Зуева Марина Юрьевна
методист МОУ ДПО «УМЦ»
Постоянно – действующий семинар для молодых педагогов
«Формирование профессиональных компетенций учителя – предметника, необходимых для успешной реализации ФГОС
Занятие для учителей истории по теме:
«Использование технологии проблемного обучения
в формировании компетенций обучающихся»
Теоретическая часть
Мы знаем, что основная цель Федерального Государственного Образовательного Стандарта - это формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности.
В связи с этим хочется привести следующие стихотворные строки:
«Дети смогут стать Икарами,
Взмоют в небо беспредельное
Если силами Учителя
Прочно будут крылья выращены»
Можно поставить два проблемных вопроса:
- О каких же крыльях идет речь?
- И каким способом их может вырастить учитель?
Я думаю, что под крыльями, которые должны вырасти у обучающегося в результате получения образования на основе ФГОС, мы понимаем компетенции – то есть совокупность взаимосвязанных качеств личности, таких как знания, умения, навыки, способы деятельности, которые заданы по отношению к определенному кругу учебных предметов и процессов и необходимы для качественной, продуктивной деятельности по отношению к ним.
Сформированные на основе знаний, способностей обучающегося и его умений, применить полученное знание, компетенции формируют социально важные индивидуальные характеристики личности, позволяющие человеку иметь возможность утвердиться в социуме, быть полезным социуму овладевая специализацией и развивая свой профессионализм.
Среди компетенций особую роль играют ключевые компетенции к которым относятся:
- информационно – технологическая компетенция
- ценностно – смысловая компетенция
- коммуникативная компетенция
- учебно – познавательная компетенция
- компетенция личностного самосовершенствования
- общекультурная компетенция
- социально – трудовая компетенция
Именно эти компетенции должны поднять на своих крыльях нашего обучающегося, как Икара
Но как вырастить у ребенка эти крылья, как получить необходимый результат?
Разрабатывая стратегию своей педагогической деятельности, учитель стремиться ответить на три важных вопроса: Зачем учить? – то есть цель; Чему учить? – то есть содержание и Как учить? – то есть какие технологии будут наиболее оптимальными и эффективными в движении к получению заданного компетенциями результата?
Какую технологию или ряд технологий считать наиболее оптимальными и эффективными в современном образовательном процессе?
Для ответа на данный вопрос обратимся к требованиям, которые предъявляются ФГОС к современному уроку:
Урок должен быть проблемным и развивающим – то есть основу взаимоотношений должна определять атмосфера сотрудничества между учителем и обучающимися и между самими обучающимися.
Учитель активизирует деятельность обучающихся через проблемные, поисковые задания и ситуации
Учитель подводит обучающихся к самостоятельному формулированию выводов на основе научных фактов и требований образовательного стандарта.
Таким образом, мы можем сказать, что одной из эффективных технологий является технология проблемного обучения – именно она поможет сформировать ключевые компетенции.
Профессор Герман Константинович Селевко в пособии «Современные образовательные технологии» определяет проблемной обучение, как организацию учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Таким образом, мы можем заметить, что проблемное обучение содержит значительный потенциал для формирования ключевых компетенций обучающихся.
Но в каком компоненте проблемного обучения заложен нужный нам потенциал?
Это проблемные ситуации – интеллектуальные затруднения, которые возникают в случае, когда человек не знает, как объяснить факт, явление, процесс, не знает, как достичь цели известными ему способами
Ценность проблемных ситуаций состоит в том, что они являются причиной, побуждающей человека искать новые способы объяснения действительности, и лежат в основе продуктивной, творческой, познавательной деятельности.
Таким образом, создание в образовательном процессе проблемных ситуаций и организация учителем процесса их разрешения обучающимися является потенциальной возможностью формирования ключевых образовательных компетенций.
Напомним этапы технологии проблемного обучения:
Создание проблемной ситуации и определение познавательной задачи
Активный мыслительно-познавательный поиск учащегося под руководством учителя, самостоятельный подход к выводам
Тренировочные упражнения, применение знаний в новых условиях с целью возбуждения мышления.
Творческое самостоятельное овладение знаниями, а также способами активной познавательной деятельности, интенсивное умственное развитие
Ключевым моментом в реализации технологии проблемного обучения является конструирование учебной проблемы, которое включает в себя:
Технологию постановки учебной проблемы
Приемы, которые побуждают обучающихся к осознанию противоречия, то есть к осознанию самой проблемной ситуации.
