СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование стратегий смыслового чтения при подготовке к ОГЭ (задание 10)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование стратегий смыслового чтения при подготовке к ОГЭ (задание 10)»

Урок: Русский язык

Класс: 8б

Провела: Кураева Яна Владимировна

Цель: продолжить формирование представления о смысловом чтении.

Задачи:

  1. Узнать, что такое смысловое чтение.

  2. Познакомиться с алгоритмом выполнения 10 задания ОГЭ.

  3. Научиться применять стратегии смыслового чтения.

Оборудование урока: распечатки (рабочий лист, задания) , презентация, компьютер, проектор, жетоны для оценивания.

Предметные: применять стратегии смыслового чтения, сопоставлять предложенные высказывания с текстом.


Метапредметные:  анализировать, сравнивать, делать выводы; участвовать в речевом общении в соответствии с ситуацией и коммуникативной установкой.


Личностные: сформировать потребность в сохранении культуры русской речи и выражения уважительного отношения к людям посредством языка.


  1. Организация урока. Мотивация

- Как дела? Выберите котика, который отражает ваше эмоциональное состояние.

- У кого-то сейчас хорошее настроение, у кто-то не очень, но я надеюсь, что урок вам понравится , и у кого-то даже улучшится настроение.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения

Перед вами слова располагаются в хаотичном порядке. Попробуем назвать тему урока. «Смысловое чтение в рамках подготовки к ОГЭ ( разбор задания 10).

- Давайте определим задачи урока ( на слайде 4-5 слайд)

- Давайте вернёмся к теме и посмотрим на словосочетание «смысловое чтение», что оно обозначает?

- Задумайтесь, а чтение может быть не смысловым? ( определение, слайд 6)

3. Выявление места и причины затруднения.

- Перед вами лежат распечатки с заданием ОГЭ №10. Давайте посмотрим формулировку задания. В первую очередь это работа с чем? ( С текстом). Давайте актуализируем наши знания, вспомним признаки текста. ( На экране. Если признак верен, хлопнете, если нет, то ничего не делайте).

- Теперь давайте подумаем над алгоритмом выполнения задания. С чего начнём? У вас на партах лежат рабочие листы, давайте дополним предложенный алгоритм ( см. распечатку).

4. Реализация построенного проекта

- Приступаем к выполнению задания. Применяем стратегию предтекстовой деятельности- глоссарий. ( На экране даны понятия, которые относятся к этому тексту, слайд 8).

Совместное проживание? Дайте определение.

Хамство - Приемлемо ли хамство при совместном проживании?

Сочувствие - Каждый человек может проявить сочувствие?

- А теперь мы применяем следующую стратегию- это чтение с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Вопросы могут быть направлены на проверку понимания текста, а также – на прогноз содержания последующего отрывка. Приступаем.

(1)Дементьев был рад случайной встрече со своей бывшей учительницей Еленой Сергеевной. (2)На её расспросы радостно поведал, что работает в театре актёром. (3)И тут же начал выведывать про жизнь самой Елены Сергеевны.

– (4)Я хорошо… (5)Комнату новую дали... (6)В двухкомнатной квартире... (7)Просто рай, – произнесла учительница упавшим под конец голосом.

– (8)Так что не так? (9)Ведь что-то есть, я чувствую. (10)Лифта нет или кто-нибудь хамит? (11)Управдом? (12)Соседи?

5. Первичное закрепление

- Кем Елене Сергеевне приходится Дементьев? ( бывшим учеником)

- Где и кем работает? ( в театре актёром)

- Как вы думаете, почему учительница произнесла , казалось бы радостную новость, «…упавшим под конец голосом»?

– (13)Соседи, – призналась Елена Сергеевна, – понимаешь, они как-то сразу поставили себя хозяевами новой квартиры. (14)Выкинули из кухни мой столик. (15)В ванной заняли все вешалки и крючки, мне негде повесить полотенце. (16)Газовые горелки всегда заняты, и бывает, что жду по часу, чтобы вскипятить чай... (17)Я не умею с ними справиться... (18)Ну не в милицию же идти?

