государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«Тольяттинский социально-педагогический колледж»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Использование специальных тренажеров для развития силы гимнастов
ПМ.01 Организация и проведение учебно-тренировочных занятий и руководство соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта
| Специальность: | 49.02.01 Физическая культура |
| Форма обучения: очная Студента: Крапивина Александра Сергеевича | |
| Руководитель: Петрова Ирина Алексеевна | |
| Курсовая работа Защищена с оценкой «_______» «_____»_____________2021 г. Руководитель курсовой работы ______________/____________ (личная подпись) | |
Тольятти, 2021 г.
Содержание
Введение | 3 |
Глава 1. Теоретические аспекты развития силы в процессе спортивной тренировки гимнастов | 5 |
1.1 Характеристика силы и ее значение в спортивной деятельности гимнастов | 5 |
1.2 Характеристика средств и методов развития силы гимнастов | 9 |
1.3 Методика использования специальных тренажеров для развития силы гимнастов | 14 |
Глава 2. Практическое изучение процесса развития силы гимнастов | 20 |
2.1 Методика определения уровня развития силы гимнастов | 20 |
2.2 Характеристика батареи тестов для определения уровня развития силы гимнастов | 21 |
2.3 Характеристика упражнений на специальных тренажерах для развития силы гимнастов | 24 |
Заключение | 28 |
Литература | 29 |
Приложение | 31 |
Введение
Актуальность. Наиболее выраженными тенденциями, характеризующими современный этап развития спортивной гимнастики, являются значительное усложнение произвольных программ и достижение высот спортивного мастерства все более молодыми гимнастами. Все это предъявляет повышенные требования к их физической подготовленности, в частности к развитию ведущего двигательного качества юных гимнастов - мышечной силы. [1]
Мышечная сила как характеристика физических возможностей человека - это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных напряжений.
Анализ передового опыта практики и научно-методической литературы, отражающих особенности развития мышечной силы у юных гимнастов, свидетельствует о том, что мышечная сила как сложное двигательное качество с позиции системного подхода исследована недостаточно. Кроме того, уже сегодня методика развития мышечной силы не будет в должной степени отвечать своему назначению и требованиям современной гимнастики, если за исследование общих закономерностей мышечной силы как сложной и динамической системы не будет стоять конкретный ребенок с его неповторимыми физическими и психическими особенностями.
Для развития силы в гимнастике применяется множество различных методов и методических приемов.
Наиболее эффективны упражнения с отягощением массой предметов, с преодолением сопротивления эластичных предметов, упражнения с партнером и упражнения в преодолении сопротивления собственного тела. Особо эффективны упражнения на тренажерах. [7]
Объект исследования - это процесс развития силы гимнастов.
Предмет исследования – упражнения на специальных тренажерах как средство развития силы гимнастов.
Цель исследования - практическое изучение влияния упражнений на специальных тренажерах на развитие силы гимнастов.
Задачи исследования:
Подобрать и изучить научно-методические источники по выбранной теме.
Изучить методику и подобрать тесты для определения уровня развития силы гимнастов.
Подобрать методику применения упражнений на специальных тренажерах для развития силы гимнастов.
Сделать заключение.
Методы исследования:
1. Анализ литературных источников.
2. Изучение документов и материалов.
3. Метод проекта.
4. Метод логического заключения.
Глава 1. Теоретические аспекты развития силы в процессе спортивной тренировки гимнастов |
1.1 Характеристика силы и ее значение в спортивной деятельности гимнастов |
Спортивная гимнастика — это один из красивейших, динамичных, зрелищных и популярных видов спорта. Она является частью программы Олимпийских игр, постоянно проводятся чемпионаты мира и Европы, соревнования на Кубок мира и другие престижные международные турниры.
В гимнастике же в комбинациях на брусьях, вольных упражнениях и особенно на кольцах нередко встречаются чисто силовые элементы. [23]
Сила – одно из наиболее важных двигательных (физических) качеств гимнаста. Измерителями силовых качеств являются показатели максимального мышечного напряжения. Сила мышц зависит от размеров их физиологического поперечника и от морфологической структуры мышечной ткани. Кроме того, величина мышечного напряжения обусловливается характером нервных воздействий на мышцу.
В повседневных условиях мышцы редко напрягаются целиком. Обычно в работу включается (приходит в состояние возбуждения) лишь определенная часть мышечных волокон. Количество мышечных волокон, приходящих одновременно в рабочее состояние, зависит от того, в скольких двигательных нервных клетках возникло в данный момент возбуждение и какова сила этого возбуждения, то есть способно ли оно полностью охватить все элементы каждой двигательной единицы. Чем большее количество нервных клеток приходит одновременно в состояние возбуждения и чем сильнее этот процесс, тем большее напряжение развивает мышца.
