СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование технологии развития критического мышления для формирования деятельности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка очень актуальна.

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии развития критического мышления для формирования деятельности младших школьников»


Использование технологии развития критического мышления для формирования деятельности младших школьников

Я.А.Лежапекова


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6 имени полного кавалера ордена Славы Н.В. Овчинникова» села Саблинского, Александровского района




Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки

Олдингтон Р.


Развивающемуся обществу, как подчёркивается в Концепции модернизации российского образования, нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильность, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа призвана формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Одной из таких компетенций является способность обнаруживать противоречия в воспринимаемой информации. А потому значимой становится проблема развития личностных качеств во всех сферах деятельности. Одним из таких качеств является критичность как важнейшее свойство субъекта деятельности и поведения.

Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме таких ведущих мыслителей как Рубенштейн, Самарин, Смирнов и других, позволяет мне сегодня с уверенностью говорить о той роли, которую занимает критичность как качество мышления и свойство личности в процессе решения задач, в зарождении интеллектуальных эмоций, в творческой, самостоятельной деятельности, в процессе овладения учащимися обобщенным опытом, в регуляции их поведения.

Так С.Л. Рубинштейн говорил: «Критичность – существенный признак зрелого ума. Некритический, наивный ум легко принимает любое совпадение за объяснение, первое подвернувшееся решение – за окончательное. Критический ум тщательно взвешивает все доводы за и против своих гипотез и подвергает их всесторонней проверке».

А С.И. Векслер в своих научных трудах рассматривал критическое мышление как формирующееся всю жизнь, развитие которого можно ускорить с помощью специально организованного обучения, тренируя школьников, прежде всего в нахождении и опровержении ошибок.

А.И. Липкина и Л.А. Рыбак подчеркивали в своей работе «Критичность и самооценка в учебной деятельности» особую роль художественных текстов в становлении и развитии критического мышления школьников, так как работа с художественными текстами даёт возможность, и сформировать собственное суждение и мнение о тексте, и критически обсудить другие мнения.

Все это позволило мне сделать вывод, что критичность направлена не только на самого ученика как субъекта образовательной деятельности, но и на способы добывания знаний. Большинство исследователей критичности сходятся в том, что формировать критичность необходимо. Уверена, критичность следует целенаправленно формировать на всех уровнях обучения, начиная с первого класса школы.

Уже 30 лет я работаю учителем начальных классов. Давать детям возможность делать выбор, самостоятельно, взвешенно – моя главная задача как педагога. Я учу ребят быть критичными, т.е. контролировать и оценивать свои и чужие действия; занимать определённую позицию, отстаивать её или отказаться; ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов, подвергать сомнению известные факты; строго и тщательно взвешивать все доводы за и против принимаемых решений; объективно оценивать и отбирать нужную информацию с точки зрения её истинности, достоверности, целесообразности; находить оптимальные способы решения проблем.

Считаю, что обучить и воспитать человека критически мыслящим – значит, обезопасить его от многих ошибок, некритичный человек излишне доверчив и легко поддаётся влиянию чужих идей и мнений. Воспитать человека уважающим чужое мнение – обезопасить от многих бед всё общество. В этом вижу свою главную задачу. И как учитель добиться этого я могу через учебную деятельность и внеклассную работу.

  • Как повысить мотивацию к обучению у своих учеников?

  • Как вовлечь их в образовательный процесс?

  • Как научить их критически мыслить?

Эти вопросы актуальны для меня ежедневно. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит мне создать такие условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний. Работая с детьми младшего школьного возраста, я находилась в поиске таких методов и приёмов, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно.

Считаю, что одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.

«Использование технологии развития критического мышления для формирования деятельности младших школьников через чтение и письмо» - тема моего опыта работы.

Цель работы – исследовать эффективность применения технологии развития критического мышления, как средства для развития мыслительной деятельности учащихся.

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Гипотеза: если использовать методы и приёмы технологии развития критического мышления, то можно активизировать мыслительную деятельность учащихся:

 умение ставить вопросы;

 умение выделить главное;

 умение делать сравнение;

 умение устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения;

 умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;

 способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.

Содержание моей работы определило следующие задачи:

1. Исследовать вопросы теории критического мышления.

2. Изучить умственное развитие учащихся на первый год обучения в школе проводить диагностику их развития во время обучения в школе 1 ступени.

