СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование технологии Дебаты на уроках математики.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование техологии на уроках математики.

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии Дебаты на уроках математики.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа № 53




«Утверждаю»

Директор МБОУ ООШ № 53

____________ Лоншакова Л.В.
















Составил: Платонова М.А.







г. Бикин

2015 год

Уроки-дебаты

Я пришел сюда спорить,

чтобы научиться мыслить.

Л.Ф. Лосев

В условиях современной российской действительности институты образования столкнулись с необходимостью разработки программы адаптации молодежи к жизни в новом обществе, формирования у выпускников личностных качеств, которые позволили бы им быть созидателями демократического общества и реализовать свои возможности в нем. Результативность обучения в современных условиях связана с переходом к личностно-ориентированным, развивающим технологиям, которые помогают не только приобрести знания, умения и навыки по предмету, но и сформировать компетенции, необходимые для адаптации в современном обществе.

Одной из таких технологий является технология «Дебаты».

Технология «Дебаты» создана на базе международной программы «Дебаты», основанной в 1993 году Институтом «Открытое общество». Огромный образовательный потенциал «Дебатов», а также современные процессы обновления содержания и методов школьного образования предопределили интерес к ним в нашей стране.

Технология «Дебаты» базируется на основе следующих принципов:

  • целостность;

  • универсальность;

  • вариативность;

  • ориентация на демократизацию учебного процесса, гуманистический характер и гуманитарная направленность;

  • личностная ориентированность;

  • ориентация на самообразование и самообучение учащихся.


Возможности технологии «Дебаты» очень широки:

  • Социализирующее значение выражается в том, что дебаты являются педагогическим средством, механизмом приобщения участников к нормам и ценностям гражданского общества.

  • Воспитывающее значение проявляется в том, что дебаты позволяют участникам вырабатывать самостоятельность оценок, нравственно-мировоззренческую позицию и поведенческие установки.

  • Развивающее значение выражается в том, что дебаты позволяют участникам развивать волю, память, мышление, включая умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить аналогии, самостоятельно добывать и анализировать разноплановую информацию по актуальным для человека и общества проблемам и др.

  • Дидактическое значение выражается в том, что дебаты являются основой для формирования у учащихся общеучебных умений и практических навыков, а также важнейших качеств, необходимых современному человеку.

Технология дебатов. Суть и правила дебатов

  • Итак, дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить члена жюри (судью, учителя, слушателей) в своей правоте и опыте риторики.

  • Дебаты могут принимать различные формы. Число участников колеблется от 2-х до четырех в каждой команде. В некоторых видах дебатов участникам разрешается лишь произносить свои речи, в других же им дается возможность участвовать в перекрестных вопросах.

  • То, что в дебатах выигрывает та или иная команда, не означает, что верна позиция, ею отстаиваемая. Ведь эта же команда, волею жребия, могла бы играть и на другой стороне.

  • Победа всецело зависит от мастерства команды: именно индивидуальные умения спикеров, коллективная работа, высокий класс игры.

  • Согласно правилам, команды должны отстаивать свои позиции до конца игры. Поэтому на первый взгляд кажется, что при обучении дебатам не вырабатывается такой навык, как способность достигать компромисса. Однако, поскольку учащимся придется тщательно анализировать тему дебатов в процессе подготовки, им придется взвешивать различные стороны, анализировать различные подходы. Косвенным образом это способствует развитию готовности к компромиссу.

Подводя итог сказанному в этом разделе, можно сделать выводы о том, что:

-   дебаты – это «соревнование между играющими, действия которых ограничены определенными правилами и направлены на достижение победы, то есть, дебаты – это игра;

-   дебаты – это целенаправленный и упорядоченный (структурированный) обмен идеями, суждениями, мнениями, иными словами, дебаты - это форма дискуссии.

Дебаты представляют собой не просто увлекательное занятие, интересный урок-игру, но и эффективное средство для развития учащихся, формирования у них компетенций, необходимых и полезных для успешной жизнедеятельности в условиях современного общества.

Дебаты способствуют развитию и воспитанию следующих компетенций:

  1. Расширению общекультурного кругозора:
    - обогащению знаний, относящихся к гуманитарным областям;
    - развитию интереса к регулярному чтению, формированию мотивации обучения;
    - формированию интереса к регулярному чтению научной, научно-популярной, художественной литературы.