Выделим основные типы технологий, которые можно использовать для постановки учебной проблемы и приемы создания проблемной ситуации:
№ | Тип проблемной ситуации | Приемы создания проблемной ситуации |
1 | С удивлением | Предъявить факты, идеи: - вызывающие удивление, - кажущиеся парадоксальными, - поражающие своей неожиданностью - Что вас удивило? |
2 | Ситуация конфликта | Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. |
3 | Ситуация несоответствия | Сначала выявляется представление обучающихся о факте, процессе, явлении, а затем предъявляется новый научный факт. которые вносит несоответствие в восприятие рассматриваемого учебного материала. - Вы с начала как думали? А как на самом деле? |
4 | С затруднением | Дать проблемное задание, которое содержит недостаточное количество данных для его решения. - Смогли ли ответить на вопрос, решить поставленную задачу? - В чем затруднения? |
5 | Ситуация предположения | Дать проблемное задание, в котором заложена возможность учащимся выдвинуть собственные версии о причинах, характере, последствиях исторических событий. |
6 | Ситуация выбора | Предложить учащимся из нескольких представленных вариантов ответа выбрать и обосновать один, на их взгляд убедительный. |
7 | Сообщение темы с мотивирующим приемом | «Яркое пятно» - сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд, краеведческого материала и т.д.); - демонстрация непонятных явлений через зрительный ряд или наглядность. «Актуальность» - обнаружение смысла, значимости проблем для учащихся. |
Формы решения проблемных ситуаций могут быть самыми различными, например:
- проблемные задачи и задания,
- проблемная лекция,
- задачи исследовательского характера,
- дискуссии,
- работа с историческими документами,
- работа с текстами с проблемной направленностью.
Практическая часть
Начнем с «яркого пятна» - сообщение темы с мотивирующим приемом.
6 класс. Одна из первых тем по истории России «Восточные славяне в древности». На слайде появляется еще одна надпись – народ – загадка?! Возникает проблемный вопрос – а почему славяне – это народ – загадка, что в нем такого загадочного?
- Какие ключевые компетенции мы сможем формировать с помощью технологии сообщения темы с мотивирующим приемом?
Учебно – познавательная компетенция, информационно – технологическая компетенция, ценностно – смысловая компетенция, коммуникативная компетенция
Технология формирования ситуации несоответствия.
8 класс. История России. Тема: Великие реформы 60 – 70 – х годов XIX века. В процессе изучения причин Крестьянской реформы 1861 года и этапов подготовки реформы учащиеся утверждаются в мысли о необходимости крестьянской реформы для модернизации страны, выявляют прогрессивные стороны подготовки реформы. Главный результат – это долгожданный Манифест об отмене крепостного права. Но вот учащимся предъявлены иные факты – это свидетельства очевидцев и статистические данные, которые несоответствуют сложившемуся на данном этапе изучения учебного материала мнению обучающихся.
Технология формирования проблемной ситуации с предположением.
Возьмем туже тему по истории России в 8 классе. Подводя итоги Великих реформ обучающиеся приходят к выводу, что, несмотря на ограниченность и незаконченность Великие реформы все же способствовали модернизации страны, то есть создавали предпосылки для развития индустриального общества. Тогда чем мы можем объяснить факт убийства Александра II 1 марта 1881 года.
Технология формирования проблемной ситуации с затруднением.
7 класс. История России. Тема: «Церковный раскол». Тема сложная для понимания семиклассников, так как она глубокая и многоуровневая с позиции анализа исторической ситуации и с позиции исследования последствий церковного раскола, его влияния на последующее развитие нашего государства.
Начинаем мы беседы с того, что же означает слово раскол? Почему раскол может быть трагедией?
Затем изучаем исторические персоналии и факты.
При их рассмотрении обучающиеся сталкиваются с проблемой, что им многое не понятно, а значит им что – то неизвестно.
Можно предложить обучающимся составить вопросы, которые они хотели бы выяснить и предложить найти на них ответы.
Заключительный этап это уточнение ответов на вопросы и выводы по изученной теме с объяснением каждого элемента.
Обобщая вышесказанное можно сделать вывод, что технология проблемного обучения позволяет формировать ключевые компетенции, что позволяет достигать одну из основных целей современного образования – формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности.
В процессе реализации технологии проблемного обучения учитель должен стараться обеспечивать оптимальное сочетание самостоятельной поисковой деятельности обучающихся и усвоения ими необходимых научных выводов. И тогда:
«Дети смогут стать Икарами,
Взмоют в небо беспредельное
Если силами Учителя
Прочно будут крылья выращены»
6