Большую роль в проявлении силовых качеств играет волевой фактор. Максимальное напряжение мышц требует значительных волевых условий. Однако какой бы волей ни обладал человек, ему не всегда удается без специальной тренировки полностью проявить свои силовые возможности. Дело в том, что одновременное (синхронное) включение в работу всех двигательных единиц является весьма сложной задачей и требует определенных навыков. В связи с этим процесс тренировки силы надо рассматривать прежде всего как совершенствование координационных механизмов, ведающих деятельностью различных нервных центров. Систематическая и целенаправленная тренировка способствует налаживанию координации между возбуждениями различных двигательных нервных центров, в результате чего двигательные, единицы начинают действовать более согласованно и синхронно. Не случайно поэтому в начале тренировки часто наблюдается заметный прирост силы без существенного увеличения мышечной массы. [23]
Различают максимальную (абсолютную) силу, скоростную силу и силовую выносливость. Максимальная сила зависит от величины поперечного сечения мышцы. Скоростная сила определяется скоростью, с которой может быть выполнено силовое упражнение и силовой приём. А силовая выносливость определяется по числу повторений силового упражнения до крайней усталости. Для развития максимальной силы выработан метод максимальных усилий, рассчитанный на развитие мышечной силы за счёт повторения с максимальным усилием необходимого упражнения. Для развития скоростной силы необходимо стремиться наращивать скорость выполнения упражнений или при той же скорости прибавлять нагрузку. Одновременно растёт и максимальная сила, а на ней, как на платформе, формируется скоростная. Для развития силовой выносливости применяется метод «до отказа», заключающийся в непрерывном упражнении со средним усилием до полной усталости мышц.
Чтобы развить силу, нужно:
1. Укрепить мышечные группы всего двигательного аппарата.
2. Развить способности выдерживать различные усилия (динамические, статические и др.)
3. Приобрести умение рационально использовать свою силу.
Для быстрого роста силы необходимо постепенно, но неуклонно увеличивать вес отягощений и быстроту движений с этим весом. Сила особенно эффективно растёт не от работы большой суммарной величины, а от кратковременных, но многократно интенсивно выполняемых упражнений. Решающее значение для формирования силы имеют последние попытки, выполняемые на фоне утомления. Для повышения эффективности занятий рекомендуется включать в них вслед за силовыми упражнениями упражнения динамические, способствующие расслаблению мышц и пробуждающие положительные эмоции - игры, плаванье и т.п.
Уровень силы характеризует определённое морфофункциональное состояние мышечной системы, обеспечивающей двигательную, корсетную и обменную функции. [20]
Корсетная функция обеспечивает при определённом мышечном тонусе нормальную осанку, а так же функции позвоночника и спинного мозга, предупреждая такие распространённые нарушения и заболевания как дефекты осанки, сколиозы, остеохондрозы. Корсетная функция живота играет важную роль в функционировании печени, желудка, кишечника, почек, предупреждая такие заболевания как гастрит, колит, холецистит и др. Недостаточный тонус мышц ног ведёт к развитию плоскостопия, расширению вен и тромбофлебиту. Недостаточное количество мышечных волокон, а значит, снижение обменных процессов в мышцах ведёт к ожирению, атеросклерозу и другим инфекционным заболеваниям.
Насосная функция мышц («мышечный насос») состоит в том, что сокращение либо статическое напряжение мышц способствует передвижению венозной крови по направлению к сердцу, что имеет большое значение при обеспечении общего кровотока и лимфотока. «Мышечный насос» развивает силу, превышающую работу сердечной мышцы и обеспечивает наполнение правого желудочка необходимым количеством крови. Кроме того, он играет большую роль в передвижении лимфы и тканевой жидкости, влияя тем самым на процессы восстановления и удаления продуктов обмена. Недостаточная работа «мышечного насоса» способствует развитию воспалительных процессов и образованию тромбов.
Таким образом, нормальное состояние мышечной системы является важным и жизненно необходимым условием.
Уровень состояния мышечной системы отражается показателем мышечной силы. [22]
Из этого следует, что для здоровья необходим определённый уровня развития мышц в целом и в каждой основной мышечной группе - мышцах спины, груди, брюшного пресса, ног, рук.
Развитие мышц происходит неравномерно как по возрастным показателям, так и индивидуально. Поэтому не стоит форсировать выход на должный уровень у детей 7-11 лет. В возрасте 12-15 лет наблюдается значительное увеличение силы и нормативы силы на порядок возрастают. В возрасте 19-29 лет происходит относительная стабилизация, а в 30-39 тенденция к снижению. При управляемом воспитании силы целесообразно в 16-18 лет выйти на нормативный уровень силы и поддерживать его до 40 лет.
Необходимо помнить, что между уровней отдельных мышечных групп связь относительно слабая и поэтому нормативы силы должны быть комплексными и относительно простыми при выполнении. Лучшие тесты - это упражнения с преодолением массы собственного тела, когда учитывается не абсолютная сила, а относительная, что позволяет сгладить разницу в абсолютной силе, обусловленную возрастно-половыми и функциональными факторами.