– (19)Хамство в чистом виде, – сказал Дементьев, и глаза у него стали недобрыми, – давайте адрес! (20)Я сегодня вечером к вам зайду. (21)Только ничему не удивляйтесь и подыграйте. (22)Попробуем на ваших троглодитах волшебную силу искусства!

- Как вели себя соседи по отношению к Елене Сергеевне?

- Может ли учительница сама с ними справиться?

- Что предложил Дементьев?

- Как вы думаете, как дальше будут разворачиваться события?

(23)Вечером в дверь позвонили.

(24)Мадам Мордатенкова неспешно отворила. (25)Перед ней, засунув ручки в брючки, стоял невысокий человек в кепочке. (26)На нижней, влажной и отвисшей его губе сидел окурок.

– (27)Ты Сергеева? – хрипло спросил он.

– (28)Нет, – сказала шокированная всем его видом Мордатенкова, – Сергеева – это соседка.

– (29)Наплевать. (30)Давай проводи! – ответила кепочка.

(31)Оскорблённое достоинство Мордатенковой двинулось в глубь квартиры и указало на дверь в комнату.

(32)Незнакомец, не постучавшись, вошёл. (33)Дверь осталась неприкрытой. (34)Мордатенкова слышала каждое слово развязного пришельца.

– (35)Значит, это вы повесили бумажку насчёт обмена?

– (36)Да, – послышался сдержанный голос Елены Сергеевны.

– (37)А мою-то конурёнку видела? (38)Я те честно: я бы сам ни в жисть не поменялся. (39)Сама посуди: у мине там два корешка. (40)Когда ни надумаешь, всегда на троих можно сообразить. (41)Но, понимаешь, мне метры нужны. (42)Метры!

– (43)Конечно.

– (44)Вот то-то и оно! – хрипел голос в кепочке. – (45)Теперь причина номер два: Витька. (46)Младший. (47)Ему седьмой пошёл. (48)Носится по всей квартире, словно ракета. (49)Ему место надо! (50)Он вот на прошлой неделе затеял запуск спутника на Марс, чуть всю квартиру не спалил!

(51)Ему простор нужен. (52)А здесь? (53)Ступай в коридор и жги чего хошь! (54)Зачем ему в комнате поджигать? (55)Ваши коридоры просторные, это для меня плюс!

– (56)Плюс, конечно.

– (57)Так что я согласен. (58)Показывайте квартиру!

(59)Непоколебимый, как танк, он двинулся в коридор. (60)Подобно лани метнулась Мордатенкова в свою комнату, где за столом сидел её супруг перед кастрюлей пельменей.

– (61)Харитон, – просвистела мадам, – там бандит какой-то пришёл, насчёт обмена с соседкой – надо воспрепятствовать!..

(62)Мордатенков пулей выскочил в коридор. (63)Там, словно только его и дожидаясь, уже стоял мужчина с окурком. (64)Он рассуждал:

– (65)Здесь сундук поставлю, здесь своего брательника на пол пьяного ежели чего положу на тряпку, чтоб проспался…(66)Ведь это он только пьяный скандалит. (67)Мол, перережет всех.

(68)Мордатенковы в ужасе переглянулись.

– (69)А вот тут в ванной огурцов насолим на зиму. (70)Умываться и на кухне можно. (71)И где тут кухонный столик-то?

– (72)У меня нет своего стола, – внятно сказала Елена Сергеевна, – соседи его выставили.

– (73)Эти, что ли?! – он небрежно ткнул в сторону Мордатенковых. – (74)Ах, буржуи недорезанные! (75)Жена моя вам глаза-то живо выцарапает, только слово поперёк пикни!

– (76)Ну, вы тут не очень, – просипел Мордатенков.

