Использование современных технологий в учебно-воспитательном процессе как средство повышения качества образования детей с ОВЗ.
Дети и подростки с ограниченными возможностями в настоящее время
являются реальными субъектами педагогического процесса не только в специальных, но и в общеобразовательных массовых школах. Наряду с обучением важная роль в коррекции, компенсации и минимизации имеющихся дефектов должна принадлежать воспитанию, а точнее практико-ориентированным воспитательным технологиям, позволяющим достигать определенного положительного результата.
Именно сейчас в обществе в связи с быстро изменяющимися условиями социально-экономической, общественно-политической, культурной жизни назрела потребность в широко образованных людях, стремящихся к самосовершенствованию. Ребёнок в процессе обучения должен приобрести не только фундаментальные знания, но и сформировать в себе потребность в творческом саморазвитии. Как научить школьника «творить себя», найти уникальный смысл собственной деятельности, помочь в раскрытии личностного потенциала?
Проблема развития творческого потенциала учащихся в педагогике отнюдь не новая, ей уделялось немало внимания в трудах А.С.Макаренко, К.Д.Ушинского, Е.Н.Ильина, В.А.Сухомлинского. Она и сегодня продолжает занимать одно из ведущих мест в российском образовании.
Ее актуальность обусловлена изменениями, происходящими в социально-экономическом развитии страны, потребностью общества в самостоятельных, ответственных, творческих личностях, способных к непрерывному повышению интеллектуального уровня, обладающих информационной культурой. Новая социально-экономическая ситуация повлекла за собой необходимость модернизации системы образования, где одним из основных направлений в функционировании современной школы является формирование творческой деятельности учащихся.
Творчество- это не только создание нового, но и использование уже имеющихся в науке знаний и умений. Понятие творческой деятельности учителя достаточно широко. Сама деятельность предполагает некий элемент творчества. Но это произойдёт лишь в том случае, когда личность, осуществляющая деятельность, совершенно точно знает, зачем она это делает, как, где в какой последовательности и объёме, что будет после завершения. В этом заложена новизна творчества в любой деятельности, в том числе и педагогической.
Ведущими формами творческой деятельности являются кружки, практические занятия. Основным системообразующим компонентом деятельности является направляемое и развиваемое педагогом творчество.
Основной целью в воспитании ставлю – повышение эффективности обучения и развитие творческих способностей.
Задачи: 1.Используя различные приемы, в системе, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления. 2.Стимулировать процессы переключения. 3.Учить детей рассуждать, мыслить, самим делать выводы.
4. Находить новые подходы, решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения и воспитании.
Для создания условий для творческого развития воспитанников использую такие приёмы, как:
1.Интегрированное обучение. Интеграция является относительно новым веянием в образовательном процессе и становится востребованным в современной школе, где развернуты активные поиски инновационных педагогических технологий. Интегративный подход позволяет использовать силу эмоционального воздействия на школьников с ОВЗ, развивая их познавательные и творческие способности, активность, помогает всестороннему развитию личности.
Применение информационных коммуникационных технологий в процессе обучения должно вызвать у детей повышенный интерес и усилить мотивацию обучения. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширит возможности представления учебной информации.
Использование ИКТ на воспитательных часах способствует созданию условий для формирования и проявления личностных качеств обучаемых с ОВЗ, развития их мышления, становления творческой личности, удовлетворения познавательных и духовных потребностей обучаемых, развития их интеллекта, социальных и коммуникативных способностей. Применение информационных технологий в учебном процессе позволит:
Сделать занятия более интересными, убедительными, а поток изучаемой информации легко доступным.
Предоставит воспитателю значительную часть его времени для живого общения с учениками.
Управлять познавательной деятельностью школьников, учитывать индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложностей, интересы и прочее.
Поддержать интерес к обучению и воспитанию учащихся, творческим проектам, способствовать раскрытию индивидуальных способностей, а так же обеспечить качество образования, открытость образовательной системы.
