Использование современных образовательных технологий в проведении факультативных занятий.
Папко Татьяна Ивановна, учитель математики учреждение образования «Старолепельская базовая школа Лепельского района».
Приобретать знания – храбрость
Приумножать их – мудрость
А умело применять – великое
искусство.
/Восточная мудрость/
Обучая математике, я стремлюсь развивать познавательную, творческую активность учащихся, пробуждать в них потребность в знаниях, формировать навыки самостоятельной учебной работы. Решать эти задачи можно через факультативные занятия, проводимые в школе. Факультатив организуется не только для углубления знаний учащихся, но и для развития разносторонних интересов и способностей школьников, сознательного отношения к учебе, умения самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в научной информации, знакомиться с важнейшими достижениями науки и техники.
При отборе современных образовательных технологий для организации и проведения факультативных занятий нужно руководствоваться целесообразностью и полезностью их использования. Поэтому я в своей работе предпочтение отдаю компьютерным технологиям. Прошли те времена, когда мы на уроках и факультативных занятиях использовали только доску и таблицы. Теперь при правильном использовании возможностей компьютерных технологий на факультативных занятиях я могу разнообразить подачу повторения теоретического материала, продумать формы работы, прогнозировать результаты обучения. Использование таких возможностей имеет много положительных сторон:
четкое дозирование материала;
значительная экономия времени;
возможности демонстрации большого объема информации;
наглядность, эстетичность;
оперативная организация повторения изученного;
наглядный показ приемов и методов решения задач.
Основными дидактическими принципами, положенными в основу разработки методики проведения факультативных занятий с использованием компьютерных технологий, являются:
1. Принцип доступности, направленный на необходимость учета возрастных особенностей учащихся, организацию их деятельности в соответствии с уровнем индивидуального развития школьников.
2. Принцип проблемности, направленный на включение в содержание внеурочных занятий заданий, требующих от учащихся исследовательской деятельности и направленных на интеллектуальное развитие учащихся.
3.Принцип наглядного моделирования, направленный на формирование результата внутренних действий учащихся на основе моделирования свойств и связей объекта познания при непосредственном восприятии.
4. Принцип вариативности, направленный на понимание возможности различных вариантов решения поставленной задачи, в том числе с использованием компьютерных технологий, на нахождение рационального способа решения.
В соответствии с перечисленными принципами выделены педагогические условия, оказывающие значительное влияние на развитие творческой активности школьников на основе применения компьютерных технологий. Это создание творческой информационно-образовательной среды на базе взаимодействия форм и средств обучения на внеурочных занятиях по математике с использованием ИКТ (стимулирование ситуации успеха; работа в малых группах; готовность к дискуссиям в процессе решения поставленной проблемы и т.п.). А также расширение и укрепление межпредметных связей математики и информатики на основе интеграции предметных знаний при выполнении поставленных задач. [1]
Факультативные занятия, в основе которых используется данная система, органично вписывается в расписание учебных занятий, не требует дополнительных затрат учебного времени, не ведет к перегрузке внепрограммными знаниями, посилен для освоения школьниками, пробуждает интерес к предмету и к учению в целом.
Решая поставленную перед учителем цель факультативных занятий в школе - углубить и расширить знания, повысить интерес учащихся к предмету, развить математические способности, привить школьникам вкус к самостоятельным занятиям математикой, воспитать и развить их инициативу и творчество в своей работе, я использую на занятиях в 5 классе математические тренажеры.
Преимущество интерактивных тренажеров в экономии времени на занятии. Для отработки и совершенствования навыков устного счета применяю тренажер «Gold Arithmetic», который позволяет за 5-7 минут занятия повторить с учащимися порядок выполнения действий с натуральными числами. Результат виден на экране с указанием количества правильных и решенных с ошибками примеров. В тренажере «Действия с натуральными числами» решаются ребусы на сложение и вычитание натуральных чисел при изучении темы «Город загадочных чисел». Для закрепления умений и навыков работы с обыкновенными дробями использую математический «Биатлон», который в занимательной форме позволяет повторить материал темы. Тренажер «Рыбалка» увлекает ребят красочностью и простотой в использовании, разминка на занятии проходит интересно и творчески. Ребята с большим желанием работают на тренажерах, что повышает их интерес к математике, приучает к самостоятельности мышления.
