СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование современных педагогических технологий как формы повышения профессионального мастерства педагога

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование современных педагогических технологий как формы повышения профессионального мастерства педагога»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым

«Феодосийская санаторная школа-интернат»

















«Использование современных педагогических технологий как форма повышения профессионального мастерства педагога»













Заместитель директора

по учебной работе

Калинина И.В.







2015 г.

У каждого времени есть свои приметы. Нынешнее время – время перемен. И, в первую очередь, эти перемены связаны с жизнью школы, с возросшими требованиями к процессу обучения.

Учитывая, что именно в школе происходит эмоциональное и социальное становление личности, особые требования предъявляются к учителю, призванному обеспечить это становление. “Новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников.…Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников учителя – ключевая особенность школы будущего”

Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперёд, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества. Девизом многих моих дел, в том числе и в профессиональной сфере являются слова «Пока живешь – обучайся, не жди, когда старость принесет тебе мудрость». Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед. Принципы, которые я считаю ведущими для учителя новой школы можно выразить следующей формулой: любовь к своему делу + вдохновение + компетентность + дальновидность.

Учитель новой школы – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает. Труд учителя неимоверно тяжел, но, оказавшись в трудной ситуации, вспомните совет психологов: “Не можете изменить ситуацию, измените своё отношение к ней”.

В настоящее время в образовательном процессе сложно получить высокое качество обучения и воспитания учащихся без использования широкого спектра различных технологий, поэтому мною используются следующие технологии:

Наименование технологии

Уровень использования

На уровне отдельных элементов

Апробация

Системное использование

Личностно-ориентированное обучение



+

Информационно-коммуникационные технологии

+



Здоровьесберегающие технологии



+

Исследовательские методы обучения

+



Игровые технологии



+

Метод проектов


+


Интегрированные уроки


+




Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Закономерно возросло и внимание к здоровью школьников. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но сегодня проблема стоит особенно остро. По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы наметились следующие негативные тенденции:

  • Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%)

  • Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50-60% школьников

  • Резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей

  • Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов (у 20% старшеклассников 5 и более диагнозов)

В последние десятилетия возросло число факторов, которые раньше не составляли проблем для школьных врачей, педагогов, родителей учащихся. Год от года возрастают учебные нагрузки, досуг все чаще отдается просмотру видеофильмов и компьютерным играм, что приводит к гиподинамии, нарушениям осанки и зрения. О росте числа юных курильщиков, потреблении подростками пива, проблеме токсикомании и наркомании и говорить не приходится: раньше все это не носило такого массового характера.

Сегодня каждому учителю необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребенок, как правило, нездоров. И учить его нужно так, чтобы не наносить вреда здоровью.

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.

3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на три подгруппы:

  • организационно-педагогические технологии (ОПТ) (определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиН, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний);

  • психолого-педагогические технологии (ППТ) (связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

  • учебно-воспитательные технологии (УВТ) (которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек)



1.Организационно-педагогические технологии (ОПТ)

  • Рационально составленное расписание уроков

  • Правильное составление учебных планов и содержания образования

  • Создание условий для комфортного обучения

Здоровьеразрушающие инновации

  • Бесконечные смены содержания образования и учебных планов

  • Введение спецкурсов, курсов по выбору, которые приводят к дополнительной нагрузке

  • Неправильная форма и величина школьных столов, которая приводит к потере зрения и нарушения осанки

  • Недостаточная освещенность классов, школьных коридоров

  • Недостаточное оборудование кабинетов

2.Психолого-педагогические технологии (ППТ)

  • Оптимизация учебного процесса

  • Рациональная организация учебной деятельности

  • Реализация индивидуально-дифференцированного подхода на всех этапах урока

Гигиенические критерии рациональной организации урока

Факторы.

Уровни рациональности

Нерациональный

1

Плотность урока

Не менее 60% и не более 75-80%

Более 90%

2

Количество видов учебной деятельности

4-7

1 - 2

3

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 мин.

Более 15 мин.

4

Частота чередования различных видов работы

Смена не позже чем через 7-10 мин.