Так как сегодня существует социальный заказ на творческую личность, я в своей педагогической деятельности уделяю большое внимание этой проблеме.
Таким образом, я стараюсь организовать «интересное» преподавание, которое приведет к «интересному» учению, способствующему созданию положительного эмоционального настроя классного коллектива на решение учебно-воспитательных задач.
2. Терапия театральным искусством или театрализация - социально-культурная реабилитационная технология, способствующая творческому развитию, социальной активизации, приобретению коммуникативных навыков, психологическому балансу, апробации социальных ролей с помощью драматизации, импровизации.
Театрализация включает в себя:
1) Инсценирование – создание драматической трансформации эпического текста.
2) Режиссерский комментарий – создание описания будущего спектакля от имени воображаемого режиссера, размышление над способами изображения места и времени в спектакле.
3) Сценическо-игровые упражнения – упражнения на материале текстов художественных произведений с использованием приемов театральной педагогики.
4) Театральное видение произведения – создание воображаемого спектакля.
На праздниках дети, совместно со взрослыми, выходят вместе петь, танцевать, играть, водить хороводы, выступать , изображать сказочных персонажей. Совместно выходят из смоделированной проблемной ситуации. Если ребенок что-то забыл, чего — то испугался – на помощь всегда приходит взрослый.
Такой опыт совместного творческого сотрудничества помогает детям раскрыться, приобрести знания и опыт, поверить в свои силы. А также почувствовать поддержку и любовь. Также привлечение родителей к активному участию в совместной с детьми деятельности, наилучшим образом способствует формированию социальных навыков общения у детей с ОВЗ.
Инсценирование таит в себе большие возможности для серьезной умственной деятельности учащихся с ОВЗ, для углубления их исследовательского отношения как к тексту оригинала, так и к создаваемому на его основе сценическому варианту; в нем осуществляется сочетание творческого воображения и литературного «соображения» учащихся. В процессе подготовки театральной постановки учащиеся испытывают потребность в дополнительной информации и сами начинают поиск, чаще обращаются за консультацией к воспитателю – это создает условия для формирования опыта самообразования.
Таким образом, реабилитация средствами воспитания способствует расширению круга общения, завязыванию социальных связей, обогащению жизненного опыта,
развитию эмоционально-волевой сферы человека с ограниченными возможностями здоровья. Участие в театрально-концертной деятельности в процессе социальной реабилитации развивает коммуникабельность, позволяет определить модель поведения и апробировать её на практике, найти свою «нишу» в социуме. Творческая деятельность позволяет избежать монотонности, однообразия в осуществлении соответствующих реабилитационных упражнений.
3. Технология разноуровневого обучения.
Относительно новая технология разноуровневого обучения, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребёнка, создающая комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивающая их мышление, самостоятельность. Относительно новая потому, что она базируется на тех же принципах, что и индивидуализация и дифференциация обучения, которые используются в педагогике давно.
А в настоящее время технология разноуровневого обучения является одним из ключевых направлений школы. Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Особенно актуальна она в нашей специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети с нарушением интеллектуального развития.
Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Важнейшим элементом является творческо- практические занятия. Они служат средством развития творческого потенциала, трудовых и профессиональных умений и навыков. Сопутствующими формами обучения творчеству являются выставки, массовые праздники, экскурсии. Эти формы активизируют их самостоятельность в оценке, суждениях, мнениях. Выставки – это результат детского творчества в области труда, изобразительной деятельности.
Вывод: только когда методика организации воспитания через практические занятия в коррекционной школе будет соответствовать педагогическим условиям, тогда и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья будет наиболее эффективным и полноценным. .
Заключение
Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой. Благодаря образовательным технологиям учащиеся овладевают приемами учебно-воспитательной деятельности, умением самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в современном информационном пространстве. Именно это и формирует «компетенцию».
Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.