В основе технологии лежит колоссальное развитие образовательной системы Сингапура. Данная технология основана на командных формах работы, создании психологически комфортной, безопасной среды для обучающихся, использовании разнообразных структур, как для академических целей, так и для классбилдинга (объединение класса), тимбилдинга (объединение команды) и т. д. Класс разбит на группы по 4 человека, каждая группа – сплоченная команда, оснащенная рабочим материалом: бумагой, тетрадями, ручками и пр. Команды получают задания и шумно в своей среде его выполняют. Скучающих учеников на таких уроках не бывает [7]. По сигналу учителя «стоп!» прекращается самообучение и начинается подведение учителем общих итогов. Скажем просто: сингапурская методика представляет собой набор тезисов и формул, называемых в Сингапуре структурами, для более качественной проработки урока, основных обозначено тринадцать, но на самом деле их несколько десятков. Мэнедж мэт – управление классом, распределение учеников в одной команде из 4-х человек: кто сидит рядом, а кто – напротив, как оппонент, как им общаться. Хай файв – концентрация внимания на поднятой ладони учителя как сигнала начала урока или выдачи задания. Клок баддис – «друзья по времени», выполнение группой конкретного задания за конкретное время, поскольку после сигнала состав команды будет меняться. Тэк офф – Тач даун – «встать – сесть» - структура знакомства с классом и получения информации. Когда на заданный вопрос, в качестве положительного ответа ученики встают, те, кто не согласен, продолжают сидеть. Джот тост – «запишите мысль» - оперативное выполнение задания в письменном виде, проговаривая его вслух. Сразу после анализ итогов. Тик – тэк – тоу – развитие критического и креативного мышления у детей в задаче составить предложение с обязательными словами в схеме. Слова отлично заменяются числами, например. Сте зе класс – «перемешай класс» - ученикам разрешается свободно бродить по классу, чтобы собрать максимум мыслей и ответов по своему списку. После обязательный общий анализ. Конэрс – распределение учеников по углам класса по выбранным ими вариантам. Сималтиниусс раунд тэйбл – структура, в которой все четыре члена группы выполняют письменные задания, а по окончанию передают их по кругу соседу на проверку. Куиз-куиз-трэйд – «опроси – опроси – обменяйся карточками» - ученики проверяют друг друга и обучают по изученному материалу. Таймд пэа шэа – два участника обмениваются полными ответами по заданию по времени. Микс пэа шэа – произвольное смешение класса под музыку, образуя случайную пару, когда музыка заканчивается, и обсуждают тему в коротких ответах (Релли робин) или в полных. Микс фриз груп – смешивание учащихся под музыку, когда она прекращается – замирают и создают группы, количество которых зависит от ответа на заданный вопрос. Время разминки – структура Тим чир – веселое упражнение для поднятия настроения и духа, кричалка. Вдохнуть, стряхнуть, улыбнуться [2]. 1.2 Требования к проектированию урока с использованием сингапурской технологии. Инновационность использования образовательных структур заключается, прежде всего, в четко организованных действиях обучающихся на уроке. Проектирование урока с применением современных образовательных технологий, в том числе образовательных структур, предполагает соблюдение следующих требований: 1. Профессиональный подход к постановке целей урока. Необходимо ясное понимание: с какой целью обучающиеся выполняют то или иное задание. При подготовке к уроку следует продумать цели всех уровней: цели обучения данному предмету; цели раздела, темы, цели всего урока, цели этапов урока – его частей или эпизодов, отдельных заданий и т.д. Сегодня целевая установка урока – это совместная деятельность учителя и обучающихся. Тема урока не преподносится учителем, она выводится через проблемные ситуации, проблемный диалог, и каждый из присутствующих на уроке имеет возможность определить приоритетные цели и свои результаты урока. 