Смена через 15 – 20 мин.

5

Наличие эмоциональных разрядок

2-3

нет

6

Наличие физкультминуток

На 20 или 35 мин.урока по 1мин из 3-х легких упражнений

Отсутствует

7

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Преобладают отрицательные эмоции

8

Момент наступления утомления

Не ранее 40 мин.

До 30 мин.



3. Учебно-воспитательные технологии (УВТ)

  • Работа в парах, в группах

  • Развитие воображения

  • Визуальное мышление

  • Развитие зрительной памяти

  • Мозговая гимнастика

  • Валеологическая вставка

  • Принцип разумного использования компьютера


Главный объект внимания учителя – его ученики. При этом внимание учителя должно фиксироваться не только на соблюдении дисциплины и успешности выполнения учащимися заданий, но и на психофизиологическом состоянии школьников. Первичная экспресс - оценка атмосферы в классе проводится по следующим показателям:

  • Возбуждены, например, после урока физкультуры,

  • Утомлены, выглядят уставшими

  • Взволнованны, чем-то обеспокоены

  • Сосредоточенны, настроены на урок

  • Расслабленны, расторможены

И хотя нередко встречается сочетание того или иного вариантов, оценить преобладающее настроение в классе необходимо. Для этого учителю бывает достаточно взглянуть на нескольких школьников – своеобразных индикаторов класса. Исходя из их эмоционального состояния необходимо строить свой урок. Действительно, стоит ли писать серьезную проверочную работу, если полкласса взволнованны из-за произошедшего конфликта? Может, лучше переключить их на интересную задачу, решение которой кажется такой простой, но имеет столько подводных камней? А порой бывает необходимо просто начать урок с задачи на смекалку или на логику:

  1. В книжном шкафу стоят два тома собраний сочинений. В первом томе 300 страниц, во втором 200 страниц. В шкафу завелся книжный червь и стал прогрызать книги. Он прогрыз от первой страницы первого тома до последней страницы второго тома. Сколько страниц прогрыз книжный червь? (Задача на логику. Ее ответ зависит от положения книг на полке 500 или 2)


Основной и ведущей формой обучения является урок, как главное звено всей классно-кабинетной работы

К здоровьесберегающим относятся:

  • Урок – Зачет: контроль и самоконтроль знаний

  • Урок - Игра :в играх решаются задачи на умение анализировать, выявлять взаимосвязи между величинами

  • Интегрированные уроки: межпредметные связи

  • Использование информационных технологий: поддержка урока презентацией и ИКТ

  • Интеллектуальные турниры: развивают познавательную активность

  • Исследовательская работа: самостоятельное изучение предмета, анализ, научность

  • Модульная технология

  • Проектная технология


Одной из технологий, которую я применяю на своих уроках, является метод проектов, который я рассматриваю как специальную форму организации познавательной деятельности.

Метод проектов позволяет мне строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности.

Введение элементов проектной деятельности и ее развитие позволяют уйти от однообразия образовательной среды и монотонности учебного процесса; создают условия для смены видов работы.

Учитывая, что метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, реализующуюся в течение определённого отрезка времени, как учитель организую условия для его внедрения. При выполнении проекта учащиеся решают поставленную проблему, учатся применять знания из различных областей науки, техники. Результаты выполненных проектов являются “осязаемыми”, если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, и т.д.).

Проекты “Старинные меры” в 5-м классе, “Человек и координаты” в 6-м классе, “Теорема Пифагора” в 8-м классе, «Тайны движения» 11 класс были использованы на уроках математики для расширения кругозора, для мотивации изучения отдельных разделов геометрии. Ценным в подобной работе является сам процесс: сбор и систематизация информации, попытка самостоятельно разобраться в незнакомом вопросе, сориентироваться, учащиеся выступают активными участками процесса обучения, а не пассивными статистами.

Учебный проект «Движение в пространстве» был реализован учениками 11 класса. Проект использовался в рамках учебного плана для расширения знаний учащимися по данной теме. Творческое название проекта обозначено как «Тайны движения», что вызывает у ребят интерес познания этого вопроса и увлекает их в поиск, открытия для себя новых знаний по исследуемой теме.

