СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование современных образовательных технологий

в образовательном процессе

Просмотр содержимого документа
«Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе»

Использование современных образовательных технологий

в образовательном процессе

Гроза В. К.,

учитель начальных классов

МОУ НШ п. Харп


Деятельность педагога – непрерывный поиск методов для достижения положительных результатов в обучении и воспитании. Личный опыт, посещение уроков и занятий других педагогов, изучение передового опыта позволяет мне использовать в работе различные технологии обучения.

Таким образом, в своей практике основываюсь на системно-деятельностном подходе в обучении и воспитание функционально грамотной компетентностной личности.

Я считаю, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес – важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к изучению, к познавательной деятельности в области одного, а может быть, и ряда учебных предметов.

На своих уроках использую такие способы, методы и приемы обучения, способствующих сознательному усвоению учебного материала, побуждающих к активной самостоятельной работе, выработке навыков самоконтроля, самооценки и формированию ключевых компетенций:

  • информационной – готовность к работе с информацией;

  • коммуникативной – готовность к общению с другими людьми;

  • кооперативной – готовность к сотрудничеству с другими людьми;

  • проблемной – готовность к решению проблем.

В соответствии с указанными приоритетами обучения, в своей педагогической деятельности руководствуюсь программой Образовательной системы «Школа 2100».В данной системе реализуются технология проблемно-диалогического обучения, технология продуктивного чтения, технология оценки учебных достижений учащихся.

С целью эффективного формирования компетенций, применяю следующие технологии:


Название технологии, метода

Использование в образовательном процессе

Проблемно-диалогическая технология 

На уроках изучения нового материала прорабатываю два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения, что и соответствует цели данной технологии.

Сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогаю ученикам обозначить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога организую поиск решения, или «открытие» нового знания.

Например: при предъявлении двух противоречивых фактов, произношу следующие реплики побуждающего диалога: «Что вас удивило? Какое противоречие налицо? Какой возникает вопрос?»

При возникновении проблемных ситуаций с разбросом мнений побуждающий диалог звучит так: «Задание было одно? А как вы его выполнили? Почему получились разные варианты? Чего мы еще не знаем?» На уроках математики ученики обычно не могут выполнить задание, включающее новый материал. Возникает проблемная ситуация с затруднением, и поэтому диалог будет другим: «Вы смогли выполнить задание? Нет? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?»

Данная технология, прежде всего, формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных.

В методическом аппарате учебников предусмотрено знакомство учащихся с этой технологией (общая для всех учебников вступительная статья «Как мы будем учиться»). Этапы технологии обозначены в учебниках плашками оранжевого цвета («Определяем проблему урока», «Решаем проблему, открываем новые знания», «Сравниваем свой вывод с авторским» и т.п.).


Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)


Данная технология направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.

Оценивается умение применять знания – качественной оценкой, переводимой в отметку.

Учу оценивать учеников сначала в диалоге со мной, постепенно переходя на самооценивание. Кроме этого использую не только алгоритм самооценки устных работ, но применяю и алгоритм самооценки письменных работ.

Использую три варианта оценивания:

  • ученик (самооценка);

  • ученик-ученик (взаимооценка);

  • ученик-учитель (корректирующая оценка и договор на окончательную оценку).

Данная технология направлена, прежде всего, на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументированно отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.

Технология оценивания реализована в предметных УМК (тетради для проверочных и контрольных работ), в «Дневнике школьника», в тетрадях по диагностике метапредметных результатов, которые я использую в своей работе.


Технология продуктивного чтения

Данная технология обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.
I этап. Работа с текстом до чтения:

в диалоге с учениками определяем смысловую, тематическую, эмоциональную направленности текста, выделяем его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

II этап. Работа с текстом во время чтения:

использую приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и т. д.

III этап. Работа с текстом после чтения:

провожу смысловые беседы по тексту,
коллективное обсуждение прочитанного, дискуссии, соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией, творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, умение извлекать информацию из текста.


Исследовательский метод

Главная особенность этого метода – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом, передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. С большим интересом они участвуют в исследовательской работе, показывают умения: работать с различными источниками информации, анализировать, сравнивать, делать самостоятельные выводы. На школьной научно-практической конференции ребята представили исследовательские работы: «Влияние звуков на умственную деятельность младших школьников», «О чем говорит упаковка» (групповая работа), презентации: «Я только Русью и жил» о творчестве В. Васнецова, «Моя любимая книга», «Подвиги ямальцев в годы войны».

Информационно-коммуникационные технологии

Учу добывать информацию из различных источников: учебник, электронные энциклопедии, средства массовой информации, ресурсы сети Интернет, видеофильмы. Обучающие компьютерные игры позволяют отрабатывать полученные умения и навыки, осуществлять дифференцированный подход, позволяя создать ситуацию успеха для учеников. При контроле – тестирование в программах Excel. В процессе обучения русскому языку, окружающему миру, литературному чтению использую мультимедийные хрестоматии, электронные энциклопедии, приложения к учебным курсам. Кроме этого использую автоматизированное рабочее место (АРМ) как учителя, так и учеников (модель мобильного обучения 1У-1К), применяя при этом электронные варианты учебных материалов (ЭОР), обучающих программ. Самостоятельно разрабатываю электронный дидактический материал.

Являюсь руководителем школьной творческой группы педагогов «Создание образовательной среды через применение модели «1 ученик : 1 компьютер»».


В работе эффективно использую активные методы обучения. Известно, что хорошо усваивается информация, которая актуальна. Стимулирование интереса к новому знанию происходит через извлечение уже известного знания и выяснение появившихся вопросов. Возникшие вопросы вызывают потребность в новых знаниях.

В поисках путей более эффективного использования рабочего времени применяю формы оптимальной организации учебной деятельности : работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это позволяет формировать коммуникативные универсальные учебные действия и, прежде всего, умение выразить свою позицию, договариваться и уважительно относиться к мнению другого.

Таким образом, оптимальное использование перечисленных технологий, форм и методов обучения стимулирует положительную мотивацию учащихся к приобретению новых знаний, ведет к повышению качества обученности, развивает у детей самостоятельность, инициативность, творческие способности, формирует умение правильно использовать знания в нестандартной ситуации.