2. Работа над плотностью урока. За счёт более глубокого планирования, дифференциации и индивидуализации необходимо довести плотность уроков до оптимального уровня. Сингапурскими коллегами предложено использование таймеров (часов) для формирования у детей «чувства» реального времени. Самое общее условие экономии времени вытекает из определения урока как управляемого процесса. Управление в данном случае — организация взаимодействия учителя и обучающихся по достижению целей урока. Следовательно, на уроке не должно быть места тому, что не «работает» на достижение цели. Самой распространенной ошибкой потери времени на урок является любая деятельность учителя или обучающихся, которая не предваряется вопросом (заданием) и результат которой не проверяется. В данном случае нарушается элементарное требование дидактики к реализации приемов образовательной деятельности: вопрос (задание) – деятельность обучающихся – проверка результата выполнения. 3. Адресная информация. Необходимо использовать максимальное число каналов получения информации (слуховой, зрительный, моторный). 4. Четкость и продуманность заданий. Ясный инструктаж по выполнению заданий, точная постановка учебных вопросов помогут добиться исчерпывающих ответов. Постоянное обучение детей формулировать вопросы поможет развивать регулятивные универсальные учебные действия. 5. Ответственность обучающихся на уроке формируется через привлечение обучающихся в качестве тренеров, помощников учителя и т.д. 6. Комплексное требование к решению образовательных задач посредством учебного предмета. Данное требование возможно через систематическое использование пропедевтических творческих и информационных заданий (на 1-3 урока вперёд) для пар, команд, отдельных детей. 7. Работа над развитием речи учащихся. Умение вести диалог, дебаты, публичные выступления, говорить шепотом, умение взаимодействовать предусмотрено каждой образовательной структурой (Релли робин,Сингл раунд робин, Континиус раунд робин, Таймд раунд робин) 8. Организация самостоятельной деятельности обучающихся. 9. Использование различных режимов или уровней коммуникации с детьми (индивидуальный, парный, групповой, общий). 10. Чёткое структурирование учебного материала. Ученику необходимо увидеть основные понятия, их углублённый вариант и дополнительные сведения культурологического характера, необязательные для запоминания. Создание учителем интеллектуального «фона»/среды возможно через использование следующих образовательных структур: Коннэкт-экстенд-челэндж, Зумин. 11. Соблюдение здоровьесберегающего аспекта урока возможно, в том числе через использование следующих приемов: Микс пэа шэа, Микс-фриз-груп. 12. Дифференцирование домашних заданий. Домашнее задание требует от учителя четкого программирования дифференциации домашних заданий, подробные инструкции по использованию наиболее рациональных приёмов и времени. Необходимо донести до учащихся способ выполнения домашнего задания, это даст более продуктивный результат. Важно понять, что технология, метод, прием – не самоцель, а способ достижения оптимального результата. Поэтому весьма важно разумное использование образовательных технологий, форм организации учебной деятельности, средств и методов обучения. Только обоснованный выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения принесёт максимальный образовательный эффект [2]. 2. Практическая часть. 2.1 Характеристика класса. В 1 «А» класс МБОУ «СОШ №25» на 2018-2019 учебный год поступило 18 учащихся. Из них: 10 – мальчиков и 8 – девочек. На момент поступления в школу 7 лет исполнилось 14 учащимся, 4 учеников поступили в школу с 6,8 – 6,10. 16 учеников до школы посещали детский сад, 2 ученика не посещали детский сад. 10 детей из класса прошли обучение в «Малышкиной школе». Анализ первичной диагностики на начало учебного года, по готовности детей к обучению в школе следующий: - 6 учеников умеют читать, знают цифры и счёт до 10 - 7 ребят читают по слогам, умеют считать до 10 - остальные 5 учащихся читать не умели и с ошибками считали до 10. 2.2 Констатирующее исследование. В ноябре 2018 года с учениками 1 «А» класса для выявления интереса к учебным предметам была проведена методика «Цветные лепестки» (приложение №1). Проанализировав ее результаты, выявилось (приложение №2): наибольший интерес у учеников класса к изучению предметов «технология», «физкультура» и «чтение», а наименьший интерес у учеников вызывает предмет «математика» (6 учеников считают этот предмет интересным, а 15 – неинтересным). В декабре 2018 года мною была проведена диагностика по изучению количества учащихся испытывающих интерес к изучаемым предметам (приложение №3). Результаты диагностики показали следующее (приложение №4): повышенный познавательный интерес у класса вызывают предметы «окружающий мир», «чтение», «технология». А учат по необходимости – математику (14 учеников). Таким образом, в результате анализа полученных данных можно сделать вывод: обучающиеся не испытывают интереса к изучению предмета «математика». 