Основополагающий вопрос: «Движение в пространстве – неотъемлемая часть жизни или теория?».

Проблемные вопросы учебной темы: Какие виды движения в пространстве известны в геометрии? Где встречается движение в пространстве? Каким образом движение в пространстве отражается в окружающем мире?

Цели проекта:

  • Образовательные:

  • знакомство учащихся с понятием движения в пространстве и основными видами движения;

  • освоение учащимися знаний по теме «Движение в пространстве», умение решать типовые задачи;

  • познакомить учащихся с методом движения как с интересным методом решения содержательных геометрических задач на построение и доказательство;

  • совершенствование умений и навыков применения ИКТ в процессе реализации проекта;

  • обучение умениям делать аргументированные выводы;

  • обобщение и систематизация учебного материала по теме «Движение в пространстве».

    • Воспитательные:

      • пробуждение устойчивого интереса к предмету и активизации познавательной деятельности учащихся;

      • обогащение опыта самостоятельной работы с разными источниками информации;

      • умственное воспитание;

      • формирование коммуникативных навыков;

      • становление личности ученика через активные способы действий.

        • Развивающие:

          • развитие внимания, памяти. Умения устанавливать причинно-следственные связи, творческих способностей.

Характеристика проекта:

Учитывая, что теме «Движение в пространстве» в курсе геометрии 11 класса главе «Декартовые координаты и векторы в пространстве» отводится 8 часов учебного времени, для расширенного изучения этого вопроса предлагается в начале февраля организовать творческий проект самостоятельного ознакомления школьников с учебным материалом и коллективное обсуждение полученных результатов (защита проекта) на заключительном двухчасовом уроке-семинаре. Таким образом, на реализацию проекта отводится 6 недель. Теоретическое исследование вопроса, задачи, практическая работа позволяют расширить знания учащимся по изучаемой теме. Проект поможет постичь тайны движения в пространстве.

Погружение в проект

На начальном этапе проекта учитель:

  • обозначивает вопросы и задачи темы «Движение в пространстве»;

  • предлагает темы для исследований;

  • обсуждает с учащимися варианты оформления результатов их творческой деятельности (презентации);

  • объявляет цели проекта;

  • оказывает помощь в создании проектных групп с учетом индивидуальностей, возможностей и симпатии детей.

Проектные задания. Темы проектных заданий:

  • «Центральная симметрия»

  • «Осевая симметрия»

  • «Зеркальная симметрия»

  • «Параллельный перенос»

  • «Симметрия в архитектуре Крыма, Украины»

Типы заданий: Теоретическое исследование темы, примеры движений, практические задания, практическое применение.

Учащимся были предложены:

  • Задачи:

1 группа: 1. Докажите, что при центральной симметрии плоскость, не проходящая через центр симметрии, отображается на параллельную ей плоскость.

2. Докажите, что при движении прямая отображается на прямую; плоскость отображается на плоскость.

2 группа: 1. Докажите, что при осевой симметрии прямая, параллельная оси, отображается на прямую, параллельную оси.

2. Докажите, что при движении отрезок отображается на отрезок; угол отображается на равный ему угол.

3 группа: 1. При зеркальной симметрии прямая а отображается на прямую а1. Докажите, что прямые а и а1 лежат в одной плоскости.

2. При движении прямая а отображается на прямую а1, а плоскость α на плоскость α1 .докажите, что если а║α, то а1 ║α1.

4 группа: 1. Треугольник А1В1С1 получен параллельным переносом треугольника АВС на вектор р. Точки М1 и М соответственно точки пересечения медиан этих треугольников. Докажите, что при параллельном переносе на вектор р точка М переходит в точку М1.

2. Докажите, что при движении параллельные прямые отображаются на параллельные прямые; параллельные плоскости на параллельные плоскости.