Нормальный уровень силы - необходимый фактор для хорошего здоровья, бытовой, профессиональной трудоспособности.
Дальнейшее повышение уровня силы выше нормативного не влияет на устойчивость к заболеваниям и рост профессиональной трудоспособности, где требуется значительная физическая сила.
Для оценки силовых возможностей человека существует два основных вида показателей. К первому из них относятся показатели, характеризующие абсолютную силу мышц, то есть способность к проявлению максимальных мышечных напряжений. Второй вид показателей дает возможность судить о так называемой относительной силе, величина которой определяется путем пересчета абсолютных показателей мышечной силы на один килограмм веса тела. В связи с тем что выполнение большинства гимнастических упражнений связано с необходимостью преодолевать вес собственного тела, силовые возможности гимнастов определяются не столько абсолютными показателями мышечной силы, сколько отношением силы к весу тела.
Кроме того, различают еще так называемую «динамическую силу». Под динамической силой понимается способность развивать максимальное мышечное напряжение в условиях быстрых движений. В основе ее лежит сила статическая. По данным специальных исследований (Н. Н. Гончаров), средняя динамическая сила равна приблизительно половине максимального статического усилия. Естественно, что величина динамической силы тесно связана также с показателями качества быстроты.
Разновидностью динамической силы, является так называемая «взрывная» сила. От нее зависит способность мгновенно развивать предельные мышечные напряжения. Ее значение особенно велико в прыжках и метаниях. [17]
1.2 Характеристика средств и методов развития силы гимнастов
Задачи развития силовых способностей:
1. Общее гармоническое развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата занимающихся. Она решается путем использования избирательных силовых упражнений. Здесь важное значение имеют их объем и содержание. Они должны обеспечить пропорциональное развитие различных мышечных групп. Внешне это выражается в соответствующих формах телосложения и осанке. Внутренний эффект применения силовых упражнений состоит в обеспечении высокого уровня жизненно важных функций организма и осуществлении двигательной активности. Скелетные мышцы являются не только органами движения, но и своеобразными периферическими сердцами, активно помогающими кровообращению, особенно венозному.
2. Разностороннее развитие силовых способностей в единстве с освоением жизненно важных двигательных действий. Данная задача предполагает развитие силовых способностей всех основных видов.
3. Создание условий и возможностей (базы) для дальнейшего совершенствования силовых способностей в рамках занятий конкретным видом спорта или в плане профессионально-прикладной физической подготовки. Решение этой задачи позволяет удовлетворить личный интерес в развитии силы с учетом двигательной одаренности, вида спорта или выбранной профессии. [11]
Воспитание силы может осуществляться в процессе обшей физической подготовки, т.е. для укрепления и поддержания здоровья, совершенствования форм телосложения, развития силы всех групп мышц человека, и специальной физической подготовки, т.е. воспитание различных силовых способностей тех мышечных групп, которые имеют большое значение при выполнении основных соревновательных упражнений. В каждом из этих направлений имеется цель, определяющая конкретную установку на развитие силы и задачи, которые необходимо решить исходя из этой установки. [14] В связи с этим подбираются определенные средства и методы воспитания силы.
Средствами развития силы являются физические упражнения с повышенным отягощением или сопротивлением, которые направленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц. Такие средства называются силовыми. Они условно подразделяются на основные и дополнительные. [21]
Основные средства:
1. Упражнения с весом внешних предметов: штанги с набором дисков разного веса, разборные гантели, гири, набивные мячи, вес партнера.
2. Упражнения, отягощенные весом собственного тела:
- упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет веса собственного тела. Например, подтягивание в висе, отжимания в упоре, удержание равновесия в упоре, в висе;
- упражнения, в которых собственный вес отягощается весом внешних предметов. Например, специальные пояса, манжеты;
- упражнения, в которых собственный вес уменьшается за счет использования дополнительной опоры;
- ударные упражнения, в которых собственный вес увеличивается за счет инерции свободно падающего тела. Например, прыжки с возвышения 25-70 см и более с мгновенным последующим выпрыгиванием вверх.
3. Упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа. Например, силовая скамья, силовая станция, комплекс «Универсал».
4. Рывково-тормозные упражнения. Их особенность заключается в быстрой смене напряжений при работе мышц-синергистов и мышц-антагонистов во время локальных и региональных упражнений с дополнительным отягощением и без них.
5. Статические упражнения в изометрическом режиме, т.е. изометрические упражнения:
- в которых мышечное напряжение создается за счет волевых усилий с использованием внешних предметов. Например, различные упоры, удержания, поддержания, противодействия;
- в которых мышечное напряжение создается за счет волевых усилий без использования внешних предметов в самосопротивлении.
Дополнительные средства:
1. Упражнения с использованием внешней среды.
2. Упражнения с использованием сопротивления упругих предметов.
3. С использованием подручных средств.
4. Упражнения с противодействием партнёра.