  2. Развитию интеллектуальных способностей:
    - формированию критического мышления, умения устанавливать логические связи между явлениями;
    - умению анализировать различные идеи и события, делать обоснованные выводы, выстраивать цепочку доказательств;
    - умению различать факты и точки зрения, анализировать полученную информацию.

  3. Развитию исследовательских и организационных навыков:
    - собирать и анализировать материалы из различных источников;
    - оценивать различные версии и мнения;
    - собирать доказательную базу и грамотно ее применять.

  4. Развитию творческих качеств:
    - умению по-новому взглянуть на проблему, использовать нетрадиционные способы для ее решения, видеть новое, необычное.

  5. Развитию коммуникативных умений:
    - умению слушать и слышать собеседника;
    - терпимости к различным взглядам, иным точкам зрения, толерантности;
    - способности работать в команде.

  6. Развитию ораторских способностей:
    - навыков публичного выступления;
    - уверенности в себе;
    - умению четко выражать свои мысли в устной и письменной форме;
    - способности привлечь слушателей интонацией, жестами, мимикой.

  7. Формированию гражданской позиции и навыков жизнедеятельности в демократическом обществе:
    - способности формулировать и отстаивать собственную точку зрения;
    - способности принимать другую точку зрения и оценивать идею, а не человека, ее декларирующего;
    - уважительному отношению к общечеловеческим и национальным ценностям, различным культурам, традициям;
    - стремлению использовать свои знания в практике общественной жизни; умению брать на себя решение каких-либо проблем.

Организационно-педагогическими условиями, способствующими осуществлению процесса социализации в условиях проведения дебатов, являются взаимосвязь и взаимопроникновение следующих компонентов:

  • игровой основы педагогической работы по социализации учащихся, которая заключается в том, что игра используется как возможность попробовать свои силы в различных социальных ролях;

  • разнообразия социальных взаимодействий ученика, включенного в различные сферы жизнедеятельности;

  • обеспечения возможности выбора ценностей, норм, форм деятельности учащегося, который обеспечивается разнообразием и интенсивностью деятельности, широким набором социальных ситуаций и проб, расширением зоны общения и взаимодействия в различных аспектах (деловое сотрудничество, игровое взаимодействие, эмоциональное и т. д.).

Дебаты включают технологию, способствующую обновлению и трансформации гуманитарного образования, развитию творческой активности учащихся и учителей через включение в дебатный процесс: от поиска информации и изучения материалов по определенной проблеме до детальной разработки двух разных подходов к ее решению (утверждающего и отрицающего), что дает возможность учащимся понять многогранность и сложность поднимаемых проблем. При изучении произведений мировой художественной литературы, особенно русской литературы, в которой решаются социальные, политические и нравственные вопросы, причин для проведения дебатов великое множество. Прежде всего это сложные актуальные проблемы, о которых нельзя говорить с полной уверенностью.

Целевые функции и возможности технологии «Дебаты» широки.

Социализирующее значение выражается в том, что дебаты являются педагогическим средством, механизмом приобщения участников к нормам и ценностям гражданского общества, позволяющим учащимся адаптироваться к условиям современного общества, предполагающего умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы на основе имеющихся знаний и умения применять эти знания.

Воспитывающее значение проявляется в том, что дебаты позволяют участникам вырабатывать самостоятельность оценок, нравственно-мировоззренческую позицию и поведенческие установки. Участники дебатов обладают более высокой коммуникативной культурой, общительностью, способностью найти компромисс.

Развивающее значение выражается в том, что дебаты позволяют участникам развивать волю, память, мышление, включая умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить аналогии, самостоятельно добывать и анализировать разноплановую информацию по актуальным для человека и общества проблемам.

Дидактическое значение выражается в том, что дебаты являются основой для формирования у учащихся общеучебных умений и практических навыков, а также важнейших качеств, необходимых современному человеку.

Основные элементы дебатов

Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы относительно предложенного тезиса, чтобы убедить нейтральную третью сторону и судей в их правильности.