– (77)Молчи, старый таракан, – прервал его человек в кепочке, – в лоб захотел, да? (78)А я с тобой разберусь! (79)А я-то ещё сомневался, меняться или нет. (80)Да я за твоё нахальство из прынцыпа переменюсь! (81)Баушк! – он повернулся к Елене Сергеевне. – (82)Пиши скорее заявление на обмен! (83)У меня душа горит на этих подлецов!

(84)Хлопнула дверь. (85)Наступила мертвая тишина. (86)А через час...

- А теперь вы задайте свои вопросы по прочитанному фрагменту.

(87)Толстый Мордатенков пригласил Елену Сергеевну на кухню. (88)Там стоял новенький кухонный столик. (89)Сказал, что это подарок. (90)Позвал к ним смотреть телевизор вечером.

– (91)Зина, – крикнул он в коридор, – завтра пойдёшь в молочную, так не забудь Елене Сергеевне кефиру да хлеба захватить.

– (92)Ну, что вы, – сказала Елена Сергеевна, – я сама!..

– (93)Ничего, – строго сказал Мордатенков и снова крикнул в коридор:

– (94)Зинулик! (95)И когда придёшь – постираешь ей, что нужно... (96)Не в силах сдержать смех, Елена Сергеевна бросилась к себе в комнату.

– (97)О, волшебная сила искусства!.. (98)Ну надо же было догадаться!”  — приговаривала счастливая Елена Сергеевна.

- Как после прихода Дементьева изменилась жизнь Елены Сергеевны?

- Что значит «волшебная сила искусства»?

- Мы с вами прочитали текст с остановками, задавали разные вопросы, а теперь те же вопросы, только в виде высказываний представлены в 10 задании ОГЭ. Вы выступаете сейчас в роли следователя, сверяете факты. Ещё раз смотрим наш алгоритм, читаем 1 утверждение- находим к тексте и т.д. Работа с распечаткой «Задания».

6. Самостоятельная работа.

- ( После проверки даю свои 5 утверждений по этому же тексту на самостоятельную работу). Проверка. Работа с текстом №2

7. Повторение

-Реализовали ли мы свои задачи? Вернемся к слайду.

8. Рефлексия ( 10 слайд)

Приложение 1





Тема:________________________________________________________________________





Алгоритм выполнения 10 задания



1. ........................................... и вдумчиво прочитайте текст (желательно 2 раза).

2. Вдумайтесь в ......................................................... текста, найдите в нём ...............................................или опровержение того или иного высказывания, а для этого ................................................. те фрагменты текста, к которым направляет Вас тот или иной ответ.

3. Помните, что не может быть одного ответа. (См. формулировку задания), может быть ...-.... ответов.





Приложение 2

Задание 10

(1)Дементьев был рад случайной встрече со своей бывшей учительницей Еленой Сергеевной. (2)На её расспросы радостно поведал, что работает в театре актёром. (3)И тут же начал выведывать про жизнь самой Елены Сергеевны.

– (4)Я хорошо… (5)Комнату новую дали... (6)В двухкомнатной квартире... (7)Просто рай, – произнесла учительница упавшим под конец голосом.

– (8)Так что не так? (9)Ведь что-то есть, я чувствую. (10)Лифта нет или кто-нибудь хамит? (11)Управдом? (12)Соседи?

– (13)Соседи, – призналась Елена Сергеевна, – понимаешь, они как-то сразу поставили себя хозяевами новой квартиры. (14)Выкинули из кухни мой столик. (15)В ванной заняли все вешалки и крючки, мне негде повесить полотенце. (16)Газовые горелки всегда заняты, и бывает, что жду по часу, чтобы вскипятить чай... (17)Я не умею с ними справиться... (18)Ну не в милицию же идти?

– (19)Хамство в чистом виде, – сказал Дементьев, и глаза у него стали недобрыми, – давайте адрес! (20)Я сегодня вечером к вам зайду. (21)Только ничему не удивляйтесь и подыграйте. (22)Попробуем на ваших троглодитах волшебную силу искусства! (23)Вечером в дверь позвонили. (24)Мадам Мордатенкова неспешно отворила. (25)Перед ней, засунув ручки в брючки, стоял невысокий человек в кепочке. (26)На нижней, влажной и отвисшей его губе сидел окурок.