5. Изометрические упражнения с использованием спортивного инвентаря.
Силовые упражнения выбираются в зависимости от характера задач воспитания силы.
В практике физического воспитания используется большое количество методов, направленных на развитие различных видов силовых способностей.
Метод максимальных усилий предусматривает выполнение заданий, связанных с необходимостью преодоления максимального сопротивления (например, поднимание штанги предельного веса). Этот метод обеспечивает развитие способности к концентрации нервно-мышечных усилий, дает больший прирост силы, чем метод непредельных усилий.
Метод непредельных усилий предусматривает использование непредельных отягощений с предельным числом повторений (до отказа). В зависимости от величины отягощения, не достигающего максимальной величины, и направленности в развитии силовых способностей используется строго нормированное количество повторений от 5—6 до 100. [14]
Метод динамических усилий. Суть метода состоит в создании максимального силового напряжения посредством работы с непредельным отягощением с максимальной скоростью. Упражнение при этом выполняется с полной амплитудой. Применяют данный метод при развитии быстрой силы, т.е. способности к проявлению большой силы в условиях быстрых движений.
«Ударный» метод предусматривает выполнение специальных упражнений с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц (например, спрыгивание с возвышения высотой 45—75 см с последующим мгновенным выпрыгиванием вверх или прыжком в длину). После предварительного быстрого растягивания наблюдается более мощное сокращение мышц. Величина их сопротивления задается массой собственного тела и высотой падения. [7]
Метод статических (изометрических) усилий. В зависимости от задач, решаемых при воспитании силовых способностей, метод предполагает применение различных по величине изометрических напряжений. В том случае, когда стоит задача развить максимальную силу мышц, применяют изометрические напряжения в 80—90% от максимума продолжительностью 4—6 с, 100% — 1—2 с. Если же стоит задача развития общей силы, используют изометрические напряжения в 60—80% от максимума продолжительностью 10—12 с в каждом повторении. Обычно на тренировке выполняется 3—4 упражнения по 5—6 повторений каждого, отдых между упражнениями 2 мин.
Статодинамический метод. Характеризуется последовательным сочетанием в упражнении двух режимов работы мышц — изометрического и динамического. Для воспитания силовых способностей применяют 2—6-секундные изометрические упражнения с усилием в 80—90% от максимума с последующей динамической работой взрывного характера со значительным снижением отягощения (2—3 повторения в подходе, 2—3 серии, отдых 2—4 мин между сериями). Применение этого метода целесообразно, если необходимо воспитывать специальные силовые способности именно при вариативном режиме работы мышц в соревновательных упражнениях.
Метод круговой тренировки. Обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы. Упражнения проводятся по станциям и подбираются таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц. Число упражнений, воздействующих на разные группы мышц, продолжительность их выполнения на станциях зависят от задач, решаемых в тренировочном процессе, возраста, пола и подготовленности занимающихся.
Комплекс упражнений с использованием непредельных отягощений повторяют 1—3 раза по кругу. Отдых между каждым повторением комплекса должен составлять не менее 2—3 мин, во время которого выполняются упражнения на расслабление. [1]
Игровой метод предусматривает воспитание силовых способностей преимущественно в игровой деятельности, где игровые ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мышечных групп и бороться с нарастающим утомлением организма.
К таким играм относятся игры, требующие удержания внешних объектов (например, партнера в игре «Всадники»), игры с преодолением внешнего сопротивления (например, «Перетягивание каната», игры с чередованием режимов напряжения различных мышечных групп (например, различные эстафеты с переноской грузов различного веса).
1.3 Методика использования специальных тренажеров для развития силы гимнастов
На сегодняшний день на рынке товаров для спорта очень широк выбор тренажеров различных типов и конструкций. Стоит отметить, что задача всех видов тренажеров сводится, в конечном счете, к одному - все они должны создать максимально полную имитацию нагрузок, возникающих у человека при занятиях спортом. Таким образом, занятия на тренажерах - это возможность поддерживать спортивную форму и укреплять свое здоровье в любое удобное время суток и вне зависимости от погодных условий. К категории профессиональных силовых тренажеров относятся тренажеры развивающие силу отдельных групп мышц спортсмена. Постоянные тренировки с применением этого оборудования позволяют не только сформировать тело, но и избавиться от болей в суставах, снять стрессовое напряжение. [7]
Условно силовые тренажеры делятся на три группы: домашние, тренажеры фитнесс-класса или полупрофессиональные и профессиональные. Профессиональные силовые тренажеры, предназначенные для спортивных залов наиболее функциональны.
Тренажеры фитнесс-класса, которые устанавливаются в саунах, спортзалах гостиниц и офисных центрах, при большом желании можно установить и в квартире. На силовом тренажере фитнесс-класса можно прокачать все группы мышц. В отличие от домашнего он имеет более толстый и крепкий каркас, большее число рабочих станций, лучшее шумоподавление и амортизацию. У таких тренажеров практически невозможно встретить мягкие упоры и ручки, а также нет гидравлических и резиновых экспандеров, они заменены грузовыми плитами.
