СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование технологии проблемного обучения в формировании компетенций обучающихся»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена разработка занятия для учителей истории в рамках постоянно - действующего семинара для молодых педагогов "Формирование профессиональных компетенций учителя - предметника, необходимых для успешной реализации ФГОС." Раскрываются этапы технологии проблемного обучения, типы проблемных ситуаций, приемы создания проблемных ситуаций в образователдьной деятельности.

Просмотр содержимого документа
««Использование технологии проблемного обучения в формировании компетенций обучающихся»»

Зуева Марина Юрьевна

методист МОУ ДПО «УМЦ»


Постоянно – действующий семинар для молодых педагогов

«Формирование профессиональных компетенций учителя – предметника, необходимых для успешной реализации ФГОС


Занятие для учителей истории по теме:

«Использование технологии проблемного обучения

в формировании компетенций обучающихся»


Теоретическая часть

Мы знаем, что основная цель Федерального Государственного Образовательного Стандарта - это формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности.

В связи с этим хочется привести следующие стихотворные строки:

«Дети смогут стать Икарами,

Взмоют в небо беспредельное

Если силами Учителя

Прочно будут крылья выращены»

Можно поставить два проблемных вопроса:

- О каких же крыльях идет речь?

- И каким способом их может вырастить учитель?


Я думаю, что под крыльями, которые должны вырасти у обучающегося в результате получения образования на основе ФГОС, мы понимаем компетенции – то есть совокупность взаимосвязанных качеств личности, таких как знания, умения, навыки, способы деятельности, которые заданы по отношению к определенному кругу учебных предметов и процессов и необходимы для качественной, продуктивной деятельности по отношению к ним.


Сформированные на основе знаний, способностей обучающегося и его умений, применить полученное знание, компетенции формируют социально важные индивидуальные характеристики личности, позволяющие человеку иметь возможность утвердиться в социуме, быть полезным социуму овладевая специализацией и развивая свой профессионализм.


Среди компетенций особую роль играют ключевые компетенции к которым относятся:

- информационно – технологическая компетенция

- ценностно – смысловая компетенция

- коммуникативная компетенция

- учебно – познавательная компетенция

- компетенция личностного самосовершенствования

- общекультурная компетенция

- социально – трудовая компетенция

Именно эти компетенции должны поднять на своих крыльях нашего обучающегося, как Икара


Но как вырастить у ребенка эти крылья, как получить необходимый результат?

Разрабатывая стратегию своей педагогической деятельности, учитель стремиться ответить на три важных вопроса: Зачем учить? – то есть цель; Чему учить? – то есть содержание и Как учить? – то есть какие технологии будут наиболее оптимальными и эффективными в движении к получению заданного компетенциями результата?

Какую технологию или ряд технологий считать наиболее оптимальными и эффективными в современном образовательном процессе?


Для ответа на данный вопрос обратимся к требованиям, которые предъявляются ФГОС к современному уроку:

  1. Урок должен быть проблемным и развивающим – то есть основу взаимоотношений должна определять атмосфера сотрудничества между учителем и обучающимися и между самими обучающимися.

  2. Учитель активизирует деятельность обучающихся через проблемные, поисковые задания и ситуации

  3. Учитель подводит обучающихся к самостоятельному формулированию выводов на основе научных фактов и требований образовательного стандарта.


Таким образом, мы можем сказать, что одной из эффективных технологий является технология проблемного обучения – именно она поможет сформировать ключевые компетенции.


Профессор Герман Константинович Селевко в пособии «Современные образовательные технологии» определяет проблемной обучение, как организацию учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.


Таким образом, мы можем заметить, что проблемное обучение содержит значительный потенциал для формирования ключевых компетенций обучающихся.


Но в каком компоненте проблемного обучения заложен нужный нам потенциал?

Это проблемные ситуации – интеллектуальные затруднения, которые возникают в случае, когда человек не знает, как объяснить факт, явление, процесс, не знает, как достичь цели известными ему способами

Ценность проблемных ситуаций состоит в том, что они являются причиной, побуждающей человека искать новые способы объяснения действительности, и лежат в основе продуктивной, творческой, познавательной деятельности.


Таким образом, создание в образовательном процессе проблемных ситуаций и организация учителем процесса их разрешения обучающимися является потенциальной возможностью формирования ключевых образовательных компетенций.


Напомним этапы технологии проблемного обучения:


  1. Создание проблемной ситуации и определение познавательной задачи

  2. Активный мыслительно-познавательный поиск учащегося под руководством учителя, самостоятельный подход к выводам

  3. Тренировочные упражнения, применение знаний в новых условиях с целью возбуждения мышления.