– (27)Ты Сергеева? – хрипло спросил он.

– (28)Нет, – сказала шокированная всем его видом Мордатенкова, – Сергеева – это соседка.

– (29)Наплевать. (30)Давай проводи! – ответила кепочка.

(31)Оскорблённое достоинство Мордатенковой двинулось в глубь квартиры и указало на дверь в комнату. (32)Незнакомец, не постучавшись, вошёл. (33)Дверь осталась неприкрытой. (34)Мордатенкова слышала каждое слово развязного пришельца.

– (35)Значит, это вы повесили бумажку насчёт обмена?

– (36)Да, – послышался сдержанный голос Елены Сергеевны.

– (37)А мою-то конурёнку видела? (38)Я те честно: я бы сам ни в жисть не поменялся. (39)Сама посуди: у мине там два корешка. (40)Когда ни надумаешь, всегда на троих можно сообразить. (41)Но, понимаешь, мне метры нужны. (42)Метры!

– (43)Конечно.

– (44)Вот то-то и оно! – хрипел голос в кепочке. – (45)Теперь причина номер два: Витька. (46)Младший. (47)Ему седьмой пошёл. (48)Носится по всей квартире, словно ракета. (49)Ему место надо! (50)Он вот на прошлой неделе затеял запуск спутника на Марс, чуть всю квартиру не спалил!

(51)Ему простор нужен. (52)А здесь? (53)Ступай в коридор и жги чего хошь! (54)Зачем ему в комнате поджигать? (55)Ваши коридоры просторные, это для меня плюс!

– (56)Плюс, конечно.

– (57)Так что я согласен. (58)Показывайте квартиру!

(59)Непоколебимый, как танк, он двинулся в коридор. (60)Подобно лани метнулась Мордатенкова в свою комнату, где за столом сидел её супруг перед кастрюлей пельменей.

– (61)Харитон, – просвистела мадам, – там бандит какой-то пришёл, насчёт обмена с соседкой – надо воспрепятствовать!.. (62)Мордатенков пулей выскочил в коридор. (63)Там, словно только его и дожидаясь, уже стоял мужчина с окурком. (64)Он рассуждал:

– (65)Здесь сундук поставлю, здесь своего брательника на пол пьяного ежели чего положу на тряпку, чтоб проспался…(66)Ведь это он только пьяный скандалит. (67)Мол, перережет всех. (68)Мордатенковы в ужасе переглянулись.

– (69)А вот тут в ванной огурцов насолим на зиму. (70)Умываться и на кухне можно. (71)И где тут кухонный столик-то?

– (72)У меня нет своего стола, – внятно сказала Елена Сергеевна, – соседи его выставили.

– (73)Эти, что ли?! – он небрежно ткнул в сторону Мордатенковых. – (74)Ах, буржуи недорезанные! (75)Жена моя вам глаза-то живо выцарапает, только слово поперёк пикни!

– (76)Ну, вы тут не очень, – просипел Мордатенков.

– (77)Молчи, старый таракан, – прервал его человек в кепочке, – в лоб захотел, да? (78)А я с тобой разберусь! (79)А я-то ещё сомневался, меняться или нет. (80)Да я за твоё нахальство из прынцыпа переменюсь! (81)Баушк! – он повернулся к Елене Сергеевне. – (82)Пиши скорее заявление на обмен! (83)У меня душа горит на этих подлецов! (84)Хлопнула дверь. (85)Наступила мертвая тишина. (86)А через час... (87)Толстый Мордатенков пригласил Елену Сергеевну на кухню. (88)Там стоял новенький кухонный столик. (89)Сказал, что это подарок. (90)Позвал к ним смотреть телевизор вечером.

– (91)Зина, – крикнул он в коридор, – завтра пойдёшь в молочную, так

не забудь Елене Сергеевне кефиру да хлеба захватить.

– (92)Ну, что вы, – сказала Елена Сергеевна, – я сама!..