3. Разработать критерии ожидаемых результатов.

4. Применять приемы и методы технологии развития критического мышления на практике.

5.Вести поиск и разработку необходимых диагностических материалов.

6.Выявить уровень сформированности развития мыслительной деятельности учащихся.

Инновационность технологии развития критического мышления заключается в том, что выходя за рамки классической технологической стратегии, эта модель, представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

Особенностью данной педагогической технологии с одной стороны является то, что обучающиеся в процессе обучения сами конструируют этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сами отслеживают направления своего развития, сами определяют конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.

Методический аспект формирования критического мышления заключается в том, что данная технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности.

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий):

  • стадии вызова;

  • смысловой стадии;

  • стадии рефлексии.

I – ВЫЗОВ

Задачи (функции) этапа:

  • актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;

  • пробудить к ней интерес;

  • активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;

  • структурировать последующий процесс изучения материала.

II – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Работа строится в группах. Каждая группа работает с текстом учебника. Читает свой материал, делая пометки. Далее идёт обсуждение прочитанного, работа с рисунками.

Функции этапа:

  • получение новой информации;

  • ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);

  • соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;

  • поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

III – РЕФЛЕКСИЯ

Функции этапа:

  • выражение новых идей и информации собственными словами;

  • целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;

  • анализ всего процесса изучения материала;

  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).

Предлагаю вашему вниманию свой практический опыт использования некоторых приемов развития критического мышления на уроках чтения и окружающего мира.

Так при работе с текстом я использую следующие приемы:

- чтение суммирование в парах;

- чтение с остановками;

- парная мозговая атака;

- таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;

- работа с вопросниками;

- написание творческих работ;

- создание викторины на основе изученного материала, кроссвордов;

- уголки;

- кластер.

Прием «Чтение – суммирование в парах» можно использовать как для объяснения нового материала, так и для закрепления изученного. Лучше этот прием применять в 3-4 классах. Детям в классе предлагаю несколько разных текстов по теме (или один и тот же текст нескольким парам учеников).

Другой прием – «Работа с вопросником» - применяю при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагаю ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно провожу фронтальную проверку точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

К приему «Знаю, узнал, хочу узнать» обращаюсь как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления.

Например, при изучении творчества А.С.Пушкина дети самостоятельно составляют таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

Прием «Уголки» - использую на уроках окружающего мира и литературного чтения.

Например, при изучении произведения Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» при характеристике одного из героев часовщика Дроссельмейера класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая - об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста.

Данный прием использую после чтения всего произведения. В конце урока делаем совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.

Прием «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы.

Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития, все с удовольствием делают эту работу.

К приему «Создание викторины» обращаюсь после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего – «знатока», а потом весь класс задаёт «знатокам» вопросы.

Еще один из приемов – это кластер («гроздь»), суть которого в выделении смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определенном порядке в виде грозди. Этот прием я использую практически на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.

Ученики имеют возможность высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

И, наконец, особо важное значение на всех своих уроках я придаю этапу рефлексии и домашнему заданию. На стадии рефлексии представляю важными не только логические умозаключения, но и эмоциональные переживания. Использую как устные, так и письменные приемы проведения рефлексии. Это такие практические упражнения как:

• «От обратного» - детям предлагаю выполнить следующее задание: «Что было бы, если …»;

• исследование по отдельным вопросам;

• «Синквейн».

Подробнее остановлюсь на последнем. Прежде всего, что такое синквейн? СИНКВЕЙН это средство творческого самовыражения

Плюсы использования данного упражнения заключаются в следующем:

      • обогащает словарный запас учащихся;

      • подготавливает к краткому пересказу;

      • учит формулировать идею (ключевую фразу);

      • позволяет почувствовать хоть на мгновение творцом.

Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

Пятая строка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.

Например:

Природа

Странная, красивая.

Радует, огорчает и удивляет.

Нашу природу надо беречь.

Природа.

Процедура составления синквейна позволяет мне гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

Умение составлять синквейны свидетельствуют о степени владения учащимися материалом конкретной темы любого учебного предмета в частности, а в общем, является показателем того, что учащийся:

- знает содержание учебного материала темы;

-умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса, структуры или вещества;

-умеет практически применять полученные знания для решения новой для него задачи.