В 9 классе на факультативных занятиях необходимо уделять внимание повторению теоретического материала школьного курса математики. Для этого наиболее рационально используются не только математические тренажеры, но и презентации, методические комплексы кабинета математики. Например, электронное средство обучения «Наглядная алгебра. 9 класс» представляет собой комплект интерактивных компьютерных моделей и тренажеров, относящихся к следующим разделам школьного курса алгебры 9 класса: функции, системы уравнений с двумя переменными, квадратичные функции, комбинаторика и теория вероятностей. В комплект входит учебный графопостроитель, с помощью которого можно строить графики стандартных функций, решать графическим способом уравнения и неравенства.
Информационно – поисковая система «Математика в задачах и решениях» позволяет учителю более грамотно, с малой затратой времени подготовиться к факультативу по решению нестандартных или сложных задач. Все задачи классифицированы и размещены в определенных папках дерева задач, которые легко просмотреть.
При использовании этих программных продуктов я смогла расширить формы деятельности учащихся на факультативах – здесь и активное слушание, и смысловое чтение, анализ видеоинформации, разворачивание информации, поданной в схемах или графиках. Очень важно, что каждый ребенок может работать на уроке в том ритме, который для него наиболее комфортен. В любой момент ученик, прослушав материал и просмотрев иллюстрации еще раз, может вернуться к вопросу, который он не понял или не разобрал до конца. Все это повышает эффективность занятия, а использование компьютерных технологий, несомненно, стимулирует интерес к математике и активизирует познавательную деятельность учащихся.
При проведении факультативных занятий я использую на уроках графическую доску. Графопостроитель «Графическая доска» предназначен для построения графиков функций по заданным условиям. В этом его отличие от учебного графопостроителя, при помощи которого преобразуются графики стандартных функций. На «графической доске» ученик должен самостоятельно нарисовать график функции, отвечающей заданным условиям. При этом программно осуществляется проверка правильности выполнения построения графика. Графопостроитель прост в использовании: шаги построения графика полностью повторяют этапы построения графика, известные школьнику из учебника.
Здесь использование компьютера позволяет контролировать каждый шаг и не подпускать к следующему шагу в решении задачи, пока не будет найден правильный вариант решения на данном этапе. В качестве вариации данного задания может быть представление наводящих вопросов при неправильном ответе или предварительная наводящая на правильный ответ подсказка, предостерегающая от ошибки.
Интерактивные дидактические материалы для занятий я разрабатываю в сервисе Learning Apps, где имею свой кабинет. LearningApps.org позволяет удобно и легко создавать электронные интерактивные упражнения. Удобство данного сервиса состоит в простоте использования и быстрой проверке результатов. При подготовке к факультативному занятию можно создать свой ресурс – небольшое упражнение для объяснения темы, для закрепления, тренинга, контроля. [2]
В результате работы с программным обеспечением различного типа я выделяю следующие принципы выбора программного продукта для использования на факультативным занятии:
Программа должна быть понятна с первого использования, как учителю, так и ученикам. Управление программой должно быть доступным в понимании.
Учитель должен иметь возможность дозировать материал по своему усмотрению и при подготовке к занятию заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация.
Программа должна позволять использовать информацию в любой форме представления (текст, диаграммы, таблицы, слайды презентаций, видео- и аудио фильмы).
Подводя итоги, хочется отметить, что современные компьютерные технологии применяются для совершенствования процесса обучения, что позволяет:
разнообразить формы и методы обучения учащихся;
повысить мотивацию за счет интересного представления информации для учащихся с применением, видео- и аудио- фрагментов, графиков, рисунков, таблиц, диаграмм;
разнообразить формы самостоятельной деятельности учащихся по работе с различного вида источниками информации;
расширить способы индивидуализации обучения при тщательном контроле над деятельностью каждого учащегося, а также за счет предоставления результатов компьютерной диагностики при выполнений интерактивных заданий.
Информационно-коммуникационные технологии как средство развития творческой активности учащихся на внеурочных занятиях по математике http://nauka-pedagogika.com
http://e-asveta.adu.by/index.php