– (93)Ничего, – строго сказал Мордатенков и снова крикнул в коридор:

– (94)Зинулик! (95)И когда придёшь – постираешь ей, что нужно... (96)Не в силах сдержать смех, Елена Сергеевна бросилась к себе в комнату.

– (97)О, волшебная сила искусства!.. (98)Ну надо же было догадаться!”  — приговаривала счастливая Елена Сергеевна.

(по В.Ю. Драгунскому*)

* Виктор Юзефович Драгунский (1913–1972)  — русский советский писатель, сценарист и драматург.

Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 1)  У Елены Сергеевны были прекрасные отношения с соседями.

2)  После прихода переодетого Дементьева Мордатенковы постарались наладить отношения с учительницей и даже подарили Елене Сергеевне новый кухонный столик.

3)  Дементьев был бывшим учеником Елены Сергеевны.

4)  Елена Сергеевна пожаловалась Дементьеву на то, что ей хамил управдом.

5)  Гость вёл себя очень нагло, поэтому Мордатенков выгнал его из квартиры.

Ответ:____________________________________





























Приложение 3

Задания для самостоятельной работы.

10. Укажите, какие высказывания соответствуют содержанию текста.

  1. Дементьев работал в цирке.

  2. Елена Сергеевна не могла справиться с хамством соседей.

  3. Переодетый Дементьев вел себя нагло с Мордатенковым.

  4. Елене Сергеевне дали комнату в трехкомнатной квартире

  5. После прихода переодетого Дементьева соседи постарались наладить отношения с Еленой Сергеевной.

Текст №2

Задание 10.

(1)Началась эта му́ка в далёкие годы, в классе пятом или шестом. (2)Глебов жил в своём двухэтажном подворье рядом с серым, громадным, наподобие целого города или даже целой страны, домом в тысячу окон. (3)Серая громада висла над переулочком, по утрам за́стила солнце, а вечерами сверху летели звуки музыки. (4)Там, в поднебесных этажах, шла, казалось, совсем иная жизнь, чем внизу. (5)И у Глебова с малолетства появилось жженье в душе: то ли зависть, то ли ещё что.

(6)Мать Глебова работала билетёршей в кинотеатре. (7)И вот служба её в кинотеатре  — захудаленьком, в одном из замоскворецких переулков  — составляла предмет немалой гордости Глебова и отличала его величайшей льготой: на любой фильм мог пройти без билета. (8)А иногда в дневные часы, когда мало зрителей, мог даже товарища провести, а то и двух. (9)Эта привилегия была основой могущества Глебова в классе. (10)Он пользовался ею расчётливо и умно́: приглашал мальчиков, в дружбе которых был заинтересован, от которых чего-либо ждал взамен, иных долго кормил обещаниями, прежде чем оказывал благодеяние, а некоторых мерзавцев навсегда лишал своей милости. (11)Продолжалась глебовская власть  — ну не власть, а, скажем, авторитет  — и оставалась непоколебленной, пока не возник Лёвка Шулепа. (12)Первые дни он держался надменно, поглядывал своими голубенькими глазами на всех сонно и презрительно, ни с кем не заводил разговор и сел за одну парту с девчонкой. (13)Его решили проучить, вернее, унизить. (14)А ещё точнее  — опозорить. (15)Глебов горячо подговаривал расправиться с Шулепой, который ему не нравился, но в последний миг решил не участвовать в расправе. 

* Трифонов Юрий Валентинович (1925—1981 гг.) — русский советский писатель, мастер «городской» прозы.

Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Глебову мучительно трудно было отказывать одноклассникам, когда они просили его провести их на сеанс в кинотеатр бесплатно.

2)  Глебов над своими одноклассниками имел «власть  — ну, не власть, а, скажем, авторитет», и это тяготило его.

3)  Мать Глебова работала билетёршей в кинотеатре.

4)  Лёвку Шулепу мальчики решили проучить, унизить.

5) Глебов приглашал в кино только тех, в дружбе которых был заинтересован.