Профессиональные силовые тренажеры имеют плавный ход, практически беззвучны, очень устойчивые и прочные, часто их каркас выполнен из цельных рам. Силовые тренажеры этого класса устанавливаются в больших залах, и предназначены для нагрузок превышающих сто килограммов. Профессиональные тренажеры предназначены каждый для отдельного упражнения. В этом классе нет многофункциональных тренажеров. Профессиональные силовые тренажеры дифференцируются по типу фиксации веса: тренажеры со встроенным весом, т.е. грузоблочные тренажеры, тренажеры на свободном весе и тренажеры под собственным весом, т.е. скамьи и стойки. Это огромное разнообразие специализированных тренажеров, оказывающих прецизионное воздействие на определенную группу мышц. Тот, кто хоть раз побывал в зале, где занимаются бодибилдингом, знает, что разнообразные профессиональные силовые тренажеры занимают целые спортивные залы, а спортсмены планомерно переходят от одного оборудования к другому, тренируя разные группы мышц. [3]
Силовые спортивные тренажеры предназначены для увеличения мышечной массы, улучшения рельефа мышц, увеличения максимальной силы.
Силовые тренажеры представлены скамьями, тренажерами, где в качестве нагрузки используется вес спортсмена и комплексами со свободными и встроенными весами. Конечно, такое разделение не абсолютно: занятия на любом виде тренажеров развивают и силу, и выносливость, но в разной степени.
В силовых тренажерах основные характеристики зависят от вида силового тренажера. [10]
1. Под собственным весом - это новый тип силовых тренажеров, использующих вес спортсмена в качестве основной нагрузки. С их помощью хорошо развивается сила, выносливость и гибкость. Уровень нагрузки можно изменить, отрегулировав угол наклона скамьи или за счет использования дополнительных блинов.
2. Со свободными весами. Серьезные атлеты предпочитают тренироваться со свободными отягощениями: блинами, грифами и гантелями. Так можно не только быстрее нарастить мышечную массу, но и улучшить координацию движений, так как спортсмену все время нужно следить за сохранением равновесия и за положением снаряда. Тренажеры со свободными весами делят на агрегаты, нагружаемые весовыми дисками, и для работы со штангами и гантелями. При выборе станков для работы со свободными отягощениями нужно в первую очередь обратить внимание на надежность конструкции и максимальный вес, который могут выдержать стойки под штангу. Также важна ширина между стойками и возможность регулировать их высоту.
3. Со встроенными весами. Тренажеры со встроенными весами подойдут тем, кто только начал заниматься: они более безопасны и позволяют работать над конкретной группой мышц, не вовлекая в процесс остальные. В качестве отягощений здесь используют плоские грузы, удерживаемые в стеке фиксаторами, и передвигающиеся по стрежню. Эти тренажеры сконструированы таким образом, чтобы автоматически подстраиваться под изменяющуюся силу сокращения мышц за счет использования кулачковых или рычажных механизмов.
Силовые тренажеры можно условно разделить на три класса. [7]
Во-первых, домашние. Как видно из названия, они предназначены для установки непосредственно в квартире.
Соответственно, они отличаются малыми габаритами и весом, к тому же часто бывают складные. Общий вес грузовых плит или дисков, как правило, не превышает ста килограммов, а часто даже и пятидесяти.
Нередко для увеличения нагрузки применяются подвижные блоки и тому подобные простейшие механические приспособления.
Иногда применяются резиновые или гидравлические эспандеры, чего, конечно, не бывает в более «серьезных» тренажерах. При конструировании таких комплексов упор делается обычно на многофункциональность при сохранении компактности. Можно также отметить мягкие ручки и упоры, предназначенные для максимального удобства для непрофессионала.
Ко второй группе относятся тренажеры фитнесс-класса. Они предназначены для спортивных залов в гостиницах, саунах, офисных центрах. При наличии желания и возможности наименее громоздкие из этих устройств могут также быть размещены и в квартирах. Как правило, один тренажер фитнесс-класса имеет большое количество рабочих станций и позволяет, в принципе, тренировать все группы мышц. Побольше и максимальная нагрузка, потолще каркас и троса, улучшена устойчивость, амортизация и шумоподавление. Мягкие ручки и тому подобные «вольности» очень редки - вес должен быть твердо зафиксирован в руках. Не встретишь также резиновых и гидравлических эспандеров, только грузовые плиты, поскольку именно они обеспечивают равномерную четко дозируемую нагрузку. [23]
И, наконец, в третьей группе относятся профессиональные силовые тренажеры. Они сверхпрочные, нередко используются цельные рамы, сверхустойчивые, практически бесшумные, с очень плавным ходом. Нагрузки составляют сотни килограммов. Предназначены они для больших залов, и на них могут тренироваться атлеты самого высокого уровня.
