Выступление на городском методическом объединении
учителей английского языка по теме:
«Технология подкастов в обучении иностранному языку»
Подготовила:
Сапрыкина О. В.,
учитель английского языка IКК
2017-2018
В настоящее время приоритет в обучении иностранным языкам отдается коммуникативности, аутентичности общения, изучению языка в культурном контексте, автономности и интерактивности обучения. Использование интернет-технологий в обучении иностранному языку не только помогает в формировании навыков разговорной речи, но и в обучении лексике и грамматике. Всё более актуальным и важным становится применение информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения иностранному языку как главного способа развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Здесь играют роль не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.
Технология подкастов-одно из самых популярных средств самостоятельного изучения иностранного языка за рубежом, но малоизвестное и малоисследованное явление у нас.
Собственно слово «подкаст» (podcast) является сочетанием слов “iPod” и “broadcast” (повсеместное широкоформатное транслирование). А термин «подкастинг» означает способ распространения звуковой и видеоинформации в Интернете.
П. Констентайн дает следующее определение термину «подкаст»: «Подкаст- это термин, который используется для обозначения цифровой записи радиопрограммы или других типовых файлов. Подкасты публикуются в Интернете как МП3-файлы. Заинтересованные слушатели имеют возможность загружать эти файлы на персональный компьютер или МП3-плейер любого типа. Эти файлы можно прослушивать в любое время и в любом месте. Прослушивание подкастов может проводиться неоднократно. Они могут быть как короткими (от 2 до 3 минут) , так и долгими (до 1 часа). Обучающиеся могут подписаться на рассылку.
Несомненно, данная технология может быть с успехом использована и в образовательном процессе в школе.
Дидактический потенциал подкастинга базируется на основных технических и дидактических характеристиках этой интернет-технологии:
1. Аутентичность. Подкасты могут заметно обогатить занятие по языку, т.к. они в большинстве своем представляют аутентичный материал, предназначенный для прослушивания на продвинутом этапе изучения языка. Огромное количество подкастов представляют собой дидактизированный материал с манускриптами и сопроводительными текстами, примечаниями о степени сложности и дидактическими рекомендациями, а также заданиями к предлагаемому отрывку и могут использоваться на разных этапах изучения иностранного языка. Не раз замечено, что когда учащимся дается возможность оказываться в аутентичной ситуации, процесс изучения иностранного языка становится особенно увлекательным, мотивированным и эффективным.
2. Актуальность. Система подкастинга позволяет пользователям регулярно пополнять свой архив новыми аудио- и видео-материалами из Интернета. Подписавшись на получение подкастов, мы каждый день можем иметь на своем компьютере аудио- и видеофайлы с информацией об актуальных событиях в различных сферах жизни, которые могут быть использованы на занятии иностранного языка или вне его.
3. Компетентность в области медиа. Технические условия использования подкастов совершенно просты, нужно только скачать необходимый подкаст в формате MP3 на компьютер или другой медиа-носитель. Такое умение становится залогом огромного мотивационного потенциала: как только мы даем обучаемым понять их техническую подкованность и совместно с ними исследуем новое средство обучения, привлекательность средства и умение обращаться с техническими новинками сами по себе становятся мотивирующими к самостоятельной или групповой работе.
4. Автономность. Являясь одним из основных преимуществ интернета как обучающей платформы, автономность позволяет действовать в соответствии с потребностями в учебе, с темпами обучения и уровнем обученности. Если учащиеся сами могут определять условия своего обучения в аспекте принципов автономного обучения, автономная среда как фактор успешности обучения не только достойно конкурирует, но и превосходит традиционное коммуникативное занятие.
5. Многоканальное восприятие. Сервис подкастов часто предлагает учебные материалы, которые строятся на комбинации звукового ряда, фото- или видео-картинки, а также текстовых материалов. Это дает возможность использовать на одном занятии многоканальные учебные материалы, т.е. одновременно задействовать разные органы восприятия, что, безусловно, расширяет рецептивные возможности учащихся, становится важным ключом к пониманию информации на иностранном языке, и как следствие, стимулом к устному или письменному высказыванию по теме.