5 группа: 1. Найдите координаты точек, в которые переходят точки А (0;1;2), В (3;-1;4), С (1;0;-2) при а) центральной симметрии относительно начала координат; б) осевой симметрии относительно координатных осей; в) зеркальной симметрии относительно координатных плоскостей.

2. Докажите, что при движении окружность отображается в окружность того же радиуса.

Планирование работы

На данном этапе отбираются источники информации, распределяются обязанности в группах, при этом учитель консультирует и организует помощь учащимся в составлении и коррекции плана работы каждой группы.

Предполагается самостоятельность большинства в осуществлении познавательной деятельности. Разумеется, при этом можно всегда получить консультацию учителя.


Использование ИКТ

В процессе реализации проекта «Движение в пространстве» учащимся дается возможность выбора в поисковой деятельности: Интернет-ресурсы, компьютерные программные средства, что способствует развитию их самостоятельности, творчества, повышения интереса к предмету, познавательной активности, уровня самообразования. ИКТ помогают учителю приобщить школьников к исследовательской деятельности. Немаловажное значение имеет и технический аспект ИКТ: возможность эстетического восприятия материала, его грамотного оформления, в виде печатного текста, таблиц, рисунков, чертежей, презентаций.

Творческий поиск и результаты

Каждая проектная группа осуществляет поиск, отбор и анализ информации по изучаемой теме «Движение в пространстве», используя научную литературу и Интернет-ресурсы. Обобщает полученные сведения. При этом учитель оказывает помощь в поисковой практической и аналитической работе. Далее анализируется и обобщается найденная информация, формулируются выводы, подготавливаются материалы для защиты проекта. Учитель предоставляет консультативную и методическую помощь в подготовке презентации.

Защита проекта

Отчет и демонстрация результатов проделанной работы каждой проектной группы осуществляется в рамках урока-семинара, на котором подводятся итоги творческой деятельности учащихся, задаются вопросы по содержанию и основным моментам темы «Движение в пространстве».

Подведение итогов и оценка работы включает в себя:

  • дополнение учителем сообщений учеников, ответы на их вопросы и оценка их выступлений;

  • подводя итоги, отмечается положительное, анализируется содержание и формы презентаций, указываются недостатки, пути их преодоления, анализируется умение решать задачи.

Оценка работы учащихся в проектных группах складывается из промежуточного контроля (оценивания на всех этапах выполнения проекта), оценки выполнения и оформления работы, оценки защиты проекта. В каждой группе заполняется таблица и выводится средняя оценка за работу.

Продуктом инновационной деятельности учителя являются методические и дидактические разработки по структуре работы над учебным проектом. Учащимися подготовлены несколько учебных проектов.

Образовательные результаты:

  • сформированность исследовательской, информационной культуры учащихся, готовность к самостоятельному исследованию проблемы.

  • активное участие в групповой проектной деятельности учащихся, выполнение творческих работ.

Таким образом, методика учебных проектов, как и все ценное, что касается обучения учащихся работе с информацией, с активизацией их познавательной деятельности, полезно быть взято учителем на вооружение при осуществлении процесса обучения.


За время работы с проектами я увидела преимущества этой технологии:

  • проекты позволяют ученику быть успешным;

  • высокая мотивация;

  • связь полученных знаний с реальной жизнью;

  • развитие научной пытливости;

  • лучшая закреплённость знаний;

  • воспитание настойчивости в достижении цели.

При этом у учащихся формируются компетентности решения проблем, коммуникативная и информационная компетентности.

В своей работе использую и информационно-коммуникативные технологии.

Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет:

  • сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным

  • эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;

  • индивидуализировать процесс обучения за счёт возможности создания и использования разноуровневых заданий, усвоение учащимися учебного материала в индивидуальном плане, с использованием удобного способа восприятия информации;

  • раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты, корректно и без эмоций реагируют на ошибки;

  • совершенствовать навыки самоконтроля, поскольку учащиеся могут самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки и корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи;

  • организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся

Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу.