  1. Тема. Тема должна быть актуальной, затрагивать значимые проблемы, быть пригодной для спора, то есть иметь альтернативные варианты. Тема дебатов должна формулироваться в виде утверждения.

  2. Утверждающая сторона пытается убедить судей в правильности своих позиций относительно формулировки темы.

  3. Отрицающая сторона пытается убедить судью в том, что позиция утверждающей стороны неверна, поскольку ее аргументация имеет недостатки.

  4. Аргументы. Каждая команда с целью доказательства создает систему аргументов, с помощью которых пытается убедить судью в том, что ее позиция является наиболее правильной.

  5. Поддержка и доказательства. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить свидетельства поддержки (цитаты, факты и т. д.), доказывающие их позицию.

  6. Перекрестные вопросы. Наибольшее количество видов дебатов предоставляет каждому участнику возможность отвечать на вопросы оппонента.

Существуют различные модели технологии «Дебаты»: свободные дебаты в больших аудиториях, панельные дебаты, круглый стол и др. Я предлагаю «Экспресс-дебаты», подготовка к которым осуществляется непосредственно на уроке по материалу учебника или сообщению учителя. Этот тип дебатов может рассматриваться как элемент «обратной связи», закрепления учебного материала или как форма активизации познавательной деятельности. В старших классах на уроках можно проводить «Модифицированные дебаты», в которых используются отдельные элементы технологии дебатов, изменяются некоторые правила дебатов: сокращается регламент выступлений; увеличивается число игроков в командах; осуществляется ролевая игра, то есть учащиеся исполняют какую-либо роль; изменяется роль ведущего игры – учителя, которая определяется в зависимости от подготовленности учеников.

Основные этапы проведения дебатов

  1. Подготовительный (за неделю до проведения дебатов):
    - формирование команд (6–8 человек);
    - бейджи для команд, фишки двух цветов для судей, песочные часы, гонг;
    - формулировка задачи. Команды получают задание подготовить аргументы, доказательства, подобрать формулы, применение их для доказательства своей точки зрения;
    - правила дебатов, кодекс чести дебатера, этикет проведения дебатов.

  2. Проведение дебатов
    - жеребьевка (определяется утверждающая и отрицающая команды);
    - строгое соблюдение регламента, правил работы в команде, в соответствии с которой следует не переходить на личности, обсуждать аргумент, а не позицию;
    - критерии оценки.

  3. Заключительный
    - вопросы для анализа дебатов;
    - рефлексия (письменно).

Основные формы и типы дебатов, используемых на уроке. Условия их применения и особенности организации

  • Дебаты в процессе обучения истории могут быть представлены как форма урока либо как элемент урока.


  • Наибольшие возможности методики дебатов связаны с использованием дебатов как элемента урока: например, в процессе актуализации знаний, в целях систематизации, закрепления учебного материала, обеспечения «обратной связи» или как форма организации самостоятельном работы учащихся.

  • Использование дебатов как формы урока имеет немало ограничений:

  • требует предварительной подготовки,

  • создает проблемы задействования всех учащихся в ходе урока и т.п.

Классификация дебатов на уроках

  • 1.  Проблемные дебаты – дебаты, предусматривающие знакомство участников с различными концепциями.

  • 2.  Экспресс-дебаты по мини-проблемам – это дебаты, в которых фаза ориентации и подготовки сведены к минимуму. Подготовка осуществляется непосредственно на уроке по материалу учебника или рассказу учителя. Этот тип дебатов может быть довольно часто и успешно использован как элемент «обратной связи», закрепления учебного материала либо как форма активизации познавательной деятельности.

  • 3.  Дебаты как форма работы с документами – дебаты, основанные на различных источниках и предусматривающие работу учащихся с документами. Эти дебаты призваны научить работать с источниками.

  • 4.  Дебаты могут выступать как форма подведения итогов самостоятельной работы учащихся по какой-либо проблеме, то есть явиться формой презентации и осмысления результатов работы учащихся с Iучебной и научной литературой.

  • 5.  Дебаты как средство формализации дискуссии. В процессе изучения предметов учащиеся нередко сталкиваются с дискуссионными проблемами, которые настолько затрагивают их личность, что не могут явиться предметом рационального обсуждения. Учащиеся часто испытывают затруднения перед ситуацией, когда необходимо предъявить классу свое мнение по таким проблемам в неформализованном обсуждении. Средством преодоления такой ситуации становится формализация дискуссии, то есть перевод ее в русло дебатов.

