СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование критического мышления младших школьников во внеурочной деятельности по ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрыто различные понятия критического мышления, его особенности в младшем школьном возрасте. Также рассмотрены  формы внеурочной деятельности по изобразительному искусству, которые  могут повысить уровень критического мышления младших школьников. Представлены результаты уровня сформированности критического мышления младших школьников. Содержится фрагмент внеурочного занятия по изобразительному искусству для обучающихся 4 класса на тему «О чем нам рассказывают гербы» с использованием элементов технологии развития критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Формирование критического мышления младших школьников во внеурочной деятельности по ИЗО»

Формирование критического мышления младших школьников во внеурочной деятельности по ИЗО

Автор, место учебы (работы)

В статье раскрыто различные понятия критического мышления, его особенности в младшем школьном возрасте. Также рассмотрены формы внеурочной деятельности по изобразительному искусству, которые могут повысить уровень критического мышления младших школьников. Представлены результаты уровня сформированности критического мышления младших школьников. Содержится фрагмент внеурочного занятия по изобразительному искусству для обучающихся 4 класса на тему «О чем нам рассказывают гербы» с использованием элементов технологии развития критического мышления.

Ключевые слова: младшие школьники, критическое мышление, внеурочная деятельность, изобразительное искусство.


В современной школе приоритетной задачей является не овладение учащимися определённым набором знания, умений и навыков, а воспитание внутренне свободной личности, способной мыслить, формировать и аргументированно отстаивать собственные убеждения, ставить задачи и находить эффективные способы достижения их цели. Оптимальный способ решения поставленных задач – развитие критического мышления у школьников. Критическое мышление предполагает способность видеть проблему, готовность находить нестандартные решения, способность подвергаться рефлексии собственную интеллектуальную деятельность, анализировать свою деятельность и выявлять допущенные ошибки [1].

В психологии в основном критическое мышление понимается как применение когнитивных технологий и стратегий, что увеличивает вероятность правильного конечного итога. Б. М. Теплов считает критичность «умением строго оценить мыслительную деятельность, внимательно оценить все доводы, касающиеся предполагаемых гипотез, и всесторонне проверять эти гипотезы» [4]. Критичность, в понимании Смирнова А. А., как связь самостоятельности разума с его критичностью, т.е. умение не поддаться внушающему воздействию чужой мысли, а тщательно и верно оценивать его, видеть сильные, слабые его стороны, раскрывать, что ценное в ней есть и ошибки, допущенные в ней, критичность – необходимая предпосылка для творческой деятельности [6].

Понятие «критическое мышление» в педагогической науке изучало ряд исследователей. Так по определению Г. Д. Дмитриева критическое мышление – это одна из форм интеллектуальной активности человека, которая характеризуется перечисленными умениями: определение ложных стереотипов, ведущих к неправомерным выводам; выявление предвзятого мнения, отношения и суждений; умение отличать факт от предположений и личных мнений; способность подвергнуть сомнению логичность речи; определение главного в вопросе и возможных путей его решения; умение делать выводы о ценностных ориентациях, интересах, идейных установках текста, умение избегать категоричности в высказываниях и утверждениях. [2].

Школьник с критическим мышлением умеет интерпретировать и оценивать информационные сообщения, умеет выделять противоречия в тексте, типы структур, которые присутствуют в нём, аргументировать свое мнение, основываясь на логике и представлениях собеседников. Такой обучающийся ощущает уверенность при работе с различными видами информации, способен эффективно пользоваться самыми разнообразными ресурсами на уровне ценностных ценностей, критично мыслящий обучающийся умеет эффективно взаимодействовать с информационным пространством, принимая принципиальное значение многополярности окружающего мира и возможности сосуществования различных аспектов в рамках ценностей всего человечества. Таким образом, он успешнее адаптируется в современную жизнь.

Анализы литературы показывают, что есть специальные методы развития критической мышления. Исследования Л. С. Выготского, Дж. Стила, К. Меридит, Ч. Темпл, Ж. Пиаже и др. свидетельствуют, что структура технологии развития критического мышления в образовании стройна и логична, поскольку этапы ее являются закономерными этапами интеллектуальной деятельности человека личности. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. [1;2;5]

Данная технология была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д. Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом. Целью данной технологии является обеспечение развития критического мышления путем интерактивного включения обучающихся в учебный процесс (развитие интеллектуальных навыков обучающихся, которые необходимы не только для учебы, но для повседневной жизни: умения принимать обдуманные решения, вести работу с информацией и анализировать разные стороны явления и т.д.)

Педагогические условия развития критических мышлений у детей в младшем школьном возрасте – это в первую очередь применение различных методов и средств. При этом, учитывая, что большинство преподавателей работают по традиционным программам, появляется потребность практикующих педагогов в методических материалах, направленных на развитие логики, мыслительных действий, которые могут быть использованы как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Изучением организации внеурочной деятельности по изобразительному искусству занимались Якушева С. Д., Комарова Т. С., Савенков А. И. Важность изучения форм внеурочной деятельности по изобразительному искусству, которые способны повысить уровень критического мышления младших школьников, заключается в том, что это позволит применить такие приемы, которые будут эффективно воздействовать на обучающихся [5].