2.3 Формирующее исследование. Для решения возникшей проблемы я решила применять на уроках математики структуры сингапурской технологии, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее активность учащихся. Класс я разбила на 5 групп по 4 человека (приложение №5), каждая группа – сплоченная команда. Из всех существующих структур сингапурской методики для апробации в 2018-2020 году я выбираю следующие: 1. Таймд пэа шэа - обучающая структура, в которой два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени [5]. Например: - Что мы изучали на прошлом уроке? Начинает тот, кто выше ростом. - Что мы узнали про единицы измерения массы? Начинает тот, у кого длиннее волосы. - Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Начинает тот, у кого глаза светлее. 2. Микс пэа шэа - обучающая структура, в которой участники смешиваются под музыку, образовывают пары, когда музыка прекращается, и обсуждают предложенную тему, используя Релли робин (для коротких ответов) и Таймд-пэа-шэа (для развернутых ответов) [5]. 3. Ол райт раунд робин - «все пишут раунд робин» - обучающая структура, в которой ученики по одному зачитывают свои ответы по кругу, а все остальные ученики записывают новые идеи на своих листках [5]. Например: Задание: Составить числа из заданных цифр (0, 4, 7). Участник №1 зачитывает все числа, которые он написал сам и собрал у друзей, а другие участники слушают внимательно и ставят галочку, если это число есть у них. Если участник №1 зачитывает новое число, которое нет у кого- то, то его продолжают записывать после второй прочерченной линии, продолжая нумерацию. 4. Микс-фриз-груп - обучающая структура, в которой участники смешиваются под музыку, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос [5]. Например: Тихо встали, задвинули стульчики, вышли. Включаю музыку -дети смешивают под музыку ,останавливаю ,-замирают ,спрашиваю- дети образуют пару. -На сколько 15 больше 10? (5) - Сколько десятков в числе 73? (7) - Чему равна разность 10 и 7? (3) - Чему равна сумма 5 и 1? (6) Спасибо. Тихо сели на свои места . Поблагодарите друг друга. 5. Конэрс - «углы» - обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа и доказывают свой выбор [5]. Например: Раздать карточку с примерами. Участники распределяются в две группы: ответ однозначное число или двузначное. Участники распределяются в 4 группы: по результатам полученных ответов. Поблагодарите друг друга. 6. Тэйк оф - Тач даун - «встать - сесть» - обучающая структура для получения информации о классе (кто решил задачу одним способом, двумя, тремя), а также знакомства с классом, аудиторией [5]. Например, учитель показывает карточки с примерами. Если пример решен, верно – дети сидят, если в примере допущена ошибка – встают. 7. Джот тотс - «запишите мысли» - обучающая структура, в которой участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочек и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков [5]. Например Каждый участник команды берет 4 листочка бумаги На каждом листочке бумаги: Придумайте пример с ответом 7 Проговорите громко этот пример для участников вашей команды и запишите на одном листочке бумаги Положите на центр стола лицевой стороной вверх Повторите шаги 1-3, пока вы не используете все листочки Когда отведённое время заканчивается, команда просматривает записанные идеи вместе. 8. Стё зе класс - «перемешай класс» - обучающая структура, в которой учащиеся молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей участников к своему списку [5]. Например -Вспомните и запишите таблицу сложения на 8. - Время вышло. Прочертите линию после последней записанной профессии. - В течение 2 минут вам нужно будет собрать как можно больше ответов у своих друзей. Задача: встретиться с несколькими одноклассниками и собрать как можно больше вариантов. - Время вышло, поблагодарите друг друга и займите свои места. Прочертите вторую линию, теперь уже после последнего примера, которое вы скопировали у друзей. - Поделитесь примерами, которые вам удалось записать. 