Шкаф-тренажер был создан с целью сохранения свободного пространства в помещении при возможности выполнения максимального количества упражнений. Сохраняя в себе все функциональные качества многопозиционных станций, шкаф-тренажер занимает минимум пространства и с легкостью вписывается в интерьер любых помещений: будь то домашняя обстановка или офис. Это возможно благодаря неожиданным решениям в конструкции тренажера и революционному дизайну облика. Конструкция разработана в соответствии с мировыми стандартами качества и безопасности. При изготовлении тренажерного комплекса применяются самые передовые материалы, обеспечивающие прочность и надёжность конструкции. Металлические детали покрыты экологически чистыми, порошковыми красителями.
Шкаф-тренажер - это собственный фитнес-центр на 3 кв.м. Возможности тренажерного комплекса позволят поддерживать и совершенствовать свою физическую форму. Шкаф-тренажер обеспечивает сбалансированную тренировку всех групп мышц. Элементы конструкции и включенные в комплект аксессуары позволяют выполнять более 25 видов силовых упражнений. [23]
Анализ литературных источников показал, что спортивная гимнастика представляет основные требования к уровню развития физических качеств занимающихся. При этом первостепенное значение приобретает специальная физическая подготовка, в результате которой гимнасты должны обладать высокими показателями уровня развития силы. Сила - способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счёт мышечных усилий (напряжений).
Поскольку гимнастические упражнения связаны с разнообразными перемещениями и удержаниями собственного тела, для гимнастов определяющее значение приобретает относительная сила. Так, например, для того, чтобы успешно выполнять на кольцах упор руки в стороны (крест), гимнасту необходимо обладать относительной силой приводящих групп мышц. [21]
Специальные силовые упражнения должны максимально соответствовать конкретным соревновательным упражнениям (по структуре, амплитуде и скорости). Это могут быть упражнения с амортизаторами, отягощениями, с партнёром и т.д. Наиболее эффективными следует считать такие специально–подготовительные упражнения, в которых максимум силы проявляется в тех же положениях, что и при выполнении соревновательных упражнений. Одними из таких, являются упражнения на специальных тренажерах.
Глава 2. Практическое изучение процесса развития силы гимнастов |
2.1 Методика определения уровня развития силы гимнастов |
В практике физического воспитания количественно-силовые возможности оцениваются двумя способами:
1) с помощью измерительных устройств — динамометров, динамографов, тензометрических силоизмерительных устройств;
2) с помощью специальных контрольных упражнений, тестов на силу.
Современные измерительные устройства позволяют измерять силу практически всех мышечных групп в стандартных заданиях (сгибание и разгибание сегментов тела), а также в статических и динамических усилиях (измерение силы действия спортсмена в движении).
Динамометрия - это измерение силы мышц. Напряжение, развиваемое той или иной группой мышц, является функциональной характеристикой двигательного анализатора и рассматривается как показатель общего физического развития. При исследовании силы мышечного напряжения выделяют показатели силы рук, ног, пальцев, становой силы (т. е. силы мышц, разгибающих туловище в тазобедренных суставах) и т. д. Чаще всего в психофизиологии применяется измерение силы кисти рук и становой силы.
Специальный вариант динамометрической методики используется для оценки статической мышечной выносливости. Исследование выносливости при статических мышечных напряжениях представляет особый интерес в связи с тем, что присутствует во всякой мышечной деятельности и занимает в ней довольно большое место. [18]
В массовой практике для оценки уровня развития силовых качеств наиболее часто используются специальные контрольные упражнения (тесты). Их выполнение не требует какого-либо специального дорогостоящего инвентаря и оборудования. Для определения максимальной силы используют простые по технике выполнения упражнения, например, жим штанги лежа, приседание со штангой и т.п. Результат в этих упражнениях в очень малой степени зависит от уровня технического мастерства. Максимальная сила определяется по наибольшему весу, который может поднять занимающийся (испытуемый).
Для определения уровня развития скоростно-силовых способностей и силовой выносливости используются следующие контрольные упражнения : прыжки через скакалку, подтягивания ), отжимания на параллельных брусьях, от пола или от скамейки, поднимание туловища из положения лежа с согнутыми коленями, висы на согнутых и полусогнутых руках , подъем переворотом на высокой перекладине, прыжок в длину с места с двух ног , тройной прыжок с ноги на ногу (вариант — только на правой и только на левой ноге), поднимание и опускание прямых ног до ограничителя, прыжок вверх со взмахом) и без взмаха рук (определяется высота выпрыгивания), метание набивного мяча (1 — 3 кг) из различных исходных положений двумя и одной рукой и т.д. Критериями оценки скоростно-силовых способностей и силовой выносливости служат число подтягиваний, отжиманий, время удержания определенного положения туловища, дальность метаний (бросков), прыжков и т.п. [9]
По большинству из этих контрольных испытаний проведены исследования, составлены нормативы и разработаны уровни (высокий, средний, низкий), характеризующие разные силовые возможности.