Внеурочная деятельность по изобразительному искусству протекает в максимально приближенной к художественным школам, где учащиеся работают за мольбертами, организуют выставки своих работ, говорят на темы искусства, развивая свои творческие способности. С данной целью используются не только методы организации внеклассной работы т дидактические формы, но и характерные, специфические для предметов эстетического круга. В организации внеурочной деятельности по изобразительному искусству к помощи и участию привлекаются родители с целью повышения эффективности деятельности школьников по изобразительному искусству.

Таким образом, внеурочная деятельность должна проводиться в соответствии с психологическими и педагогическими особенностями обучающихся младшего школьного возраста и спецификой предмета «Изобразительное искусство». Высокий показатель результативности внеурочной работы обучающийся младшего школьного возраста – его стремление к самостоятельному творчеству, к творческим и научным проектам, к творческим конкурсам.

Целью исследования являлось изучение сущности критического мышления и уровня его развития у младших школьников с целью составления плана внеурочного мероприятия по развитию критического мышления в младших классах.

Исследование уровня развития критического мышления детей младшего школьного возраста проводилось на базе Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3» Вахитовского района г. Казани, в 4 «В» классе. Полученные результаты нами были проанализированы и обработаны.

Программа диагностики включала в себя описанные ниже методики:

  1. Методика исследования критического мышления младших школьников Л. А. Мальц. Цель методики: выявление у младших школьников умения не только обнаружить ошибку (несоответствие, противоречия), но и предложить способ ее устранения в процессе анализа задачи, решения, результатов деятельности.

  2. Методика «Выделение существенных признаков» (С.Я. Рубенштейн). Направлена на выявление уровня логичности мышления, а также умения сохранять направленность и устойчивость способов рассуждения.

  3. Методика «Исключение лишнего». Цель: изучение способности к обобщению.

Сведем данные нашего исследования в таблице 1.

Таблица 1

Результаты диагностики уровня развития критического мышления младших школьников


Высокий

Средний

Низкий

Методика 1

14%

33%

53%

Методика 2

17%

45%

38%

Методика 3

25%

59%

16%

После проведения психолого-педагогической диагностики, мы пришли к выводу, что критическое мышление младших школьников необходимо развивать.

Этому свидетельствуют результаты исследования критического мышления младших школьников по методике Л. А. Мальц, высокий уровень имеют 14 % обучающихся, средний уровень продемонстрировали 33 % обучающихся, а низкий уровень составляет 53 %. Проведение методики показывает, что преобладает низкий уровень развитии критического мышления у младших школьников. По методике «Выделение существенных признаков», высокий уровень в 4 «В» классе уровень достигает 17 %, средний уровень продемонстрировали 45 % обучающихся, а низкий уровень показали 38 % обучающихся. Данные результаты подтвердили показатели предыдущей методики, именно показали необходимость в работе над развитием критического мышлении у младших школьников.

Опираясь на результаты исследования и изученный теоретический материал, мы разработали конспект внеурочного занятия по изобразительному искусству для обучающихся 4 класса на тему «О чем нам рассказывают гербы» с использованием элементов технологии развития критического мышления. Рассмотрим основное его цель, задачи и основные этапы.

Цель данного занятия: развитие критического мышления на основе осмысления символического характера языка герба как отличительного знака, структуры его составных частей, символического значения изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики.

Задачи: научиться выделять существенные признаки объектов и явлений, развивать речь обучающихся средствами технологии РКМЧП; развивать навыки работы с художественными материалами, воспитывать интерес к творчеству. 

Этапы урока и приёмы, используемые на каждом этапе: 

1.Вызов: составление кластера, «Тонкие - толстые вопросы».

2. Осмысление: чтение текста с маркировкой, «Инсерт».

3. Рефлексия: заполнение кластера, синквейн.

Таким образом, технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в сфере общения, так и в сфере конструирования процесса обучения. Работая в критической технологии, учителя превращаются в основные источники информации, и используя технологию, обучение превращается в совместный и интересный поиск. Использовать эту технологию во внеурочной работе по ИЗО дает нам возможность развивать мышление детей в процессе не только учебной деятельности, но и в творческой. Высокий показатель результативности внеурочной работы обучающийся младшего школьного возраста – его стремление к самостоятельному творчеству, к творческим и научным проектам, к творческим конкурсам.


Литература:

  1. Загашев, И. О., Заир-Бек, С. И. Критическое мышление: технология развития [Текст] / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – Санкт-Петербург: Альянс-Дельта, 2003. – 284 с.

  2. Зайцев, А. В. «Критическое мышление» в философской рефлексии Джона Дьюи [Текст] // НПЖ «Диалог». 2019. № 1 (13). – С. 140-143.

  3. Ласкожевская, Е. В. Технология развития критического мышления младших школьников [Текст] / Е. В. Ласкожевская // Начальная школа. - 2010. – № 6. – С. 68-70.

  4. Патопсихология: Хрестоматия [Текст] / Сост. Н. Л. Белопольская. 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Когито-Центр, 2000. – 289 с.

  5. Содержание и организация внеурочной деятельности современных школьников: опыт и проблемы реализации: Монография [Текст] / под ред. С. Д. Якушевой. – Новосибирск: Изд. АНС СибАК, 2017 – 196 c.

  6. Сорина, Г.В. Критическое мышление: история и современный статус [Текст] / Г. В. Сорина // Вестник Московского университета. – 2003. – № 6. – С. 97-110.

  7. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений: [новое издание] / Сергей Иванович Ожегов; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - Москва: Мир И образование, 2015. – 1375 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!