Использование таких заданий позволяет детям четче формулировать свои мысли, лучше запоминать изученное. На всех стадиях работы использую как индивидуальные, так и групповые формы работы. В течение урока обязательно поощряю работу каждого ребенка, выслушиваю всех, никогда не критикую личные мнения детей.

В опыте своей педагогической деятельности я систематически применяю систему мониторинга эффективности использования технологии развития критического мышления в учебном процессе. Так по итогам 1 и 2 четвертей 2011-2012 учебного года мною была проведена диагностика интеллектуальных способностей учащихся 2б класса. Для этого я использовала методику Замбицявичене Э.Ф. (Приложение3), в рамках которой мною были исследованы и изучены следующие особенности развития критического мышления учащихся:

  • умение исключать лишнее;

  • словесно – логическое мышление;

  • умение обобщать;

  • умение анализировать.

В результате проведенных мною исследований уровень развития мышления определялся в баллах и представлен в следующей сравнительной таблице:


Высокий

(90 и более баллов)


Возрастная норма

(70-89 баллов)

Приближен к норме

(50-69 баллов)

Низкий

(30-49 баллов)

I четверть

8,5 %

43,8 %

28,6 %

19, 1 %

II четверть

9, 3 %

55,7 %

20,3 %

14,7 %

Анализ результатов исследования показывает, что на конец первого полугодия для 9,3 % учащихся характерен высокий уровень развития мышления, что на 0,8 % выше, чем в начале года; у 55,7% учащихся отмечается возрастная норма - это на 11,9% выше; у 20,3 % учащихся уровень развития критического мышления приближен к норме, что на 8,3% выше показателя на конец первой четверти; число учащихся с низким уровнем развития мышления снизился на 4,4%.

Сравнительный анализ результатов тестирования позволяет также сделать вывод, что в развитии критического мышления учащихся складывается положительная динамика.

Наряду с данной методикой мною применяется такой метод исследования, как педагогическое наблюдение, а именно включённое наблюдение.

Такой метод предполагает, что учитель сам участвует в процессе, за которым ведёт наблюдение, одновременно не прекращая наблюдать. Я наблюдала за учащимися, как они умеют рефлексировать свою деятельность и деятельность своих одноклассников. На моем уроке, построенном по технологии критического мышления, рефлексия работает на всех его стадиях. Процесс рефлексии заключается в осознании своих мыслей и действий, в осознании мыслей и действий другого человека. Такая работа ума позволяет развивать у моих воспитанников следующие качества:

• готовность к планированию;

• наблюдение за собственными действиями;

• поиск компромиссных решений;

• готовность исправлять свои ошибки;

• настойчивость в достижении цели.

Данные качества необходимы не только в учебной деятельности, но и в различных жизненных ситуациях.

Результаты исследования, хотя еще пока и незначительные, показывают, что использование технологии развития критического мышления:

  • развивает мыслительную деятельность учащихся начальной школы;

  • формирует умение аргументировано высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения.

Методы и приёмы технологии развития критического мышления способствуют:

• лучшему запоминанию изученного материала;

• активизации деятельности учащихся на уроке;

• формулированию интересующих учащихся вопросов;

• развитию познавательной деятельности обучающихся.

В опыте принципиально важны также идея ценности личности и создание условий, благоприятной для ее развития, самопознания и самовыражения.

Поэтому, с одной стороны, в ходе учебной деятельности я моделирую и анализирую процесс познания на всех его этапах, что позволяет использовать данную технологию как средство и инструмент саморазвития и самообразования человека (и ученика, и учителя). С другой стороны, вся учебная деятельность строится на основе партнерских взаимоотношений учитель - ученик, ученик - ученик.

Технология развития критического мышления ориентирована на воспитание у ученика социальной ответственности. Для этого весь учебный процесс тесно увязывается с конкретными жизненными задачами, выяснением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни.

Считаю, что социально-ориентированное отношение к действительности, навыки коллективной работы, взаимообусловленность принципов и поступков личности на современном этапе - необходимые условия для формирования гражданских взглядов.

В заключении ещё раз хочется отметить, что важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно. Убеждена, что работа, проводимая в рамках развития критического мышления, научит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения.

Я учусь вместе с детьми, учусь у детей, и, возможно, порой это живое взаимодействие интереснее и дороже стройности университетских лекций.