  • 6. В форме дебатов могут быть организованы повторительно-обобщающие уроки. При этом, как правило, развитие учащегося идет по направлению развития инструментария, а не приращения содержания – дебаты проходят на базе основного содержания учебного материала. Однако эту форму дебатов следует использовать с большой осторожностью, так как:

  • -    слишком велик объем материала для подготовки;

  • -    игра редко идет в соответствии с задачами, намечаемыми учителем -как правило, внимание игроков концентрируется не на узловых моментах, а на достаточно узких проблемах – где обнаружились пробелы в знаниях у оппонентов.












Библиографический список

  1. Калинкина Е.Г. Дебаты на уроках истории. – М.:БОНФИ, 2001.

  2. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. – Рига: Педагогический центр «Эксперимент»,1995.

  3. Омаров Н.Б. Использование приемов активизации познавательной творческой деятельности подростков в процессе работы клуба «Дебаты» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: file:\дебаты\Омаров Н-Б.htm.







































Приложение:

Памятка участника обсуждения

  • Все расположены к участию в дискуссии.

  • Никто не доминирует в беседе, и каждый имеет возможность высказаться.

  • Нельзя критиковать людей, а только их идеи.

  • Критика должна происходить без ярлыков и обидных высказываний.

  • Обсуждение не выходит за рамки выбранной темы и сосредоточено на определении собственной позиции.

  • Должны быть учтены все предложенные мнения и подходы к проблеме.

  • Строить аргументацию необходимо на бесспорных фактах и проверенных источниках.

  • Поддерживается атмосфера дискуссии, необходимая для анализа альтернатив.

  • Мы слушаем и слышим друг друга.


Для участников дебатов

  • Внимательно ознакомьтесь с материалами урока по теории спора.

  • Определите для себя степень актуальность темы.

  • Перед началом дебатов обсудите с оппонентами, одинаково ли вы понимаете трактовку темы, в противном случае дебатов у вас не получится.

  • Помните, что ваша задача – доказать силу своих утверждений и фактов и слабость аргументов противника.

  • Приготовьте аргументы «за» и «против».

  • Обязательно следите в ходе дебатов за аргументами ваших оппонентов, чтобы в ответном выступлении давать контраргументы именно на эти утверждения.

  • Помните, каждый человек имеет собственное мнение, но не каждый умеет аргументировать его.

  • Поддержка – факты, примеры, результаты опросов общественного мнения, статистика и проч.

  • Контраргумент – возможное возражение со стороны противника.

  • Каждый аргумент оппонента оценивайте: убедительно, неубедительно, ошибочно. В этом случае вы сразу поймете, какие из них требуют немедленной контраргументации, а на какие можно не обращать особого внимания.

  • Обсудите в группе единомышленников план ваших будущих выступлений, выработайте тактику, последовательность предоставления аргументов, распределите роли.

    • Выдвигающий аргументы;

    • Поддерживающий аргументы фактическим материалом;

    • Замечающий аргументы оппонентов и готовящий на них контраргументы.

    • Заключительное выступление обычно предоставляется человеку с навыками ритора.


Для судей

Помните!

  • Дебаты – это цивилизованная дискуссия, цель которой не прийти к тому или иному решению, а доказать убедительность своей позиции, сколь фантастичной или парадоксальной она бы ни была.

  • Уважаемые судьи! На время забудьте о своей позиции по теме дебатов. Судите только силу доказательств той и другой выступающей команды. Не присуждайте лишних баллов только потому, что вы «думаете так же».

  • Что и как оценивается по пятибалльной системе?

  • Умение находить нужную информацию в различных источниках.

  • Взаимоуважение: нельзя нападать на человека только потому, что у него иные взгляды на поставленную проблему.

  • Уважение к оппоненту исключают нечестные приемы, как-то: подтасовка фактов, просто ложь, проверить которое иной раз очень трудно. Дебаты – это честные ответы: « Нет, я этого не знаю».

  • Умение слышать противника, выделять в его речи аргументы и вовремя выдвигать на них убедительные контраргументы.