  4. Творческое самостоятельное овладение знаниями, а также способами активной познавательной деятельности, интенсивное умственное развитие

Ключевым моментом в реализации технологии проблемного обучения является конструирование учебной проблемы, которое включает в себя:

  1. Технологию постановки учебной проблемы

  2. Приемы, которые побуждают обучающихся к осознанию противоречия, то есть к осознанию самой проблемной ситуации.


Выделим основные типы технологий, которые можно использовать для постановки учебной проблемы и приемы создания проблемной ситуации:


Тип проблемной ситуации

Приемы создания проблемной ситуации

1

С удивлением

Предъявить факты, идеи:

- вызывающие удивление,

- кажущиеся парадоксальными,

- поражающие своей неожиданностью


- Что вас удивило?

2

Ситуация конфликта

Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.


3

Ситуация несоответствия

Сначала выявляется представление обучающихся о факте, процессе, явлении, а затем предъявляется новый научный факт. которые вносит несоответствие в восприятие рассматриваемого учебного материала.

- Вы с начала как думали? А как на самом деле?


4

С затруднением

Дать проблемное задание, которое содержит недостаточное количество данных для его решения.


- Смогли ли ответить на вопрос, решить поставленную задачу?

- В чем затруднения?


5

Ситуация предположения

Дать проблемное задание, в котором заложена возможность учащимся выдвинуть собственные версии о причинах, характере, последствиях исторических событий.


6

Ситуация выбора

Предложить учащимся из нескольких представленных вариантов ответа выбрать и обосновать один, на их взгляд убедительный.


7

Сообщение темы с мотивирующим приемом

«Яркое пятно» - сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд, краеведческого материала и т.д.);


- демонстрация непонятных явлений через зрительный ряд или наглядность.


«Актуальность» - обнаружение смысла, значимости проблем для учащихся.


Формы решения проблемных ситуаций могут быть самыми различными, например:

- проблемные задачи и задания,

- проблемная лекция,

- задачи исследовательского характера,

- дискуссии,

- работа с историческими документами,

- работа с текстами с проблемной направленностью.


Практическая часть

Начнем с «яркого пятна» - сообщение темы с мотивирующим приемом.

6 класс. Одна из первых тем по истории России «Восточные славяне в древности». На слайде появляется еще одна надпись – народ – загадка?! Возникает проблемный вопрос – а почему славяне – это народ – загадка, что в нем такого загадочного?


- Какие ключевые компетенции мы сможем формировать с помощью технологии сообщения темы с мотивирующим приемом?

Учебно – познавательная компетенция, информационно – технологическая компетенция, ценностно – смысловая компетенция, коммуникативная компетенция


Технология формирования ситуации несоответствия.

8 класс. История России. Тема: Великие реформы 60 – 70 – х годов XIX века. В процессе изучения причин Крестьянской реформы 1861 года и этапов подготовки реформы учащиеся утверждаются в мысли о необходимости крестьянской реформы для модернизации страны, выявляют прогрессивные стороны подготовки реформы. Главный результат – это долгожданный Манифест об отмене крепостного права. Но вот учащимся предъявлены иные факты – это свидетельства очевидцев и статистические данные, которые несоответствуют сложившемуся на данном этапе изучения учебного материала мнению обучающихся.


Технология формирования проблемной ситуации с предположением.

Возьмем туже тему по истории России в 8 классе. Подводя итоги Великих реформ обучающиеся приходят к выводу, что, несмотря на ограниченность и незаконченность Великие реформы все же способствовали модернизации страны, то есть создавали предпосылки для развития индустриального общества. Тогда чем мы можем объяснить факт убийства Александра II 1 марта 1881 года.


Технология формирования проблемной ситуации с затруднением.

7 класс. История России. Тема: «Церковный раскол». Тема сложная для понимания семиклассников, так как она глубокая и многоуровневая с позиции анализа исторической ситуации и с позиции исследования последствий церковного раскола, его влияния на последующее развитие нашего государства.

Начинаем мы беседы с того, что же означает слово раскол? Почему раскол может быть трагедией?

Затем изучаем исторические персоналии и факты.

При их рассмотрении обучающиеся сталкиваются с проблемой, что им многое не понятно, а значит им что – то неизвестно.

Можно предложить обучающимся составить вопросы, которые они хотели бы выяснить и предложить найти на них ответы.

Заключительный этап это уточнение ответов на вопросы и выводы по изученной теме с объяснением каждого элемента.

Обобщая вышесказанное можно сделать вывод, что технология проблемного обучения позволяет формировать ключевые компетенции, что позволяет достигать одну из основных целей современного образования – формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности.

В процессе реализации технологии проблемного обучения учитель должен стараться обеспечивать оптимальное сочетание самостоятельной поисковой деятельности обучающихся и усвоения ими необходимых научных выводов. И тогда:

«Дети смогут стать Икарами,

Взмоют в небо беспредельное

Если силами Учителя

Прочно будут крылья выращены»

6