут составлять как художественная, так и публицистическая литература. Наиболее простой вариант кейса – обучающимся дается некий отрывок текста, несущего в себе нравственную проблематику, и предлагается придумать, предугадать, как будут развиваться события дальше.

В целом же художественные произведения русской литературы полностью подходят для изучения их с помощью кейс-технологий, так как их идейным содержанием является не внешняя составляющая, а глубокий внутренний мир героев, их искания, морально-этическая черта русского литературного творчества – гуманизм.

Кейс метод помогает придать новое свежее звучание, казалось бы, давно избитым и наскучившим проблемным вопросам: «мне нравится (не нравится) Наташа Ростова»; «Евгений Онегин – посредственность или личность»; «Печорин – злодей или несчастный человек»; «Базаров – глупый или умник» и т.д.

На уроках литературы используются кейсы различной степени сложности. Первая степень предполагает наличие практической ситуации и ее решения. Студентам предлагается определить, подходит ли решение для данной ситуации и возможно ли иное решение. Например, согласны ли вы с утверждением критика Николая Добролюбова, назвавшего Катерину «лучом света в темном царстве»?

Вторая степень сложности: существует некая практическая ситуация – необходимо найти ее решение. Например, «чем обусловлена тема «лишнего человека» в русской литературе 19-ого века»? Или «чем обусловлено появление «маленького человека» в русской литературе 19-ого века»?

Третья степень сложности: наличествует практическая ситуация – необходимо определить проблему и найти пути ее решения. Например, при разборе романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» предлагается определить главную тему, проблему произведения. Решить такой кейс студентам предлагается сращу после первого прочтения романа. Как правило, большинство обучающихся сбивается на пересказ прочитанного, воспроизводят сюжет. Некоторые из них главной темой произведения видят социальные проблемы, проблему несходства характеров разных поколений дворянского общества и т.д.

Решений может быть множество, и почти все варианты имеют право на существование, аргументацию и обсуждение. Кейс может быть представлен в виде всего лишь одного предложения – цитаты из текста. Например, как вы понимаете пушкинские строки: «Привычка свыше нам дана, замена счастию она»?

Подготовленные в письменном виде, эти кейсы читаются, изучаются и обсуждаются студентами и составляют основу беседы, дискуссии под руководством преподавателя. После прочтения и детального анализа всего произведения выясняется истинное значение данных строк, сверяется с предложенными толкованиями до знакомства с произведением.

Ситуативные кейсы на уроках литературы могут быть связаны с проблемами и перспективами взаимоотношений между главными героями произведения; с составлением хронологических таблиц событий и даже с составлением карт маршрута передвижения главного героя.

При использовании кейс-метода в практической деятельности следует помнить об основных идеях (принципах) данного метода:

  • как указывалось выше, кейс-метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, темам, истина в которых неоднозначна;

  • в процессе сотрудничества преподавателя и студента, усилия последнего направлены не на овладение готовым знанием, а на его выработку;

  • результатом такой деятельности является не только получение знаний, но и формирование навыков учебной работы. Несомненно, такие навыки будут востребованы и в будущей профессиональной деятельности обучающихся;

  • важным достоинством кейс-метода является и формирование ценностей, жизненных установок студентов.

Занятия по анализу конкретной ситуации ориентированы на использование и практическое применение знаний, полученных в период теоретической подготовки, а также умений, опирающихся на предыдущий опыт практической деятельности слушателей. Можно выделить следующие цели и области применения метода анализа конкретной ситуации:

  • закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях (после теоретического курса);

  • отработка навыков практического использования концептуальных схем и ознакомление обучающихся со схемами анализа практических ситуаций (в ходе семинарских занятий, в процессе основного курса подготовки);

  • отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений (в рамках тренинговых процедур);

  • экспертиза знаний, полученных студентами в ходе теоретического курса (в конце программы обучения).

Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс-метод, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из технологий ситуативного анализа должна быть внедрена с учетом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс-методов, их подготовки и проведения.

При использовании такого рода деятельности на уроках как решение кейсов, особенно в сочетании с формой дебатов, происходит самопроизвольный переход студентов от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно-волевой регуляции самообучения, формируются ключевые образовательные компетенции и новый тип мышления, отвечающий запросам времени.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Рейнгольд, Л.В. За пределами CASE-технологий / Л.В. Рейнгольд // Компьютерра. – 2000. – №13-15.

  2. Смолянинова, О.Г. Информационные технологии и методика CaseStudy в профессиональном обучении студентов педагогического вуза: Труды II Всероссийской научно-методической конференции «Образование XXI века: инновационные технологии, диагностика и управление в целях информатизации и гуманизации». – Красноярск, 2000.

  3. Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода CaseStudy // Инновации в российском образовании. – М.: ВПО, 2000.

  4. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред. Ю.П. Сурмина. – Киев: Центр инноваций и развития, 2000.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!