6. Мобильность используемого технического средства (МР3-плеера) позволяет обращаться к материалам подкаста в любое время и за пределами учебного заведения, в этом случае принято говорить о расширении среды обучения. Доступ к такому средству, как подкаст, за пределами учебных занятий дает шанс учиться в свободное время и возможность работать в соответствии с персональными рецептивными навыками, адаптировать понимание сложного аудио-отрывка к индивидуальным особенностям восприятия информации. Это позволяет освободить аудирование от нимба неприятного обязательства или задания повышенной сложности.
7. Многофункциональность. Система подкастинга является многофункциональной, с ее помощью при обучении иностранным языкам можно развивать несколько видов речевой деятельности: наряду с классическим аудированием актуальным является совершенствование навыков устной и письменной речи, кроме того подкасты дают знания о многообразии самого языка и культуры изучаемого языка в удобной для слушающего обстановке.
8. Продуктивность. Использование воспроизведенных материалов - это одна сторона работы с подкастами на занятии иностранного языка, создание и дальнейшее распространение собственных подкастов – другая. С точки зрения продуктивности подкастинг является сильным импульсом для занятия иностранного языка в аспекте деятельностного подхода. Создавая и опубликовывая в сети аудио- или видеоматериалы, учащиеся работают с перспективной информационной технологией в реальной ситуации.
Наиболее реалистичной задачей использования подкастов в учебных целях остается развитие рецептивных навыков аудирования. Подкасты дают возможность подойти к организации такого вида работы как аудирование по-новому. Тематика, объем подкастов чрезвычайно разнообразны, поэтому они могут быть использованы на разных ступенях изучения языка. В целом, технология работы с подкастом совпадает с технологией работы над аудиотекстом и имеет четкую последовательность в действиях преподавателя и учащихся: в соответствии с «трехступенчатой моделью обучения аудированию»: предварительный инструктаж и предварительное задание; процесс восприятия и осмысления информации подкаста; задания, контролирующие понимание услышанного текста.
Подкасты могут использоваться следующим образом:
прослушивание подкастов в качестве домашней работы с последующим их обсуждениием на занятии;
прослушивание подкастов с предварительным ознакомлением с лексическими комментариями, подготовленными учителем, что делает доступным аутентичные подкасты для учащихся более низких уровней;
прослушивание отдельных отрывков подкаста, подкастов с транскриптом (печатным текстом данного аудиофайла);
использование отдельных отрывков подкаста для диктанта с последующими упражнениями на словосочетания, грамматические правила и т.п.;
прослушивание подкастов с замедленным темпом речи, что облегчает обучаемым с низким уровнем лингвоподготовки процесс распознавания речи на иностранном языке;
запись учениками подкастов на заданную тему в виде группового или парного обсуждения.
Ресурсы подкаст-сервиса:
1. www.podcastinenglish.com/index.shtml
+ Материал структурирован по уровням владения английского языка;
Наличие аудио и видео подкастов;
Возможность использовать разработки уроков к подкастам.
- Подкасты скачиваются бесплатно, но задания платные.
2. www.breakingnesenglish.com/
+ Подкасты являются радионовостями, разбиты по темам;
Возможность пользоваться разработками уроков с огромным количеством интересных и разнообразных заданий.
Возможность выбирать тип аудио (американский, британский) и скорость аудиофайла.
3. learnenglish.britishcouncil.org/en/elementary-podcasts
+ Выпуски взаимосвязаны между собой, темы актуальные и интересные, задания можно выбирать по степени сложности.
- В среднем один подкаст длится не менее 10 минут;
Выполнение заданий возможно только в онлайн-режиме.
4. www.podcastalley.com/index.php
+ Огромное разнообразие подкастов;
Возможность добавлять свои подкасты.
- Отсутствие текста подкастов.
5. englishteacherjohn.com/
+ Простота разработки: автор выбирает слово, словосочетание или идиому, объясняет значение и дополняет свой текст примерами;
Возможность загружать подкасты вместе с текстом.
- Способствует развитию только лексических навыков, подкасты не являются фабульными.
Подводя итог вышесказанному, использование технологии подкастинга обогатит и разнообразит работу учителя, заинтересует учащихся и повысит мотивацию к изучению иностранного языка.