2.2 Характеристика батареи тестов для определения уровня развития силы гимнастов
Анализ научно-методических источников и изучение передового опыта тренеров в спортивной тренировке гимнастов помогли подобрать следующую батарею тестов для определения уровня развития силы гимнастов:
1. Удержание положения виса углом на гимнастической стенке [9, 12]
Оборудование: гимнастическая стенка, секундомер
Процедура тестирования: по сигналу испытуемый из виса стоя на гимнастической стенке поднимает ноги до угла 90 градусов в вис углом и удерживает их.
Результат: количество времени.
2. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа
Оборудование: гимнастические маты.
Процедура тестирования: испытуемый принимает и.п. – упор лёжа, (голова – туловище – ноги составляют прямую линию) выполняется сгибание рук до касания грудью пола, не нарушая прямой линии тела, а разгибание – до полного выпрямления рук, при сохранении прямой линии – «голова – туловище – ноги».
Результат: количество раз.
3. Прыжок в длину с места
Оборудование: измерительная рулетка, гимнастический мат.
Процедура тестирования: испытуемый выполняет прыжок с места толчком двух ног от контрольной линии (2 попытки).
Результат: длина прыжка в см.
4. Подтягивание на перекладине [9, 12]
Оборудование: перекладина.
Процедура тестирования: перекладина устанавливается на уровне груди испытуемого, он берется за него хватом сверху и опускается под перекладину до тех пор, пока угол между вытянутыми руками и туловищем не составит 90 градусов. После этого, сохраняя прямое положение туловища, занимающийся выполняет подтягивание.
Результат: количество раз.
5. Поднимание ног до прямого угла на гимнастической стенке
Оборудование: гимнастическая стенка.
Процедура тестирования: по сигналу испытуемый из виса стоя на гимнастической стенке поднимает ноги до угла 90 градусов в вис углом и опускает их.
Результат: количество раз.
2.3 Характеристика упражнений на специальных тренажерах для развития силы гимнастов
Изучив литературные источники, нами были подобраны упражнения на специальных тренажерах для развития силы гимнастов [19].
Упражнения на специальных тренажерах для развития силы
№ п/п | Направленность упражнений | Краткое описание условий выполнения упражнения | |
1. | Сгибатели рук | И.П. - сидя, руки широким хватом держат ручку блочного тренажера. Тяга верхнего блока руками (сгибание) к шее и груди. Руки полностью не выпрямляются. | |
2. | Мышцы живота | И.П. - упор на предплечьях на тренажере, ноги согнуты в коленном и тазобедренном суставах. Поднимание согнутых ног (покачивания, без расслабления работающих мышц). Ноги полностью не разгибаются. | |
3. | Разгибатели рук | И.П. - лежа на скамейке, штанга на стойках. Жим штанги широким хватом. Руки полностью не разгибаются и не сгибаются. | |
4. | Мышцы спины | И.П. - лежа на бедрах на римском стуле, руки за головой, в руках отягощение. Сгибание и разгибание туловища (покачивания, без расслабления работающих мышц). | |
5. | Грудные мышцы | И.П. - сидя, руки упираются в ручки блочного тренажера. Сведение согнутых рук с сопротивлением тренажера, без расслабления работающих мышц. | |
6. | Мышцы спины | И.П. - сидя, руками держимся за ручку блочного тренажера. Тяга нижнего блока к груди ("гребля"), без расслабления работающих мышц. | |
7. | Мышцы живота | ИП: лежа на специальной двухопорной скамье с опорой на живот, вернее на бёдра, ноги зафиксированы сверху второй опорой скамьи, руки прижаты к груди, верхнюю часть туловища удерживаем горизонтально полу. Опускаем туловище вниз, почти до касания головой пола, возвращаемся в горизонтальное положение и чуть выше, немного прогибаясь в пояснице, с кратковременной задержкой в верхней точке. | |
8. | Широчайшие мышцы спины, мышцы плечевого пояса | ИП: сидя на скамье тренажера, колени закреплены, спина прямая, тяга перекладины тренажера вниз до касания затылка или к подбородку (можно чередовать - в один день делаем перед грудью, в другой день - за голову). Упражнение выполняется в среднем темпе, 3-4 подхода по 8-10 повторений. | |
9. | Мышцы туловища и рук | ИП: стоя на коленях, руки держатся за рукоятки тренажера над головой. Тяга рукоятки тренажера до касания пола (2-3 подхода по 8-10 раз). | |
10. | Мышцы груди | ИП: стоя руки в стороны, держатся за рукоятки тренажера. Сведение рук вперед с преодолением сопротивления тренажера (2 подхода по 4-6 раз). | |
11. | Мышцы ног | Становая тяга. Гриф должен все время скользить по ногам – сначала по голени, через колено. Далее, старайтесь не уводить его далеко от бедра, но и не прижимайте туда его силой мышц. | |
12. | Мышцы ног | Приседания на тренажерном устройстве. Встаньте на платформу тренажера в такой стойке, которая комфортна для обычного приседа. Должна быть возможность отвести колени сонаправленно носочкам в стороны и опустить таз, если приседаем, прижав спину к спинке тренажера. | |
Заключение
Анализ научно-методических источников и выполнения практической части курсовой работы показали, что сила – это важнейшее физическое качество гимнастов.