Требования к применению ИКТ

  • Компьютер на уроке позволяет учителю-предметнику реализовать в обучении современные технологии

    • помогает учителю решать насущные задачи активизации познавательной деятельности

    • развитие нестандартного, творческого мышления учащихся в сочетании с мероприятиями, направленными на охрану физического и психического здоровья школьников.

Нерациональное применение ТСО в ходе урока может привести к обратным результатам

    • повышенному утомлению

    • психоэмоциональному напряжению

    • неправильно установленный уровень звука и освещения могут негативно воздействовать на слух и зрение учащихся

Принципы оптимизации подачи материала с помощью презентации

    • не злоупотреблять ненужной анимацией объектов

    • подбирать нейтральный фон не раздражающий глаза

    • избегать “режущих” глаз цветов и их сочетаний




Использую ИКТ на разных этапах урока:

  1. Устный счёт включает в себя устные упражнения, необходимые либо для закрепления, либо для дальнейшего изучения нового материала;

  2. На этапе первичного закрепления. Предложенные учителем задания по новой теме, позволяют определить степень усвоения нового материала;

  3. При проверке домашнего задания. Педагог предлагает кому – нибудь из учеников выполнить домашнюю работу или её часть в форме презентации. На этапе проверки домашнего задания он показывает и озвучивает своё решение. Проверяются самые важные домашние работы или наиболее проблемные задания;

  4. При объяснении нового материала;

  5. При закреплении, повторении.

  6. На этапе контроля ЗУН.

Физкультурные минутки.

Физкультурные минутки с математическим содержанием как элемент применения здоровьесберегающих технологий на уроках математики

Основные задачи физкультминутки

  • снять усталость и напряжение

  • внести эмоциональный заряд

  • совершенствовать общую моторику

  • выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью

  • тренировать скоростные навыки выполнения мыслительных операций



  • Гимнастика для глаз

  • Упражнения на релаксацию (на мышечное расслабление)

  • Гимнастика для пальчиков рук

  • Упражнения для развития визуального мышления

  • На регуляцию психического состояния

  • Электронные физкультминутки



1.Развитие воображения

  • Устный счет в 5-6 классах можно проводить с закрытыми глазами

(Особенно это хорошо удается при решении цепочки примеров. Учитель читает последовательно каждый пример, ребята решают его, и готовность выполнять следующий показывают поднятием руки. В конце задания (через 5-6 примеров) ребята открывают глаза, сверяют ответы. Работа проводится в быстром темпе, вызывает интерес ребят )

  • В 10-11 классе полезно предлагать учащимся представлять стереометрические модели

(мысленно поворачивая их, рассматривать со всех сторон. Стараться представить модель как можно более четко, удерживать ее перед мысленным взором в течение нескольких минут).


2.Физминутка в форме игры «Я самый внимательный»

Очень хорошо если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока.

Предлагается ряд чисел 15,76,38, 567,100,55, 35,86,25,50,120

Учитель указкой показывает числа поочереди и предлагает выполнить действия

1.Хлопните в ладоши, если число делится на 2

2.Топайте ногами, если число кратно 5

3.Крутите головой, если число делится на10

Почему вы одновременно хлопали, топали и крутили головой?


При изучении правильных и неправильных дробей ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового понятия предлагается во время физкультминутки следующее упражнение:

  • если учитель называет правильную дробь, ученики поднимают руки вверх, если неправильную – руки опускают вниз с наклоном и расслаблением.



3.Упражнения для глаз   с целью расширения зрительной активности и снятия зрительного напряжения и  утомления на уроке

4.Развитие зрительной памяти

5.Валеологическая вставка

Валеологическая вставка – это важная, интересная информация, которая связана с оздоровлением, служит поводом для размышления и может пригодиться ему в жизни

6.Эмоциональная разрядка

7.Музыкотерапия

Рекомендации учителям по формированию ЗОЖ: 

  • Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс

  • Применение активных методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся

  • Рациональная организация труда учителя и учеников.

  • Создание комфортного психологического климата.

  • Соблюдение норм  СанПиН и правил охраны труда. 

  • Чередование различных видов деятельности на уроке. 

  • Использование аудиовизуальных средств обучения.