9. Хай файв – «сигнал тишины». Учитель поднимает правую руку – дети смотрят на него, фокусируются и тоже поднимают руку [5]. 2.4 Контрольное исследование. В сентябре 2019 года со 2 «А» классом я повторила методику «Цветные лепестки» (приложение №6). Проанализировав результаты я увидела, что у учеников повысился интерес к изучению предмета «математика»: 8 учеников считают этот предмет интересным. 2.5 Сравнительный анализ полученных данных. Проанализировав данные полученные при помощи диагностик в начале исследования и после можно увидеть (приложение №7), что интерес к предмету «математика» в результате использования на уроках структур сингапурской технологии повысился. В начале исследования предмет был интересе всего 40% учеников, а после проведенного исследования интерес к предмету выявился у 60% обучающихся. Выводы. 1. Констатирующий эксперимент помог выявить у учеников низкий уровень развития интереса к предмету математика. 2. На формирующем эксперименте мною была проведена работа по повышению интереса к предмету с помощью включения в уроки структур сингапурской технологии. 3. Контрольный эксперимент показал рост интереса у обучающихся к изучению предмета «математика». Заключение. Многие учителя сталкиваются с отсутствием интереса к обучению и творчеству у современных школьников, а ведь это самый мощный инструмент в получении знаний по предмету и многостороннему развитию способностей. Сингапурская технология обучения на уроке увеличивает разнообразие форм и средств, которые повышают и стимулируют любую, в т.ч. творческую, активность учащихся. Применение прогрессивных обучающих структур позволяет по-новому переосмыслить учебный процесс и направить обучение в сторону групповых и парных форм работы с учениками [3]. Сингапурская система обучения несет в себе массу плюсов: Около половины детей в классе учатся одновременно говорить и слышать, исправлять чужие ошибки, таким образом, закрепляя, корректируя и дополняя свои знания. Резко возрастает активность каждого ученика в процессе, особенно в функции «учитель». Каждый ученик оказывается в центре вопроса, ему необходимо общаться, чтобы научить товарища тому, что знаешь сам, тем самым создается положительное отношение к процессу обучения. Обучение для каждого ребенка без исключения становится интересным и результативным, а качество знаний по предмету существенно растет. У учеников развиваются коммуникативные качества, креативное мышление, они учатся сотрудничать, критиковать и принимать критику. Любой урок становится похожим на увлекательную и насыщенную игру и несет в себе исключительно положительные эмоции. Таким образом, используя обучающие структуры Сингапурской методики обучения на уроках, повышается мотивация обучающихся к изучаемому предмету. Что ведёт к более эффективному освоению школьниками образовательной программы. Таким образом, использование обучающих структур сингапурского метода обучения дает возможность формировать навыки коммуникативного общения, приводит учащихся к взаимодействию ученика с учебным материалом и взаимодействия ученика с учеником. С помощью взаимодействия ученика с учебным материалом мы способствуем возникновению ситуации, когда ученики работают на уроке больше, чем учитель. Именно ученики, обрабатывая информацию, размышляют над ней и создают связи с тем, что они уже знают. На таких уроках у детей формируется коммуникация, сотрудничество, критическое мышление и креативность, а самое главное - у учеников появляется интерес к предмету, что способствует успешному обучению. Список используемой литературы. 1. http://www.semlot.ru/obrazovanie/ 2. https://emigrant.guru/kak/sposoby/study/obuchenie-v-singapure.html 3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985. 4. Воронцов А.Б.. Основные составляющие развивающего эффекта образовательной системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. – М.,2000 5. Навыки и компетенции 21 века. АУ УР «Региональный центр информатизации и оценки качества образования». – Ижевск, 2015. 6. Носова И.В.. Особенности работы в малых группах. – ж.''Начальная школа плюс до и после'',№6 – 2004 г., стр. 69. 7. Утеева Р. А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке // Математика в школе, 1985 №2. 8. Чиханова О.В.. Групповая форма организации урока введения нового знания. - ж.''Начальная школа плюс до и после'', №2 – 2003 г., стр.36 Приложение № 1. |