Силовая подготовка в гимнастике обладает огромными преимуществами для тех, кого интересует непосредственно процесс тренировки. Фокусируясь на упражнениях, использующих вес тела, атлет получает возможность увеличить силу, выносливость, подвижность, динамичность и многое другое.
Средства для развития силы в спортивной гимнастике достаточно разнообразны. [23]
Силовые тренажеры эффективны для развития выносливости и силы. При тренировках на силовых тренажерах можно нарастить мышечную массу во всех частях тела: рук, живота, спины и груди. Минимальный тренажер оснащен простейшим компьютером, показывающим время тренировки, пройденную дистанцию и расход калорий. Тренажеры более высокого уровня обладают специальной конструкцией, позволяющей использовать их как многофункциональные силовые комплексы. На них можно выполнять множество упражнений. [19]
Постоянная работа в сочетании с хорошо продуманной программой и тренерскими наставлениями позволит демонстрировать постоянный прогресс долгие месяцы и годы.
Литература
Алабин, В.Г. Многолетняя тренировка юных спортсменов / В.Г. Алабин, A.B. Алабин, В.П. Бизин [Текст]: Харьков: « Основа», 1993. - 243 с.
Аганянц, Е.К. Физиология человека: учебник для магистрантов и аспирантов. [Текст]: – М: Советский спорт, 2005. – 336 с.
Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсмена. [Текст]: – М.: ФиС, 2001. – 198 с.
Вихров, К.Л. Педагогический контроль в процессе тренировки / К. Л. Вихров, В. Г. Догадайло. [Текст]: - М.: ФиС, 2000. - 66 с.
Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. [Текст]: – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 264 с.
Захаров, Е.Н., Карасев, А.В., Сафронов, А.А. Энциклопедия физической подготовки. ( Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А. В. Карасева [Текст]: - М.: «Лептос», 1994.-368 с.
Зациорский, В.М. Физические качества спортсменов: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. 3-е изд. [Текст]: - М.: «Советский спорт», 2009. - 200 с.
Карпман, В.Л. Спортивная медицина: Учебник для институтов физической культуры / В.Л. Карпман [Текст]: – Москва: Физкультура и спорт, 1987. – 304 с.
Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. [Текст]: – М.: Физическая культура и спорт, 2004. – 234 с.
Лейкин, М.Г. Биомеханические аспекты воспитания силы в процессе обучения и тренировки / М.Г. Лейкин. [Текст]: – Киев: Изд-во Минобразования Украины, 2001. – 152 с.
Любимова, З.В. Возрастная физиология / З. В. Любимова, К.В. Маринова. [Текст]: – Владос, 2004. – 304 с.
Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. [Текст]: - М.: Москва,1998.- 272 с.
Менхин, Ю.В. Методологические основы физической подготовки гимнастов // [Текст]: Теория и практика физ. культуры. 1997, № 11.
Никитушкин, В.Г. Теория и методика юношеского спорта: учебник / В.Г. Никитушкин. [Текст]: - М.: «Физическая культура», 2010. - 203 с.
Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать, профессия – тренер. [Текст]: – Москва, АСТ, Астрель 2002. – 257 с.
Основы управления подготовкой юных спортсменов. Под общ. ред. М.Я. Набатниковой. [Текст]: - М.: Физкультура и спорт. 1982. 280 с.
Рогачев, О.Н. Качественные различия и метрологическая оценка структуры специальной физической подготовленности гимнастов и гимнасток высокой квалификации: [Текст]: Канд. дис. М.,1986.
Розин, Е.Ю. Исследование развития мышечной силы у гимнастов в связи с изучением ее прогностической значимости для отбора в ДЮСШ: [Текст]: Канд. дис. М.,1971.
Розин, Е.Ю. Физическая подготовка гимнасток: [Текст]: Учеб. пос. РГАФК, 2002.
Романенко, В.А. Диагностика двигательных способностей. Учебное пособие / В. А. Романенко. [Текст]: – Донецк: ДонНУ, 2005. – 290 с.
Смолевский, В.М., Гавердовский, Ю.К. Спортивная гимнастика: Учебник. [Текст]: - Киев: Олимпийская литература, 1999.
Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. [Текст]: – М.: Академия, 2000. – 480 с.
Шлемин, А.М. Система подготовки юных гимнастов: Методическое пособие для студентов ГЦОЛИФКа / Шлемин А.М., Петров П.К.. [Текст]: - М.: ГЦОЛИФК, 1977. - 98 с.
Приложение
Недельная тренировка на развитие силы